Практические работы
методическая разработка по географии

Здесь даны разработки практических работ при реализации проблемного подхода в обучении географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Практические работы при реализации проблемного подхода к обучению

Практическая работа в 8 классе

«Определение особенностей и причин расселения населения  в России»

Образовательные задачи:

- научить определять главную полосу расселения населения в стране;

- определить причины её расположения посредством установления причинно-следственных связей.

Содержание работы. Работа в малых группах. Каждой группе предлагается для работы 2 города, где они должны определить число жителей в этих городах, входит ли город в главную полосу расселения, определив, что это и по каким территориям проходит. Далее учащиеся должны найти причинно-следственные связи между заявленными выше фактами и следующим: степенью благоприятности условий жизни населения в городах, естественным приростом населения этих городов, качеством жизни населения в регионе, причинами образования города, экономическим развитием города. Далее - оформление таблицы, формулирование вывода. Следующий этап – обсуждение результатов и общий вывод.

Источники знаний: 1. Мелкомасштабные карты атласа:

- плотности населения;

 - качества жизни населения.

2. Другие источники:

- статистические данные рождаемости и смертности в данных городах;

- исторические данные о возникновении городов;

- сведения об  экономическом развитии городов.

Учебные задания:

Город

Географическое положение

Число жителей в городах

Входит ли город в главную полосу расселения населения

Степень благоприятности условий жизни населения

Естественный прирост населения в городе

Качество жизни населения в регионе

Причины образования города

Экономическое развитие города

1.

2.

  1. Заполните таблицу:
  2. Сделайте вывод по таблице, определив главную полосу расселения населения России и причины её расположения.

Примеры городов: Москва, Ростов-на-Дону, Норильск,  Красноярск , Петропавловск-Камчатский

Способы познавательной деятельности:

- анализ карты,

 - анализ статистической информации,

- анализ исторических и экономических данных,

- установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

- учащиеся умеют определять главную полосу расселения населения в стране;

- объясняют  причины её расположения.

Форма представления учащимися результата работы:

Конечный продукт работы – заполненная таблица, обсуждение результатов заполнения, выводы по результатам коллективного обсуждения.

Практическая работа по географии в 6 классе

«Определение особенностей природных зон Африки»

Образовательные задачи:

- раскрыть особенности и признаки природных зон, причины  их разнообразия;

- объяснить особенности их размещения.

Учебные задания:

  1. Проследите изменение природных зон  от столицы Алжира до столицы ЮАР  и заполните таблицу с помощью карты и параграфа в учебнике.

Географические координаты точек

Природная зона

Климатический пояс

Внутренние воды

Протяженность с севера на юг в км

Растительность

Животный мир

Алжир

˚

   Кейптаун

˚

  1. Сделайте выводы по таблице.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. По какому компоненту природы и почему даны названия природным зонам?
  2. На территории каких природных зон находится наибольшее количество городов и почему?
  3. Почему на территории одного климатического пояса могут находиться две природные зоны?
  4. Почему в северной части материка пустыни занимают большее пространство, чем в южной?
  5. Зависит ли расположение природной зоны от рельефа?

Планируемые результаты:

- учащиеся знают особенности природных зон, их расположение, протяженность;

- умеют видеть зависимость особенностей природных зон от климатических условий, определяют это как географическую закономерность;

- определяют степень влияния других факторов на формирование природных зон.

Учебный проект по географии в 6 классе.

«Последствия изменения направления Гольфстрима»

Цель: определить последствия изменения направления теплого течения Гольфстрим.

Образовательные задачи:

- учить учащихся находить причинно-следственные связи в рассматриваемых явлениях и процессах;

- определять зависимость климата от близости течений.

Тип проекта: создание модели

Учебные задания:

  1. Прочитайте текст.

Несколько десятков лет назад американские инженеры предложили соорудить плотину от острова Куба до полуострова Флорида, т.е. закрыть тот проход, через который выходят в Атлантический океан воды Гольфстрима, отдавая своё тепло Европе и почти ничего не оставляя Америке. С постройкой такой плотины теплые воды, гонимые с экватора, будут как бы заперты в Мексиканском заливе, и если прорыть канал через Флориду, то Гольфстрим пройдёт вдоль берегов Северной Америки.

  1. Объясните выделенное утверждение.
  2. Определите последствия данного проекта для природы Северной Америки, рассмотрев все её компоненты.
  3. Ответьте на вопрос: почему данный проект так и не был осуществлен.

Планируемые результаты.  

1. Учащиеся умеют создать модель ситуации на основе предложенных данных и собственных выводов и размышлений.

Учебный проект по географии в 9 классе

«Программа управления миграционными процессами в регионе»

Цель: разработать отдельные меры или программу по управлению миграционными процессами в Забайкальском крае.

Образовательные задачи:

- сформировать у  учащихся умение определения миграционного прироста или убыли населения;

- учащиеся должны выяснить причины миграционных процессов в регионе;

- определить меры по регуляции миграционных процессов.

Тип проекта: создание модели

Учебные задания:

  1. Прочитайте текст.

За 10 месяцев 2016 года из Забайкальского края уехали 14,2 тысячи человек, приехали в регион — 8,8 тысячи человек, по сравнению с 2013 годом число уехавших сократилось на 4,2% приехавших — выросло на 10%, сообщается 8 декабря на сайте Забайкалкрайстата.

Миграционный прирост населения зафиксирован в четырёх муниципалитетах. В Чита он составил 1,6 тысячи человек, в посёлке Агинское – 169 человек, в Читинском районе — 250 человек и в Забайкальском районе -113 человек. Наибольшая убыль населения произошла в городе Краснокаменск и Краснокаменском районе, откуда уехали 831 человек. Оловяннинский и Борзинский районы покинули 768 и 642 человека соответственно.

Из других регионов России в Забайкалье прибыли около 7,8 тысячи человек, выбыли за его пределы — 14 тысяч человек. В результате миграционного обмена с другими регионами край потерял 6,2 тысячи человек, но получил 842 жителя из-за международной миграции.

  1. На основе предоставленной информации вычислите:

- миграционный прирост в Забайкальском крае за два упомянутых года;

- определите общую тенденцию и причины данных миграционных процессов;

- объясните причины миграционных процессов внутри края.

3. Предложите меры по регулированию миграционных процессов края.

Планируемые результаты.  

1. Учащиеся умеют определять:

- миграционный прирост в Забайкальском крае за два упомянутых года;

- общую тенденцию и причины данных миграционных процессов;

- причины миграционных процессов внутри края.

2. Программа (или отдельные меры) по управлению миграционными процессами края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...