Научно- исследовательская деятельность обучающихся на уроках географии.
статья по географии

Киян Татьяна Викторовна

        С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья66.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная   школа с. Воздвиженка»

Уссурийского городского округа.

Научно- исследовательская деятельность обучающихся на уроках географии.

Подготовила: Киян Т.В.

Учитель географии.

с. Воздвиженка 2021

Научно- исследовательская деятельность обучающихся на уроках географии.

“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”.  (В.А.Сухомлинский)

        С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

       Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

  

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

          Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.                                                                                                                                                          

 

Исследования, которые я реализую в своей практике:

  • экологические исследования
  • исследования в рамках предмета
  • исследования на меж предметном уровне
  • социальное проектирование

Конечно, обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого.  Например, в обучении географии я, начиная с 6 класса, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Горные породы» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются, или опровергаются. Или, при изучении других тем предлагаю провести исследования по вопросам: «Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?»; «Как среди неживой природы зародилась жизнь?»  

Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. В настоящее время единое тело природы и человека оказались расчленёнными на многие школьные предметы. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.

 С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. (Приложение 1).  Например, исследовательская работа учащихся по теме: «Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения села Воздвиженка?». Так как уровень заболеваемости в нашем селе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицине, химии. Кроме того, ученики посетили больницу, санэпидстанцию, библиотеку, БТИ, пользовались ресурсами Интернета.  

 Наиболее удачными межпредметными исследовательскими работами были следующие: «Цена цивилизации» (или «Возможна ли вторая жизнь мусора?»), «Сценарии третьего тысячелетия» (или «Что ждёт нас в будущем?», «В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?» (география, химия, биология, физика); «Какими возможностями обладает современная наука для производства продуктов питания?» (география, биология, химия, медицина, экономика); «Может ли 21 век стать веком старения населения?» (Демография, экономика, медицина, экология).  

               В результате обучения географии с применением научно- исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:   

  • работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
  • назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
  • устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
  • характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
  •  устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
  • прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
  • пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
  • представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии

  • призовые места в школьных, районных конференциях исследовательских работ, краеведческих олимпиадах, экологических олимпиадах;
  • по материалам исследовательских работ разработаны наглядные пособия для учащихся;

        Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

  • полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (54% респондентов);
  • работа над исследованием помогла моей самореализации (31%);
  • в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%);
  • в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (56%).

       Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Приложение 1.

Примерные темы проектно - исследовательских работ по курсу география:

                                             6 класс                      

  1. Имеет ли вода возраст?
  2. Количество воды на Земле - величина постоянная или переменная?

3.   Как среди неживой природы зародилась жизнь?

      4.   Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?

  1. Имеет ли вода возраст?
  2. Куда текут реки?
  3. Почему одни озёра пресные, а другие соленые?
  4. Мы спасаем гидросферу или себя?
  5. Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
  6. Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?
  7. Как меняются воды суши в пространстве и во времени?
  8. Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства?
  9. Существуют ли правила поведения в природе?

      14. Куда текут реки нашей области?

                                                                               7 класс

  1. Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
  2. Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
  3. Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
  4. Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
  5. Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
  6. Плавают ли материки?
  7. Бывают ли географические закрытия?
  8. Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? ( В том числе в нашем регионе)
  9. Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
  10. Являются ли горы этнографическими рубежами?
  11. Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?
  12. Стоит ли спасать тропические леса?
  13. Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
  14. Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?

                                                                                 8 класс                                                                                  

  1. Зависит ли менталитет народа от природных условий?
  2. Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
  3. Как спасти Азовское море от натиска человека?
  4. Что происходит в Западной Сибири - освоение или разорение?
  5. Система водохранилищ на Волге - решение энергетической проблемы или гибель реки?
  6. Как сохранить малые народы Севера с их уникальной культурой и образом жизни?
  7. Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?
  8. Как погода влияет на меня?
  9. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?
  10. Связаны ли стихийные природные явления с деятельностью человека?
  11. Оценка экологического состояния школьных помещений (санитарно- гигиенический      аспект: запыленность, освещённость, уровень шума.)
  12. Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей села Воздвиженка.
  13. Экологическая оценка состояния воздуха, воды, почвы в микрорайоне школы.
  14. Существует ли связь между уровнем загрязнения окружающей среды и здоровьем населения в селе Воздвиженка.

9 класс

  1. Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?
  2. Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
  3. Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников энергии?
  4. РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса?
  5. Воды сибирских рек в Центральной Азии: утопия или жизненно - важный проект?
  6. Похож ли мой город на город моей бабушки?
  7. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Семикаракорского района?
  8. Важна ли для человека национальность?
  9. Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?
  10. Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
  11. Как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России (Семикаракорского района)?
  12. Как изменить структуру экспорта России?
  13. Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
  14. Зона лен ли человек в обычаях, религии, во всей житейской обстановке?
  15. Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
  16. Можно ли управлять миграционными процессами?
  17. Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?
  18. Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
  19. Каким может быть проект возрождения сельских поселений Центральной России?
  20. Есть ли необходимость в ликвидации ВПК?
  21. Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
  22. Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?
  23. Как спасти природу Урала и сохранить здоровье людей?
  24. Проект создания в Калининградской области европейских курортов.
  25. Проект создания мирового центра туризма на Кавказе.
  26. Проект создания мировых курортов в районе Кавказских Минеральных вод.
  27. Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?
  28. Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?
  29. Мониторинг изменения состояния здоровья жителей   с.Воздвиженка.
  30. Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильного магистра лей нашего    села? Их влияние на наше здоровье.

10- 11 класс

     1.   Может ли 21 век стать веком старения населения?

     2 .  Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало

           человечество?

  1. Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль открывателя мира и объединить его в единое целое?
  2. В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?
  3. Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
  4. Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
  5. Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
  6. Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
  7. Что нас ждёт в будущем? (Сценарий третьего тысячелетия)
  8. Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
  9. Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
  10. Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? (В том числе в нашем городе.)

      13. Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность обучающихся

Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельн...

Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов

С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Проблемы научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС.

Аннотация. Научно-исследовательская деятельность школьников стала весьма актуальной в современном образовательном процессе. Соответственно, педагогам и учащимся приходится сталкиваться с большим колич...

Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...

Психолого-педагогические особенности формирования навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся (научная статья)

Научная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью их личностного и познавательного развития. В статье рассматриваются вопросы, связанные со структуризацией процесса научной деятельности и ...

Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»

Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии. Построить свою собственную  методиче...