Технологии применяемые на уроках географии
материал по географии

Черепанова Алла Владимировна

Технологии применяемые на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии развития критического мышления

Основная цель применения ТРКМ  – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии  развития критического мышления посредством чтения и письма -  американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни  Стил, Курт Мередит.  В России реализуется с середины 90-ых годов.     В  основе технологии лежит:
·         диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
·         психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
·         педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили

Что такое критическое мышление?  Это мышление:
·         
свободное
·         независимое 
·         рефлексивное
·         оценочное
·         аналитическое

Алгоритм технологии развития критического мышления:

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/idba0a5007ec2d59d/1374089891/std/image.jpg

Технологические этапы урока

I стадия


Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к  получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения

 

II стадия

 

Осмысление   содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных  целей обучения


 III стадия

 

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения

Содержание каждой фазы

I.Вызов

Деятельность учителя -  Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащегося - Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможные приемы и методы - Составление списка «известной информации»:

Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…

 

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания

Деятельность учителя Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся - Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы - Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+»,  (на полях);

поиск ответов  на поставленные в первой части урока вопросы.

 

III. Рефлексия

 

Деятельность учителя - Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям;  внести изменения. дополнения; дать творческие. Исследовательские задания на основе изученной информации.

 

Деятельность учащихся -  Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

 

Возможные приемы и методы - Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

Приемы технологии РКМ
1.     «Инвентаризация» - составление списка известной информации
·         Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
2.     «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения
·         На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
·         На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
3.     Ключевые слова
·         Учитель  произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста  и т.д.) 
4.     «Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?

Тонкие вопросы: Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?

5.   Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать - узнал».

 6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка  текста значками по мере его чтения
I – interactive    -  интерактивная N – noting   -  размечающая S – system  -  система E – effective   -  для эффективного R - reading and  - чтения и      
T - thinking  - размышления
 Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:
·           " V " - уже знал     " + " - новое     " - " - думаю иначе, не согласен     " ? " - не понял, есть вопросы  

7.     Зигзаг –групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количество отрывков должно совпадать с количеством  членов в группе.  Каждый учащийся работает со своим текстом,  по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались   специалисты по одной теме.  Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме.  Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/i9a7f4b064a8bd5a7/1374091026/std/image.jpg

 8. Эффективная лекция  -
·          Стадия вызова: учащиеся, обсудив  в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
·         Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
·         Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
·         Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

9.Кластер ( «грозди») –графический прием систематизации материала.              Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди

10.      Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

11.   Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.  Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
·         Р - роль, от чьего лица составляется текст
·         А  - аудитория кому адресован текст
·         Ф - форма
·         Т - тема

Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

Стадия вызова
·         «Инвентаризация»
·         «Верите ли вы…»
·         «Ключевые слова»
·         «Тонкие» и «толстые» вопросы
·         Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления
·         ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
·         Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
·         Зигзаг
·         Лекция
·         Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
·         Ответы на вопросы
·         Кластер
·         Синквейн
·         Проверка и обсуждение таблиц
·         Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
·         Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Эффективность использования технологии критического мышления

В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи  (дисциплинированность,  четкое  и внимательное выполнение заданий);
Технологичность КМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления;
КМ  развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;
В    технологии КМ  заложен  прием    взаимообучения.  Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;


Передача информации друг другу развивает  различные типы восприятия: аналитический, визуальный, рефлексивный;
 
 КМ  развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.) 



Предварительный просмотр:

Метод проектов


http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/i07bc5294fad4feff/1374089540/std/image.jpg

 В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение, происходило в основном за счет эксплуатации памяти. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов. Этот дидактическая технология не является принципиально новым в мировой педагогике. В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством  С.Т. Шацкого  была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор серьёзных попыток возродить его  в России не было. В США метод проектов возник в 20-е годы прошлого века. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными  философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником   В.Х. Килпатриком.

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/i512bc165ab3a0667/1374046354/std/image.jpg

Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками информации. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).

Этапы работы над проектом

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/i073bc2d2250360eb/1374088885/std/image.jpg

Эффекты проектных технологий

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/i1a107a9f19c1af02/1374088988/std/image.png

Актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/i6b18f79528ba5182/1374089063/std/image.jpg

Создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/i83b729b0be1f4607/1374089152/std/image.jpg

Дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/ibd39a409862fd1e5/1374089205/std/image.jpg

использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;


http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/if8406cf2263406a2/1374089249/std/image.jpg

Формирование исследовательских умений;


http://u.jimdo.com/www43/o/s38d8cd23af03fae9/img/iafc21b1338f78318/1374089298/std/image.jpg

Мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.



Предварительный просмотр:

Технология полного усвоения знаний

Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М. В. Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие — хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т. е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задаётся в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т. е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.

