Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".
план-конспект урока по географии (9 класс)

Неженец Зоя Владимировна

Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Ивановна.

 УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. 
География: География России. Природа. Население. Хозяйство.8-9 кл. В.П. Дронов, И.И.Баринова,В.Я.Ром; под ред. В.П. Дронова. М.:Дрофа, 2017.– (ФГОС). 

Использование методов:

Опорных схем, конспектов, ментальных карт, тестирования для подготовки к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им. Н.Я. Василенко

города Лабинска муниципального образования Лабинского района

Урок подготовила учитель географии

Неженец Зоя Владимировна

9 Класс.  География России.  Урок № 35.

Тема урока: «Природа Центральной России».

          Цель урока:  Выявить особенности  природы  Центральной России:

         Задачи урока:  

 Образовательная

  1. На основе знаний учащихся о  тектоническом  строении, рельефе, климате, почвах, внутренних водах  и природных зонах  оценить особенности  природы  Центральной  России,  используя межпредметные связи с химией и биологией;
  2.  Объяснять связи между  природными условиями, ресурсами и их использованием;

Развивающая

  1. Продолжить работу  над развитием образного мышления,  посредством использования  методики  Ментальных карт;
  2. Формировать  умения  составлять географическую  характеристику природы регионов  на основе различных географических источников информации и форм ее представления;

Воспитательная

          Показать успехи детей для повышения их самооценки.

         Тип урока: комбинированный.

         Методы и формы  обучения:  частично–поисковый, объяснительно – иллюстрированный,  эвристическая беседа с использованием опорных межпредметных связей с биологией и химией; составление краткого конспекта по мере беседы  в виде ментального изображения.

         Оборудование: ТСО,  презентация  по теме:  «Природа Центральной России»,  тематические карты,  атласы, книги, рабочие тетради.  Наглядные пособия:  минералов,  коллекции    пшеницы и  продукты  её переработки,  льна и зерновых,  географические книги.    На столах раздаточный материал:  гербарии,   таблица  для заполнения  с обобщающим материалом  по теме: «Природные условия  и ресурсы Центральной  России»

Ход урока:

  1. Организационный момент. . 0,5 минут.

 Цель: настроить  обучающихся  на урок, проверить готовность к уроку

  1. Актуализация опорных знаний.     13 минут.

Цель:  проверить   усвоение пройденного  материала.

Задача: формирование устной речи, через письменный ответ.    

   2.1.  Индивидуальный  письменный опрос.                     Приложение  № 1

   Использовав,  методику  Ментальных карт, изобразить расположение административных  территорий Центральной России;

Дополнительное:  «Доказать, что Москва – город  5 морей».

  1.  Оценить   ЭГП Центральной России                                                          (показать 2 фактора благоприятного положения).    

 Далее,  первый вопрос  проверяют себя по атласу, исправляют ошибки другим цветом.  2 вопрос проверяется фронтально.  Самооценка  своих работ.

  1. Изучение нового учебного материала.  21 минут.

Мотивация: Для  чего нужны знания о природных ресурсах региона? 

Цель: Изучить и оценить  особенности  природы  ЦЕНТРАЛЬНОЙ  России.

Задача: Объяснять связи между  природными условиями, ресурсами на основе  различных географических источников информации и форм ее представления. Схема,  ментальное изображение – на выбор.    Приложение  № 2

                    План изучения нового материала:

3. 1. Природные условия ЦР Работа с учебником, атласами, опорный конспектом, раздаточным материалом  (материал объясняют 3 учителя  географии, биологии, химии). По мере  усвоения нового материала  заполняется таблица.    3.2.Природные ресурсы ЦР                                   Приложение  № 3

природные услов

Краткая хар-ка

ресурсы

ВЫВОД

Тектон-кое  строение

Фундамент  древней докембрийской Русской платформы. И мощный чехол осадочного происхождения.

Минеральные 

Бурый уголь — Подмосковный бассейн. Фосфориты — Егорьевск (Московская обл.), Щекино (Брянская обл.). Стройматериалы повсеместно (глина, песок, доломиты, мергель) повсеместно. Торф — север, восток. КМА

Фосфориты Са3(PO4)2   × СаF2 – фторапатит Са3(PO4)2   × СаCI2 –  хлорапатит

Минеральные  ресурсы незначительны, исключение составляет сырье   для пром-сти   стройматериалов.

