Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_gp_rossii_i_samoanaliz.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «Кузьмоловская СОШ №1»

Учитель географии Белоусов К.В.

Технологическая карта урока

Учебный предмет «География»

Класс 8

Тема «Географическое положение России. Государственные границы»

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Авторы УМК:

 УМК по географии «Просвещение»

под ред. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.

Цели урока:

Изучить географическое положение России и выявить влияние географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения.

Задачи урока:

  1. Формировать комплексное представление о положении России на карте мира, о влиянии географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения.
  2. Формировать исследовательские навыки.
  3. Развивать мышление, коммуникативные компетенции.

Ведущие понятия урока:

Географическое положение, государственная граница,  полуанклав.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.

Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации (карты, космические снимки), формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах, развитие навыков публичного представления результатов своей работы, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями.

Личностные осознать, что географическое положение  страны - одна из важных особенностей ее развития; развитие интереса к вопросам, связанным с практическим применением навыков общения, воспитание чувства бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере изменения ландшафта России и родного края. 

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Коммуникативные - умение выслушивать  собеседника и общаться на заданную тему.

Методы

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование:

 Учебник, атлас, контурная карта, мультимедийный проектор, экран.

№ этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Ментальная карта урока

(листы с ключевыми понятиями, заданиями вывешиваются на доску)

Деятельность учащихся

Предметные

результаты

Критерии оценивания результатов

Формируемые УУД

1

Организационный момент. Актуализация знаний.

Мотивация. Актуализация знаний, умений и навыков, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Введение в тему.

1. Что изучается в курсе физической географии России?

2. Назовите два пути изучения природы России?

И другие вопросы.

Оглашение темы урока, без привязки к предметному содержанию.

Акцент на наличие у учащихся части необходимых знаний.

Карта мира и карта России. Карта - рисунок России с границей между Европой и Азией.

Показывают крайние точки Евразии.

Наносят на контурную карту границу между Европой и Азией, проходящую по территории России

Повторение понятий «материк» и «часть света», крайних точек Евразии.

Количество правильных ответов или ошибок.

Познавательные: структурирование знания;

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения (позиции);

Регулятивные:  

Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Личностные:

развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания».

2

Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования.

Представление кратких теоретических сведений по теме.

Предлагает сопоставить площади материков Земли площадью России.

Предлагает определить проблему и заполнить таблицу «Достоинства и недостатки ГП России» (Проблема: недостаток знаний для выполнения задания)

Карта со сравнением площадей материков с площадью России.

Выделяют на карте мира примерную территорию России по природным объектам (хребты, низменности, равнины, горы и прочее, расположенных на границе РФ или вблизи),

формулируют проблему,

определяют способы ее решения,

определяют цели и задачи урока.

Знакомство с основными понятиями по теме: крайние точки, государственная граница, морская граница, государства соседи, сектор Арктики. Определение границы РФ на карте.

Степень заполнения таблицы, анализ возникающих затруднений в заполнении

Познавательные: 

поиск разнообразных способов решения задач, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений, формулирование собственного мнения (позиции).

Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. 

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».

3

«Открытие» нового знания. 

Практическая работа, работа с дополнительными источниками информации, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка.

Давайте вспомним, что такое географическое положение?

Вспомним план характеристики географического положения страны: А) Положение по отношению к экватору.

Б) Положение по отношению к нулевому меридиану. В) Положение на материке, части света. Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). Д) Страны-соседи.  Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Карта мира и карта России.

Получают дополнительную текстовую информацию о ГП России,

определяют ГП России по плану, выделяют крайние точки Росси, сухопутные и морские границы, соседние государства,

сравнивают и обсуждают предположения и аргументы к выполнению задания.

Наносят на контурную карту государственную границу России и обозначают страны-соседи

Работа с планом описания ГП России; работа с атласом и контурной картой

Знакомство с типичным обликом и типичными признаками ГП России, особенностями размещения на карте мира.

Познавательные: использование знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, структурирование знания, осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения (позиции).     Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; учёт правила в планировании и контроле способа решения.                            Личностные: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».

4

Применение полученных знаний.

Интерпретация полученных данных.

Вывод по результатам работы.

Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

Предлагает на примерах карт атласа установить зависимость  между ГП России и разнообразием климатических поясов, аргументировать ответы.

 

Карта климатических поясов, карта России.

Анализируют карты атласа,

определяют зависимость климатических поясов и ГП России,

сопоставляют результаты обсуждения с эталоном.

Формирование представлений об особенностях ГП России, акцентирование внимания на полуанклаве.

