Выездной семинар - практикум для учителей ОБЖ, географии "Школа выживания"
методическая разработка по географии

Дубина Владимир Петрович

Главной целью программы данного семинара  является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:

-         обновить знания основных факторов стресса и опасностей, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

-  повторить способы ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

-  актуализировать методы воспитания у учащихся инициативы, готовности к принятию самостоятельных решений;

-  отработать на практике необходимые знания для повышения возможностей выживания в условиях вынужденного автономного пребывания в природной среде;

-  воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_shkola_vizhivaniya.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа выживания»

Программа выездного семинара

«Школа выживания»

Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств. Основным принципам и методикам выживания обучают на уроках ОБЖ учителя образовательных учреждений.

Цели выездного семинара «Школа выживания»

Главной целью данной программы является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:

  • обновить знания основных факторов стресса и опасностей, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

-  повторить способы ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

-  актуализировать методы воспитания у учащихся инициативы, готовности к принятию самостоятельных решений;

-  отработать на практике необходимые знания для повышения возможностей выживания в условиях вынужденного автономного пребывания в природной среде;

-  воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.

Компетенции, формируемые в процессе семинара - практикума

Решение проблемных заданий и возможных ситуаций, связанных с вынужденным автономным существованием в природной среде.

Подача сигнала бедствия, учитывая обстоятельств местности, условий, возможностей.

Определение сторон света, примерного времени по косвенным признакам.

Крепления каната к твердой, гибкой опоре, произведение нижней обвязки (беседочную страховочную систему).  

Наведение переправы, преодоление по кочкам препятствия, натяжение и страховка.

Подготовка средств транспортировки пострадавшего в вертикальном и горизонтальном направлении (из подручных материалов).

Сооружение временного убежища/укрытия из подручного материала (установление палатки, палаточного укрытия из плащевой ткани).

Разведение костра одной спичкой, сооружение очага, обогрев пострадавшего с соблюдением правил противопожарной безопасности.

Определение источников пищи, воды. Способы обеззараживания и очистки воды.

 Определение по симптомам (внешним признакам) возможных ухудшений психического состояния, самочувствия, заболевания, травмы. Возможные способы помощи. Определение ядовитых растений, опасных животных. прочих опасностей.

Тематический план.

Разделы                                            

Блок №1 «Первые действия»

1.Причины и особенности вынужденного автономного существования.

2.Подача сигналов бедствия.

3.Ориентирование на местности, определение времени.

Блок №2 «Движение»

1.Движение в группе, одиночное.

2.Работа с канатом: узлы, увязка, способы крепления.

3.Преодоление препятствий, переправа, транспортировка пострадавших

Блок №3 «Временный лагерь»

1.Временное жилье, укрытие.

2.Костер, очаг, обогрев

3.Питание, добывание пищи, воды

4.Гигиена, медицина, профилактика отравлений.

Блок №4 Закрепление знаний «Квест»

10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

1

Содержание программы.

Теоретическая часть

Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.

Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.

Раздел  2. Подача сигналов бедствия.

Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.

Раздел  3.  Ориентирование на местности.

Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).

Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).

Раздел 4.  Определение направления и движение по азимуту.

Азимут, определение, отсчет и  назначение.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).

Раздел 5.  Организация убежища и укрытия.

Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и  в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.

Раздел 6.  Костер. Основные  принципы обращения с огнем.

Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.

Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды,  приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.

Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.

Раздел 7.  Питьевой режим и добывание воды.

Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение , обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.

Раздел 8.  Питание и добывание пищи.

Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.

Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.

Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение  приготовленной пищи и пищевых запасов.

Раздел 10.  Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания  и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.

Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.

Практическая часть

  1. Решение проблемных заданий и возможных ситуаций, связанных с вынужденным автономным существованием в природной среде. (работа с карточками)
  2. Подача сигнала бедствия, учитывая обстоятельств местности, условий, возможностей (выбираются в случайном порядке  по карточкам)
  3. Определение сторон света, примерного времени по косвенным признакам.
  4. Крепления каната к твердой, гибкой опоре, произведение нижней обвязки (беседочную страховочную систему).  
  5. Наведение переправы, преодоление по кочкам препятствия, натяжение и страховка.
  6. Подготовка средств транспортировки пострадавшего в вертикальном и горизонтальном направлении (из подручных материалов).
  7. Сооружение временного убежища/укрытия из подручного материала (установление палатки, палаточного укрытия из плащевой ткани)
  8. Разведение костра одной спичкой, сооружение очага, обогрев пострадавшего с соблюдением правил противопожарной безопасности
  9. Определение источников пищи, воды. Способы обеззараживания и очистки воды.
  10.  Определение по симптомам (внешним признакам) возможных ухудшений психологического состояния,  самочувствия, заболевания, травмы. Возможные способы помощи.
  11.  Определить ядовитых растений, опасных животных, прочих опасности в условиях автономного пребывания в дикой природе

Вид итогового контроля – проведение итоговой  игры - квеста.

Во время прохождения этапов игры - квеста на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу семинара «Школа выживания» и выполняют практические задания.

Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стратегии взаимодействия с "трудными" детьми" семинар-практикум для учителей

Семинар для педагогических работников по изучению мер экстренного реагирования с учащимися, демонстрирующими поведение, не отвечающие общепринятым нормам. Приведены примеры воздействий на детей, привл...

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Семинар-практикум для учителей "Развитие универсальных учебных действий"

Семинар-практикум включает как теоретическое повторение, так и внедрение на практике (отработка) подборки упражнений для развития УУД. Предполагается работа в творческих группах, наличие учебников по ...

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планируемые результаты по ФГОС НОО»

Данный семинар-практикум был проведён на РМО учителей начальных классов Немецкого национального района, направлен на обсуждение  темы "Планируемые результаты по ФГОС НОО" (личностные, п...

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока  изобразительного искусства,  реализующего цели формирования  универсальных учебных действий»...

Семинар практикум "Образ учителя 21 века"

Недавно крупнейшее мировое консалтинговое агентство «МакКинзи» попыталось ответить на вопрос: «Что дали системе образования, проводимые в ней реформы?». Эксперты изучили двадца...