Рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс)

Гребенева Светлана Владимировна

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (от 08.04.2015г.), и авторской программы по географии (составитель Е.М.Домогацких, издательство «Русское слово», 2013 г. к УМК под  ред. Домогацких Е.М.)    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_6kl_na_2019-2020_u.g.docx736.26 КБ

Предварительный просмотр:

ustilim3                                        ШКОЛА МИРА МИРОВ _______________________________________________________________         __________01_эмблема шк_13

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

 отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля»

(МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля»)

Карла Маркса улица, дом 45, город Усть-Илимск, Иркутская область, Российская Федерация, 666686

Тел. 8(395-35)3-69-66    факс 8(395-35)3-8385    e-mail  miramirov@bk.ru    сайт miramirov@ru                                       

        

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1

от « 28 » августа 2019 г.

Руководитель МО

__________________

Л.С.Куприенко

Согласовано

на НМС

Протокол № 1

от «29»  августа  2019 г.

Зам. директора _____________________

Т.Н. Суворова

Утверждено

приказом  № 278-од

от «30» августа 2019 г.

Директор

__________________

З.А. Мисикова

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 «География»

6 КЛАСС

2019-2020 учебный год

                                                                                     

                     

 Составила  Гребенева Светлана Владимировна,                                                                                  учитель географии

                                                                                 

                                                                                       

Пояснительная записка

         

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (от 08.04.2015г.), и авторской программы по географии (составитель Е.М.Домогацких, издательство «Русское слово», 2013 г. к УМК под  ред. Домогацких Е.М.)    

Цель курса - сформировать систему знаний о Земле как планете, о земных оболочках, географических процессах и закономерностях их развития и на основе этих знаний развивать общую культуру личности, способствовать формированию здорового образа жизни, создать основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «География» 6 класса являются следующие умения:

  • приводить примеры географических объектов;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  •  называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  •  объяснять, для чего изучают географию.
  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  •  приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
  •  называть и показывать планеты Солнечной системы;
  •  приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты.
  •  описывать представления древних людей о Вселенной;
  • Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
  • Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • Работать с компасом;
  • Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности.

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в на в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

                                                           .

Содержание программы

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо. Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Основные образовательные идеи:

  • Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
  • Создание системы географических координат  связано с осевым движением Земли.
  • Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • влияние космоса на жизнь на Земле;
  • географические следствия движения Земли;
  • особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

  • географические координаты;
  • особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
  • географические следствия движений Земли.

Практические работы:  

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи:

  • Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
  • План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
  • Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • свойства географической карты и плана местности;
  • специфику способов картографического изображения;
  • отличия видов условных знаков;
  • отличия видов масштабов;
  • значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

  • существенные признаки плана, карты и глобуса;
  • классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
  • расстояния по карте;
  • азимут по карте местности;
  • абсолютную и относительную высоту;
  • читать условные знаки;
  • масштаб карты.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.
  2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
  3. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические,биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи:

  • Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
  • Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
  • Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. 
    Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности внутреннего строения Земли;
  • причины и следствия движения земной коры;
  • действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
  • особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • по заданным признакам горные породы и минералы;
  • отличие видов земной коры;
  • виды форм рельефа;
  • районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Основные образовательные идеи:

  • Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
  • Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
  • вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
  • причины возникновения природных явлений в атмосфере;
  • зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
  • особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • основные показатели погоды.

Практические работы:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи:

  • Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
  • Необходимость рационального использования воды.
  • Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
  • выделение существенных признаков частей Мирового океана;
  • особенности состава и строения гидросферы;
  • условия залегания и использования подземных вод;
  • условия образования рек, озер, природных льдов;
  • характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • вид рек, озер, природных льдов;
  • особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: Владимир Иванович Вернадский 

Основные образовательные идеи:

  • Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
  • Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
  • Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере биосферы;
  • особенности приспособления организмов к среде обитания;
  • роль царств природы;
  • необходимость охрны органического мира.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • сущность экологических проблем;
  • причины разнообразия растений и животных;
  • характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: Василий Васильевич Докучаев, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи:

  • Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
  • В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
  • Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности образования почвы;
  • особенности строения и состава географической оболочки;
  • взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
  • законы развития географической оболочки;
  • сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • условия образования почв;
  • характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.
  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.

