Главные вкладки

    Природные зоны России. Лес и его значение
    план-конспект урока по географии (8 класс)

    Абрамова Елена Ивановна

    Повторение особенностей природных зон России, установление взаимосвязи компанентов внутри ПЗ. Закрепление умения  анализировать  карты атласа, сопоставлять их и делать выводы по результатам анализа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_geografii_prirodnaya_zona._les.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природные зоны России.

     Лес  и его хозяйственное значение.

    Тип урока: комбинированный

    Цель деятельности учителя:

    • Способствовать формированию  образа природно-хозяйственной зоны леса России,
    • знакомству с её природными ресурсами, путями рационального использования и проблемами;
    • создать условия для совершенствования умения работать с различными источниками географической информации;
    • способствовать формированию умения систематизировать, выбирать главное, подбирать дополнительный материал;
    • развивать навыки общения, творческой активности с опорой на личный опыт и знания;
    • развивать эстетические чувства, умение видеть прекрасное, связывать с жизнью и трудом человека;
    • воспитывать экологическое сознание.

    Задачи:

    • повторить основные особенности природных зон;
    • установить взаимосвязь компонентов природы внутри ПЗ;
    • закрепить умение анализировать карты атласа, сопоставлять их и делать выводы по результатам анализа.

    Планируемые  результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

     Научатся устанавливать  взаимосвязь компонентов внутри ПЗ

    Получат возможность  научиться анализировать  карты, делать выводы. Составлять  логические схемы.

    Познавательные: работать с текстом и картами, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, составлять  таблицы

    Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности ,учебном  диалоге.

    Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность  действий и оценивать результат

    Определяют  целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее  сохранения и рационального использования

    Формы организации работы детей:  индивидуальная, парная, групповые, фронтальная.

    Формы организации работы учителя:  словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация), проблемный, проектный.

    Технологическое обеспечение:

    • Используемое оборудование: м/м проектор, компьютер.
    • Используемые ресурсы: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ № 109790,54358, 51805, 113312, 123270, 104240, 535515, 22615, 33898, 36051, 35993, 119548, 104483, 104510, 34530, 34348, 34297.
    • Используемые ресурсы из других общедоступных источников: Сетевое сообщество “Архив учебных программ”, сеть творческих учителей, образовательные ресурсы Интернет школьникам. CD –диски: “География России 8 класс “Природа и население”; уроки географии Кирилла и Мефодия, 8 класс; энциклопедия “География России”
    • Презентация.( слайд 1)

    1 урок

    • Актуализация опорных знаний. Вступительное слово учителя
    • Презентация ( слайд 2)
    •  Почему изучение природных зон начинается с самой северной ( арктическая пустыня) и заканчивают самой южной (субтропики)? (Закономерности распределения солнечного тепла и света)
    • В нашей стране лесная зона считается главной) Почему? (Леса занимают большую часть территории России; большая часть россиян проживает; в пределах этой зоны сформировался русский народ). ( Слайд 3)
    1. Изучение нового материала. (Строится на основе личных впечатлений и знаний учащихся)
    1. Вопрос: Почему леса бывают разные?). Вспомните названия лесов, в которых есть указания на породный состав деревьев.
    • Записывают в столбик названия (березняки, осинники, ельники, кедрачи и т.д.), а затем размещают названия на контурной карте, в соответствии с районами произрастания пород. (слайд3)

    http://festival.1september.ru/articles/533810/img1.gif

    • Беседа о породах деревьев.
    • Устанавливают взаимосвязь:

    ГП http://festival.1september.ru/articles/533810/img2.gifКлимат http://festival.1september.ru/articles/533810/img2.gifЛеса

    (Слайды 4-6)

    Распределите  климатограммы  на своих схемах и докажите, что существует зависимость между компонентами природы.

    Вывод: На строение и особенности распространения деревьев влияет географическое положение и климат: количество тепла и увлажнение.

    1. Вопрос: Может ли лес влиять на климат?

    Задание: Работа с гербарными материалами (работа в парах):

    • Схематично зарисовать листовую пластинку.
    • Написать особенности климата, повлиявшие на форму листа.

    Вывод: Лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы (уменьшает скорость ветра, увеличивает испарение, сглаживает колебание температуры).

