Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа учебного предмета "География" 10-11 класс. ФГОС. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я -исследователь". 6 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

               Новоусманского муниципального района Воронежской области

                             «Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___»__________ 2020 г.

«Утверждаю»

Директор

«___» __________2020г.

Рабочая программа по  учебному предмету

«География»

10-11 класс

2020-2021 учебный  год                                                                                                

 
                                                                                                                                                                                                                                     

 Разработчик программы

учитель географии ВКК

Солнцева И.Н

Поселок 1 отделения с-за «Масловский»

                                                                          2020

                             

                                      Рабочая программа по учебному предмету

«География»

(10-11 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «География» общеобразовательная и адресована обучающимся 10-11 классов.

В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды, образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий. Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук. В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном уровнях. Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.

 Рабочая программа учебного предмета «География» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения ООП основного общего образования с учетом Примерной Основной Образовательной программы среднего общего бразования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ,  программы  курса « География». 10-11 классы / авт.- сост. Е.М.Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник », 2015. – 128с. -  (Инновационная школа).

Уровень программы общеобразовательный.

УМК :

1.Домогацких, Е.М. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч.

 Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. Домогацких, Е.М.

2.Домогацких, Е.М. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч.

Ч.2. Региональный обзор мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. Домогацких, Е.М.

3. Программа курса «География». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

4. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч.

В Федеральном базисном учебном плане программа предполагает изучение в 10-11 классах экономической и социальной географии мира.

Основные цели изучения географии в основной школе:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях для формирования географической картины мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания.
  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

Программа реализуется в течение 2 лет:

  • в 10 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год;
  • в 11 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год;

  Всего за два года – 68 часов.

Формы контроля: рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: практические работы, проверочные работы, тестирование, обобщающее повторение, самостоятельные работы, работу с к\к, составление таблиц, вычерчивание схем, сообщения учащихся, индивидуальный, фронтальный опрос, защита проектов, описание географических объектов по типовым планам.

Используемые сокращения:

  • к/к – контурная карта;
  • ГП – географическое положение;
  • ЭГП – экономико-географическое положение;
  • ПГП – политико-географическое положение;
  • МГРТ – международное географическое разделение труда;
  • ТНК – транснациональная корпорация;
  • НТР – научно – техническая революция;
  • МЭО – международные экономические отношения
  •  ПКМ – политическая карта мира;
  • м/н – международный;
  • НИС – новые индустриальные страны Азии.

                                             

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Предметные

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации, уметь работать с общими и специальными географическими картами, статистическими данными;

• понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, для адаптации к окружающей среде, оценке экологической ситуации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

• объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира, обусловленные развитием мировых геополитических, демографических и экономических процессов;

• характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие глобальной коммуникационной системы;

• обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Использование географических умений:

• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

• выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;

• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

• представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в условиях устойчивого развития.

Использование карт как моделей:

• определять на карте положение в пространстве географических объектов;

• извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.


Личностные

Понимание смысла собственной деятельности:

• формулировать своё отношение к природным и антропогенным изменениям окружающей среды;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• развивать общую культуру через формирование системы взглядов, принципов, правил и норм природоохранного поведения в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития;

• приводить примеры использования природных ресурсов, мер по их охране, вариантов адаптации человека к условиям окружающей среды.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

• оценивать (и описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;

• понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдение норм поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;

• использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

• выделять все уровни текстовой информации;

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

• применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприродной среды.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

Выпускник на базовом уровне научится: 

-понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

 – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

 объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда;

 – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

 – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

 – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

 Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

 – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

 – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

 – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

 – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

 оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

 оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

 – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

 – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Содержание тем учебного предмета

ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Тема 1. Страны современного мира (3 часа)

Содержание темы Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства. Уровень социальноэкономического развития. Развитые и развивающиеся страны.

Основные образовательные идеи • Современный мир — это мир большого разнообразия стран.

• Развитые и развивающиеся страны — два полюса современного мира.

Тема 2. География населения мира (10 часов)

Содержание темы Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.

Основные образовательные идеи

• Быстрый рост населения мира — причина серьёзной глобальной проблемы.

• Этнорелигиозное разнообразие мира — источник культурного и интеллектуального богатства человечества.

• Конфликты на этнической и религиозной почве, как правило, возникают в силу экономических причин.

• Современный рисунок размещения населения мира — результат длительного исторического процесса

• Городская форма расселения — основная в современном мире.

