Культурологический подход в преподавании географии
статья по географии

Шудря Татьяна Сергеевна

Формирование географической культуру у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturologicheskiy_podhod_v_prepodavanii_geografii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ»

 УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ  ГБОУ СОШ №377 ШУДРЯ Т.С.

  «Образование – социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, а также социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями»

 

                                        «Образование – это то, что остается, когда все забыто»

«Знание без мудрости – груз книг на спине осла»

японские поговорки

 

В ЮНЕСКО постоянно называют четыре общечеловеческие области знаний, которые независимо от будущей специализации помогут каждому познать мир и найти свое место в нем, – это философия, история, география, иностранные языки плюс информационные технологии.

«География» - один из учебных предметов, имеющий целью дать молодому человеку систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о  месте России в этом мире, а также развить у него познавательный интерес к другим народам и странам.

География (греч. geographia – землеописание, от ge – «Земля» и grapho – «пишу».) – система наук, изучающая географическую оболочку – место зарождения и развития жизни во взаимодействии с природной средой, природные ресурсы которой обеспечивают существование людей. Это название дал греческий ученый Эратосфен более 2200 лет тому назад. Специфика географии – ее естественно-общественная сущность.

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную географию. Проблемы взаимодействия природы и общества, выражающиеся ярче всего в поисках путей рационального природопользования, интенсификации производства требуют комплексного подхода, единого взгляда на окружающий нас мир.

Главной целью образования является создание такого субъекта культуры, личности, которая была бы не только обученной, не только образованной, но и культурной.

Современные потребности общества, личности, отдельных социальных групп в образовании требуют дополнить культурологический подход к отбору содержания образования компетентностным и личностно ориентированным подходами. Анализ указанных подходов, соотнесение их друг с другом показали, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

При осуществлении компетентностного подхода в состав содержания образования также войдут знания, способы деятельности, опыт репродуктивной и творческой деятельности, опыт ценностного отношения к миру.

Личностно ориентированный подход, ставя в центр образовательного процесса личность ученика, предполагает раскрытие индивидуальности личности, учитывает собственное отношения ученика к миру. Знания, так же как в компетентностном подходе, не являются самоценностью, они лишь средства ориентации в мире, способ освоения деятельности, необходимой человеку в жизни.

Развитие человека в условиях школьного обучения как личности и субъекта деятельности предполагает: развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к факторам, порождающим стресс, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и принятия других людей, самостоятельности и автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно–эстетической, физической культуры,  культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.

В  этой системе определенное и устойчивое место занимает комплекс знаний наук о Земле, который представлен учебным предметом «География».

География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания.

Как достигаю?

  1. использую на уроках произведения художественной литературы, стихи музыку, картины художников, мифы и легенды.

 Приведу несколько примеров:

     В 5 классе рассматриваем мифы и легенды о созвездиях, разные теории и гипотезы о происхождении человека и т.д.

   В 6 классе мифы о боге огня Вулкане, репродукция картины Брюллова «Гибель Помпеи».

Так, например, перед изучением темы «Австралия» в 7 кл. зачитываю отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»: «…этосамый любопытный край на всем земном шаре…таит в сасмой сердцевине испарившееся море…где деревья теряют не листья, а кору…где камень тает от дождя… у четвероногих имеются клювы… где у баранов свиные рыля, где крысы вьют гнезда…»

    В 8 классе дети по желанию выполняют творческую работу «Воды России в произведениях литературы и живописи»

     В 9 классе при изучении гор Южной Сибири рассказываем мифы и легенды Алтая.

     В 9 классе при изучении темы «Урал» вспоминаем сказки Бажова.

     В 5 классе рассматриваем мифы и легенды о созвездиях, разные теории и гипотезы о происхождении человека и т.д.

  1. Интеграция.

 Интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов, повышает роль самостоятельной работы учащихся, а, следовательно, развивает их интеллектуальные и творческие способности.

География пронизывает практически все учебные предметы. Интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, развивает интеллектуальные и творческие способности учеников.