Количество и качество высказываний по теме урока,  степень сформированности навыков отбора необходимой информации в картах атласа.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, поиск разнообразных способов решения задач, выделение существенной информации из текстов разных видов, установление причинно- следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения (позиции), владение диалогической формой речи.

Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: осуществление гражданской идентификации личности, развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования границ собственного знания и «незнания».

5

Оценочно-рефлексивный 

Организует подведение итогов урока с помощью ментальной карты урока.

Предлагает заполнить «рефлексивные карты»:

карта фактов, карта открытий, карта эмоций (карты в форме части территории карты России).

Карта России, Контур карты России.

Заполняют и комментируют формулировки в своих «картах»

Анализируют полученные знания,  формулируют сделанные в ходе урока открытия, эмоциональные и интеллектуальные впечатления от урока.

Содержание «карт»

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделение существенной информации из текстов разных видов.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия), формирования границ собственного знания и «незнания».

6

Домашнее задание.

Направлено на развитие интеллектуальных способностей, предусматривает элементы выбора, творчества.

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Карта России, домашнее задание.

Получают домашнее задание.

§3, уметь показывать на карте территорию России и государственные границы; сделать мини-сообщение на тему «История взаимодействия со странами-соседями в на рубеже ХХ-ХI вв»

Формулируют вопросы по теме урока.

Правильность выполнения, количество заданий.

Познавательные: структурирование знания, выделение существенной информации из текстов разных видов, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), умение задавать вопросы, использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане, учёт правила в планировании и контроле способа решения, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания.

Самоанализ урока географии по теме:

«Географическое положение России. Государственные границы».

Белоусов К.В. учитель географии МОУ «Кузьмоловская СОШ №1»

Цель урока: Изучить географическое положение России и выявить влияние географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения.

Задачи урока: 

1. Образовательная:

  • Формировать комплексное представление о положении России на карте мира, о влиянии географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения.
  • Определить особенности природных условий и природных ресурсов.
  • Формирование УУД

2. Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов (мультимедиа).

3. Развивающая:

  •  Развивать умение  самостоятельного и совместного изучения темы урока.
  • Развивать  навыки работы с картой,  со  справочным   материалом.

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Оборудование: Учебник, атлас, контурная карта, мультимедийный проектор, экран.

Место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь с предыдущими, с последующими уроками, темами раздела.

Данный урок является частью раздела «Географическое пространство России» (11 часов). Это 3 урок в разделе

Данный урок имеет особенность, которая заключается в возможности учащихся самостоятельно давать общую характеристику территории, опираясь на уже имеющиеся умения, полученные на предшествующих темах, формирует целостное представление географическом положении страны.

Специфика урока была выбрана с учетом особенностей данного класса.

В классе обучается 27 учащихся. Учебные возможности детей в классе неровные. В классе 5 отличников, 10 хорошистов, неуспевающих нет, но 2 учащихся имеют очень низкие показатели по предметам.

На уроке применялась технология проблемно-поискового метода работы.

Все учебные этапы были взаимосвязаны, после каждого действия шло промежуточное закрепление материала.

Вся работа сопровождалась мультимедийной презентацией.

Рациональность структуры урока.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

- Организационный момент,

- Постановка проблемы,

- «Открытие» нового знания,

- Применение полученных знаний,

- Оценочно-рефлексивный,

- Домашнее задание.

На этапе орг. момент учащиеся настраиваются на работу, происходит актуализация знаний, сглаживания ситуации «не успеха» на предстоящем уроке.

Усвоение нового материала запланировано через создание проблемной ситуации. Пути решения проблемной ситуации являются результатом самостоятельного выбора учащихся. По мере разрешения проблемы ученики проходят все этапы в «открытии» нового знания.    

«Открытие» нового знания сопровождается практико-ориентированной формой организации познавательного процесса, при этом также формируются различные УУД, формирование которых является одной из задач урока                              

Этап применения также построен на практическом методе. Здесь также учтена специфика класса – очень высокий уровень развития межличностой позитивной коммуникации. Примеры заданий подобраны с возможностью обсуждения результатов и способов их достижения.

Рефлексия осуществлялась в виде заполнения «рефлексивных карт». Желающие могут кратко изложить  содержание своих «рефлексивных карт», что способствует развитию различных УУД.

Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке, над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии - дифференцированное домашнее задание, при выполнении которого ребёнок знает, на что обратить особое внимание.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

Во время урока использовались следующие средства обучения:

  • слово учителя (в форме рассказа, беседы, объяснения);
  • карты (настенная, в атласах);
  • контурные карты;
  • текст учебника, диаграммы, таблицы.
  • презентация

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

      Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, логически связанной с темой урока, смене видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".

Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...

Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....