Практические работы

• Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.

• Определение на основании демографических параметров типа воспроизводства населения страны.

• Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.

Тема 3. Мировые природные ресурсы (8 часов)

Содержание темы Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

Основные образовательные идеи

• Взаимоотношения человека и природы развивались и изменялись по мере развития человека и цивилизации.

• Воздействие хозяйственной деятельности на природу приобрело глобальный характер.

• Экологические проблемы связаны с исчерпанием запасов природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Практическая работа

Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.


Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (3 часа)

Содержание темы Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Основные образовательные идеи

• Мировое хозяйство объединило национальные хозяйства стран мира в единый хозяйственный организм, существующий на основе взаимосвязи и взаимозависимости стран.

• Научно-техническая революция изменила облик современного мира, повлияла на все стороны жизни общества.

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (9 часов)

Содержание темы Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.

Основные образовательные идеи

• Современная тенденция развития мировой промышленности связана с сохранением значения развитых стран при возрастающей роли развивающихся.

• Промышленность, сельское хозяйство и транспорт развитых и развивающихся стран имеют глубокие исторически сложившиеся различия.

Практические работы

• Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.

• Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

• Определение основных направлений международной торговли.

Тема 6. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

Содержание темы Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.

Основные образовательные идеи

• Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с рядом проблем, решение которых усилиями отдельно взятой страны невозможно.

• У человечества есть возможности, силы и ресурсы для решения глобальных проблем.


ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тема 7. Политическая карта мира (3 часа)

Содержание темы Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира. Историко-географические регионы мира и международные организации.

Основные образовательные идеи • Формирование политической карты — длительный исторический процесс.

• Изменения на политической карте носят количественный и качественный характер.

• Регион — группа стран, имеющих определённые черты сходства исторического развития, природных условий, населения и хозяйственной жизни.

Практическая работа

Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира».

Тема 8. Зарубежная Европа (6 часов)

Содержание темы Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в Зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа — их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика Германия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности.

Основные образовательные идеи

• Зарубежная Европа — один из важнейших мировых центров цивилизации, науки и культуры.

• Зарубежная Европа — высокоразвитый регион, хотя почти лишённый природных ресурсов.

• Федеративная Республика Германия — экономический лидер Зарубежной Европы.

Практические работы

• Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы.

• Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы.

Тема 9. Зарубежная Азия (6 часов)

Содержание темы Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия — родина трёх мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Субрегионы Зарубежной Азии: Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.

Основные образовательные идеи • Зарубежная Азия — крупнейший по площади и по численности населения регион мира.

• Зарубежная Азия — регион со множеством очагов как внутренней, так и внешней напряжённости.

• Зарубежная Азия — регион, контрастный в природном, культурном и хозяйственном отношении.

• Китай — новый растущий центр мирового хозяйства.

Практические работы

• Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии.

• Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии.

• Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии.


Тема 10. Англо-Америка (4 часа)

Содержание темы Канада. Краткая историческая справка. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединённые Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география.

Основные образовательные идеи • Канада — одна из богатейших в природно-ресурсном отношении стран мира, экономика которой практически срослась с экономикой США.

• Богатые природные ресурсы — основа экономики США.

Тема 11. Латинская Америка (5 часов)

Содержание темы Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы Латинской Америки. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика. Федеративная Республика Бразилия.

Основные образовательные идеи • Латинская Америка — относительно однородный и спокойный регион мира, делающий большие успехи в экономическом развитии.

• Бразилия — один из лидеров мира развивающихся стран. Практическая работа Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».


Тема 12. Африка (5 часов)

Содержание темы Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое (геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка.

Основные образовательные идеи • Африка — наименее благополучный регион мира, большинство стран которого относится к группе беднейших.

• ЮАР — экономический лидер Африки, единственная экономически развитая страна Африки.

Практические работы

• Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.

• Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 13. Австралия и Океания (3 часа)

Содержание темы Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Основные образовательные идеи • Огромное значение горнодобывающей промышленности говорит об Австралии как о стране переселенческого капитализма.

• Океания — один из последних почти не тронутых цивилизацией регионов мира.

Практическая работа

Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.


Тема 14. Заключение (2 часа)

Содержание темы Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.

Основная образовательная идея • Россия издавна включена в систему международных экономических отношений, хотя её роль в мировом хозяйстве менялась.

Практическая работа

Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.

Тематическое планирование. 10 класс.

