«Формирование универсальных учебных действий на уроках географии»
рабочая программа по географии
Программа профессионального развития учителя географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.27 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново Смоленской области
Рассмотрено Руководитель ШМО ________/_________ Ф.И.О. Протокол № ___ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 6» _______/__________ Ф.И.О. «__»________20__г. | Утверждаю директор МБОУ «СОШ № 6» _______/__________ Ф.И.О. Приказ № ___ |
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
учителя географии
Алексеенко М.Н.
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках географии»
2017
Современное состояние школьной практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам. В Федеральных образовательных стандартах ставится задача воспитания и развития подрастающего поколения, готового к активности, творческой самостоятельности и социальной ответственности. В этой связи школа переориентируется на новую оценку своей деятельности: не знания рассматриваются как результаты обучения, а уровень готовности школьника применять усвоенные знания и умения в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др.). Эти изменения – необходимость нашего времени, отражающего глубокие преобразования во всех сферах жизни современной России. Сегодня образование выступает той областью, которая обеспечит стабильное функционирование и социально-экономическое развитие государства, его безопасность и развитие духовной сферы общества.
Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться Современная система образования призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться
К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
Умение пользоваться современными информационными технологиями;
Владение научными географическими понятиями;
Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
Система универсальных учебных действий (по ФГОС).
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (информационные):
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические (интеллектуальные) универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Исследовательские действия.
Характеристика познавательных УУД.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Состав познавательных УУД.
Виды УУД | Состав действий |
Знаково-символические (информационные) |
|
Логические |
|
Исследовательские |
|
Постановка и решение проблем |
|
Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы.
УУД | Результаты развития УУД | Значение для географического образования школьника |
Познавательные (знаково-символические и логические) | Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства | Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями; Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать; Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве; Умения делать выводы и умозаключения; Составлять описания и характеристики, сравнивать. |
Познавательные (постановка и решение проблем) | Формирование поискового стиля мышления | Овладение умением выявлять проблемы и ставить вопросы, конструировать различные способы их решения. |
С позиции деятельностного подхода задача достижения нового образовательного результата требует от учителя конструирования методической системы. В основе которой находится организация деятельности учащихся по освоению различных учебных действий. Новая система предполагает отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, средств и форм организации обучения. Таким образом, функционирование новой методической системы обеспечивают следующие методические условия.
- Необходимость определения цели формирования УУД.
С позиций требований ФГОС задача обучения заключается в обучении способов действий. Реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, т.е. в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д.
Отражение формирование познавательных УУД в целеполагании учебного процесса.
Примерные формулировки задач урока:
- Выявить особенности процессов, объектов и явлений;
- Установить причинно-следственные связи;
- Сравнить объекты, территории;
- Выделить черты сходства и различия;
- Объяснить;
- Проанализировать;
- Сформулировать суждение;
- Выделить существенные признаки;
- Найти необходимую информацию;
- Определить источники необходимой информации;
- Построить модель (смоделировать);
- Преобразовать информацию в схему, таблицу;
- Провести наблюдение;
- Составить план по тексту;
- Представить подготовленную информацию в виде презентации;
- Сформулировать гипотезу;
- Найти ответ на вопрос;
- Высказать предположение;
- Привести доказательства; классифицировать объекты по признаку;
- Найти необходимую информацию для решения задачи.
2.Планирование каждого этапа учебной деятельности. Планируя урок, нужно учитывать, что главная задача – не простое изложение учебного материала, а организация деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и организация их решения.
3.Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.
При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы.
Географический метод | Осуществляемые действия | Примеры заданий |
Метод наблюдения | Определить цель наблюдения; Произвести отбор источников информации; Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; | Провести наблюдение за погодой; Наблюдение за фенологическими изменениями в природе. |
Метод географического описания | Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий. | По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса. |
Историко-географический метод | Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. | Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России. |
Сравнительно – географический | Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. | Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов. |
Картографический | Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. | Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса? |
Статистический | Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. | Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен. По климатограммам определите тип климата данной местности. |
Таким образом, при соблюдении всех условий, УУД выступают существенным фактором в освоении учащимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров.