Промышленность района работает на привозном сырье

Рельеф

 Восточно-Европейская равнина, равнинно-холмистый рельеф. Формы рельефа — Валдайская, Смоленско-Московская возвыш-ости, Клинско-Дмитровская гряда, Мещерская низменность

Климат

Умеренный, область- умеренно-континая, циклональный- преобл-й тип погоды.  Ср. температуры: год - (+9°), январь- (-10,8°), июль — (+18,4°). Среднегодовое кол-во осадков- 600-700 мм/год, основные возд. массы — морские умеренные, морские арктические.

Агроклиматические                    В ЦЭР - умеренный агроклиматический пояс,  холодно-умеренный подпояс. Сумма температур воздуха за период выше 10°С составляет 1000- 2200°, коэффициент увл. равен или больше 1.

Агроклиматические ресурсы ЦЭР позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Возможно выращивание культур с коротким вегетационным периодом. 

Почвы

Подзолистые (гумусовый горизонт — 10 см),

дерново-подзолистые (гумусовый горизонт — 15 см), на юге района — оподзоленные

черноземы, на западе и юго-западе — серые лесные почвы.

Почвенно-земельные                На севере почвы - малоплодородные, местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. Необходима мелиорация: химическая, известкование, осушение. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища

Специфика почвенно-земельных ресурсов предполагает развитие молочного животноводства, выращивание льна и северных зерновых культур. Большие земельные площади заняты под населенными пунктами и транспортными магистралями.

Природные зоны

Север — таежные леса, большая часть — смешанные и широколиственные  леса, юг района — лесостепи.

Лесные                       Лесистость территории 44%. 1 Лесные ресурсы значительны в северных обл. ЦЭР: Костромская, Тверская области. Большая часть лесов выполняет рекреационную н санитарную  функции

Лесная  промышленность может работать на собственном сырье только на севере ЦР и ВВЭР

Внутренние

 воды

Питание (снеговое, дождевое, грунтовое). Реки: Волга (верховья), Клязьма, Ока, Москва — бассейн внутреннего стока; истоки Днепра, Западной Двины, Десны, Дон — бассейн Атлантического океана. По режиму — реки с весенним половодьем, летней и зимней меженью, летние — осенними дождевыми паводками. Озера - преимущественно ледникового   происхождения.

Водные 

средний многолетний годовой сток рек составляет 4-8 л/с с км2. Величина суммарного стока рек: 50-100 куб. км в год

Водные  ресурсы

ЦР — среднего уровня,

в результате высокого  водопотребления район  испытывает дефицит воды.

Рекреационные  ресурсы.     Высокая степень туристской освоенности тер-рии.   Много р-нов оздоровительного и спортивного туризма, а также зон отдыха и санаторного лечения, чему способствует умеренно-континентальный климат. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский и т.д.

  3.3.Выводы записать в таблицу 

 

  1. Закрепление учебного материала.   4 минуты                  .

Цель: Обобщить знания, полученные на уроке

проблемный вопрос: почему Центральная Россия -  является  ресурсо –дефицитный регионом?

Выполнить тест.                                                                                          Приложение  № 4 

Тесты   по теме:  «Природа Центральной России».     

  1. На территории ЦР находится следующая форма рельефа:

1)Валдайская возвышенность    2) Ставропольская возвышенность      3)Общий Сырд

2.  На территории ЦЭР следующий тип климата:

      1) муссонный   2) умеренно континентальный    3)континентальный

3. Какая река протекает по территории ЦР?

  1) Печора   2) Обь    3) Волга

4.  Какое топливное полезное ископаемое добывают на территории ЦР.

     1) каменный уголь     2) бурый уголь   3) природный газ

5.  Установите соответствие между полезным ископаемым и центром его размещения.

Производство        Центр        размещения

  1. Железные руды        А) Повсеместно
  2. Фосфариты                                                    Б) КМА
  3. Строй материалы                                          В) Ярославль

                                                                                 Г) Егорьевск  (Ответы 1.1; 2.2; 3.3; 4.2; 5.БГА)

5. Домашнее задание. (Заранее записано на доске6: § 30, ответить на вопрос 2 стр 135). 0.5 минут. 

Цель: Самостоятельно ОЦЕНИТЬ важность  природы  России, отвечая на вопросы,  для дальнейшего изучения экономики  страны. Цель: Повышение познавательной деятельности.                                                                                  Дополнительно:  подготовить сообщения по теме: «Города Золотого кольца России».                                                                           

  1. Подведение итогов .  

  Цель: подтвердить успехи детей для повышения их самоаценки.                             1 минута.

Использованная литература.