УМК

  1. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география. 6 класс. // М., Русское слово, 2010.
  2. Домогацких Е.Л., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс. // М., Русское слово, 2009.
  3. Ананьева Е. Планета Земля. Иллюстрированный атлас школьника. // М., Аванта+, 2004

Список литературы для учителя:

  1. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география. 6 класс. // М., Русское слово, 2010.
  2. Ананьева Е. Планета Земля. Иллюстрированный атлас школьника. // М., Аванта+, 2004.
  3. Верзина А.К. Географические игры в школе. Из опыта работы. // М., Просвещение, 1966.
  4. Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. // Волгоград, Учитель, 2009.
  5. Домогацких Е.Л. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. // М., Русское слово, 2008.
  6.  Домогацких Е.Л., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс. // М., Русское слово, 2009.
  7. Клюшникова Н.М. Олимпиады по географии. // Волгоград, Корифей, 2006.
  8. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. // М, Просвещение, 1989.
  9. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. // М., «ВАКО», 2007.
  10. Николина В.В. География 6 класс. Методические рекомендации. // М., Просвещение, 2007.
  11. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI-X классы. Под ред. И.И. Бариновой. Библиотека журнала «»География в школе», вып. 4. //М., Школа-Пресс, 2001.
  12. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 6-10 классы. // М., Просвещение, 1991.
  13. Хабибуллин Р.Х. География. Дидактические карточки-задания. 6-7 класс. // М., Дрофа, 2002.

Список литературы для учащихся:

  1. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география. 6 класс. // М., Русское слово, 2010.
  2. Ананьева Е. Планета Земля. Иллюстрированный атлас школьника. // М., Аванта+, 2004.
  3. Домогацких Е.Л., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс. // М., Русское слово, 2012.
  4. Весь мир. Энциклопедический справочник. Минск, Литература,2008
  5. География. Справочник школьника. Москва, Слово, 2006
  6. Максимов Н.А ,Хрестоматия по физической географии, М, Просвещение,2004
  7. Ветер странствий. Альманах

     

Календарно-тематическое планирование по  курсу «География. Начальный курс»

6 класс (34 часа)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Интеграция

предметов

(+интегрированный модуль)

ИКТ, используемые  ЭОР

Виды и формы контроля

Введение (2 часа)

1

География как наука.

06.09

http://geo.1septemebr.ru

Водная беседа

2

Выдающиеся географические открытия и путешествия.

13.09

История

https://infourok.ru/videouroki

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос. Тестирование

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

3

Планеты солнечной системы

20.09

Астрономия

https://infourok.ru/videouroki

Водная беседа

4

Форма, размеры и движение Земли

27.09

Астрономия

https://infourok.ru/videouroki

Индивидуальный, фронтальный опрос.

5

Система географических координат

04.10

Математика

http://www.fipi.ru/

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа №1 (оценочная)  

Определение географических координат.

6

Времена года. Движение Земли вокруг  Солнца

11.10

Астрономия

https://infourok.ru/videouroki

Индивидуальный, фронтальный опрос.

7

Пояса освещённости

18.10

Индивидуальный, фронтальный опрос. Тестирование

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часов)

8

Масштаб карты

25.10

Математика

Черчение

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

9

Виды условных знаков

01.11

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

10

Стороны горизонта. Азимут

15.11

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа № 2 (оценочная)  

Определение направлений и расстояний по карте.

11

Изображение рельефа на карте

22.11

Черчение

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос. Тестирование

Тема 3. Литосфера (6 часов)

12

Строение земного шара

29.11

Физика, Химия

https://infourok.ru/videouroki

Индивидуальный, фронтальный опрос.

13

Горные породы и минералы

06.12

Физика, Химия

Индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа (учебно-тренировочная)

Определение горных пород.

14

Полезные ископаемые

13.12

Индивидуальный, фронтальный опрос.

15

Движения земной коры

20.12

ОБЖ

Индивидуальный, фронтальный опрос.

16

Выветривание горных пород

27.12

Индивидуальный, фронтальный опрос.

17

Формы  рельефа земной коры. Рельеф суши и дна океана

17.01

Индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа
№ 3 (оценочная)
Определение географического положения гор  по плану.

Тестирование

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

18

Атмосфера: строение, значение, изучение

24.01

Математика,

Физика

https://infourok.ru/videouroki

Индивидуальный, фронтальный опрос.

19

Температура воздуха

31.01

Математика,

Физика

Индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа  №4 (оценочная)  

Построение графика месячного хода температуры воздуха и розы ветров.