Учитель должен довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям познавательной деятельности относятся:

• знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);

• понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);

• применение (ученик применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);

• обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, образовал новое целое);

• оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения).
Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в том,

что все содержание учебного материала разбивается на отдельные учебные единицы (у разных авторов — «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т. д.). Учебные единицы закончены по смыслу (содержательная целостность) и небольшие по объему (3—6 уроков). По каждой из единиц усвоения готовится тест (контрольное задание) по двухбалльной шкале (зачет-незачет). К каждой учебной единице также разрабатывается коррекционный дидактический материал, рассчитанный на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения и дает возможность ученику подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения.

Определенным образом к предстоящей работе подготавливаются учащиеся. Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснить основные принципы данного способа обучения. Отметка за усвоение темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по эталону, заранее указанному учащимся.

В ходе работы каждый ученик получает необходимую помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления.

Деятельность учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:

• ознакомление с учебными целями;

• разъяснение общего плана обучения;

• изложение нового материала (осуществляется традиционно);

• организацию текущей проверки;

• оценивание текущих результатов;

• коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения;

• организацию малых подгрупп взаимопомощи;

• повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, она объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Неоценима роль игровых технологий в развитии творческих способностей учащихся.             

Использование игровых  форм  обучения в работе учителя географии.  

Игры, проводимые учителем на разных этапах урока, имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на усвоение темы; в конце урока – на поисковый характер. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом. 

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап  (от 1 до нескольких дней).

2.Основной этап (непосредственное проведение игры).

3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце игры).

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными.  Наиболее  часто  я  использую  уроки  стимулирующие познавательный интерес, такие как: урок – КВН, урок-игра, урок-викторина, урок-сказка, урок-путешествие, урок-соревнование, деловая игра и другие. На уроке обобщения знаний в 7 классе  по теме «Африка» ребята совершили увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте. Урок в игровой форме имеет свои плюсы: дети учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное решение. Работа в группах создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут им с ответом. Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формировать интерес к изучаемому материалу. Данные  уроки расширяют знания учащихся, развивают находчивость, смекалку, умственные способности школьников, учит наблюдательности. Отсутствие скованности на уроке и необычность формы его проведения дает учителю возможность задействовать всех учащихся, следить за работой групп, помогать им по мере необходимости. В процессе игры  срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти.

Групповая работа развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Кроме того, отрабатывая группами свою проблему, они учатся выслушивать мнение  друг друга, выбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию. Такая организация урока развивает очень ценное качество человека – умение отбирать необходимый материал, оценивая его в соответствии со стоящей перед ним задачей, делать выводы, давать оценку описываемым событиям и явлениям.    

 Классификация игр:

По  форме   деятельности:  индивидуальные, парные, групповые.

По  типам:  ролевые,  деловые, познавательные, сюжетные, имитирующие.

По  форме  проведения:  игры – путешествия,  КВН, игры – аукционы, игры – путешествия, игры – исследования, игры – инсценировки, игры – открытия.

С  учетом современных требований Государственного образовательного стандарта игры помогают научить школьников «показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать».

Разработка географических  игр по различным  темам  должна соответствовать следующим критериям:

1.Игра должна быть рассчитана на один урок (40-45 минут).

2. Игра не должна быть сложной для понимания ее хода учениками.

3. Оборудование для игры должно легко трансформироваться.

4.Игра не должна морально устаревать.

5.Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

  

 Учителю должно быть легко выставлять оценки по результатам игры, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка за урок.

Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики достаточно хорошо знали бы материал, на котором будет строиться игра. Иначе они просто не смогут  участвовать в ней или попытаются уйти от активного участия в пассивную деятельность. Учебная игра в этом случае серьезно  затруднит учебную деятельность учащихся, снизит общую мотивацию к учебе. Подготовка и проведение ролевых игр создают  условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Поэтому для более полной реализации образовательных и воспитательных задач учебной игры важно учитывать индивидуальные качества ученика. О результативности применения игр на уроках географии трудно судить в  отрыве  от преподавания в целом, отношении к нему в школе, личных отношений учащихся к педагогу. Но  результаты бесед с учащимися свидетельствуют о том, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приемы, говоря, что материал лучше усваивается, когда его изучают  в игровой форме, на таких уроках интересно работать, такие уроки позволяют смело, не боясь, что неправильно, высказывать свою точку зрения. Работа в группах позволяет сильным ученикам взять шефство над  слабыми. Хотелось бы, чтобы такие уроки проводились как можно чаще, такие уроки не утомляют и не надоедают. Сравнивая классы, можно сделать вывод, что те ученики, которые играют на уроках, лучше владеют устной речью, находят выход в нестандартных  ситуациях, быстрее решают проблемы.

Каково же место игровых форм в курсе «География»? 

 Игру  можно применять почти на каждом уроке, но необходимо помнить, что игровые моменты должны занимать примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация деятельности учеников на уроке. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая  отстающих  в командной игре. Известно, что порой слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший  дефицит времени – активизируют учебную деятельность, формируют стойкий интерес к предмету. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть вопрос, на который необходимо дать ответ, пути решения неясны, а все это приводит к творческому поиску.