  1. В.П. Дронов,И.И.Баринова и др. « География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2011.
  2. С.Н.Грушина. Поурочные разработки по географии. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен»,2008.
  3. О.В. Крылова. Уроки геограии. 7 класс.М.: Просвещение, 1990. Методическре пособие по курсу
  4.  География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах/ Е.М. Курашева. – М.; Издательство «Экзамен», 2011. «Учебно – методический комплект».
  5. Примерное поурочнаное плнирование. География россии. 9 класс.  Е.А. Таможная, Е.А. Беловолова. М. Изд. «Вента- Граф», 2010.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Таблица  А1 - Природные условия ЦР. 

Прир-е услов

Краткая хар-ка

ресурсы

ВЫВОД

Тектон-кое  строение

Фундамент  древней докембрийской Русской платформы. И мощный чехол осадочного происхождения.

Минеральные

Бурый уголь — Подмосковный бассейн. Фосфориты — Егорьевск (Московская обл.), Щекино (Брянская обл.). Стройматериалы повсеместно (глина, песок, доломиты, мергель) повсеместно. Торф — север, восток. КМА

Фосфориты Са3(PO4)2   × СаF2 – фторапатит Са3(PO4)2   × СаCI2 –  хлорапатит

Минеральные  рессы незначительны, исключение составляет сырье   для пром-сти   стройматериалов.

Промышленность района работает на привозном сырье

Рельеф

 Восточно-Европейская равнина, равнинно-холмистый рельеф. Формы рельефа — Валдайская, Смоленско-Московская возвыш-ости, Клинско-Дмитровская гряда, Мещерская низменность

Климат

Умеренный, область- умеренно-континая, циклональный- преобл-й тип погоды.  Ср. температуры: год - (+9°), январь- (-10,8°), июль — (+18,4°). Среднегодовое кол-во осадков- 600-700 мм/год, основные возд. массы — морские умеренные, морские арктические.

Агроклиматические                    В ЦЭР - умеренный агроклиматический пояс,  холодно-умеренный подпояс. Сумма температур воздуха за период выше 10°С составляет 1000- 2200°, коэффициент увл. равен или больше 1.

Агроклиматические ресурсы ЦЭР позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Возможно выращивание культур с коротким вегетационным периодом. 

Почвы

Подзолистые (гумусовый горизонт — 10 см),

дерново-подзолистые (гумусовый горизонт — 15 см), на юге района — оподзоленные

черноземы, на западе и юго-западе — серые лесные почвы.

Почвенно-земельные                На севере почвы - малоплодородные, местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. Необходима мелиорация: химическая, известкование, осушение. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища

Специфика почвенно-земельных ресурсов предполагает развитие молочного животноводства, выращивание льна и северных зерновых культур. Земельные площади заняты под населенными пунктами и транспортными магистралями.

Продолжение таблицы А 1

Природные зоны

Север — таежные леса, большая часть — смешанные и широколиственные  леса, юг района — лесостепи.

Лесные                       Лесистость территории 44%. 1 Лесные ресурсы значительны в северных обл. ЦЭР: Костромская, Тверская области. Большая часть лесов выполняет рекреационную н санитарную  функции

Лесная  промышленность может работать на собственном сырье только на севере ЦР и ВВЭР

Внутренние

 воды

Питание (снеговое, дождевое, грунтовое). Реки: Волга (верховья), Клязьма, Ока, Москва — бассейн внутреннего стока; истоки Днепра, Западной Двины, Десны, Дон — бассейн Атлантического океана. По режиму — реки с весенним половодьем, летней и зимней меженью, летние — осенними дождевыми паводками. Озера - преимущественно ледникового   происхождения.

Водные 

средний многолетний годовой сток рек составляет 4-8 л/с с км2. Величина суммарного стока рек: 50-100 куб. км в год

Водные  ресурсы

ЦР — среднего уровня,

в результате высокого  водопотребления район  испытывает дефицит воды.

Рекреационные  ресурсы.     Высокая степень туристской освоенности тер-рии.   Много р-нов оздоровительного и спортивного туризма, а также зон отдыха и санаторного лечения, чему способствует умеренно-континентальный климат. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский и т.д.

 



Предварительный просмотр:

Приложение  № 4.          К уроку  35                 9 класс.          Ф.И._________________

Тесты   по теме:  «Природа Центральной России».     

  1. На территории ЦР находится следующая форма рельефа:

1)Валдайская возвышенность    2) Ставропольская возвышенность      3)Общий Сырд

2.  На территории ЦЭР следующий тип климата:

      1) муссонный   2) умеренно континентальный    3)континентальный

3. Какая река протекает по территории ЦР?

  1) Печора   2) Обь    3) Волга

4.  Какое топливное полезное ископаемое добывают на территории ЦР.