20

Атмосферное давление

07.02

Математика,

Физика

Индивидуальный, фронтальный опрос.

21

Ветер. Причины его образования

14.02

Математика, Физика

Индивидуальный, фронтальный опрос.

22

Вода в атмосфере.

Облака. Атмосферные осадки

21.02

Математика, Физика

Индивидуальный, фронтальный опрос.

23

Погода

28.02

Индивидуальный, фронтальный опрос.

24

Климат и климатообразующие факторы

07.03

Индивидуальный, фронтальный опрос.

25

Адаптация человека к климатическим условиям

14.03

Биология

Тестирование

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

26

Единство гидросферы

21.03

https://infourok.ru/videouroki

Водная беседа

27

Мировой океан

04.04

Индивидуальный, фронтальный опрос.

28

Воды суши.

11.04

Индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа №5 (оценочная)

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

29

Воды суши Подземные воды, ледники

18.04

http://www.interneturok.ru

Индивидуальный, фронтальный опрос. Тестирование

Тема 6. Биосфера (2 часа)

30

Царство живой природы

25.04

Биология

https://infourok.ru/videouroki

Индивидуальный, фронтальный опрос.

31

Биосфера и охрана природы

02.05

Биология, Экология

http://geosfera.ucoz.org

Индивидуальный, фронтальный опрос. Тестирование

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

32

Почва

16.05

Биология

Индивидуальный, фронтальный опрос.

33

Природный комплекс

Природные зоны

23.05

Биология

http://geography.kz

Индивидуальный, фронтальный опрос.

34

Географическая оболочка

30.05

Тестирование

Критерии и нормы оценки обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала остаётся отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных способностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ:

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических  событиях  современности.

Отметка «4»- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или  выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

Отметка «1»   -  ответ отсутствует.

Примечание.  По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка.  Возможны привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.  

Оценка качества выполнения самостоятельных письменных работ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочётов; допустил не более одного недочёта.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочёта; или не более двух недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:  не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или одной негрубой ошибки и трёх недочётов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.

Отметка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если ученик не приступал к выполнению работы; правильно выполнил не более 10% всех заданий.

Примечание:  учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа; оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.      

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов:

-  время выполнения работы – 10-15 мин.

-  оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов:

- время выполнения работы – 30-40 мин.

- оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

     Отметка «5». Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

     Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.      Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

    Отметка «4». Практическая или самостоятельная  работа выполнена обучающимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

     Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

    Отметка «3». Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы потрачено много времени (можно дать возможность закончить работу дома).      Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

    Отметка«2». Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать верных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

 

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

     Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов: самостоятельное выполнение и формулирование выводов; аккуратное оформление результатов работы.

     Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

     Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

     Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

     Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Печатные пособия

Наглядные пособия

ТСО (ИКТ)

Экранно-звуковые

Натураль-

ный фонд

ЦОР

Карты:

Физическая карта мира

Физическая карта полушар

Карта океанов

Политическая карта мира

Стенные картины:

Рисунки-плакаты:

Плакат-кроссворд «Почвы»

Наглядность «Пустыни»

Наглядность «Саванна»

Наглядность «Экватор леса»

 «Вулкан» (с аппл)

Компьютер

Презентации:

1.Наука география

2.История географии

3.Солнечная система.

4.Таинственные соседи Солнца.

5.Форма  и размеры Земли

6. Географические координаты

7.Литосферы.

8.Горные породы

9.Полезные ископаемые

10. Гидросфера

11.Части Мирового океана

13.Атмосфера

14.Погода

Глобусы

Набор образцов горных

пород

http://geo.1september.ru

http://geography.kz

http://geosfera.ucoz.org http://www.interneturok.ru

Контрольно-измерительные материалы

Содержание:

 Вид тестового контроля,  название темы  тестовых материалов

Страницы

1

Контрольная работа  по теме «Земля как планета»

2

2

Контрольная работа  по теме   «План и карта»

3

3

Контрольная работа  по теме   «Литосфера»

5

4

Контрольная работа  по теме «Атмосфера»

7

5

 Контрольная работа  по теме «Гидросфера»

10

6

Контрольная работа  по теме «Биосфера»

12

7

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса « География. Начальный курс»

14

Тестовые задания  составлены к учебнику 6 класса, автор Домогацких  Е.М. М.: ОО «ТИД «Русское слово»,  «География. Начальный курс». (Задания  могут быть использованы по любому из учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации).

