Разработка урока по природоведению Тема «Загадочные камни» Программа 5 коррекционного класса VIII вида
план-конспект урока (5 класс)

В течение этого урока у ученика с проблемами со здоровьем есть возможность не только проявить свои спообности, но и поставив цели, добиться положительного результата. Для ребенка урок был увлекателен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Алексеева Татьяна Валерьевна

учитель географии и биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Харанорская средняя общеобразовательная школа № 40

Разработка урока по природоведению

Тема :  «Загадочные камни»

Программа 5 коррекционного класса VIII вида (1 ученик)

Цель: формирование у учащихся общего представления о  горных породах и минералах, слагающих земную кору.

Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся представления  о многообразии горных пород, познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, а также использованием их в хозяйственной деятельности;

Коррекционно - развивающие: развивать мыслительные процессы, связную устную речь; развивать зрительное восприятие, долговременную память, концентрацию и объем внимания.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней в повседневной жизни.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Методы: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, образцов горных пород, поделок из камня, выполнение практических заданий.

Оборудование урока: образцы горных пород, иллюстрации  «Внутреннее строение Земли», «Извержение вулкана», «Мох сфагнум»  , поделка с использованием поделочных камней родной местности.

Ход урока.

I  Организационный момент  

 Психогимнастика.

-Сережа, сегодня ты вновь уроке природоведения, я рада тебя видеть. Давай сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Вздохнем поглубже и выдохнем. Начинаем.

II Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сегодня мы с тобой сыграем в интересную игру. Ты будешь геологом, а я – твоим помощником. Знаешь ли ты , кто такие геологи?

Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. А мы совершим воображаемое путешествие и будем изучать вот что:

Показ образца горной породы – гранита.

Камни? (Приложение 1)Это не простые камни, они – загадочные. В чем их загадка, мы и узнаем сегодня.

Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
И поделиться, рассказать,
О том, что удалось узнать.   Виктор Слетов

III Изучение нового материала.

Перед нами не простые «камни», это – горные породы. Откуда же они берутся ?

Горные породы окружают нас повсюду. Если за поселком мы можем наблюдать их преимущественно в естественном состоянии, а в поселке они, в большинстве своем, представлены уже в переработанном виде. Стены и полы наших квартир, дорожное покрытие, элементы зданий и многое, многое другое выполнено из обработанных горных пород.

 Горные породы – это рыхлые или твердые природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Вся толща земной коры состоит из разнообразных горных пород, их более 2000 видов.

Давай вспомним, из чего состоит наша планета? Каково внутреннее строение Земли?

Демонстрация рисунка «Внутреннее строение Земли». (Приложение 2)

Итак, это ядро, мантия и земная кора. Земная кора – твердая, а вот мантия – вязкая, находится под большим давлением и иногда вырывается наружу.

Демонстрация рисунка «Извержение вулкана». (Приложение 3)

Здесь и начинается самое интересное. Магма – вещество мантии изливается на поверхность или остается внутри вулкана и застывает.  В первом случае образуется базальт, во втором – гранит.

Демонстрация горных пород. (Приложение 4)

В начале, возникли породы из магмы,

Они пеpвоpодные самые как бы,

Тяжелый гранит, в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные.

Это – горные породы магматического происхождения (от слова «магма»). Практические задания:

  1. Рассмотри и  опиши образцы горных пород : цвет, зернистость, твердость, слоистость.  
  2. Здесь представлены образцы нескольких разновидностей гранита. Распредели их по любому признаку. (ученик распределяет их по цвету, размеру)
  3. Посчитай, сколько образцов гранита большого размера, сколько – маленького.
  4. Чем отличается гранит от базальта? (цветом, зернистостью)
  5. Чем они похожи? (твердостью)

 Где человек их использует?  (гранит – в строительстве, базальтовые волокна - утеплитель )

Есть другие горные породы – осадочного происхождения. (от слова «осадки», «осаждаться») Например, уголь, он образовался из растительного опада сотни лет назад, а торф образовался их мха сфагнума. (Приложение 5 )

Демонстрация горных пород.

Практические задания:

1.Рассмотри и  опиши образцы горных пород : цвет, зернистость, твердость, слоистость.  

2.Чем отличается уголь от торфа? (цветом)

3. Чем похожи?  (слоистостью) (Приложение 6)

Где человек использует эти полезные ископаемые? (сжигает, для получения тепла и энергии).

