Разработка внеклассного мероприятия по географии по теме "КВЕН"
методическая разработка по географии (9 класс)

Вильгельм Лариса Геннадьевна

Активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kven.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по химии, географии, биологии «КВЕН»

Цель. Активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по предмету;

2) продолжить развитие коммуникативных умений (подготовка публичного выступления, участие в коллективной деятельности);

3) способствовать повышению творческой активности учащихся;

4) продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.

Примечание. В игре участвуют команды учащихся 10 классов.

Добрый день, наши дорогие умники и умницы! Добрый день, уважаемое жюри!

  Приветствуем вас в нашей  интеллектуальном клубе  «Клуб всезнаек  естественных наук»  

Тема нашего заседания: «Интеллект – мой выбор!»

   Везде исследуйте всечасно,

что есть велико и прекрасно,

 чего еще не видел свет»

         М.В. Ломоносов

   Пусть эти слова М Ломоносова станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а нашим  девизом будут вольные  интерпретации русской поговорки:

 «Плох тот ученик, который не мечтает стать выпускником» и

«Плох тот конкурсант, который не мечтает стать победителем»!

Следить за работой наших эрудитов сегодня будет уважаемое  жюри в составе:

Слово для приветствия предоставляется жюри

Хорошо, мы знаем друг друга уже много лет, но теперь еще больше узнаем друг друга. А теперь ответьте на следующие вопросы:

  • Встаньте те, кто родился в марте   (остальные аплодисменты)
  • Подмигните нашему жюри тот, у кого карие глаза
  • Погладьте себя по животу тот, кто позавтракал сегодня плотно
  • Возьмите соседа за руку тот, кто родился зимой
  • У кого есть кошка  пусть скажет «Мяу»
  • Кто любит собак, пусть хлопнет в  ладоши
  • Кто имеет интересное увлечение  пусть скажет: «Это Я!»

Вот, мы и узнали много интересного друг о друге и надеюсь вы немного расслабились.

Перед вами конверт с буквами - необходимо собрать названия двух стран-

Это и есть названия команд.

Ну, а теперь о правилах конкурса:

Игра будет проходить в несколько  основных этапов. Первый - всем знакомая

  1. Тур - Разминка: «Блеф- конкурс»

Каждой команде задаются вопросы.

«Блеф – игра».  Верите ли вы, что …

  1. благодаря перьям, богатым фосфором, чёрный попугай обладает способностью светиться в темноте? (нет)
  2. В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? Ответ. Да.
  1. у крокодилов жир зелёного цвета? (да)
  2.  Эскимосы сушат мойву и едят её вместо хлеба? (да)

Игроки записывают свои ответы в специальный лист, который им раздают помощники ведущего перед каждым туром. Лист с ответами передают жюри

2 тур «Крестики- нолики»

В  игре участвуют все команды. Начерченное игровое поле заполняется по ходу игры. На каждый вопрос можно отвечать только  «Да» или «Нет». Лист-отчет  получает каждая команда отдельно для того, чтобы заполнить по ходу игры и в конце передать жюри

1 вопрос. Аргентина названа в честь серебра? Ответ. Да.

2 вопрос. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? Ответ. Да.

3 вопрос. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. Ответ. Да.

4 вопрос. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? Ответ. Да.

5 вопрос. Английский король Генрих VIII получил у своих подданных прозвище «старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленоватый оттенок? Ответ. Нет. Генрих VIII подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Нос – самая выступающая часть монеты – становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.

6 вопрос. Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? Ответ. Нет, рубли.

7 вопрос. 7. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? Ответ. Да.

 8 вопрос. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? Ответ. Да, такой завод есть в Польше.

9 вопрос. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? Ответ. Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того,  как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.

10 вопрос. Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением свинцом. Ответ. Да.

11 вопрос. Некогда в моде было писать приглашения или признания в любви на лепестках цветов. Писали раствором кислоты или щелочи, пользуясь тонким пером или палочкой? Ответ. Да.

12 вопрос. Обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли клубень всплывает? Ответ. Да, обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли, удельный вес которого выше удельного веса картофеля, клубень всплывает.

13 вопрос. При растворении куска сахара-рафинада в стакане с чаем скорость растворения не изменится, если…накрыть стакан крышкой? Ответ. Да, не изменится.

14 вопрос. Способность некоторых веществ («сухого льда», йода, нафталина) переходить при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, называется… сублимация? Ответ. Да.

15 вопрос. Химическое строение вещества отражают архитектурные, а не структурные формулы? Ответ. Нет.

