культурологический подход в преподавании истории
статья по истории

Ильютченко Ольга Евгеньевна

О значительной роли культурных памятников в истории русского  народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ilyutchenko_o._e._kulturologicheskiy_podhod.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Ильютченко Ольга Евгеньевна ,

учитель истории и обществознания МОУ « СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области

                      Культурологический подход в изучении истории, как основной методологический принцип ИКС.

                    «История-свидетельница веков, факел истины, душа памяти,                          наставница жизни».

                                                                                                                                       Цицерон

Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом по поручению Президента РФ В.В.Путина, подчеркивает особую важность историко-культурологического подхода, который формирует способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию, патриотизму и гражданственности. В большинстве школьных учебников господствует  подход к изучению культурного наследия через персоналии, который дает широкий обзор имен известных деятелей культуры и их достижений. Несомненно, владеть информацией об именах и крупнейших открытиях в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Причем отсутствует связь художника или писателя с обществом, что не способствует эффективному усвоению материала  в целом.

Считаю, что приемлемым способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подходОн направлен на индивидуальное усвоение учеником достижений культуры, включая и деятельность ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры.

В последние годы набирает силу проектный подход. Учебный проект для ученика — способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать достигнутый результат. Данный способ применим и к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой культуры.

Наиболее продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в преподавании истории является интегрированный подход, основанный на  рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала. Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части .

Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегрированный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета. {4}

Среди многочисленных инноваций я для себя открыла культурологический подход в изучении истории. Он подразумевает под собой интеграцию разных учебных предметов, что позволяет ученикам демонстрировать уровень своего общего развития. Учащиеся должны получить знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук: истории, обществознания, МХК, литературы, русского и иностранного языков и приобрести ценностно – практический опыт для  творческого восприятия исторической действительности. В своей педагогической деятельности я ставлю следующие задачи: 1)привить учащимся общечеловеческие ценности; 2)создать условия для  получения исторических знаний через культурное содержание эпохи; 3)воспитать уважения к культурному наследию  своей Родины и  человечества. Ученикам необходимо усвоить заданный объем знаний, но использовать при этом как источник исторической информации достижения культурного наследия России и мира. Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные и личные  образовательные результаты, т.е.формирует  не только знаниевый компонент, но и духовно-нравственную культуру каждого  школьника. А это, я считаю, наивысшая цель воспитания и образования. Этот подход  предполагает открытие истории через художественные образы, создание нового образовательного продукта для ученика с творческим содержанием. Конечно,  школьники должны на уроке создавать реальный образовательный продукт в форме некой творческой работы, имеющей  ценность для него и для учителя. Тогда предполагается индивидуальный результат у каждого ученика, по которому можно судить о степени овладения определенным образовательным уровнем.

Культурологический подход при изучении истории представляет собой совокупность приемов и методов , обеспечивающих анализ исторических событий в разрезе культурологических понятий: культурные образцы, идеи, ценности, нормы, культурная деятельность.  Возьмём тему  « Перестройка в СССР».  Анализ причин перестройки можно представить  через песню Виктора Цоя « Перемен», которая была символом эпохи.

Вопросы после прослушивания  песни :

1. Почему «мы»? ( «…мы ждем перемен»)

2. « …все находится в нас»? Что ?

3. Что нужно, чтобы « понять друг друга»?

 4. Почему сердца и глаза требуют перемен? Почему люди ждут перемен?

5. Какие перемены ждали?

Эта беседа позволяет эстетически и духовно пережить и прочувствовать это музыкальное произведение, погрузиться в атмосферу перестроечного времени, увидеть настроения советских людей 80-х гг.

Современное оснащение кабинетов истории позволяет на уроках использовать музыкальные произведения, которые мощно воздействуют на эмоциональное  состояние учащихся и через художественное восприятие исторической действительности позволяют получить учебную информацию  и дать ей оценку. Например, Кантата  “Александр Невский” Сергея Прокофьева возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Кантата создана в 1939 году  на стихи Луговского, накануне Великой Отечественной войны, неся боль, предчувствие трагедии, мрачных времен. Но в конце произведения музыка дает веру в лучшее, правильное, достойное. Ощущается вера в победу над врагом. Действительно,  музыка может задать сильный эмоциональный тон для того, чтобы почувствовать настроение мировой беды и народной трагедии, силу и мощь советского народа , важность победы и веры в светлое будущее родной земли. Это произведения я использую , изучая тему « Трагические события 1942 года» в 11 классе, когда начинается коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, приведший к Великой Победе над врагом.