Тема

Количество часов

Тема1.Страны современного мира

3 часа

Тема2.География населения (практических работ 3).

8 часов

Тема3.Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (практическая работа 1).

8 часов

Тема4. Мировое хозяйство и НТР

3 часа

Тема5.Характеристика отраслей мирового хозяйства (практических работ 3)

9 часов

Тема6.Глобальные проблемы современности

2 часа

Обобщающее повторение по всему курсу

1час

Всего

34 часа

Тематическое планирование. 11 класс.

№ п/п

                   Тема

Количество часов

1.

Политическая карта мира. (Практическая работа 1)

        3

2.

Зарубежная Европа. (Практических работ 2)

        6

3.

Зарубежная Азия. (Практических работ 3)

        6

4.

Англо-Америка.

        4

5.

Латинская Америка.(Практических работ 1)

        5

6.

Африка.(Практических работ 1)

        5

7.

Австралия и Океания.(Практическая работа 1)

        3

8.

Заключение. (Практическая работа 1)

        2

Всего

       34

Перечень практических работ

                                               10 класс

№п/п

                            Тема практической работы

1

Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.

2

Определение на основе демографических параметров типа воспроизводства населения страны.

3

Анализ половозрастных пирамид.

4

Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.

5

Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.

6

Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

7

Определение основных направлений международной торговли.

                                                 11 класс

1

Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира

2

Обозначение на к/к границ субрегионов Зарубежной Европы.

3

Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы.

4

Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии.

5

Обозначение на к/к субрегионов Зарубежной Азии.

6

Разработка туристической поездки по странам Зарубежной Азии.

7

Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки.

8

Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам атласа.

9

Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по карта атласа.

10

Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.

Учебно- методическое обеспечение

1. Методические рекомендации к учебникам.

  1. Учебники по всем разделам курса.
  2. Атласы по всем разделам курса.

4. Демонстрационные таблицы 5-9 класс.  

5. Печатные пособия (портреты).

   Набор «Путешественники».

 6.Печатные пособия (карты )

          1) Карта океанов;

          2) климатическая;

          3) климатические пояса и области мира;

          4) народы;

          5) политическая;

          6)  почвенная;

          7) природные зоны;

          8) строение земной коры и полезные ископаемые;

          9) физическая;

          10) физическая полушарий;

          11) физическая России;

          12) административная России;

          13) природные зоны России;

         14) климатическая России;

         15) отраслевые карты России.