Формирование познавательных УУД на уроках географии.
На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например.
- Найти на карте крупнейшие горы мира.
- Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.
- Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.
- Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
- Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.
Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.
Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.
- Составить план параграфа и изложить текст по плану.
- Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)
- Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.
- Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).
- Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.)
Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.
Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.
Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД, мы начинаем формировать логические и исследовательские УУД.
Умение давать определения понятиям.
Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Определение понятия – необходимое умение, позволяющее раскрыть его содержание, а, следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от другого.
Примеры.
- Прочитайте определения понятия «гранит»:
- Это широко распространенная в земле горная порода;
- Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;
- Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;
- Магматическая горная порода.
Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.
- Прочитайте определение понятия:
Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.
Полное ли это определение? Назовите, какие признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.
- Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:
Магматическая горная порода – это застывшая магма.
- Прочитайте определение:
Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.
Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.
Умение классифицировать.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.
- Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.
(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)
- Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:
Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)
- Разделите слова на группы несколькими способами:
Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.
( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)
Умение сравнивать.
«….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский.
Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.
- Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.
- Сравните ресурсообеспеченность стран мира.
- Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.
На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.
Умение моделировать.
Модель – это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование. Моделирование в школьном курсе географии применяется при изучении:
- закономерностей размещения географических явлений и процессов;
- территориальных связей и взаимодействий;
- оптимального развития геосистем разного ранга.
Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.
- Определение оптимального места для размещения пищевого комбината.
- Составление памятки туристу для посещения Австралии.
- Составление экскурсионного тура по городам Центральной России.
Умение наблюдать.
Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.
- Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.
- Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?
- Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических подробностей и объектов.
Умение делать выводы и умозаключения.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.
- Определите, что общего между этими фактами:
- Реки текут в море;
- Круговорот воды в природе;
- Крупнейшие животные нашей планеты обитают в море;
- На дне океана откладываются осадочные горные породы;
- Планеты вращаются вокруг Солнца.
(Все явления основаны на законе всемирного тяготения)
- Приведите географический аналог реки Миссисипи в России.
Это может быть река Волга, т.к. течет с севера на юг, является символом государства, имеет похожую речную систему и т.д.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить, причем в одних случаях необходимо объяснить причины того или иного явления (образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других – влияние одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости океана на климат территории).
- Объясните влияние типа воспроизводства населения на его половозрастную структуру.
- Почему западные склоны Уральских гор получают больше осадков, чем восточные?
- Определите причинно-следственные связи, отражая причину и следствия:
- Образование ветра
- Разница атмосферного давления
- Географическая широта местности
- Различие в нагревании земной поверхности
- Угол падения солнечных лучей
Интерактивные формы обучения географии в формировании познавательных УУД.
Интерактивные методы обучения реализуются во взаимодействии педагога и учащихся. К наиболее популярным методам относятся: ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, проекты, мозговой штурм, кейс-метод, решение и составление различных занимательных задач, проблемные ситуации и другие.
Кейс-метод.
Это проблемно-поисковый анализ, позволяющий учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему.
Проблемные ситуации.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
- У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
- Растения и животные выполняют двойную роль в жизни человека. Но если биологические ресурсы приносят кроме пользы еще и вред, то стоит ли их охранять.
- Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?
Занимательные задачи.
Занимательные задачи непосредственно вызывают интерес и познавательную активность у учащихся. В некоторых задачах заложена проблема, чтоб решить другие задачи необходимо установить межпредметные связи. Решение этих задач активизирует мыслительную деятельность.
Формирование познавательных УУД на разных этапах урока.
В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД.
Этап урока | Формируемые познавательные УУД |
Организационный момент | извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока |
Актуализация знаний | ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания |
Изучение новой темы | постановка проблемы, выбор источников информации анализ и обобщение фактов и явлений Выявлять причины и следствия явлений |
Подведение итогов Рефлексия учебной деятельности | умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление |
Уроки, построенные в соответствии с технологией cистемно-деятельностного подхода, где на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. учатся школьников лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.
