Животный мир степей.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Рипп Наталья Михайловна

Конспект урока географии в 7 классе  "Животный мир степей" для учащихся с умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе «Животный мир степей»

Цель:   познакомить с животным миром степной зоны

Задачи:

Познакомить с характерными особенностями животных степей,  показать  их способы приспособления к условиям обитания, пользу для человека.

Развивать умение анализировать, сопоставлять, выделять существенные признаки.

Воспитывать самостоятельность, критическую самооценку.

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Тихо и спокойно присаживайтесь на свои места, следите за осанкой.

Проверьте свое рабочее место. Внимательно посмотрите на парту и назовите принадлежности, которые пригодятся на уроке

Какой у нас сейчас урок?

Для чего вы приходите на этот урок?

Что нужно делать, чтобы получить новые знания?

Верно, для получения новых знаний нужно внимательно слушать рассказ учителя, не отвлекаться. Чтобы работа была плодотворной, нужно активно работать, правильно отвечать на вопросы, давать полные, развернутые ответы, без ошибок выполнять все задания. Только такой ученик сможет получить оценку «5». Если же в ответах и заданиях будут ошибки или неточности, то такие ребята могут получить «4». А те ребята, которым будет очень  трудно самостоятельно отвечать и выполнять задания, получат «3».

Сегодня и вы сами будете оценивать свою работу на каждом этапе урока с помощью листов самооценки. Если у кого-то возникнут затруднения, то я помогу.

Сегодня на уроке вы будете работать вместе, парами и самостоятельно.

  1. Повторение

Сначала мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков. Вы должны ответить на вопросы. Те ребята, которые будут отвечать правильно,  могут получить 3 балла. Те ребята, которые не всегда будут отвечать правильно, могут получить 2 балла. А те ребята, которые не будут отвечать на вопросы или будут давать неверные ответы, получат 1 балл.

  Индивидуальная работа  Виталий, Анна, Олег

 Подчеркни растения зоны степей 

одуванчик   чертополох   ромашка ковыль   типчак   полынь   подорожник  лишайник

Все растения приспособились к природным условиям степи. Они  имеют ряд особенностей, которые помогают им, расти в степи. И сейчас ваша задача, выбрать те особенности, которые характерны растениям степи.

Поработаем с сигнальными карточками. Если это особенность растений степи – зеленая карточка, не подходит растениям степи – красная. Внимание.

- узкие листья;

- толстый мясистый стебель;

- запасают питательные вещества в луковицах;

- длинные ветвистые корни;

- большие листья;

- тонкий короткий стебель;

- большой красивый цветок.

- цветы не большие.

Молодцы, ребята! А теперь возьмите в руки листы самооценки и выставьте себе соответствующие баллы.

Федор, во сколько баллов ты оценил свою работу на этом этапе? Почему? Даша?

Итак, что мы делали на этом этапе? Продолжаем дальше.

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей.

А сейчас я вас попрошу помочь назвать тему и сформулировать цель нашего урока. После этого вы вновь поработаете с листами самооценки и выставите себе соответствующие баллы. Те ребята, которые правильно назовут тему урока, сформулируют цель, поставят задачи, заработают 3 балла. Ребята, которые правильно назовут тему урока, но затруднятся с постановкой цели и задач урока, заработают 2 балла. А ребята, которые неправильно назовут тему урока и не смогут сформулировать цель и задачи урока, получат 1 балл.

 Итак, сегодня мы продолжим разговор о зоне степей. А чтобы узнать тему урока, вам нужно расшифровать запись.(йепетс рим йынтовиж)

Итак, назовите тему урока.

Запишите тему урока в тетрадь. Вспомните, сколько клеток нужно отступить? Следите за осанкой.

Прочитай, Саша, что ты написал.

Какую цель поставим?

Верно, сегодня вы должны узнать,  как называются  животные, которые   обитают  в степи.

А также посмотрим, как они приспособились к жизни в степных условиях.

Как вы думаете, где нам пригодятся эти знания?

Спасибо за ответы. Оцените себя в листы самооценки.

Итак, мы с вами сформулировали тему урока и определили его цель.

  1. Изучение нового материала

Итак, перейдем к изучению темы урока. Сейчас вы узнаете, какие животные обитают в степях, как они приспособились к засушливому климату. Для того, чтобы материал запоминался лучше, вы будете разгадывать ребусы, искать информацию в  учебнике, отвечать на вопросы… Те ребята, которые правильно разгадают ребусы, легко найдут информацию в учебнике, будут правильно отвечать на вопросы, получат 3 балла за работу. Те ребята, которые не всегда верно будут отвечать на вопросы или ошибутся в разгадывании ребусов, будут затрудняться в поиске информации в учебнике, получат 2 балла. А те ребята, которые не справятся с ребусами, не найдут информацию в учебнике, не будут правильно отвечать на вопросы, получат 1 балл.

    В степях встречается много насекомых. Сверчки и кузнечики наполняют степь своим

стрекотанием. Есть и бабочки. Ими питаются многие птицы. Особенно большую пользу приносят  розовые скворцы и степные жаворонки, которые в огромном количестве уничтожают вредителей полей и садов.

