рабочая программа по географии для 8 класса 2019-2020
рабочая программа по географии (8 класс)

Будникова Екатерина Тимуровна

   Программа соответствует учебнику: География. География России. Природа и населения. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Авт. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, М.: Дрофа, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_rab._pr_geografiya_8_klass.docx47.82 КБ

Предварительный просмотр:

Московская областная школа-интернат естественно-математической направленности ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы

«Утверждаю»

«Согласовано»

«Рассмотрено»

Директор ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы

Заместитель директора

На заседании кафедры общественных наук

школы по УВР

_______Самоварова Л.В.

_______Машкова М.Г.

_______Лебедева М.С.

Протокол № 1 от

« » сентября 2019 г

« » августа 2019 г

«  » августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ГЕОГРАФИЯ» 

 8 класс

основное общее образование

(ФГОС ООО)

на 2019 - 2020 учебный год

Вид программы: _рабочая, общеобразовательная для базового уровня

Учебник (под редакцией)         География. География России. Природа и население. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений  А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В.Ким. – М.: Дрофа, 2015

Всего часов 68 часов

Количество часов в неделю 2 часа

Составитель:

Учитель географии

Будникова Е.Т.

Долгопрудный, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897.
  2. Примерная образовательная программа по географии для общеобразовательных учреждений под ред. С.В. Курчиной. (Рабочие программы. География. 5-9 классы./ сост. С.В. Курчина. – 3-е изд.. – М.: Дрофа, 2015).

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  1. Учебный план ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы на 2019-2020 учебный год.

   Программа соответствует учебнику: География. География России. Природа и населения. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Авт. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, М.: Дрофа, 2015.

Цели изучения предмета «география» в основной школе

  • знакомство с особенностями природы и населения России;
  • формирование у учащихся географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности; установление  взаимосвязи трёх основных компонентов – природы, населения и  хозяйства России.

Для достижения поставленных целей в 8 классе необходимо решить следующие задачи:

-  формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;                                                                                                                        

 - познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину - от локального до глобального;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов,  происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;                                                                                                              - ориентация в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, сопутствующих хозяйственной деятельности населения России;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;  экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально - ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа является рабочей программой по предмету «География» в          8 классе базового уровня к учебнику «География России. Природа и население. 8 класс. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, авторская программа рассчитана на 68 часов в год.

Раздел 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки учащихся за курс географии 8 класса.

Предметные результаты

Ученик научится:

  •  определять по карте географическое положение России;
  • показывать по карте крайние точки страны;
  • определять особенности географического положения и величины территории на природу и освоение территории России;
  • показывать границы России и пограничные страны;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ по времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;
  • наносить на к/к основные формы рельефа;
  • показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
  • приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
  • читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания;
  • показывать реки России на карте;
  • приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;
  • называть главные свойства основных типов почв;
  • оценивать и объяснять: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать взаимосвязи между компонентами различных ПТК;
  • анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России;
  • называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
  • читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане;
  • объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России;
  • приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в своей местности;
  • приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
  • называть показатели процесса урбанизации;
  • законы и закономерности пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;
  • основные понятия и термины за курс географии в 8  классе;
  • расположение на карте основных географических объектов России;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • формирование географической картины мира и общей культуры;

  • формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

  •  осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

  • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Требования к метапредметным результатам в 8 классе

Название темы

УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Введение

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

определять критерии для сравнения фактов , явлений, событий, объектов;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

 

умение давать определения понятиям; обобщать понятия;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

строить рассуждения;

излагать содержание прочитанного текста выборочно;

устанавливать причинно-следственные связи.

