Внеклассное мероприятие на экологическую тематику
план-конспект по географии

Разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ново-Сергеевская средняя общеобразовательная школа имени Е. А. Грунской» Курчатовского района Курской области

Конспект внеклассного мероприятия:

МУСОР: ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?

Учитель: Цаценкина Ирина Владимировна

Январь 2021 год

Цель: содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии.

Задачи: познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении; научиться работать в группе.

Тип занятия: ролевая игра.

Методы: поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок.

  1. Организационный момент.

Из присутствующих на занятии путём жеребьёвки выбираются две группы – «Обыватели» и «Эксперты». После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находятся вопросы и задания. Экспертная группа озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «обывателями». В конце подводятся итоги занятия.

Игра проходит в четыре тура:

  1. «Золотые россыпи помоек».
  2. «Очумелые ручки обывателя».
  3. «Устами младенца».
  4. «Аварийная ситуация».

Итоги игры подводятся учителем.

  1. Постановка проблемы.

В виде плаката вывешено на доске: Что делать с мусором – «вечная тема». (Приложение 1)

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год, и это не считая миллиона изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.

 Можно назвать несколько причин увеличения мусора:

  • рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
  • увеличение количества упаковки;
  • повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский гражданин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. самые большие «мусорщики» - американцы, у них каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки, пластмассы, ткани, металлические предметы.  Кроме всего этого в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.). В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную крошку, которая не заменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластику прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.

  1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные, инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта ( сегодня метан «берёт на себя» 20% эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и очищают. Тем не менее метан  в атмосферу всё таки летит, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.
  2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объём и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 кВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующийся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора значительно снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
  3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБ, при котором не увеличивается их объём и снижается расход первичных ресурсов. Для того, чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, так как на вторичное сырьё – бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. – всегда есть спрос. Ситуация с ТБО пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которой трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более-менее контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сёл и садовых кооперативов растут «ожерелья» несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Такие территории не огорожены, там нет специалистов,  ведущим наблюдения за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. Свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделятся там биогаз – результат разложения органических веществ, создаёт взрыво- и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются  грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Страдает атмосферный воздух ( от выделяющегося метана, сернистого газа и др.), загрязняются почвы и грунтовые воды ( от тяжёлых металлов, растворителей, полихлорбифенилов диоксинов, инсектицидов), почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1.5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.

    Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. к решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи. При этом должны учитываться:

  • преобладающее направление ветров в районе свалки;
  • расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
  • водопроницаемость грунтов;
  • площадь территории, отводимой под свалку ( площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течении длительного времени);
  • расположение, удобное для проезда транспорта.

   Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись. Компостирование мусора – способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах не многим более половины. органические вещества, имеющие естественное (растительное  и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками. Всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн  твёрдых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигающих заводов, которые перерабатывают около 3%  твёрдых бытовых отходов, а 9% вывозится из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки.

3. Игра «Мусорный ветер»

1-й тур «Золотые россыпи помоек».

Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посоветовавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают. (Приложение 2)

2-й тур «Очумелые ручки обывателя»

Команды меняются табличками, и новая команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. На стол ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течении 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.

3-й тур «Устами младенца»

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду.(Приложение 3)

4-й тур «Аварийная ситуация»

«Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы. (Приложение 4)

Подведение итогов игры.

Приложение 1

«Мусор – вечная тема»

200 тыс. лет до н. э.

Первые мусорные кучи, найденные археологами. целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий.

400 лет до н.э.

В Афинах первая в истории муниципальная свалка.

200 г.

В Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1315 г.

после долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора  с городских улиц на свалки.

1388 г.

Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды.

1775 г.

В Лондоне появились первые мусорные баки.

1800 г.

Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.

1810 г.

В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалках.

1869 г.

Началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы.

1874 г.

В Ноттингеме (Англия)( началось организованное сжигание городского мусора.

1897 г.

В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

1912 г.

Швейцарский химик Якоб Брандербергер изобрёл целлофан.

1916 г.