   7. Набор ученических топографических

Географическая номенклатура по курсу «География» 10-11 класс

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледо витый. Моря: Чёрное, Каспийское, Аральское, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, ВосточноСибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное, Средиземное, Северное, Норвежское, Карибское, Саргассово. Глубоководные желоба: Марианский, Филиппинский, Перуан ский, Чилийский, Курило-Камчатский. Подводные хребты: Северо-Атлантический, Южно-Атлантический, Восточно-Тихоокеанское поднятие, Южно-Тихоокеанское поднятие, Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, Чукотское поднятие, ВосточноИндийский, Западно-Индийский, Аравийско-Индий ский. Проливы: Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Карские Ворота, Керчинский, Берингов, Баб-эльМандебский, Ормузский, Мозамбикский, Дрейка, Бассов, Босфор, Дарданеллы, Каттегат, Скагеррак, Девисов. Заливы: Бискайский, Финский, Ботнический, Персидский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский, Большой Австралийский, Карпентария, Гудзонов, Фанди, Кислая Губа, Пенжинская Губа. Острова: Гренландия, Великобритания, Ирландия, Исландия, Мадагаскар, Шри-Ланка, Зондские, Калимантан (Борнео), Суматра, Сулавеси, Ява, Новая Гвинея, Тасмания, Филиппинские, Японские, Сахалин, Курильские, Командорские, Новая Зеландия, Антильские, Куба, Гаити, Баффинова Земля, Элсмир, Ньюфаунд ленд, Сицилия, Корсика, Сардиния, Новая Земля, Новосибир ские, Шпицберген, Врангеля, Северная Земля, Кергелен, Петра I, острова Океании, Гавайские, Алеутские, Ратманова. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатский, Ямал, Индостан, Индокитай, Малакка, Корейский, Апеннинский, Пиренейский, Пелопоннес, Балканский, Крымский, Малая Азия, Сомали, Лабрадор, Аляска, Калифорнийский, Юкатан, Флорида, Кейп-Йорк, Антарктический. Мысы: Челюскин, Флигели, Дежнёва, Рока, Пиай, Игольный, Доброй Надежды, Эль-Абьяд (Бен-Секка), Рас-Хафун, Альмади, Горн, Гальинас, Париньяс, Кабу-Бранку, Марьято, Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Йорк, Стип-Пойнт, Байрон, Юго-Восточный, Лопатка. Горы и нагорья: Гималаи (г. Джомолунгма), Анды (г. Аконкагуа, г. Анкоума), Кордильеры (г. Мак-Кинли — Денали), Аппалачи, Альпы (г. Монблан), Карпаты (г. Герлаховский Штит, г. Говерла), Пиренеи, Балканы, Скандинавские, Кавказ (Эльбрус, Казбек, Арарат), Копетдаг, Тянь-Шань (пик Победы), Тибет, Памир (пик Конгур), Гиндукуш, Большой Хинган, Крымские (г. Роман-Кош, г. Аю-Даг), Урал (г. Народная), Тиманский кряж, Хибины, Алтай (г. Белуха), Саяны (Западные и Восточные), горы Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, хребет Сунтар-Хаята, Колымское нагорье, Корякское нагорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, нагорье Тибести, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское (Абиссинское) нагорье, Большой Водораздельный хребет, Аппалачи. Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка, Этна, Гекла, Везувий, Кракатау, Фудзияма, Попокатепетль, Орисаба, Котопахи, Камерун, Килиманджаро, Эребус. Плоскогорья: Средне-Сибирское, Казахский мелкосопочник, Приленское плато, Анабарское плато, плато Путорана, плато Колорадо, Бразильское, Центральный массив (Франция), Декан. Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Приднепровская, Подольская, Смоленско-Московская, Ергени, Общий Сырт, Северные Увалы, Сибирские Увалы. Равнины и низменности: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская, Приамурская, Туранская, Прикаспийская, Приднепровская, Причерноморская, Индо-Гангская, Великая Китайская, Месопотамская, Амазонская, Ла-Платская, Оринокская, Примексикан ская, Приатлантическая, Миссисипская, Центрально-Австралийская, Конго. 24 Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб, Ливийская, Атакама, Наска, Каракумы, Кызылкум, Тар, Руб-эльХали, Такла-Макан, Гоби, Большой Бассейн, Невада, Большая песчаная, Большая пустыня Виктория. Реки: Амазонка, Ориноко, Парана, Миссисипи, Миссури, Св. Лаврентия, Колорадо, Маккензи, Юкон, Рио-Гранде, Енисей, Лена, Ангара, Колыма, Яна, Индигирка, Обь, Иртыш, Амударья, Сырдарья, Амур, Волга, Кама, Днепр, Дон, Северная Двина, Западная Двина, Нева, Буг, Эльба, Рейн, Висла, Дунай, Рона, Луара, Сена, Темза, По, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Брахмапутра, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Конго, Нил, Нигер, Замбези, Муррей, Дарлинг. Водопады: Анхель, Игуасу, Ниагарский, Виктория, Ливингстона, Кивач. Озёра: Байкал, Балхаш, Ладожское, Онежское, Женевское, Венерн, Великие Американские озёра (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио), Большое Медвежье, Большое Невольничье, Виннипег, Титикака, Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Эйр, Мёртвое море. Ледники: Федченко. Морские течения: Гольфстрим, Канарское, Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Куросио, Курильское, Северное Пассатное, Южное Пассатное, Межпассатные (Тихоокеанское, Атлантическое), Бразильское, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, Западных Ветров. Страны и группы стран: страны и столицы стран Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании; страны «Большой семёрки», страны ЕС, ЗЕС, страны ОПЕК, новые индустриальные страны (НИС), страны НАТО, АСЕАН, АНЗЮС, ЛАИ, АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Города и крупные промышленные центры: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Самара, Саратов, Ярославль, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Курск, Орёл, Липецк, Воронеж, Белгород, Тула, Казань, Мурманск, Петрозаводск, Архангельск, Астрахань, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Красноярск, Братск, Иркутск, Норильск, Улан-Удэ, Чита, Кызыл, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, ПетропавловскКамчатский, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Анадырь, Якутск, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Атланта, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Кливленд, Сан-Паулу, Риоде-Жанейро, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Роттердам, Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен, Гамбург, Страсбург, Марсель, Гавр, Ницца, Женева, Милан, Генуя, Турин, Венеция, Стамбул, Кейптаун, Йоханнесбург, Колката, Мумбаи, Мадрас, Шанхай, Нанкин, Йокогама, Нагоя, Осака, Нагасаки, Хиросима, Сидней, Мельбурн. Мегалополисы: Бостон — Вашингтон (Босваш), Чикаго — Питсбург (Чипитс), Сан-Франциско — СанДиего (Сансан), Рейн (Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен и др.), Токайдо (Токио — Осака), Лондон — Ливерпуль (Лондлив). Порты: Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Лондон, Глазго, Ливерпуль, Гавр, Киль, Лиссабон, Афины, Венеция, Стамбул, Констанца, Амстердам, Роттердам, Марсель, Осло, Копенгаген, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Каракас, Порт-о-Пренс, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Гавана, Кингстон, Кейптаун, Эль-Кувейт, Мумбаи, Колката, Рангун, Бангкок, Сингапур, Джакарта, Сидней, Мельбурн, Токио, Йокогама, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Советская Гавань, Мурманск, Архангельск, Одесса, Новороссийск, Севастополь. Бассейны и месторождения полезных ископаемых: КМА (Курская магнитная аномалия), Магнитогорск, Благодать, Костомукша, Горная Шория, Печорский бассейн, Подмосковный бассейн, Кузнецкий бассейн, Норильск, Никель, Бокситогорск. Промышленные районы и базы: — металлургические: Центральная, Уральская, Сибирская, Закавказская, Казахстанская, Чикагский, Детройтский, Питсбургский, Саарский, Лотарингский, Рурский, Верхнесилезский, Остравско-Карвинский, Северо-Восточный (Великобритания), Осакский, Аньшаньский, Баотоу; — химико-лесные: Северо-Европейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская, Саскачеванский; — химической промышленности: Парижский, Лондонский, Северо-Восточный (Великобритания), Роттердамский, Антверпен ский, Гамбургский, Рурский, Верхнесилезский, Северо-Чешский, Миланский, Шанхайский, Гуанчжоу, Абаданский.

