Природные зоны России. Лес и его значение
план-конспект урока по географии (8 класс)

Абрамова Елена Ивановна

Повторение особенностей природных зон России, установление взаимосвязи компанентов внутри ПЗ. Закрепление умения  анализировать  карты атласа, сопоставлять их и делать выводы по результатам анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_geografii_prirodnaya_zona._les.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Природные зоны России.

 Лес  и его хозяйственное значение.

Тип урока: комбинированный

Цель деятельности учителя:

  • Способствовать формированию  образа природно-хозяйственной зоны леса России,
  • знакомству с её природными ресурсами, путями рационального использования и проблемами;
  • создать условия для совершенствования умения работать с различными источниками географической информации;
  • способствовать формированию умения систематизировать, выбирать главное, подбирать дополнительный материал;
  • развивать навыки общения, творческой активности с опорой на личный опыт и знания;
  • развивать эстетические чувства, умение видеть прекрасное, связывать с жизнью и трудом человека;
  • воспитывать экологическое сознание.

Задачи:

  • повторить основные особенности природных зон;
  • установить взаимосвязь компонентов природы внутри ПЗ;
  • закрепить умение анализировать карты атласа, сопоставлять их и делать выводы по результатам анализа.

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Научатся устанавливать  взаимосвязь компонентов внутри ПЗ

Получат возможность  научиться анализировать  карты, делать выводы. Составлять  логические схемы.

Познавательные: работать с текстом и картами, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, составлять  таблицы

Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности ,учебном  диалоге.

Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность  действий и оценивать результат

Определяют  целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее  сохранения и рационального использования

Формы организации работы детей:  индивидуальная, парная, групповые, фронтальная.

Формы организации работы учителя:  словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация), проблемный, проектный.

Технологическое обеспечение:

  • Используемое оборудование: м/м проектор, компьютер.
  • Используемые ресурсы: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ № 109790,54358, 51805, 113312, 123270, 104240, 535515, 22615, 33898, 36051, 35993, 119548, 104483, 104510, 34530, 34348, 34297.
  • Используемые ресурсы из других общедоступных источников: Сетевое сообщество “Архив учебных программ”, сеть творческих учителей, образовательные ресурсы Интернет школьникам. CD –диски: “География России 8 класс “Природа и население”; уроки географии Кирилла и Мефодия, 8 класс; энциклопедия “География России”
  • Презентация.( слайд 1)

1 урок

  • Актуализация опорных знаний. Вступительное слово учителя
  • Презентация ( слайд 2)
  •  Почему изучение природных зон начинается с самой северной ( арктическая пустыня) и заканчивают самой южной (субтропики)? (Закономерности распределения солнечного тепла и света)
  • В нашей стране лесная зона считается главной) Почему? (Леса занимают большую часть территории России; большая часть россиян проживает; в пределах этой зоны сформировался русский народ). ( Слайд 3)
  1. Изучение нового материала. (Строится на основе личных впечатлений и знаний учащихся)
  1. Вопрос: Почему леса бывают разные?). Вспомните названия лесов, в которых есть указания на породный состав деревьев.
  • Записывают в столбик названия (березняки, осинники, ельники, кедрачи и т.д.), а затем размещают названия на контурной карте, в соответствии с районами произрастания пород. (слайд3)

http://festival.1september.ru/articles/533810/img1.gif

  • Беседа о породах деревьев.
  • Устанавливают взаимосвязь:

ГП http://festival.1september.ru/articles/533810/img2.gifКлимат http://festival.1september.ru/articles/533810/img2.gifЛеса

(Слайды 4-6)

Распределите  климатограммы  на своих схемах и докажите, что существует зависимость между компонентами природы.

Вывод: На строение и особенности распространения деревьев влияет географическое положение и климат: количество тепла и увлажнение.

  1. Вопрос: Может ли лес влиять на климат?

Задание: Работа с гербарными материалами (работа в парах):

  • Схематично зарисовать листовую пластинку.
  • Написать особенности климата, повлиявшие на форму листа.

Вывод: Лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы (уменьшает скорость ветра, увеличивает испарение, сглаживает колебание температуры).