80% отходов в крупных городах Европы и Америки составляет древесная зола из печей. к 1940 г. этот показатель снизился до 42%, к 1960 г. – до 3%.

1932 г.

В США изобретены машины, прессующие мусор.

1942 г.

В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.

1948 г.

В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Килле, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире.

1965 г.

Конгресс США принимает акт об утилизации твёрдых отходов.

1992 г.

Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.

2000 г.

Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

Приложение 2

Тест «Золотые россыпи помоек»

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

А) пластмасса;

б) стекло;

в) металл.

2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) производство упаковочных материалов;

б) переработка мусора;

в) производство автомобилей.

3.Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать;

б) собрать в одном месте;

в) раскрошить.

  1. Для того, чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;

в) переплавить.

5. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и поверхностных вод;

б) ограждение места свалки;

в) укомплектование соответствующей техникой.

6. Появление «партизанских» свалок влечёт за собой:

а) загрязнение почвы;

б) уродство ландшафта;

в) изменение климатических условий.

7. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение;

б) на близлежащие регионы;

в)  даже на территории, удалённые от места, где загрязнение «увидело свет».

8. Самая страшная «добавка» к воде:

а) бытовой мусор;

б) пестициды;

в) минеральные удобрения.

9. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:

а) газы;

б) жидкости;

в) твёрдые вещества.

10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение;

б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;

в) рециркуляция (повторное использование отходов).

11. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

а) загрязнением;

б) экологическим кризисом;

в) интродукцией.

12. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика;

б) нефте – и газопереработка;

в) автотранспорт.

13. Гарбология – это:

а) наука о доме, местопребывании;

б) наука, изучающая почву;

в) мусороведение.

14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

А) 10 лет;

б) 50 лет;

в)  100 лет и более.

15. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:

а) 1-2 года;

б) 5-8 лет;

в) 20 и долее лет.

Приложение 3

Тест «Устами младенца»

1.1 У меня очень много игрушек сделано из неё.

 2.Она бывает разноцветной и её очень трудно сломать.

 3.Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

4. Ели её поджечь, то  появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.

5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Ответ: пластмасса)

  1. Её изобрели китайцы.

2.У нас её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Ответ: бумага)

3.1 Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Ответ: стекло)

4.1 Это получается, когда что- нибудь железное становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

  (Ответ: металлолом)    

5.1 Это то, без чего мы уже не можем жить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.

5. С помощью этой вещи становится чище.

(Ответ: СМС)

Приложение 4

Тест «Аварийная ситуация»

- Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?

(Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)

- Как поступить с использованной батарейкой?

(Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжёлых металлов, поэтому их нельзя бросать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приёма.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию

внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию Экскурсия по экологической тропе  в мир МИКОЛОГИИ     Цель: Расширить и углубить знания учащихся о природных богатствах Краснода...

Внеклассное мероприятие.Интерактивный экологический журнал.

Облетев землю на корабле-спутнике, я увидел, какпрекрасна наша планета. Люди! Будем хранить,приумножать эту красоту, а не разрушать ее....

Внеклассное мероприятие с экологической направленностью "Путешествие в экогород"

Цель: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.Задачи: - ознакомить с глобальными проблемами  загрязнения планеты Земля...

Разработка внеклассного мероприятия - игра"Экологическая тропа"

        Данная игра рассчитана на учащихся 5-7 классов. Игра проводится на местности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по противопожарной тематике 5-7 класс Тема: «Водой пожар тушат, а умом предотвращают»

Существует древнегреческая легенда. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимат...

Внеклассное мероприятие на противопожарную тематику

Интеллектуальная игра на противопожарную тематику «Знать каждый должен гражданин пожарный номер «01». Цели мероприятия: - освоение знаний об основах пожарной безопасности, правилах пожарной безопасн...

Внеклассное мероприятие на противопожарную тематику

Интеллектуальная игра «Юные бойцы огненного фронта». Цели: 1. Ознакомить учащихся с правилами пожарной безопасности; 2.Закрепить полученные знания; Задачи: научить детей осторожно обращаться с о...