Дополнительная литература для учителя

География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины/ авт. –сост. Н.Н Зинченко, Л.А. Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011.

География. Интегрированные уроки. 6-10 классы/ сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

География. 6-10 классы: уроки – исследования, дискуссии. Пресс-конференции/ А.Г. Стадник. – Волглград: Учитель, 2010.

География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии./ Сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2005.

География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост. А.Б. Моргунова. - Волгоград: Учитель, 2009.

 Дополнительная литература для обучающихся

Лазаревич К.С., Лазарева Ю.Н. Тематический словарь – справочник по географии для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Московский лицей, 1995.

Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М., Просвещение, 1990

Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта+, 2002.

 Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география. М., 2001

Интернет –ресурсы:

 www.1september.ru  Научные новости географии www.geo.nature.ru  ; Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» www.km.ru/education, http://scool-collction.edu.ru, http://fcior.edu.ru 

fipi.ru  http://www.rgo.ru/  rgo.ru   geo.1september.ru

 geo.1september.ru my-geography.ru ● georus.by.ru geo.historic.ru● geografia.ru  nature.worldstreasure.com ● basni.narod.ru  



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___»__________ 2020 г.

«Утверждаю»

Директор

«___» __________2020 г.

                                                                                             Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Мониторинг окружающей среды с помощью естественнонаучной мобильной лаборатории «Лабдиск»»

6 класс

Разработчик программы

учитель географии ВКК

Солнцева И.Н.

Пояснительная  записка

Программа  адресована    обучающимся  6  класса.

Программа  курса  внеурочной  деятельности «Мониторинг окружающей среды с помощью естественнонаучной мобильной лаборатории «Лабдиск»» разработана на основе справочно-методического пособия к мобильной естественно-научной лаборатории с мультисенсорным регистратором данных – М.: ИНТ-116с. Рабочая программа соответствует ФГОС ООО.

УМК

Справочно-методическоепособие к мобильной естественно-научной лаборатории с мультисенсорным регистратором данных.  Ответственный редактор С.А.Трактуева.– М.: ИНТ-116с.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

 Сроки реализации программы:  1 год.

 Программа рассчитана на 18 часов в год, 0,5 часа в неделю (35 учебных недель).

Основной инструментарий для  оценивания результатов: сообщения, доклады, исследовательские  проекты, устный диалог на заданную тему, обсуждение исследуемого объекта или собранного материала;

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - --Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

-Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

-Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

-Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

-Умение находить несколько вариантов решения проблемы

-Умение устанавливать причинно-следственные связи

-Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

-Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

-Умение выдвигать гипотезы

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;

- Создавать рисунки в графическом редакторе;

- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.