    1. Вопрос: Какую роль играет лес в жизни человека?

    (Фронтальная беседа с учащимися).

    Лес сопровождает человека на протяжении всей жизни. В чем же его значение? (По ходу беседы составляют схему)

    Лес – это древесина. Потребность в ней не уменьшается. Где же она используется? – Строительный материал, мебель, из неё производят бумагу. Современная физика и химия не в состоянии раскрыть секрет резонансной древесины, из которой изготавливают музыкальные инструменты. Из целлюлозы изготавливают небьющееся стекло, фотопленку, бездымный порох. (Демонстрация коллекции)

    • Лес – источник питания. Ещё не умея использовать древесину, человек добывал дичь, собирал ягоды и грибы.
    • Листья, хвоя, тонкие побеги деревьев – все это идет на корм скоту.
    • Около половины всех лекарственных препаратов изготавливается на основе растений, растущих в лесу.
    • Лес – защитник. Он сдерживает продвижения холодных воздушных масс в южные части страны.
    • Лес – естественный фактор, сдерживающий заболачивание территории.
    • Лес предохраняет почвы от эрозии, т. е. от разрушения.
    • В лесу снег лежит толстым пуховым одеялом, которое защищает почву от промерзания, снег весной тает медленно и вода не стекает сразу, а медленно просачивается в почву, постепенно попадает в реки.
    • Растущий вдоль берегов реки, лес защищает её воды от излишнего испарения, скрепляет берега корнями.
    • Лесные полосы вдоль железных дорог предохраняют пути от снежных заносов, уменьшают воздушное сопротивление при движении поездов, а это экономит топливо.
    • Проходя 1000км, автомобиль расходует годовую норму кислорода необходимого для жизни человека. Поэтому лес играет огромную роль в сохранении и производстве кислорода планеты. Их называют легкими нашей планеты.
    • Воздух городов насыщен пылью и копотью. Древесная растительность задерживает огромное количество пыли, поэтому вокруг каждого города необходимо посадить сплошное “зеленое кольцо”. Лес – источник кислорода.
    •  Один из героев Чехова говорит: “Леса украшают Землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”. Все мы наслаждаемся прохладой леса в жаркий день, любуемся его красками осенью.
    • Лес –источник эстетического наслаждения, он вдохновлял поэтов, писателе, художников и музыкантов.

     2 урок. Лесное хозяйство России.

    Проблема: Рационально ли мы используем леса?

    Нельзя изучать лес и не говорить о лесном хозяйстве. Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 44,7% площади России. Общий запас древесины в российских лесах составляет – 80,7 млрд.м или 1/5 мировых запасов древесины (в том числе ½ мировых запасов древесины хвойных (наиболее ценных!!!) пород

    Человек за свою жизнь в среднем расходует 100м древесины. Много это или мало?

    Вопрос: Можно ли терять леса, даже не вырубая их?

    • Работа в группах: по ходу рассказа учителя заполняют таблицу:

    Рациональное использование леса.

    Что препятствует рациональному использованию лесов

    Что нужно делать, чтобы лес использовался рационально

    От кого зависит рациональное использование лесов

     

     

     

    Рассказ учителя о лесозаготовках, транспортировке леса, незаконной рубке, уничтожение подроста, недорубы. (Демонстрация фрагментов фильма « Дом» )

    Защита составленных таблиц.

    1. Закрепление

    Задание

    Предложить наиболее оптимальные пути ведения лесного хозяйства с учетом географического положения  Ленинградской  области  ( 60 с. ш.)

    Варианты ответов: заповедник, исследовательская база, питомник  для выращивания саженцев, район организации активных видов отдыха, район сбора лекарственных растений, хвои, живицы, музей деревянного зодчества, лесозаготовка, переработка лес

    Домашнее задание: стр. 134- 137,  составить презентацию о лесах своей местности ( по  желанию)  

    Рефлексия

    1. Я узнал……..
    2. Мне понравилось…….
    3. Мне было сложно……

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

    Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

    Урок-ярмарка "Природные зоны России"

    Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...

    Природные зоны России (урок-презентация).

    Урок с применением групповой технологии....

    План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

    Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

    Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

    План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

    природные зоны России: зона тундры 7 класс

    природные зоны России: зона тундры 7 класс...

    Природные зоны России. Лесные зоны России

    Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...