                           Проверочная работа  по теме «Земля как планета»

  1. Кто из древнегреческих ученых первым высказал предположение о шарообразности Земли?

а) Сократ;         б) Платон;         в) Пифагор;          г) Демокрит

  1. Определите, правильны ли высказывания:

А

Земля имеет форму шара

Б

Земля имеет форму, близкую к шарообразной

В

полный оборот вокруг Солнца Земля совершает ровно за 365 суток

Г

на поверхности Земли есть всего две точки, которые не совершают осевого вращения

д

ось суточного вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты на угол 66,5°

  1. Вычислите приблизительно длину дуги 1° в километрах на линии экватора, используя формулу (расчеты вычисления запишите)_____________________________

  1. День 22 июня в Южном полушарии называется днем:

а) зимнего солнцестояния;

б) летнего солнцестояния;

в) осеннего равноденствия;

г) весеннего равноденствия.

  1. В Москве наступила осень. Какое время года:

а) в городе Мехико _________  

б) на острове Мадагаскар __________  

в) на острове Шри-Ланка _________  

г) в Антарктиде ___________

  1. Во скольких поясах освещенности расположена Австралия?

а) в четырех;          б) в трех;          в) в двух;         г) ни в одном

  1. Когда на экваторе день бывает равен ночи?

а) всегда,      б) в дни равноденствий,      в) в дни солнцестояний,     г) никогда

  1. Путь Земли вокруг Солнца называется:

а) орбитой;          б) эллипсом;          в) осью;         г) оборотом

  1. Определите точку по описанию:

Эта единственная точка в Северном полушарии не участвует в суточном Земли  вокруг  своей  оси.   Здесь  нет  суточной  смены  дня  и  ночи  и любая точка на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней в одном направлении. Что это за точка? ________________

  1. Допишите диктант:

В июле 1)______________ полушарие повёрнуто к Солнцу сильнее, чем 2)_____________. В эти месяцы в Северном полушарии 3)_________, а в Южном — 4)__________. Самый длинный день в Северном полушарии приходится на 5)___________. В этот день Северное полушарие наиболее сильно повёрнуто к Солнцу. Его называют днём 6) _______________________. 7)____________ и 8)_____________ оба полушария одинаково освещены Солнцем и получают одинаковое количество 9)_____________ и 10)_____________. При этом нужно помнить: когда в Северном полушарии — 11)___________, в Южном — 12)____________. Дни, когда Солнце одинаково освещает оба полушария, называют днями 13)__________________. День 23

14)___________ — день осеннего 15)_______________, а 21 марта — день весеннего 16)__________________.

Проверочная работа  по теме «План и карта»

  1. Горизонтали — это линии равных:

а) температур;

б) высот;

в) значений атмосферного давления;

г) глубин

  1. Для изображения чего применяются эти виды условных знаков? Проставьте соответствующие цифры.

Условные знаки

Цифры ответов

а) качественный фон

б) изолинии

в) ареалы

г) значки

д) линии движения

Водопад — 1;  холм — 2;  район выращивания кукурузы — 3;  равнина — 4;  путешествие Магеллана — 5;  ветер — 6;  город Москва — 7;  месторождение золота — 8;  перемещение айсбергов в океане — 9;  страна Бразилия — 10.

  1. Сколько всего выделяют основных и промежуточных румбов?

а) 4;

б) 8;

в) 12;

г) 16.

  1. Заполните таблицу:

Стороны горизонта

Азимут (градусы)

а) северо-восток

б) юго-восток

в) юго-запад

г) северо-запад

  1. Выберите НЕправильное утверждение:

а) чем круче склон, тем ближе друг к другу расположены изогипсы;

б) бергштрихи проводятся перпендикулярно к горизонталям;

в) бергштрихи направлены вверх по склону;

г) абсолютная высота — это превышение точки земной поверхности над уровнем моря.

  1. Что обозначено на предложенной схеме буквами  А – Б – В?

Рисунок2

А _________________

Б –_________________

В –_________________

  1. Именованный масштаб «в 1 см 1 км» соответствует численному масштабу:

а) 1 : 100;

б) 1 : 1 000;

в) 1 : 10 000

г) 1 : 100 000

  1. Предстоящий вам маршрут на карте масштаба 1 : 50 000 (в 1 см 500 м) изображён линией длиной 16 см. За какое время вы сможем его пройти, если будете двигаться со скоростью 4 км в час?