  1. Вопрос: Какую роль играет лес в жизни человека?

(Фронтальная беседа с учащимися).

Лес сопровождает человека на протяжении всей жизни. В чем же его значение? (По ходу беседы составляют схему)

Лес – это древесина. Потребность в ней не уменьшается. Где же она используется? – Строительный материал, мебель, из неё производят бумагу. Современная физика и химия не в состоянии раскрыть секрет резонансной древесины, из которой изготавливают музыкальные инструменты. Из целлюлозы изготавливают небьющееся стекло, фотопленку, бездымный порох. (Демонстрация коллекции)

  • Лес – источник питания. Ещё не умея использовать древесину, человек добывал дичь, собирал ягоды и грибы.
  • Листья, хвоя, тонкие побеги деревьев – все это идет на корм скоту.
  • Около половины всех лекарственных препаратов изготавливается на основе растений, растущих в лесу.
  • Лес – защитник. Он сдерживает продвижения холодных воздушных масс в южные части страны.
  • Лес – естественный фактор, сдерживающий заболачивание территории.
  • Лес предохраняет почвы от эрозии, т. е. от разрушения.
  • В лесу снег лежит толстым пуховым одеялом, которое защищает почву от промерзания, снег весной тает медленно и вода не стекает сразу, а медленно просачивается в почву, постепенно попадает в реки.
  • Растущий вдоль берегов реки, лес защищает её воды от излишнего испарения, скрепляет берега корнями.
  • Лесные полосы вдоль железных дорог предохраняют пути от снежных заносов, уменьшают воздушное сопротивление при движении поездов, а это экономит топливо.
  • Проходя 1000км, автомобиль расходует годовую норму кислорода необходимого для жизни человека. Поэтому лес играет огромную роль в сохранении и производстве кислорода планеты. Их называют легкими нашей планеты.
  • Воздух городов насыщен пылью и копотью. Древесная растительность задерживает огромное количество пыли, поэтому вокруг каждого города необходимо посадить сплошное “зеленое кольцо”. Лес – источник кислорода.
  •  Один из героев Чехова говорит: “Леса украшают Землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”. Все мы наслаждаемся прохладой леса в жаркий день, любуемся его красками осенью.
  • Лес –источник эстетического наслаждения, он вдохновлял поэтов, писателе, художников и музыкантов.

 2 урок. Лесное хозяйство России.

Проблема: Рационально ли мы используем леса?

Нельзя изучать лес и не говорить о лесном хозяйстве. Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 44,7% площади России. Общий запас древесины в российских лесах составляет – 80,7 млрд.м или 1/5 мировых запасов древесины (в том числе ½ мировых запасов древесины хвойных (наиболее ценных!!!) пород

Человек за свою жизнь в среднем расходует 100м древесины. Много это или мало?

Вопрос: Можно ли терять леса, даже не вырубая их?

  • Работа в группах: по ходу рассказа учителя заполняют таблицу:

Рациональное использование леса.

Что препятствует рациональному использованию лесов

Что нужно делать, чтобы лес использовался рационально

От кого зависит рациональное использование лесов

 

 

 

Рассказ учителя о лесозаготовках, транспортировке леса, незаконной рубке, уничтожение подроста, недорубы. (Демонстрация фрагментов фильма « Дом» )

Защита составленных таблиц.

  1. Закрепление

Задание

Предложить наиболее оптимальные пути ведения лесного хозяйства с учетом географического положения  Ленинградской  области  ( 60 с. ш.)

Варианты ответов: заповедник, исследовательская база, питомник  для выращивания саженцев, район организации активных видов отдыха, район сбора лекарственных растений, хвои, живицы, музей деревянного зодчества, лесозаготовка, переработка лес

Домашнее задание: стр. 134- 137,  составить презентацию о лесах своей местности ( по  желанию)  

Рефлексия

  1. Я узнал……..
  2. Мне понравилось…….
  3. Мне было сложно……

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

Урок-ярмарка "Природные зоны России"

Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...

Природные зоны России (урок-презентация).

Урок с применением групповой технологии....

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...