В степях живет много птиц, потому что много насекомых, семян, растений. В степях обитают перепела, куропатки, жаворонки. В отдаленных районах, далеко от городов и поселков, встречается птица – дрофа. Она занесена в Красную книгу. Эта крупная птица (около метра высотой) имеет длинные ноги, летает тяжело. После дождя, когда у нее намокают крылья, она даже не может взлететь. (Слайд )  Питается семенами, растениями, а также насекомыми.

Особенно многочисленны в черноземных степях грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, мыши – плевки, а в азиатской части степей – сурки (слайд). Все эти грызуны на зиму делают запасы на зиму и впадают в спячку. Хомяк запасает на зиму до 20 кг зерна, кукурузных початков, моркови и картофеля.

Грызуны являются пищей многих хищных птиц: луней, степных орлов, ястребов, пустельги, сов.  А также для волков,  лис, барсуков, степных хорьков, горностаев, ласок. Поедают их и змеи – степные гадюки, полозы.

Животные живут на открытых пространствах  и среди трав, поэтому большинство из них прекрасные бегуны.

Животные степей хорошо приспособились к природным условиям. Подумать самим и найти в тексте учебника (стр. 118) описание приспособление животных к жизни в степи.

  1. Животные живут на открытых пространствах и среди трав, поэтому большинство из них прекрасные бегуны.
  2.  Оперение птиц и мех зверей окрашены под цвет почвы, травы, что делает их незаметными.
  3.  Многие хищные животные ведут ночной образ жизни, то есть выходят на охоту в темное время суток.
  4.  Грызуны зимой, когда нет растительности, впадают в спячку.

Запишите эти особенности себе в тетрадь

  1. Закрепление

А каких зверей можно встретить в степи, вы узнаете, отгадав ребусы. РЕБУСЫ названия животных запишите себе в тетрадь.

Возьмите листы самооценки и проставьте себе баллы за выполнение заданий.

Двухвариантный тест.  Ответьте «Да» или «Нет» (+ или -)  

 (Тест (приложение 2) , работа в парах, ответив на вопросы, проверяют правильность ответа у соседа, карточка с тестом у каждого на столе)

  1. Правда ли, что  животные степей - ……обитатели открытых пространств; (да)
  2. Правда ли, что животные  не смогли приспособиться к жизни в степи? (нет)
  3. Правда ли, что обитатели зоны степей отличаются от обитателей лесной зоны? (да)
  4. Правда ли, что дрофа  самая маленькая птица степей? (нет)
  5. Правда ли, что дрофа занесена в Красную книгу? (да)
  6. Правда ли, что самые многочисленные животные степей – грызуны? (да)

Возьмите листы самооценки и проставьте товарищу  баллы за выполнение заданий.

  1. Итог урока

Сегодня мы говорили о зоне

Мы познакомились с

Мы встретили

Из них:

Хорошие бегуны

Впадают в спячку

Ведут ночной образ жизни

Долго обходятся без воды

Занесены в Красную книгу

Во время урока мы узнали об особенностях поведения степных животных.

  1. Оценивание

Внимательно посмотрите на листы самооценки. Поднимите руки те, у кого за все этапы урока стоят 3 балла.  Я согласна с вами, вы отлично работали на уроке, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания, за свою работу я ставлю вам оценку «5». Поднимите руки, у кого в листе самооценки больше 2 баллов. Вы получает оценку «4». Вы хорошо работали на уроке, но иногда ошибались, затруднялись. Поднимите руки, у кого чаще встречается 1 балл. Вот видите, сегодня таких ребят нет, и я этом у очень рада.

  1. Перспектива

На следующем уроке мы узнаем, какие отрасли промышленности здесь развиты и  для каких сельскохозяйственных занятий благоприятен климат степной зоны (какие сельскохозяйственные культуры  здесь выращивают и каких животных  разводят).

  1. д/з

для того, чтобы вы лучше запомнили информацию, дома вам нужно будет прочитать текст учебника на стр.118-119 и найти в тексте ответы на вопросы.

Олег и Анна прочитают и запомнят предпоследний абзац на стр. 118 о том, как животные зоны степей приспособились к  природным условиям.

А Федор, Арина и Юля прочитают еще текст для любознательных.

Резерв:

Его называют веселым певцом. Он прилетает на гнездовье очень рано, уже в феврале-марте. Свои гнезда строят на земле.(Жаворонок)

Хищник, который предпочитает жить и охотиться стаей. (Волк)

Хищная птица степей, питается грызунами, зайцами. (Орел)

Грызун, роющий подземный ход. (Хомяк)

Симпатичное зеленое животное, способное отбрасывать свой хвост. (Ящерица)

Стадное животное, развивает скорость до 70-80 км/ч. (Сайгак)

Крупная птица степной зоны, занесенная в Красную книгу. (Дрофа)

Очень трусливое животное. (Заяц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...

Животный мир степей

конспект урока...

Животный мир степи

Это открытый урок по географии для  7 класса по специальной (коррекционной) программе 8 вида....

Животный мир степей

Фауна Саратовской области...

Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные

Урок географии с экологической составляющей в 8 классе...