16 вопрос. Толщина человеческого волоса приблизительно составляет 80 микрон (или микрометров). Создаваемая металлургами золотая фольга более чем в 300 раз тоньше человеческого волоса? Ответ. Да.

3 тур. Черный ящик.

  На данном слайде расположены пять «черных ящиков». Команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота выполнения задания и его правильность.

1 ящик. Задание. Его родина Мексика. В 1874г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную» Что же за лакомство лежит в ящике?(семечки)  

2 ящик. Задание Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в ящике?(луковица)

3 ящик.

Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда?

Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. К тому же, только у сына Наполеона III  была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка. В черном ящике №3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.

4 ящик.

Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла.

5 ящик. Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов?(конфеты)

4 тур «Эрудит»

 По подсказке угадать

Вопросы первой команде

  1. В детстве мы читали о нем в известной сказке Андерсена. 5б
  2. Его звон слышали заблудившиеся путники и находили дорогу 4б
  3. Оно стало одной из причин гибели экспедиции Скотта к Южному полюсу в 1912 г. Экспедиция  осталась без горючего из-за того, что топливо просочилось из запаянных этим веществом баков.3б
  4. Иногда оно поглядывает на нас из консервной банки. ( олово, сказка об оловянном солдатике , колокола делают из оловянной бронзы, «оловянная чума»- переход аллотропных модификаций  при низкой температуре в результате олово рассыпается.2б

Вопросы второй команде

1.Этот элемент называют миллионером по числу образованных им соединений.5б

2. история общения человека с этим элементом уходит в доисторические времена. 4б

3.. этот элемент связывает пестрый букет цветов и кусок каменного угля.3б

4.название одной  из его аллотропных модификаций происходит от лат. слова , что в переводе означает «твердейший, несокрушимый.2б ( углерод)

5 тур. «Три мудреца»(сценка)

Выберите  из  трёх  ответов  правильный.

Сценка « Три  мудреца»

Джатаки - а)бедные крестьяне, не имеющие  скота

                     Б)Восточный  танец

                     В) лекарственное  растение

Тугрик  -   а)денежная  единица  Монголии

                   Б) Национальный  костюм

                   В) музыкальный  инструмент

Мимикрия -а) покровительственная           окраска

                   Б) сфера  товарного  обмена                                                                                                             В) ярмарка

Бонсай – А) сады  в миниатюре

                  Б) профессиональные  шпионы  в Японии

                   В) восточное блюдо

   Один древнейший неизвестный автор писал так: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!..»

6 тур «Ума палата»

 По классу развешаны буквы. Члены команды перемещаются к букве, которую считают ответом.

1.Какой  элемент  назван  в  честь  шведского  изобретателя  и  промышленника?

А) Кюрий     в) Нильсборий  с) Нобелий   д)Фермий

2.От  чего  происходит  название  химического  элемента   бор?

А) от  названия  соснового  леса

В) от лат.» белый минерал»

С) от  бормашины

Д)от  имени датского учёного Н.Бора

3. «-Это  ярче глаз  Багиры, - сказал Маугли, с восхищением поворачивая  камень. Многие  люди  убивали  бы  трижды  в  ночь  ради  этого  красного  камня, - заметил Коа.»  О какой  разновидности  минерала  корунда  идёт  речь?

А) Гранат    В) Рубин   С) Александрит    Д) Сердолик

4.Какая  кислота  является  неорганической?

А) уксусная    В) Борная    С) муравьиная  Д) Лимонная

5.Какое  слово  обозначает  не  действие, а  углеводородный  радикал?

А) бузил    В)  Бутил   с) Бурил   Д) Будил

6. В  какой  стране  было  налажено  первое  промышленное  производство  спичек?

А) в  Германии     В) в Швеции     С)в Англии      Д) в Дании

7.Какая  ядовитая  кислота  с  запахом  горького  миндаля  встречается  в  растениях, содержится  в  табачном  дыме. Образуется  при  термическом  разложении  найлона, полиуретана?

А)плавиковая   В) никотиновая  С) Синильная  Д)  винная

8. Какой  из  известных  с  древнейших  времён  металлов  не  найден  в  природе  в  самородном  виде?

А)медь       В) свинец    С) серебро   Д) ртуть

9.Кто  выложил  из  цветного  стекла  мозаичную  картину «Полтавская  баталия»,украшающую  здание  Академии наук  в  Петербурге?

А) Д.Менделеев  с  учениками

В) М. Ломоносов  с  учениками

С)Солдаты  русской  армии  под  командованием  Петра Первого.

Д) Пленные  шведы

7 тур «Остроумное решение»

Задание 1. В 1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые  лауреатов Нобелевской премии – немецких физиков антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ. Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг?