Пространство России

обучение целеполаганию;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

определять критерии для сравнения фактов , явлений, событий, объектов;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

умение давать определения понятиям;

обобщать понятия;

строить рассуждения;

осуществлять сравнение; осуществлять анализ; осуществлять классификацию;

излагать содержание прочитанного текста выборочно;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Природа и человек

обучение целеполаганию;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

определять критерии для сравнения фактов , явлений, событий, объектов;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;

 выявлять причинно-следствия связи;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;

 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

Население России

обучение целеполаганию;

умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

анализировать условия достижения цели;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

принимать решения в проблемной ситуации;

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

умение давать определения понятиям; обобщать понятия;

 преобразовывать информацию из одного вида в другой;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Раздел 2.

Содержание учебного предмета.

№ п/п

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Зачем мы изучаем географию России. География – один из способов познания окружающего мира. География России и краеведение. Географический взгляд на мир

Пространства России

Россия на карте мира. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Формирование территории России. Географическое изучение территории России.

Рельеф и недра

Строение земной коры (литосферы) на территории России. Важнейшие особенности рельефа России. Современное развитие рельефа. Использование недр.

Климат

Общая характеристика климата России. Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур и осадков. Типы климата нашей страны. Климат и человек.

Богатство внутренних вод России

Реки. Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. Человек и вода.

Почвы – национальное достояние России

Почвы – особое природное тело. География почв России. Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв.

В природе все взаимосвязано

Понятие о природном территориальном комплексе. Свойства ПТК. Человек и ландшафты.

Природно-хозяйственные зоны

Учение о природных зонах. «Безмолвная» Арктика. Чуткая Субарктика. Таежная зона. Болота. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. Лесостепи и степи. Полупустыни, пустыни, субтропики. «Многоэтажность» природных гор. Человек и горы.

Природопользование и охрана природы

Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Что такое природопользование? Охрана природы и охраняемые территории. Какие бывают охраняемые территории?

Сколько нас – Россиян?

Численность населения. Как менялась численность населения России? Воспроизводство населения. Как тип хозяйства связан  с ростом численности населения?

Кто мы?

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Возрастной состав населения России.

Куда и зачем едут люди?

Миграция населения Россиию Внешние миграции – в Россию и из нее. Была ли Россия изолирована от миграционного обмена с внешним миром? Территориальная подвижность населения.

Человек и труд

География рынка труда. Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Почему в отдельных районах России много безработных? Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Народы и религии России

Этнический состав населения. Этническая мозаика России. Как объединяются народы по языковому признаку? Каково значение русского языка для народов России и его судьба вне ее? Религии народов России

Где и как живут люди?

Плотность населения. Расселение и урбанизация. Города России. Сельская Россия.

ПОВТОРЕНИЕ

Повторение изученного материала

РАЗДЕЛ 3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

№ п\п

ТЕМА

Количество

часов

Практические работы

Введение

1

-

Пространства России

7

2

Природа и человек

39

12

Население России

17

6

Повторение

1

-

ИТОГО:

68

6

РАЗДЕЛ 4.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Устный ответ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

 3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10.Знание карты и умение ей пользоваться;

11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик

 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

 8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

 9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

 2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

 6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 2. Полностью не усвоил материал. Самостоятельные письменные и контрольные работы.

Самостоятельные письменные и контрольные работы 

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

 Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

 2. ли не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;

 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

 2. или если правильно выполнил менее половины работы.

 Оценка «1» ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

РАЗДЕЛ 5.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники:

География. География России. Природа и население. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений  А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В.Ким. – М.: Дрофа, 2015. 

Атласы:

Атлас. География. География России. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.

Контурные карты. География России. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.

  1. География. 6-9 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией О.А. Климановой, А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2015.
  2. География. География России. Природа и население.  класс. Методическое пособие к учебнику под редакцией А.И. Алексеева "География. География России. Природа и население 8 класс".  – М.: Дрофа, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс 2019-2020.

Рабочая программа по технологии (для девочек) 2019-2020....

Рабочая программа по технологии 6 класс 2019-2020.

Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...

Рабочая программа по технологии 7 класс 2019-2020

Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...

Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020

Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020...

Рабочая программа по литературе 5 класс 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...

Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год...