В своей работе я использую такой тип заданий , который относится к циклам картин одного художника на определенную тему. В учебниках по истории России  с древнейших времен до конца 18 века это может быть работы А. М. Васнецова « Московский Кремль».  В учебниках по истории России  19 века – циклы картин В. Верещагина об Отечественной войне 1812 года и русско - турецкой войне 1877-1878 годов, народнический цикл И. Е. Репина. Можно найти много примеров приверженности художников к определенным  историческим темам и личностям. Главная дидактическая задача состоит в том, чтобы проследить с помощью художественных изображений  эволюцию исторических событий  и объектов во времени и пространстве; влияние на них факторов, связанных  с изменениями ценностей, норм и интересов людей  и социокультурных общностей; обнаружить изменения в отношении самого художника , его современников к темам и героям исторических произведений.

Например, картины:

1.А. М. Васнецов « Московский Кремль при Иване Калите» 1921г

2.А. М. Васнецов « Кремль при Дмитрии Донском» 1922г

3.А. М. Васнецов « Московский Кремль при Иване III» 1921

Вопросы и задания:

1.С какой точки обзора художник нарисовал Московский Кремль?

2.Как изменился вид зданий внутри крепостных стен и общий облик Кремля?

3.« Кремль рисуется на фоне кучевых облаков, отдаленных гроз, как бы символизирующих для Москвы приближающуюся грозу кочевых полчищ»,- сообщает художник замысел картины.  В преддверии каких событий  А. М. Васнецов изобразил Московский Кремль во второй половине 14 века? (вторая картина)

4.Какие стены окружают город а начале 16 века? Почему они были заново отстроены при государе всея Руси? ( третья картина)

5.Образцом для Кремлевских стен и башен при Дмитрии донском послужили крепости Новгорода, Пскова и других русских городов. ( вторая картина) Узнайте, по каким образцам отстроен Московский Кремль при Иване III? О чем это свидетельствует? ( третья картина)

6.Что происходит на берегу Москвы-реки за стенами Кремля во второй половине 15 века? Какими  средствами художник передал на картине атмосферу подъема Московского царства? ( третья картина).{2}

Таким образом, живопись воссоздает не просто исторический образ или сюжет, а создает атмосферу аналитического восприятия истории; миссия художника воспринимается современным ему обществом как служение народу, стране; носителя и проводника духовных ценностей в мир. Художественные образы рождают интерес к давней старине и пробуждают критический взгляд на историю. Художественные произведения обогащают представление школьников о духовной и материальной жизни людей прошлых столетий, воспитывает уважение к историко – культурному наследию своей страны и человечества в целом.

Историю России и мира увлекательно изучать через картины, литературные произведения, архитектурные сооружения, скульптуры.  Например, древнерусская архитектура XI века считалась эпохой « трех Софий», и в каждой были свои оригинальные находки строительной практики:

1.София Киевская

2.София Новгородская

3.София Полоцкая.

Следовательно, уникальное развитие разных регионов Древней         Руси  можно продемонстрировать и доказать , опираясь на информацию об этих известных древних сооружениях.

Культурологический подход в образовании призван изменить технократическое мировоззрение школьников на гуманистическое и гуманное , при котором приоритетом является человек, его ценности и интересы.

Литература:

1.Концепция нового учебно – методического комплекса по отечественной истории. М.,2014г

2.Вяземский Е. Е. . Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников. Методическое пособие. М., «Русское слово», 2014г

3.Вяземский Е. Е. , Болотина Т. В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования./ Преподавание  истории в школе №10, 2015г.

4.Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе — 2007 — № 7 — С. 24-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

Культурологический подход в преподавании математики

В настоящее время назрела потребность в осмыслении и преподавании математики на основе культурологического подхода. Учебный предмет преподносится как органическая часть мировой культуры, способствующе...

«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»

В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...

Реализация историко- культурологического подхода при изучении истории в 6 классе

ИКП - предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры  нашей страны...

Культурологический подход в преподавании исторических дисциплин.

§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования. §2. Разработка проблемы культурологии на современном этапе, как педагогическое явление.§ 3. Виды куль...

Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе

Статья содержит примеры применения некоторых жанров устного народного творчества на уроках биологии (сказки, загадки, поговорки и др.)...

Культурологический подход в преподавании географии

Формирование географической культуру у школьников...