Приведу  несколько примеров:

  • На уроках математики ("царицы наук") разного рода вычисления, построение графиков, диаграмм, таблиц, как правило, связаны с изучением миграционных процессов и демографических изменений, динамики промышленного и сельскохозяйственного производства, с сопоставлением размера территорий разных стран мира (протяженность границ, географические координаты, площадь - в квадратных километрах и метрах), с измерением морских, сухопутных и воздушных туристических трасс и т.п.
  • При изучении радиоактивности на уроках физики  выясняется: роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, где, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии  и  географии).
  • Знания, полученные на уроках химии, можно использовать при изучении «Химической промышленности» в 9 классе. Когда производство минеральных удобрений рассматривается не только с точки зрения элемента народного хозяйства, но и как химические вещества. Возможна форма проведения урока совместно с учителем химии.
  • Тема «Формирование политической карты мира» в 10 классе подразумевает глубокие знания истории и географии.
  • Популярная ныне дисциплина “Основы безопасности жизнедеятельности ”,         на 90 % имеет под собой географическую основу (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, цунами).
  • Интересно использование знаний по предмету Мировая художественная культура: от мифов и легенд о сотворении мира, происхождении названий созвездий на уроках в 5 классе до создания туристических маршрутов  по объектам всемирного культурного наследия  в 9-10 классах.
  •  Ребята активно и с удовольствием принимают участие в создании презентаций о различных географических явлениях и процессах – поэтому знания, полученные на уроках информатики закрепляются на практике.

  1. Создание творческих проектов, презентаций.

Примеры:

В 7 классе заключительная работа на основе приобретенных за год знаний основных географических закономерностей создаем проект под условным названием «Атлантида» - несуществующий материк. Ребята придумывают название, строят карту, делают описание природы.

В 7- 8-9 классах разрабатывают проекты туристических маршрутов по материкам и странам, по необычным памятникам природы и человеческой цивилизации

  1. Актуализация личностного опыта.

Примеры:

В этом плане благодатна тема «Население России»: начинаем с того, почему в Сибирском рождаемость в несколько раз превышает среднюю по России, у кого дедушки-бабушки участвовали в ВОВ, трудовые ресурсы – какими качествами должен обладать современный работник, как быть конкурентноспособным на рынке труда, что заставляет людей переезжать на новое место жительства (на примерах из класса – многие переехали из Казахстана, из других военных городков и т.д.)

  1. Использование игровых форм повышает познавательный интерес, мотивацию. (подробно не буду останавливаться)

6. Использование диалога.

И обучение, и обсуждение чего-либо, должно проходить на основе диалога. При этом, воздействие учителя на ученика замещается их равноправным личностным взаимодействием. В диалоге происходит самоопределение, саморазвитие, возникают отношения сотрудничества в достижении общих целей.

ВЫВОД:  нужен переход, переориентация образования со знаниецентрического на культуросообразное, которое только и сделает человека духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на владение готовыми знаниями, а на креативность. Для осуществления этого содержанием географического образования должно стать формирование географической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени....

Культурологический подход в преподавании математики

В настоящее время назрела потребность в осмыслении и преподавании математики на основе культурологического подхода. Учебный предмет преподносится как органическая часть мировой культуры, способствующе...

Культурологический принцип в преподавании географии.

В работе расскрывается вопрос о применении культурологического принципа в географии. Раскрыты цели и задачи это принципа. Уделено внимание  культурологии в изучении Ульяновской области....

Культурологический контекст в преподавании географии Алтайского края

Статья о преподавании географии с использованием  легенд Алтая...

Культурологический подход в преподавании исторических дисциплин.

§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования. §2. Разработка проблемы культурологии на современном этапе, как педагогическое явление.§ 3. Виды куль...

Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе

Статья содержит примеры применения некоторых жанров устного народного творчества на уроках биологии (сказки, загадки, поговорки и др.)...

культурологический подход в преподавании истории

О значительной роли культурных памятников в истории русского  народа...