Каждый учитель старается как  можно ярче, содержательнее и интереснее проводить уроки. Как и в любом другом деле, требуется определенная подготовка. При подготовке к игре особое внимание следует уделять психологической подготовке школьников  к участию в игре, их эмоциональному настрою. Разумеется, важно и собственно географическое содержание игры, которое должно отвечать следующим требованиям: актуальность тематики и ее реальной значимости для учащихся, охвату основного содержания школьной географии, междисциплинарному, интегрированному характеру изучаемой проблемы, возможности решения ее различными путями. Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка. При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в классе. Иногда учитель может предложить некоторым ученикам самостоятельно разработать и провести игру. Но в этом случае необходим контроль со стороны учителя, особенно при формулировании целей и задач, которые надо решать в процессе игры. Учащиеся, успешно справившиеся с заданием, могут в дальнейшем  исполнять функции разработчиков и организаторов учебных игр, особенно при проведении их в младших классах. Дети всегда с нетерпением ждут игру, серьезно готовятся к ней.

Главным принципом учения с увлечением является удивление.

Чем раньше  удивишь, заинтригуешь, поманишь неизведанной тайной, тем острее впечатление, тем более стойким оказывается интерес. Игра будет интересной тогда, когда позволит реализовать разнообразные игровые возможности самого ученика – «исследователя». Игра – прием, активизирующий познавательную активность школьников, а ролевые игры особенно влияют на эффективность обучения. Для учащихся средней и старшей школы игра является прекрасным стимулом более качественного усвоения  учебного материала.

Применение игр в старших классах при изучении экономической и социальной географии весьма актуально, так как именно в этом возрасте падает интерес к учебе. Кроме того, игра таит в себе колоссальные возможности раскрытия творческого потенциала школьников, позволяет удовлетворить их потребности в деловом общении, самооценке. Игра естественна и привлекательна для ребенка.

Игра обучает, развивает и занимает его. В игре формируются и развиваются такие важные качества личности, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно либо индивидуально с осознанием личной ответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении. В своей работе я использую  следующие модели игр:

Модель №1 «Географическая  эстафета»:

Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и передаёт  указку следующему и при этом задаёт вопрос. Если участник  эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос.

Модель№2  «Четвёртый  лишний»:

На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.

Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяют лишний географический объект, и показывают  его на карте или определяют на контурной карте.

Модель№3:«Ещё-быстрей»: 

На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель№4: «Географический бой»:

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил неправильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» и выбывает из игры.

Модель№5: «Собери карту»:

Ученикам даются конверты с разрезанными  топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель №6: «Географические силуэты»:

Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём особенности, чем известен?

Модель№7: «Казаки-разбойники»:

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на  две  команды:  «разбойники» прячутся  на географической карте, а «казаки», по сообщениям (координатам), определяют места,  где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Модель №8: «Правильно отбери»:

Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.

Модель№9: «Географическое домино»:

 Удобно проводить в качестве повторения любой темы. В левой  части  прямоугольной карточки – рисунок,  в правой – вопрос. Один ученик кладет карточку,  а другой должен подставить такую, на которой в виде рисунка содержится ответ на вопрос.

Модель№10: «Знаешь ли ты страну»:

Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, природные ресурсы, население и т. д.

Модель№11: « Самый, самый…»:

Для общего развития и лучшего запоминания материала при изучении материков, океанов, рек и т.д.  Учитель задает вопросы и просит показать на  карте:

- самый большой материк, океан, остров…

-  самый холодный океан, материк, остров…

Модель № 12: « Заморочки  из бочки»:

Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например, Поэт П. Богданов пишет:

Ни разу не был я на океане,

Мне даже не представить никогда,

Что, на каком-то там меридиане;

От полюса до полюса вода. Существуют  ли  такие меридианы?  (Да).

Модель № 13: «Пойми меня»:

Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Модель№14: «Найди ошибку»:

Перед вами учебный текст. Прочитайте его. Потом вам будет предложен тот же самый текст, но с некоторыми искаженными утверждениями. Ваша задача – найти и исправить их

Выбор вида игры определяется возрастом детей. Те игры, в которых с удовольствием принимают участие 6-7 классы, уже не приемлемы в старших. Некоторые игровые формы рациональнее применять при изучении нового материала, а некоторые – на проверочных и зачетных уроках. Развитие и изменение учебной и игровой деятельности школьников определяются возрастными особенностями учащихся и особенностями  материала курсов географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Технологии, применяемые на уроках.

Приложено описание  современные образовательные технологии, применяемые аттестующимся педагогом на уроках....

Активные методы применяемые на уроке география и биология

Что бы увлечь ученика в свой предмет ,нужны определенные формы....

Педагогические технологии, применяемые на уроках географии

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, облад...

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии МБОУ «Гимназия №1»

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии ....

Статья "Современные компьютерные технологии применяемые, на уроках технологии."

Использование информационных технологий  на уроках технологии открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальны...

Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляется дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями, учитывая их разные познавательные возможности по освоению ...