Растения Австралии
план-конспект урока по географии (8 класс)

Рипп Наталья Михайловна

Конспект урока географии в 8 классе для учащихся с умственной отсталостью по теме "растения Австралии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_avstralii.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе «Растения Австралии»

Цель:   познакомить с растительным миром Австралии

Задачи:

Познакомить с характерными особенностями растений Австралии,  показать  их уникальность,  способы приспособления к условиям обитания, пользу для человека.

Расширять словарный запас, развивать память

Воспитывать самостоятельность, критическую самооценку.

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Тихо и спокойно присаживайтесь на свои места, следите за осанкой.

Проверьте свое рабочее место. Внимательно посмотрите на парту и назовите принадлежности, которые пригодятся на уроке

Какой у нас сейчас урок?

Для чего вы приходите на этот урок?

Что нужно делать, чтобы получить новые знания?

Верно, для получения новых знаний нужно внимательно слушать рассказ учителя, не отвлекаться. Чтобы работа была плодотворной, нужно активно работать, правильно отвечать на вопросы, давать полные, развернутые ответы, без ошибок выполнять все задания. Только такой ученик сможет получить оценку «5». Если же в ответах и заданиях будут ошибки или неточности, то такие ребята могут получить «4». А те ребята, которым будет очень  трудно самостоятельно отвечать и выполнять задания, получат «3».

Сегодня и вы сами будете оценивать свою работу на каждом этапе урока с помощью листов самооценки. Если у кого-то возникнут затруднения, то я помогу.

Сегодня на уроке вы будете работать вместе, парами и самостоятельно. А в конце урока поделитесь мнениями, легко или тяжело  вам было работать на уроке, была ли информация полезной и интересной…

  1. Повторение

Сначала мы вспомним  материал предыдущего урока, это нам пригодится, чтобы лучше понять тему, которую мы будем изучать сегодня.  Вы должны ответить на вопросы. Те ребята, которые будут отвечать правильно,  могут получить 3 балла. Те ребята, которые не всегда будут отвечать правильно, могут получить 2 балла. А те ребята, которые не будут отвечать на вопросы или будут давать неверные ответы, получат 1 балл.

  Индивидуальная работа  Федор, Юля (отметить на контурной карте реку Муррей, озеро Эйр-Норт, п-ов Кейп-Йорк)

Поработаем с картой на с.71. и у доски

В каком полушарии находится Австралия?

- Что в переводе на русский язык означает слово «Австралия»?

- Почему ее так назвали?

- Какие океаны омывают берега Австралии? Покажите на карте.

- Самый большой полуостров Австралии? Покажите на карте.

- Второй по величине полуостров Австралии? Покажите на карте.

- Как называется залив, который находится между этими полуостровами? Покажите на карте.

- Самый большой остров у берегов Австралии? Покажите на карте.

- Главная река Австралии? Покажите на карте

- Назовите ее приток

Почему некоторые реки на карте обозначены пунктиром?

Какая природная зона занимает большую часть Австралии?

В какой части Австралии климат наиболее благоприятен для жизни людей и ведения хозяйства?

Итак, что мы делали на этом этапе?

 Молодцы, ребята! А теперь возьмите в руки листы самооценки и выставьте себе соответствующие баллы.

Федор, во сколько баллов ты оценил свою работу на этом этапе? Почему? Даша?

Оценка педагога…

Продолжаем дальше.

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей.

А сейчас я вас попрошу назвать тему и сформулировать цель нашего урока. После этого вы вновь поработаете с листами самооценки и выставите себе соответствующие баллы. Те ребята, которые правильно назовут тему урока, сформулируют цель, поставят задачи, заработают 3 балла. Ребята, которые правильно назовут тему урока, но затруднятся с постановкой цели и задач урока, заработают 2 балла. А ребята, которые неправильно назовут тему урока и не смогут сформулировать цель и задачи урока, получат 1 балл.

 Итак, сегодня мы продолжим разговор о самом далёком, самом маленьком и самом засушливом  материке. А чтобы узнать тему урока, вам нужно расшифровать запись.(иилартсвА яинетсаР)

Итак, назовите тему урока.