Содержание тем курса внеурочной деятельности

Тема 1. (2 часа)

Что такое исследование, мониторинг, наблюдение, эксперимент.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:

Наблюдение. Понаблюдать; провести эксперимент. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Сбор материала для исследования.  Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Мобильная естественно научная лаборатория.

Тема 2. Температура вокруг нас (4 часа)

Измерение температуры различных объектов, Определение причин изменения температуры воздуха в течении суток. Измерение температуры в различных районах поселка.

Температурная карта класса. Составление плана помещения с отметками значения температур на разной высоте. Обработка полученных результатов.

Тема 3. Зависимость  освещенности от расстояния (2 часа).

Получение экспериментальной зависимости освещенности на различном расстоянии от источника света. Обработка полученных результатов.

Тема 4. «Сквозняки и простуда» (2 часа)

Исследование влияния мокрой одежды на увеличение риска простуды. Исследование способности разных материалов удерживать тепло. Обработка полученных результатов.

Тема 5. Карта освещенности класса (2 часа)

Составление плана помещения с отметками на нем значений освещенности на разной высоте. Обработка полученных результатов.

Тема 6. Светолюбивые и теневыносливые растения (2 часа)

Выявление теневыносливых растений и определение в классе мест пригодных и непригодных для содержания растений. Обработка полученных результатов.

Тема 7. Согревание почвы (2 часа)

Составление карты температуры почвы в поселке. Обработка полученных результатов.

Тема 8. Обобщение полученных данных.  - 2 ч

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Сообщение, доклад.

 Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Тематическое планирование

№ п/п

                                                Название темы

                Количество часов

1.

Что такое исследование, мониторинг, наблюдение, эксперимент.

2

2.

Температура вокруг нас.

4

3.

Зависимость  освещенности от расстояния.

2

4.

«Сквозняки и простуда».

2

5.

Карта освещенности класса.

2

6.

Светолюбивые и теневыносливые растения.

2

7.

Согревание почвы.

2

8.

Обобщение полученных данных. 

2

Всего

18

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.

Компьютер, мультимедийный проектор, лабдиск «GLOMIR»

Информационный источник: справочно-методическое пособие к мобильной естественно-научной лаборатории с мультисенсорным регистратором данных – М.: ИНТ-116с.

Приложение.

Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

              Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Тема 1.

Что такое исследование, мониторинг, наблюдение, эксперимент.

1.

Основные  доступные методы исследования.

2.

Мобильная естественно научная лаборатория.

Тема 2. Температура вокруг нас.

3.

Измерение температуры различных объектов.

4.

Измерение температуры в различных районах поселка.

5.

Температурная карта класса.

6.

Составление плана помещения с отметками значения температур на разной высоте. ( Обработка полученных результатов).

Тема 3. Зависимость  освещенности от расстояния.

7.

Получение экспериментальной зависимости освещенности на различном расстоянии от источника света.

8.

Обработка полученных результатов.

Тема 4. «Сквозняки и простуда».

9.

Исследование влияния мокрой одежды на увеличение риска простуды.

10.

Исследование способности разных материалов удерживать тепло. (Обработка полученных результатов).

Тема 5. Карта освещенности класса.

11.

Составление плана помещения с отметками на нем значений освещенности на разной высоте.

12.

Обработка полученных результатов.

Тема 6. Светолюбивые и теневыносливые растения.

13.

Выявление теневыносливых растений.

14.

Определение в классе мест пригодных и непригодных для содержания растений. (Обработка полученных результатов).

Тема 7. Согревание почвы.

15.

Составление карты температуры почвы в поселке.

16.

Составление карты температуры почвы в поселке.( Обработка полученных результатов).

Тема 8. Обобщение полученных данных. 

17.

Представление результатов исследований.

18.

Представление результатов исследований.



Предварительный просмотр:

                                                                       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___»__________ 2020 г.

«Утверждаю»

Директор

«___» __________2020 г.

                                   

                                                                                Рабочая программа

курса внеурочной деятельности«Я-исследователь »

6 класс

Разработчик программы

учитель географии ВКК

Солнцева И.Н.

Пояснительная записка.