а)  за 1 час;

б) за 2 часа;

в) за 3 часа;

г) за 4 часа.

  1. Заполните свободные ячейки таблицы:

Численный масштаб

Именованный масштаб

а) 1 : 100 000

 ?

б) ?

в  1 см  200 м

в) 1 : 3 000 000

 ?

  1. Один из героев романа Ж.Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке с координатами 64°с.ш. 21°з.д. Назовите остров, на который поместила вулкан фантазия Ж.Верна (________________).
  2. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Назовите его, если его координаты 6°с.ш.61°з.д. (________________).
  3. Найдите самую высокую точку материка Африка и укажите ее высоту и координаты (___________________________________________).
  4. Нарисуйте холм, который вытянут с севера на юг, его северный склон крутой, а южный – пологий. Абсолютная высота холма 32 м, горизонтали проведены через 20 м.

  1. Расположите перечисленные ниже города в направлении с запада на восток: ____
  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Пекин
  4. Кейптаун
  5. Вашингтон
  6. Бразилиа
  7. Дели
  8. Канберра
  9. Париж
  10. Сан-Франциско

  1. Из предложенного списка выберите номера предложений, которые соответствуют географической карте:
  1. масштаб мелкий
  2. масштаб крупный
  3. это чертеж небольшого участка поверхности
  4. это изображение на плоскости всей земной поверхности
  5. имеет масштаб 1 : 500
  6. имеет масштаб 1 : 50 000 000
  7. все объекты изображаются с помощью условных знаков
  8. стороны горизонта определяют по меридианам и параллелям
  9. направление на север и юг определяют по линиям рамки (север всегда сверху, юг – снизу)
  10. учитывается кривизна поверхности Земли
  11. кривизна поверхности Земли не учитывается
  12. можно определить ширину улицы
  13. города изображены кружочками
  14. зеленым цветом показаны низменности
  15. можно использовать для определения абсолютной высоты точек местности
  16.   можно использовать для определения географических координат

Проверочная работа по теме: «Литосфера»

  1. В состав литосферы входят:

а) ядро, мантия, земная кора;

б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

г) верхняя мантия, земная кора.

  1. Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:

а) вулканическими;           

б) магматическими;  

   

 в) глубинными;

г) метаморфическими.

  1. Установите соответствие:
  1. Ядро

а) 3,5 тыс. км,   б) 5 - 80 км,

в) 2,9 тыс. км,    г) 6 000°С

д) 2 000°С

  1. Мантия

  1. Земная кора

        

  1. Заполните пропуски в тексте.        

Существует 1)___________ вида осадочных горных пород. 2)_________________ горные породы состоят из обломков разных горных пород, подвергнувшихся 3)________________. В зависимости от размеров частиц различают 4)_______________, 5)________________, 6)_______________, гальку, 7) ______________. Эти обломочные горные породы могут накапливаться и на дне водоёмов, и 8) _____________. В нашем регионе они представлены (как) 9) __________________.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Топливные полезные ископаемые – это горные породы, которые способны гореть

2

Золото и никель относятся к числу драгоценных металлов

3

Горные породы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми

4

Полезные ископаемые могут быть обнаружены не только на суше, но и на дне морей

5

Существует три вида полезных ископаемых: осадочные, магматические и метаморфические

  1. К осадочным горным породам НЕ относится:

а) глина;

б) песок;        

в) мрамор;

г) нефть.        

  1. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:

1

Золото

6

Мрамор

11

Сахар

2

Соль

7

Гранит

12

Дрова

3

Природный газ

8

Нефть

13

Стекло

4

Каменный уголь

9

Лёд

14

Песок

5

Базальт

10

Глина

15

Мел

  1. Месторождения нефти и природного газа сформировались в тех районах, где в прошлом располагались:

а) леса;            б) моря;             в) горы;         г) города.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород

2

В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород

3

Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека

4

Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества

5

Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – пример биогенного выветривания

  1. Заполните пропуски в тексте.

Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их происходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1)__________________________.  Самые крупные из них – 2)_______________________ и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3)_________________ океана до 4)___________________.

  1. Максимальная сила землетрясений составляет:

а) 5 баллов;

б) 10 баллов;

        

в) 12 баллов;    

г)  20 баллов

  1. Заполните схему до конца.