Запишите тему урока в тетрадь. Вспомните, сколько клеток нужно отступить? Следите за осанкой.

Прочитай, Саша, что ты написал.

Какую цель поставим?

Верно, сегодня вы должны узнать,  как называются  растения, произрастающие в Австралии

А также посмотрим, как они приспособились к жизни в уникальных условиях климата Австралии и обсудим, какую пользу они приносят человеку.

Как вы думаете, где нам пригодятся эти знания?

Спасибо за ответы. Оцените себя в листы самооценки.

Итак, мы с вами сформулировали тему урока и определили его цель.

  1. Изучение нового материала

Итак, перейдем к изучению темы урока. Сейчас вы узнаете, какие растения обитают в Австралии, как они приспособились к засушливому климату. Для того, чтобы материал запоминался лучше, вы будете смотреть слайды презентации, искать информацию в  учебнике, отвечать на вопросы, выполнять задания… Те ребята, которые легко найдут информацию в учебнике, будут правильно отвечать на вопросы, получат 3 балла за работу. Те ребята, которые не всегда верно будут отвечать на вопросы, будут затрудняться в поиске информации в учебнике, получат 2 балла. А те ребята, которые не справятся с вопросами, не найдут информацию в учебнике, получат 1 балл.

    В Австралии растет много своеобразных, удивительных растений. Большинство из них не встречается больше ни на одном другом материке.  

Мы сегодня уже вспоминали, что большую часть в центре материка занимают пустыни, вокруг них расположились саванны, и побережье занято лесами.

Начнем знакомство с растительным миром Австралии с зоны пустынь.

Здесь можно встретить непроходимые заросли сухих колючих кустарников. Переплетаясь друг с другом ветками, они создают непроходимую чащу, и их приходится обходить. Найдите в приложении на с. 9 название этих кустарников. Прочитайте вслух. В словаре на с. 206 прочитайте, что это означает. Запишите в тетрадь.  

Травяные деревья – невысокие растения с темным стволом и пучком травы сверху. Издали похожи на лохматого мальчика, поэтому местные жители называют их «черный мальчик».они приспособились к жизни в полупустынях и саваннах.

В западной части Австралии встречаются песчаные или каменистые пустыни, лишенные растительности.

Австралийские саванны, как и наши степи,  весной покрываются всевозможными цветущими травами, а летом быстро выгорают.

Наиболее характерные деревья для Австралии – эвкалипты, высочайшие деревья мира. Это дерево растет во всех природных зонах материка, встречается около 600 видов этого дерева. Из его листьев добывают эфирное масло, обладающее целебными свойствами.

Найдите в учебнике информацию об этих деревьях на с. 77 (для любознательных). Юля, прочти вслух.

В австралийской саванне можно встретить и  бутылочное дерево.  У этого дерева утолщенный ствол, похожий на бутылку. В нем накапливается влага. Ее дерево использует в засушливое время года. На верхушке ствола – пучок длинных листьев, торчащих во все стороны.

        Казуарины – необычные деревья, у которых вместо листьев – тонкие длинные побеги, напоминающие иглы хвойных деревьев. По форме кроны это дерево напоминает ель, и его называют иногда «рождественское дерево», а из-за прочной древесины его называют еще «железное дерево».

        А еще я хочу вам показать интересное растение. В вашем учебнике о нем не говорится.  Это - кенгуровая лапа. Его назвали так потому, что его верхние листья похожи на лапу кенгуру.

        В тропических лесах Австралии растут древовидные папоротники. У берегов рек и на побережье океана - мангровые леса. Часть корней у этих деревьев находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

Прочти, Олег, это слово правильно. Давайте произнесем это название вслух вместе.

В восточной Австралии растет хлебное дерево. Оно похоже на высокую пальму. Это вечнозеленое дерево. Листья крупные. С коры стволов свисают большие,  круглые. Зеленые плоды, которые могут весить 16-20кг. В пищу идет мякоть плодов.  Их режут на пластинки и пекут или  добавляют в мякоть дрожжи, молоко и делают лепешки.

Вот такой интересный и уникальный растительный мир Австралии.