     1) каменный уголь     2) бурый уголь   3) природный газ

5.  Установите соответствие между полезным ископаемым и центром его размещения.

Производство        Центр        размещения

  1. Железные руды        А) Повсеместно
  2. фосфариты        Б) КМА
  3. Строй материалы        В) Ярославль

Г) Егорьевск

 Д.З. Определите субъект РФ в составе ЦЭР по описанию.

Па территории этого субъекта Федерации преобладает холмисто-моренный рельеф, много рек и озер, относящихся к бассейну Атлантического океана. Ведущие примышленные комплексы: химико-лесной и машиностроительный, а ведущие отрасли сельского хозяйства — молочно-мясное животноводство и льноводство. Есть атомная, гидро- и теплоэлектростанции, в областном центре — крупный вагоностроительный завод.



Предварительный просмотр:

Приложение  № 3.          К уроку  35                 9 класс.          Ф.И._________________

Опорный конспект   по теме:  «Природа Центральной России».     

Пр. усл

Краткая хар-ка

ресурсы

ВЫВОД

Тектон-кое  строение

Фундамент  древней докембрийской Русской платформы. И мощный чехол осадочного происхождения.

Минеральные 

Бурый уголь

Подмосковный бассейн. Фосфориты — Егорьевск (Московская обл.), Щекино (Брянская обл.). Стройматериалы повсеместно (глина, песок, доломиты, мергель) повсеместно.

Торф------------------------------------

север, восток. КМА

Минеральные  ресурсы ________________, исключение составляет сырье   для пром-сти   стройматериалов.

Промышленность района работает на ______________ сырье

 Фосфориты:

 _____________________

 – фторапатит

 Са3(PO4)2   × СаCI2 –  хлорапатит

Рельеф

 Восточно-Европейская равнина, равнинно-холмистый рельеф. Формы рельефа — Валдайская, Смоленско-Московская возвыш-ости, Клинско-Дмитровская гряда, Мещерская низменность

Климат

Умеренный, область- умеренно-континая, циклональный- преобл-й тип погоды.  Ср. температуры: год - (+9°), январь- (-10,8°), июль — (+18,4°). Среднегодовое кол-во осадков- 600-700 мм/год, основные возд. массы — морские умеренные, морские арктические.

Агроклиматические                    В ЦЭР - умеренный агроклиматический пояс,  холодно-умеренный подпояс. Сумма температур воздуха за период выше 10°С составляет 1000- 2200°, коэффициент увл. равен или больше 1.

Агроклиматические ресурсы ЦЭР позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Возможно выращивание культур    ----------------              вегетационным периодом.  

1.

2.

3.

Почвы

Подзолистые (гумусовый горизонт — 10 см),

дерново-подзолистые (гумусовый горизонт — 15 см), на юге района — оподзоленные

черноземы, на западе и юго-западе — серые лесные почвы.

Почвенно-земельные                На севере почвы - малоплодородные, местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. Необходима мелиорация: химическая, известкование, осушение. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища

Специфика почвенно-земельных ресурсов предполагает развитие молочного животноводства, выращивание льна

 и северных зерновых культур. Большие земельные площади заняты под населенными пунктами и транспортными магистралями.

Природные зоны

Север — таежные леса, большая часть — смешанные и широколиственные  леса, юг района — лесостепи.

Лесные                       Лесистость территории 44%. 1 Лесные ресурсы значительны в северных обл. ЦЭР: Костромская, Тверская области. Большая часть лесов выполняет рекреационную н санитарную  функции

Лесная  промышленность может работать на собственном сырье только на севере ЦР и ВВЭР

Древесные культуры

Внутренние

 воды

Питание (снеговое, дождевое, грунтовое). Реки: Волга (верховья), Клязьма, Ока, Москва — бассейн внутреннего стока; истоки Днепра, Западной Двины, Десны, Дон — бассейн Атлантического океана. По режиму — реки с весенним половодьем, летней и зимней меженью, летние — осенними дождевыми паводками.                                Озера - преимущественно ледникового   происхождения.

Водные 

средний многолетний годовой сток рек составляет 4-8 л/с с км2. Величина суммарного стока рек: 50-100 куб. км в год

Водные  ресурсы

ЦР — среднего уровня,

в результате высокого  водопотребления район  испытывает

--------------

воды.

Дом. задание

доклады

Рекреационные  ресурсы.     Высокая степень туристской освоенности территории.   Много районов оздоровительного и спортивного туризма, а также зон отдыха и санаторного лечения, чему способствует умеренно-континентальный климат.

На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....

Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.

Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока:  Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...