Курс «Я – исследователь» предназначен обучающимся 6 класса. Рабочая программа разработана на основе ФГОС ООО, авторской программы Е.М.Домогацкого, Н.И.Алексеевского. Москва. «Русское слово», 2015. Способствует углубленному изучению географии. Является общеобразовательной. Курс «Я – исследователь» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».

Цели курса:

-  общеинтеллектуальное развитие и личностный рост ребенка;

- формирование у обучающихся навыков правильного проведения  исследовательской работы, познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности;

- через практическую деятельность  закрепить  знания  теории и повысить уровень  самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов;

- подготовить учащихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор;

-развивать познавательный интерес обучающихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания на практикепри изучении природы Земли и человека;

-проводить различные эксперименты под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей;

-сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных природных ситуациях;

-сформировать навыки поиска, обработки и представление информации;

-развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

-интегрировать знания из различных областей наук;

-сформировать умение критически мыслить.

Программа реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Формы контроля: контроль усвоения знаний учащихся осуществляется в основном косвенно, посредством анализа итогов проводимых конкурсов, викторин, практических работ. Иногда проводится устный опрос. Учитывается и степень участия детей в различных мероприятиях.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся научатся:

- Овладевать элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладевать основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формировать представления об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях;

 -  практическим навыкам охраны окружающей среды;

- самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-самостоятельно приобретать новые знания  и практические умений;

- управлять своей познавательной деятельностью;

- организовывать свою деятельность, определять её цели  и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать  достигнутые результаты.

- создавать и защищать электронные презентации;

- работать с различными источниками географической информации;

Содержание тем учебного предмета.

Тема 1. Введение (1 час)

1.Введение в предмет «Я -  исследователь»

Цели и задачи предмета. План работы.  Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного и исследовательского познания.

Тема 2. Реферат (1 час)

Реферат как научная работа.

Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.Способы получения и переработки информации. Виды источников информации.

Тема 3. Проект (1час)

Проект и исследовательская работаОсобенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

Тема 4. Методы  географической науки (4 часа)

Наблюдение, измерение, эксперимент – методы географической науки.

Осенняя экскурсия «Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью».

Исследование «Проращивание семян растений».

Наблюдения за изменениями в живой природе

Тема 5. Географические приборы (2 часа)

Компас.  «Определение сторон горизонта»,  «Измерение расстояний». Барометр и термометр: устройство, использование.

Исследование «Применение компаса на практике. Определение направлений на местности».

Тема 6. План и карта (6 часов)

Определение направлений, азимутов на местности и по компасу, местным признакам.Условные знаки.План местности.Градусная сетка на карте. Ориентирование.

Исследование по плану местности «Определение оптимальных маршрутов следования».

Исследовательская работа  «Памятка заблудившемуся в лесу.»

Тема 7. Атмосфера (6 часов)

Состав, строения и значения атмосферы.Устройство метеостанции(Создаём свою метеорологическую станцию.) Моделирование: Флюгер: картон, цветная бумага, компас, деревянный стержень, клей, 2 катушки для ниток небольшая обувная коробка. Осадкомер: пластиковая бутылка, цветной скотч.. Термометр: стеклян. бутылка с пробкой, краситель пищевой или цв. чернила, 5-литровая пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин, пластиковая прозрачная трубочка. Мы синоптики!

Исследование свойств воздуха.

Исследовательская работа «Наблюдение за погодой. Составление графика температуры, розы ветров по своим наблюдениям».

Тема 8. Гидросфера (6 часов)

Вода на Земле. Свойства воды в природе и  её использование в жизни человека.

Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши. Реки. Человек и гидросфера. Исследование свойств воды.

Исследование по карте «Определение истока, устья, притоков, направления  и характера течения реки».

Тема 9. Биосфера (6 часов)

Взаимосвязи природных компонентов. Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие  и взаимосвязь животного и растительного мира. Экология – наука об окружающей среде. Общие представления о науке экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.

О городах и горожанах: человек в городе. Изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров,борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами. Пропаганда экологических знаний.

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу рекиПожары и человек. Дом, в котором мы живем. Здоровья человека-в руках самого человека.

Исследование «Изучение приспособления различных видов животных к условиям среды обитания.

Исследовательский проект «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта).

Тема 10 (2 часа) Исследовательская работа и представления результатов исследования.

                                                                   Тематическое планирование

                                                  Тема

                              Количество часов

1. Введение

1

2.Реферат как научная работа.

1

3.Проект.

1

4.Методы  географической науки.