Оцените свою работу в листах самооценки

  1. Закрепление

А сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на уроке  и как запомнили информацию. Те ребята, которые сами  правильно справятся с заданиями, могут поставить себе 3 балла. Те, кто допустит ошибку – 2 балла, а те, кто не справится – 1 балл.

Задание 1. Подчеркни правильный ответ (работа по карточкам, слабым учащимся – облегченный вариант задания)

Задание 2. Распредели растения по «адресам». разложи  названия растений в конверты с соответствующий природной зоной. (работа у доски)

Вариант развития: запиши в тетрадь, в какой природной зоне встречаются эти растения

Проверьте в парах правильность выполнения на слайде.

Оцените работу товарища в листах самооценки

  1. Итог урока

Сегодня мы говорили о

Мы познакомились с

Из них:

Используют в медицине

Используют плоды в пищу

Во время урока мы узнали об особенностях растений Австралии.

ЛЕГКО
ИНТЕРЕСНО
ПОЛЕЗНО
ТРУДНО
Учащиеся оценивают урок при помощи этих выражений.

  1. Оценивание

Внимательно посмотрите на листы самооценки. Поднимите руки те, у кого за все этапы урока стоят 3 балла.  Я согласна с вами, вы отлично работали на уроке, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания, за свою работу я ставлю вам оценку «5». Поднимите руки, у кого в листе самооценки больше 2 баллов. Вы получает оценку «4». Слово педагога….сегодня хорошо работал по карте Федор, устно отвечал на вопросы Саша, хорошо ориентировался в учебнике Виталий… Поднимите руки, у кого чаще встречается 1 балл. Вот видите, сегодня таких ребят нет, и я этом у очень рада.

  1. Перспектива

На следующем уроке мы узнаем, какие уникальные животные населяют Австралию

  1. д/з

для того, чтобы вы лучше запомнили информацию, дома вам нужно будет прочитать текст учебника на стр.75-77 и найти в тексте ответы на вопросы.

Олег и Анна прочитают и запомнят текст в рамке на стр. 77

А Федор, Арина и Юля прочитают еще текст для любознательных.

  1. Резерв

Разгадай ребус


Задание 1.

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

          Заросли колючих непроходимых кустарников.

          Разновидность эвкалипта.

          Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

Задание 1 (2 вариант)

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

          Реки

Задание 1.

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

          Заросли колючих непроходимых кустарников.

          Разновидность эвкалипта.

          Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

Задание 1 (2 вариант)

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

          Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

          Реки

Задание 1.

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

          Заросли колючих непроходимых кустарников.

          Разновидность эвкалипта.

          Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

Задание 1.

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

          Заросли колючих непроходимых кустарников.

          Разновидность эвкалипта.

          Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

Задание 1.

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

          Заросли колючих непроходимых кустарников.

          Разновидность эвкалипта.

          Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

Задание 1.

Что в Австралии называют мангры? Подчеркни правильный ответ.

          Заросли колючих непроходимых кустарников.

          Разновидность эвкалипта.

          Деревья, часть корней которых находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха.

         

Задание 2.L:\конверт3.jpg

Распредели растения по адресам.

Мангры

L:\конверт3.jpg

Скрэб

Травяное дерево

ЭвкалиптL:\конверт3.jpg

Древовидный папоротник

Зонтичная акация

Задание 2 (2 вариант)L:\конверт3.jpg

Распредели растения по адресам.

СкрэбL:\конверт3.jpg

Древовидный папоротник

L:\конверт3.jpg

Зонтичная акация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История открытия Австралии. Географическое положение Австралии

Данная презентация используется при знакомстве учащихся с Австралией. Позволяет сформировать представление об особенностях географического положения материка, истории открытия, изучения и освоения Авс...

«Австралия - страна, где всё наоборот» Интегрированный урок географии и английского языка в 7 классе «Австралия - страна, где всё наоборот»

интегрированный урок по географии и иностранного языка "Австралия - страна, где все наоборот"...

«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)

Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями....

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

«Австралия. Верования коренного населения Австралии»

Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»....

Творческий проект "Удивительные животные и растения Австралии"

Составление атласа животных и растений Австралии....