Варианты ответа:

  1. покрыл их алюминиевой краской;
  2. растворил в царской водке;
  3. покрыл слоем шоколада.

Ответ: Н. Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны  в свою лабораторию, Бор, прежде всего, нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.

Задание 2. На Руси мастера литейных дел умели настоять на том, чтобы заказчики на литье колоколов поставляли им в достаточном количестве медь, олово и серебро. Как их использовали?

Ответ: медь и олово шли на колокола, а серебро ухудшало звон колоколов, поэтому литейщики делили его между собой.

Задание 3.

Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанный почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная  римскими легионерами. Забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили. А гвозди…

Варианты ответа:

  1. отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
  2.  использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
  3.  Запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.

Ответ: предприимчивые  строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Задание 4.

    Перед сапожником-индийцем упал на землю предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но обжегся. Чем оказался кирпич?

Варианты ответа:

  1. Обломком самолета;
  2. Обломком метеорита;
  3. Куском золота.

Ответ: Старожилы  Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход, на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубах и в трюмах. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый.

8 тур – Кулинарный

 Каждой команде выдается меню, в котором все блюда зашифрованы.

Задача команд написать меню.

«Меню» команды 1:

  1. Этот напиток самый распространенный в мире, родина его Юго-западный Китай. (Чай)
  2. Какое лакомство обязано своим названием французскому городу Пломбьер. (Пломбир).
  3. Что в Африке называют негритянским хлебом? (Банан).
  4. Эту капусту для укрепления здоровья ели по указу императора в XIII веке в Китае. (Морская, повозки, груженые этой водорослью достигали самых отдаленных уголков страны. Вот это забота!)
  5. Говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку, получила свое название в честь германского города. (Гамбургер, Гамбург).
  6. В. И. Даль назвал это блюдо итальянскими трубками. (Макароны).

«Меню» команды 2:

  1. В 875 году в Эфиопии, в провинции Кафа, впервые было обнаружено растение, которое впоследствии стало очень популярно, из-за своих зерен. Из них стали изготавливать бодрящий напиток. Какой? (Кофе)
  2. Этот напиток, не приправленный молоком, англичане считают «просто отравой». (Чай)
  3. Этот соус обязан своим названием французскому городу Майон. О каком соусе идет речь? (Майонез).
  4. Бразильские индейцы называют его «НАНА». Как называем его мы? (Ананас).
  5. Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом». (Бутерброд)
  6. Приятель Пушкина граф Шереметьев пожаловался ему, приехав из Парижа: «худо, брат, жить в Париже: есть нечего; … у них не допросишься!..». Чего же ежедневно потребляемого нашими соотечественниками, по словам Шереметьева нельзя допроситься в Париже? (Черного хлеба)

9тур. Числовые величины.

Всего 5 вопросов. Выбрать один ответ из трех предложенных. Каждая команда по 1 вопросу.

  1. Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем….?

130 метров

1300 метров

13 метров.

  1. Говорят: « Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Оказывается это не так уж и много. Человек в год съедает с пищей примерно ……..?»

1,5 кг

800 г

8 кг

  1. Атом каждого элемента состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Масса атома сосредоточена в ядре. Во сколько раз диаметр ядра меньше диаметра атома?

В 10 - 100

тысяч раз

В 100 раз

В 100 тысяч – 1 млн. раз

  1. Если собрать все молекулы, содержащиеся в 1см.куб водорода и расположить все эти молекулы в одну линию, скажем нанизать на нитку, как бусы, то длина этой нитки была бы близка к …..?

11 тыс. км

11 млн. км

1,1 млн. км

  1. Снежинки образуют шубу планеты – снежный покров. Вес самой снежинки около миллиграмма, редко – 2-3. Представьте, количество снежинок, образующихся на планете за год, уже подсчитано. В одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле -…..?

     42

10

    24

10

    240

10

Профессор – химик Н.Н. Бекетов работал, когда в кабинет вбежал взволнованный слуга.
Николай Николаевич! В вашей библиотеке воры!
Бекетов поднял голову и удивленно спросил:…
Что спросил Бекетов у слуги?

10 тур «Угадай-ка»

На  интерактивную  доску  выводятся  портреты  учёных.

По подсказкам  определить  чей это  портрет. За  каждую  подсказку  снижается  1 балл

- 1.Отправился через запад на восток

     Совершил 4 плавания к берегам материка, открыл множество островов.

    В 1492 г. устремился на всех парусах в Индию, но на пути встала Америка (Колумб)

2. Химией он увлекался с детства. Когда один из опытов привел к сильному взрыву, он был наказан: три дня подряд его  ставили в угол. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик».