4

5.Географические приборы

2

6. План и карта

6

7. Атмосфера

6

8.Гидросфера

6

9. Биосфера

6

10.Исследовательская работа

2

Всего часов

35

                                                      Перечень исследовательских работ и экскурсий

Исследовательская работа

Экскурсия

1

«Проращивание семян растений».

1

«Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью».

2

«Применение компаса на практике. Определение направлений на местности».

3

4

«Определение оптимальных маршрутов следования».

«Памятка заблудившемуся в лесу.»

5

«Исследование свойств воздуха».

6

«Наблюдение за погодой. Составление графика температуры, розы ветров по своим наблюдениям».

7

Исследование свойств воды.

8

Исследование по карте свойств вод Мирового океана.

8

«Определение истока, устья, притоков, направления  и характера течения реки».

9

«Изучение приспособления различных видов растений и  животных к условиям среды обитания».

10

«Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта).

Учебно- методическое обеспечение

1. Герасимова, Т, П. Начальный курс географии: учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-174 с.

2. Атлас. География, начальный курс. 6 класс.  

3. Е.М. Домогацких. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2014 г.,

Список литературы для учителя

1.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2000.

 2. Электронное приложение к учебнику. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 6 класс – М.: Дрофа, 2014;

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2.Всемирная география http://wgeo.ru/

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций)  http://www.geografia.ru/              

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

Список литературы для обучающихся

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2.Всемирная география http://wgeo.ru/

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций)  http://www.geografia.ru/              

   Методическое обеспечение

1.Елин О.Ю., Ахметзянова А.Ф. Практикум, Красноярск 2010.

2. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;

3.Атлас. География, начальный курс. 5 класс.  

4.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2000.

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 5-6 класс.

6.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.

8.Книга экспериментов. Просто о сложном./пер. с итальянского И.Гурьянова.-М.:Эксмо, 2012

9.Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/И.Е.Гусев.-Москва:АСТ,2013

10.Электронное приложение к учебнику. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2.Всемирная география http://wgeo.ru/

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций)  http://www.geografia.ru/              

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

7.http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geografii

                

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

       Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Тема 1. Введение (1 час).

1.

Введение в предмет «Я – исследователь».

Тема 2. Реферат (1 час).

2.

Реферат как научная работа.

Тема 3. Проект (1 час).

3.

Проект и исследовательская работа.

Тема 4. Методы географической науки

(4 часа).

4.

Методы географической науки.

5.

Экскурсия  «Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью».

6.

Исследование «Проращивание семян растений».

7.

Обработка результатов исследования.

Тема 5. Географические приборы (2 часа).

8.

Географические приборы: компас, барометр, термометр.

9.

Исследование на местности «Применение компаса на практике. Определение направлений на местности».

Тема 6. План и карта (6 часов).

10.

План местности.

11.

Географическая карта.

12.

Ориентирование по плану местности и карте.

13.

Ориентирование по местным признакам.

14.

Исследование по плану и карте «Определение маршрутов следования».

15.

Исследовательская работа «Памятка заблудившемуся в лесу».

Тема 7. Атмосфера (6 часов)

16.

Исследование свойств воздуха.

17.

Метеостанция. Устройство метеостанции.

18.

Моделирование метеостанции.

19.

Моделирование метеостанции.

20.

Исследование – наблюдение за погодой. Составление графика температур, розы ветров по своим наблюдениям.

21.

Исследование – наблюдение за погодой. Составление графика температур, розы ветров по своим наблюдениям.

Тема 8. Гидросфера (6 часов).

22.

Вода на Земле. Исследование свойств воды.

23.

Обработка результатов исследования.

24.

Мировой океан. Исследование по карте свойств вод Мирового океана.

25.

Воды суши. Реки.

26.

Исследование реки по карте. Определение истока, устья, притоков, направления и характера течения реки.

27.

Оформление результатов исследования.

Тема 9. Биосфера (6 часов)

28.

Природный комплекс. Взаимосвязи природных компонентов.

29.

Разнообразие и взаимосвязь растительного и животного мира.

30.

Наука экология.

31.

Исследование приспособления различных видов растений и животных к условиям сред обитании.

32.

Исследовательский проект «Дом, в котором я хотел бы жить» (разработка проекта).

33.

Исследовательский проект «Дом, в котором я хотел бы жить» (разработка проекта).

34.

Представление результатов исследования.

35.

Представление результатов исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...