  1.  В каком океане расположен самый глубоководный жёлоб?

а) в Атлантическом;

б) в Индийском;                                        

в) в Тихом;

г) в Северном Ледовитом.

  1. В каких из обозначенных на карте районов землетрясения невозможны?

Рисунок1

        

Проверочная работа по теме: «Атмосфера»

  1. Для изучения атмосферы используются:

а) метеорологические зонды;        

б) метеорологические сейсмографы;

в) метеорологические скафандры;

г) метеорологические спутник

  1. Установите соответствие:
  1. Верхние слои атмосферы

а) полярные сияния

б) 80% всего атмосферного воздуха

в) температура с высотой растет

г) толщина от 8 до 18 км

д) заканчивается на высоте 50 км

  1. Стратосфера

  1. Тропосфера

  1. При подъёме в гору температура воздуха с каждым километром:

а) понижается на 1°С;    б) понижается на 6°С;   в) повышается на 1°С;    

г) не изменяется.

  1. Перед вами график суточного хода температур. Определите:

а) t°С максимальную _____ ,   б) время ее наблюдения _______,  

в) амплитуду температур _______.

Рисунок2

  1. Заполните пропуски в тексте.

Чем выше мы будем подниматься над Землёй, тем 1)_____________ будет становиться столб воздуха, находящийся над нашей головой. А значит, его вес будет всё 2)______________. Таким образом, чем выше мы поднимаемся над уровнем моря, тем 3)___________будет атмосферное давление.

  1. Расставьте пункты А, Б, В, Г, Д в порядке возрастания атмосферного давления.

1

2

3

4

5

Рисунок4

  1. Решите задачу:

В аэропорту города Сочи температура воздуха +26°С. Самолет поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолет, если температура за бортом -12°С. _______________________________________________

  1. Из предложенных вариантов выберите те, в которых направление ветра указано верно. В каком случае сила ветра будет сильнее?

А

730                         738

В

768                              750

Б

770                         750

Г

750                              770

  1. Укажите особенности муссона:
  1. Что означает название ветра?

  1. На границе каких водоемов возникает?

  1. Как часто меняет направление?

  1. Какова степень влияния на климат?

  1. Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воздухе при температуре:

а) -10°С;        б) +15°С;        в) +3°С;        г) +28°С.

  1. Какие из перечисленных осадков выпадают  Не  из облаков?  

а) морось;       б) иней;            в) роса;       г) град.

  1. Заполните схему.

  1. Большие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами, называются:

а) атмосферой;      б) тропосферой;      в) воздушными массами;     г) облаками.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «нет».

1

Важнейшим климатообразующим фактором является широтное положение места.

2

Количество света и тепла, получаемого земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам.

3

По-гречески слово «адаптация» означает «приспособление, привыкание»

4

Самый жаркий климат на планете наблюдается в тропическом поясе освещенности, в умеренных широтах – самый холодный.

  1. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1

Сгущение водяного пара

А) Климат

2

Движение воздуха в горизонтальном направлении

Б) Воздушные массы

3

Состояние приземного слоя воздуха в данный момент

В) Ветер

4

Большие объемы воздуха с определенными свойствами

Г) Погода

5

Многолетний режим погоды

Д) Конденсация

  1. Кто изобрёл ртутный барометр?

а) Галилео Галилей;   б) Эв. Торричелли;   в) Леонардо да Винчи;   г) Исаак Ньютон.

  1. Какими словами можно охарактеризовать климат?  Исключите лишнее.

1

Освежающий

6

Тёплый

11

Жаркий

2

Очень жаркий

7

Мягкий

12

Дневной

3

Холодный

8

Погодный

13

Переменчивый

4

Высокогорный

9

Многолетний

14

Благоприятный

5

Ужасный

10

Твёрдый

15

Резкий

Проверочная работа  по теме «Гидросфера»

  1. В состав гидросферы не входят:

а) реки               б) моря              в) облака                 г) подземные воды

  1. Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия? (________________________________________)

Река, ручей, озеро, ледник, море, ключик, болото

  1. Какими буквами на схеме круговорота воды отмечены?

Рисунок2

Испарение

Перенос влаги

Осадки

Реки

Подземные воды

  1. Укажите ошибку в данной схеме: ________

  1. Заполните пропуски в тексте.