    Он был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник.

  В 1861 году он создал теорию строения органических соединений, главные положения которой он изложил в докладе «О химическом строении вещества».(А. Бутлеров)

3. Незнание латыни не позволило ему поступить на медицинский факультет университета и он поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию.

   Этот ученый обосновал необходимость широкомасштабных исследований дикорастущей флоры для выявления ее генетического богатства.

   Коллекция семян, собранных им, находится во Всероссийском институте растениеводства в Санкт-Петербурге, который носит имя ученого.

  4. известен как один из величайших путешественников, который провел в 5 экспедициях 11 лет своей жизни.

- Положил начало  изучению Центральной Азии.

- Разгадал загадку оз. Лобнор

- Описал предка современных лошадей. ( Н. Пржевальский)

 Тур «Гонка за лидером».
В течение одной минуты каждой команде необходимо правильно ответить на наибольшее число вопросов из различных областей знаний. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Для первой комнды
1. Спит ли пчела зимой? (Нет)
2. Наука, которая изучает вещества и их превращения. (Химия)
3. Они бывают слоистые, перистые, кучевые (Облака)

4. Кого или что убивает капля никотина? (лошадь)
5. Пресная или морская вода обладает большой электропроводностью (Морская)
6. Движение льда в океане (Дрейф)
7. Массовый сброс листьев у деревьев (Листопад)
8. Какой газ в составе воздуха был открыт первым? (Кислород)
9. Созвездие в форме ковша (Большая Медведица)
10. Животное, у которого орган слуха на ногах (кузнечик)
11. Древнегреческое название янтаря (Электрон)
12. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом (Зимой)
13Массовая доля какого газа в воздухе максимальна (Азота)
14. Река, дважды пересекающая экватор (Конго)
15. Модель Земли (Глобус)
16. Как называют число, показывающее количество атомов в молекуле (Индекс)
17. Зеленый пигмент растений (Хлорофилл)
18. Хобот – это нос или губа (Губа)
19. Переворачивают ли птицы яйца в гнезде (Да)
20. Какой неметалл горит в кислороде синим пламенем? (Сера)

Для второй комнды
21. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит (Погибает)
22. Прибор для определения направления ветра (Флюгер)
23. Какая птица насиживает яйца зимой (Клест)
24. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции (Катализаторы)
25. Ученый, основоположник космонавтики (К. Э. Циолковский)
26. Птица, которую называют пернатой кошкой (Сова)
27. Вещества, замедляющие скорость химической реакции (Ингибиторы)
28. Газ, поддерживающий горение (Кислород)
29. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
30. Основатель Московского университета (М.В. Ломоносов).
31. Самый легкий газ (Водород).
32. Животные, спящие с открытыми глазами (Змеи, рыбы)
33. Прибор для ориентации на местности (Компас)
34. Почему весной запрещен промысел пушных зверей (наступает брачный период)
35. Водная оболочка Земли (Гидросфера)
36. Люди, наблюдающие за изменениями погоды. (Синоптики)
37. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету (Фотосинтез).
38. Какую воду иногда называют «живой» (Полученную при таянии льда)
39. Наука, изучающая растения (Ботаника).
40. Назовите аллотропную модификацию кислорода (Озон)

Ведущий: Жюри, вам предлагается оценить находчивость и изобретательность наших команд.

Подведение итогов. Вручение сертификатов на получение оценок «отлично»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по географии "Как изменялась природа" (происхождение материков)

Данное мероприятие предназначено для учащихся 7 класса. Основными целями являются:формирование представления об изменениях материков во времени и в пространстве, развитие пространственного вообр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Разработка внеклассного мероприятия по географии "Необычные озера мира"

Внеклассное мероприятие проводилось для учащихся 5-9 классах. при проведении использована презентация,  с сообщениями об озерах  выступали учащиеся 6 класса. Кроме того, при проведении мероп...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии "Морской бой"

«Морской бой» - интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать для актуализации знаний в области географии, повышения интереса к предмету....

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме "Географического КВН", среди учащихся 7х-8х классов, провела : учитель географии- Магомедова Д.М. (11.03.2014г.)

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме  Среди  учащихся 7х-8х классовПровела : учитель географии-Магомедова Д.М.(11.03.2014г.)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии «Твоя игра"

Игра рекомендована к проведению как способ проверки и углубления знаний по предмету, а также как одного из этапов подготовки к олимпиадам по географии. Возраст учащихся 12-16 лет (7-11 кл). Время пров...