Физико-географическое положение Африки
методическая разработка по географии (5 класс)

Пузина Валентина Ивановна

Физико-географическое положение Африки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_prezentatsii_gp_afriki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физико-географическое положение Африки

Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока:

        Образовательные:         - Познакомить учащихся с планом характеристики материка;

 - Способствовать усвоению приема характеристики ФГП

                                                   материка;

                                                -  Ввести понятие ГП материка

                                                -  Раскрыть приемы определения ГП материка

 - Способствовать изучению особенностей ГП Африки и их  

    влияние   на природу материка

       Развивающие:                -  Развивать практические умения работать с картой, с

                                                  интерактивной доской, определять  географические координаты

       Воспитательные:           -  Создать условия для воспитания у учащихся силы духа,                  

                                                  ответственности, физического совершенствования на примере

                                                  мужества путешественников и  исследователей континента.

      Здоровьесберегающие:  - создать условия сохраняющие здоровье учащихся – сохранение

                                                  зрения.

Оборудование:      Карта полушарий; физическая карта Африки; картины с изображением

                                африканских ландшафтов и народов; книги, журналы об Африки.

                                На доске:       Вспомни! Что такое широта, долгота, часть света

                                                        Узнай! Что такое  географическое положение, крайние точки

                                                       Научись делать! Определять географическое положение.

                                Ход урока.

         С этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару – в плавание за новыми знаниями. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, нравы и обычаи народов, населяющих их.

       Каждый материк изучают в определенной последовательности. Рассмотрим план изучения материка. (у каждого ученика на парте).

  1. географическое положение
  2. история открытия и исследования
  3. рельеф и полезные ископаемые
  4. климат
  5. воды
  6. почвы
  7. природные зоны, растительный и  животный мир
  8. население и страны

 

        Такая последовательность не случайна. Она отражает существующие в природе зависимости между компонентами географической оболочки. Например, между рельефом и климатом.

  • Отчего зависит своеобразие природы любого участка земной поверхности?

        Поэтому изучение темы начинаем с изучения физико-географического положения материка. В течение  урока нам предстоит:

  • познакомиться с планом характеристики ФГП материка;
  • опираясь на план, научиться давать характеристику ФГП .

        Первая остановка в нашем маршруте – Африка.

  • Что вы знаете об Африке?
  • Слайд 1 – Африка – прародина человечества
  • Слайд 2,3 – в Африке находится самая большая пустыня мира
  • Слайд 4 – здесь протекает самая длинная река мира – Нил
  • Слайд 5 – Египетские пирамиды
  • Слайд 6 – удивительная природа материка
  • Слайд 7 – в Африке проживают представители  негроидной расы
  • Используя с. 7 учебника, назовите площадь Африки и определите, какое место занимает материк среди других материков по площади?
  • Слайд 5 – сравнение площади Африки и Евразии
  • Во сколько раз площадь Африка меньше  площади Евразии?

Используя план,  даем характеристику физико-географического положения Африки.

План географического положения материка

план

алгоритм действия

1. Положение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков (полярных кругов)

а) по карте мира определите, в какой части Африку пересекает экватор?

б) в каком полушарии, в серном или южном,

находится большая часть территории материка?

в) в какой части Африку пересекает нулевой меридиан?

г) в каком полушарии – западном или восточном – лежит большая часть территории Африки?

д) сделайте вывод о положении Африки относительно тропиков.

Как это отражается на природных условиях материка? 

2. Крайние точки материка. Их координаты

Протяженность с севера на юг и с запада на восток

а) по физической карте Африки определите крайние точки и их координаты:

- северная

- южная

- западная

- восточная

б) определите протяженность Африки с запада на восток (по 10°с.ш.) и с севера на юг (по 20°в.д.)

3. Положение материка в климатических поясах

Сделайте предположение о влиянии протяженности материка на его природные условия  (для этого выясните, в каких климатических поясах располагается Африка)

4. Положение относительно морей и океанов, других материков

а) воды каких океанов омывают территорию Африки?

б) какие течения проходят у берегов Африки?

в) какой из материков находится ближе всех к Африке?

Какие наиболее удалены от центральных районов Африки?

5. Оценка ФГП

Сделайте вывод об особенностях ФГП Африки, определяющих его природу.

       Береговая линия Африки по сравнению с другими материками слабо изрезана. Совершите путешествие по карте, найдите и запомните расположение наиболее крупных её объектов (островов, полуостровов, заливов, проливов)

       Учащиеся выполняют работу на контурной карте. После выполнения проверяем правильность заполнения, работая на интерактивной доске.

Задание 1

    Дополните текст.  (учащиеся подписывают на интерактивной доске пропущенные слова)

Африка - ________ по величине континент.

__________ проходит посередине континента и делит его на две части северную и южную. Африку от Европы отделяют ______________ и ____________, от Азии ________ и _______. На западе она омывается _________ , на востоке _________. Самый большой остров  у берегов Африки _________, самый крупный полуостров ____________.

Задание 2

        Расположите крайние точки Африки   (смотри слайд)

Задание 3

    Распределите географические объекты на две группы.

Бассейн Атлантического океана                          Бассейн Индийского океана

                                        Гвинейский залив

                                     Мозамбикский пролив

                                            Красное море

                                        Средиземное море

Задание 4

     Подберите к географическим названиям соответствующие описания.

Гибралтарский пролив                        соединяет Красное море с Средиземным морем

Баб-эль-Мандебский пролив              соединяет Средиземное море с Атлантикой

Суэцкий канал                                      соединяет Красное море с Индийским океаном

Задание 5

    Распределите географические объекты

Гвинейский залив, Средиземное море, Красное море и т.д.

История исследования.

Издавна Африка привлекала внимание народов южной Европы и юго-западной Азии.

        а) сообщение учащегося об исследованиях Африки зарубежными путешественниками.

        б) сообщение учащегося об исследованиях Африки русскими путешественниками.

Домашнее задание:   текст учебника на с. 110-114 закрепить  материал, кто хочет показать более углубленные знания дать характеристику ФГП о. Мадагаскар по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе Физико-географическое положение Африки.

Конспект урока гоеграфии ФГП Африки содержит план характеристики материка и подробный план изучения географического положения материка Африка. Имеются задания, которые необходимо выполнить  на ин...

Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования

Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...

Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...

Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".

Разработка урока географии в 7 классе по теме:  "Физико – географическое положение Африки".Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.Задачи: - Познакомить с физико–географическ...

«Физико-географическое положение Африки» (здоровьесберегающие технологии)

ТЕМА УРОКА: Физико-географическое положение материка АфрикаТИП УРОКА: изучение нового материалаЦЕЛЬ УРОКА: выявить особенности географического положения материка АфрикаЗАДАЧИ УРОКА:образовательная-опи...

Физико-географическое положение Африки

ФГП АфрикиИстория исследования материка...

Физико - географические рекорды материка Африка.

Физико- географические рекорды материка Африка....