Программа профессионального развития
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
- Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности
- Учебные занятия
- Портфолио
- Творческий отчет
- Представление результатов педагогической деятельности
- Мастер-классы
- Творческая мастерская
- Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
- Профессиональные конкурсы
Самоооценки учебного занятия
- Оценка содержания учебного материала.
- Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
- Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
- Оценка целей и результатов проведенного занятия.
- Оценка содержания учебного материала на уроке: научность, доступность изучаемого учебного материала; актуальность материала и его связь с жизнью; степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации; оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
- Рабочие программы по учебным предметам, спецкурсам.
- Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
- Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
- Программно-методическое обеспечение.
- Модель технологии обучения, описание методической системы.
- Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, конкурсных форм и т.д.
План самообразования
Задачи:
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ
- формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей ;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Творческое сотрудничество по теме самообразования: учителя МО предметов естественно-математического цикла.
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации к учению, формирование ключевых компетенций и творческого потенциала обучающихся.
Основные этапы работы по самообразованию
Этап | Содержание работы | Срок | Практическая деятельности |
Диагностический | Изучение литературы и Интернет-ресурсов по проблеме и знакомство с имеющимся опытом | 2017- 2018 |
|
Прогностический |
| 2018- 2019 |
|
Практический |
| 2019- 2020 |
|
Обобщающий |
| 2020-2021 |
|
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2021- 2022 |
|
Циклограмма по самообразованию
Ежедневно:
- Составление поурочных планов;
- Заполнение электронного журнала.
Еженедельно:
- Взаимопосещение уроков.
- Уборка в кабинете с целью сохранения материально-технического оснащения.
Ежемесячно:
- Знакомство с новыми педагогическими технологиями через методические издания и Интернет.
- Участие в школьных мероприятиях.
- Участие в конкурсах и олимпиадах по предмету.
Каждую четверть:
- Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс
- Составление отчетов по успеваемости и качеству знаний.
Один раз в полугодие:
- Знакомство с новыми программами и УМК.
- Посещение семинаров.
- Обучение в он-лайн вебинарах.
Один раз в год:
- Разработка и утверждение рабочей программы.
- Составление плана работы на новый учебный год.
- Представление и утверждение программ внеурочной деятельности.
- Школьный и муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.
- Входной контроль (5-9 классы)
- Подготовка материалов промежуточной аттестации.
- Промежуточная аттестация в конце каждого учебного года.
- Ярмарка проектов»
- Защита проектов,
Участие в проблемных группах, временных творческих коллективах
Название (предмет). создания проблемной группы, творческого коллектива | Уровень (образовательное учреждение, район, город) | Сроки руководства ( участия) |
Исследовательская группа ЦПИ им. К. Д. Ушинского | Всероссийский | 2019-2020 |
Участие в экспертных комиссиях, экспертных советах
Наименование и функции комиссии, наименование учреждения при которой создана комиссия | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республика) | Сроки участия |
Член предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий школьного этапа олимпиад по географии | муниципальный | 2016-2020 г. |
Член жюри по проверке олимпиадных заданий по географии | муниципальный | 2016-2019 г. |
Эксперт предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий школьного этапа | муниципальный | С 2017 г. |
Литература
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Камерилова, Г.С. География («Моя Россия»): учеб. для 8-го класса / Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина. – М. : Баласс, 2010.
- Камерилова, Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «География» («Моя Россия») : 8-й класс. / Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2010.
- Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ: Основная школа: Старшая школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
- Примерные программы по учебным предметам: География: 6–9-й классы. – М. Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/03/picture-10775.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Материал включает в себя текст к выступлению....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-474495-1412518202.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137013-1352037045.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию
целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230022-1364445199.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Из опыта работы учителя географии по формированию УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/10/picture-570616-1494395662.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-341031-1384785531.jpg)
презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"
Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....