Какую горную породу добывают рядом с нашим поселком (бурый уголь).  Горные породы, которые человек добывает, называются полезными ископаемыми. Почему? (они приносят пользу человеку)

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали

До лужайки добежали

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Камни будем собирать и загадочки гадать!

Среди осадочных горных пород есть мел. Он образовался при отмирании моллюсков и скоплении их раковин на дне морей.

Демонстрация горных пород.

Практические задания:

1.Рассмотри и  опиши образцы горных пород : цвет, зернистость, твердость, слоистость.  

2.На какую горную породу из представленных (гранит, базальт, мергель ) похож мел ? (мергель) По каким признакам? (цвет, твердость)

Как ты думаешь,  почему они похожи? (у них одинаковое происхождение, только в мергеле есть глина). (Приложение 7)

IV. Закрепление

Задание 1.

Демонстрация горных пород

Перед тобой – горная порода. Назови ее. (гранит)

Среди образцов гранита затерялся образец другой горной породы. Найди его, назови эту горную породу. (Приложение 8)

Задание 2.

Демонстрация горных пород

Перед тобой образцы различных горных пород, но они лежат не возле тех коробочек, откуда вынуты. Найди коробочку для каждого образца, назови горную породу.(названия написаны на коробочках) (Приложение 9)

Задание 3.

А теперь вспомним, как же горные породы образовались.  

Ты – геолог, расскажи людям, где найти различные горные породы.

Нарисуй рисунок, который поможет нам это вспомнить. Разложи на рисунке образцы горных пород в тех местах, где они могли бы  образоваться. (Приложение 10)

В поселке Шерловая Гора, что рядом с нашим, добывают поделочные камни, например, шерл. Вот какие поделки делают из шерла местные умельцы. (Приложение 11)

V Рефлексия

Оцени свою работу на уроке, дополняя предложения:

  1. Мне понравилось…  
  2. Меня удивило…
  3. Я расскажу дома …

VI  Домашнее задание

Какое домашнее задание ты бы хотел сделать?

( сделать макеты  вулкана, горных пород  из пластилина)

Приложения C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\HamsterArc4\{a122f22b-03b6-454e-9bdc-a50681186818}\тане\тане\IMG_2247.JPG

C:\Users\Пользователь\Desktop\1.jpg

Приложение 1. Камни???

Приложение 2. «Внутреннее строение Земли»

C:\Users\Пользователь\Desktop\2.jpg

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\HamsterArc4\{999d48e1-19b7-4bc3-9390-1dc5aaf8a195}\тане\тане\IMG_2248.JPG

Приложение 3. Извержение вулкана

Приложение 4. Магматические горные породы. Гранит.

C:\Users\Пользователь\Desktop\3.jpg

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\HamsterArc4\{e79c3af2-1433-4c07-bf81-f966f5b065b9}\тане\тане\IMG_2262.JPG

Приложение 5. Сфагнум

Приложение 6. Сравнение бурого угля с торфом

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\HamsterArc4\{b22519b1-0f8d-4d4a-9b74-537499fa2fca}\тане\тане\IMG_2257.JPG

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\HamsterArc4\{b53a6627-2a03-4175-9d94-f5c35539ad89}\тане\тане\IMG_2258.JPG

Приложение 7. Это – мел!

Приложение 8. Спрятался…

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\HamsterArc4\{4e651ac1-7710-465c-a18e-d90cac9af85b}\тане\тане\IMG_2276.JPG

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\HamsterArc4\{a3973ea8-7f18-495c-9ba2-c9ca4ebfb0de}\тане\тане\IMG_2284.JPG

Приложение 9. Нужно подумать…

Приложение 10 Я - геолог

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180204_205518.jpg

Приложение 11 Поделка из шерла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида Учебно-методический комплекс:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Разработка урока для совмещенных классов в коррекционном классе VIII вида

Урок разработан по направлению "Швейное дело " в 7-8коррекционном классе VIII вида по теме "Обработка горловины швейного изделия"...

Обобщающий урок географии в 8 классе по программе коррекционной школы VIII вида

Урок географии по теме "Что  ты знаешь об  Австралии?". Данный конспект урока географии «Знаешь ли ты Австралию?» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебн...

Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.

Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...