Воды Мирового океана занимают 1)_____ всей площади поверхности Земли. Вода медленнее, чем суша нагревается и 2)________________ остывает, поэтому зимой воды Мирового океана 3)________________ сушу. Летом же они не так сильно 4)________________ и поэтому 5)________________ атмосферу Земли.

  1. Самым широким проливом Мирового океана является:

а) Босфор,  

б) Дрейка,  

 в) Берингов,  

г) Гибралтарский

  1. Назовите показанные на фрагментах карты географические объекты.

а) Море

б) Пролив

Рисунок3

Рисунок4

  1. Установите соответствие: «Море – океан, к которому оно относится»:

а) Красное,  

б) Карибское,  

в) Баренцево,  

 г) Южно-Китайское

1) Тихий

2) Северный Ледовитый

3) Индийский

4) Атлантический

  1. Море отличается от залива:

а) меньшей глубиной,    

б) положением на окраине океана,  

 в) большей площадью территории,  

 г) особенностями свойств воды, течениями и живущими организмами

  1. Установите соответствие «Вид движения воды в Мировом океане – его причины».

а) волны,  

б) морские течения,  

 в) цунами,  

г) приливные и отливные волны

1) Непостоянные ветры

2) Притяжение Луны

3) Землетрясения, извержения вулканов

4) Постоянные ветры

  1. Наиболее мощный горизонт грунтовых вод сформируется на территории, для которой характерно:

а) годовое количество осадков  500мм и поверхность сложена твердыми кристаллическими породами;

б) годовое количество осадков  2000мм и поверхность сложена рыхлыми кристаллическими породами

  1. Как правильно называются горные породы, не пропускающие воду?

а) водонапорные;

б) водоупорные;

в) водоотталкивающие;

г) водозадерживающие

  1. Линия, выше которой снег в горах лежит в течение всего года, называется:

а) ледниковой линией;  

б) снежной линией;    

в) снеговой линией;  

г) линией мороза

  1. На рисунке изображено четыре озера и реки, впадающие в них. Какое озеро является пресным? (Стрелки указывают направление течения): ___.

Проверочная работа  по теме «Биосфера»

  1. Сколько на Земле существует царств живой природы?

а) 2;        

б) 3;

в) 4;

 г) 5

  1. Исключите лишнее

  1. Заполните пропуски в тексте.

Большую роль в охране дикой природы играют 1) __________________, 2)__________________ и 3) ______________________. В 4)_________ году было выпущено первое издание 5)_____________ книги фактов», в которой были собраны сведения обо всех животных и растениях,  которые 6)_________________. Виды, занесённые в 7)________________________, признаются всемирным достоянием и находятся под самой строгой защитой.

  1. Слово «биосфера» в переводе означает:

а) природная сфера;        

б) сфера жизни;        

в) сфера жизни человека;        

г) окружающая среда.

  1. Какие животные из представленных на рисунке вымерли?

Рисунок3

  1. Почва — результат воздействия и на литосферу:      

а) атмосферных факторов;

б) объектов гидросферы;

в) атмосферных факторов и

объектов гидросферы;

г) атмосферы, гидросферы и биосферы.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Роль бактерий заключается в разложении органических остатков и превращении в питательные вещества для растений

2

Различают низшие, средние и высшие растения

3

Четвёртое царство живой природы образуют животные

4

Грибы – это растения

  1. Вспомните одно из свойств гумуса и ответьте на вопрос; какая из названных почв является самой плодородной?

а) серозём;        

б) бурозём;

в) краснозём;                    

г) чернозём.

  1. К взаимосвязанным компонентам природы не относятся:

а) рельеф;

б) климат;        

в) планеты Солнечной системы;

г) животные.

  1. Определите, по какому принципу объединены приведённые ниже понятия, и на основании этого исключите лишнее слово.

1

2

3

4

5

плавательный бассейн

пчела

болото

человек

пальма

  1. В какой природной зоне формируются наиболее плодородные почвы?

а) тайга;        

б) степь;        

в) тундра;        

г) пустыня.    

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

Южнее зоны арктических пустынь находится зона тундры

2

Почти все животные лесной зоны ведут древесный образ жизни

3

Экологическая опасность связана с хозяйственной деятельностью человека

4

Львы, гепарды и антилопы – типичные животные пустынь

5

Более 75% всех видов животных и растений обитает во влажных экваториальных лесах

  1. Восстановите последовательность (соедините стрелками) смену природных зон от полюса к экватору.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...