технологическая карта урока географии 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Антуфьева Оксана Витальевна

Технологическая карта урока, 6 класс, тема "Состав и строение атмосферы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии, проведенный в 6 «Б» классе ГБОУ №327 Санкт-Петербурга.

Тема урока

Пространство Европейского Севера

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Класс

6 «Б»

ФИО учителя, должность

Антуфьева Оксана Витальевна, учитель географии

ОУ

ГБОУ СОШ №327 Санкт-Петербурга

Цель урока:   формирование понятия «атмосфера», ее строения, вещественного состава и значения, уникальности нашей планеты.

Задачи урока:

- показать состав и строение атмосферы

- сформировать понятие о тропосфере как наиболее важной для жизни людей части атмосферы

- реализовывать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью

- научить замечать и понимать окружающие природные явления

Планируемые результаты

Предметные

-формирование понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»,

- формирование знаний и представлений о свойствах воздуха и его составе, о строении атмосферы, о соотношении размеров Земли и толщины атмосферы,  о значении атмосферы для природы Земли

Метапредметные

Регулятивные:

-формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

давать определения понятиям

Коммуникативные:

-формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать самостоятельно

Познавательные:

-формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причинно-следственные связи;

преобразовывать информацию из одного вида в другой

Личностные

формирование

-осознания  целостности окружающего мира;

-понимания значения воздушной оболочки для жизни на планете и важности ее охраны

-развитие и совершенствование интеллектуальных и творческих способностей;

-расширение круга интересов,

-умение применять  на практике свои знания


Ресурсы урока
:

учебник: А.И. Алексеев География 5-6 класс УМК “Полярная звезда”, Просвещение 2015, атлас “Дрофа” 2019 год, физическая карта мира

таблица «Атмосфера»

Эмоционально-ценностный компонент урока

Понимать, какое значение имеет воздушная оболочка Земли для жизни на планете, понимать необходимость охраны чистоты воздуха

в своей местности.

ИКТ на уроке: компьютер, проектор,  презентация «Атмосфера», «Интересные атмосферные явления»

Ход урока.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на работу

 Проверяют наличие необходимых принадлежностей к уроку, настраиваются на урок

  1. Актуализация знаний

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала:

-Скажите, какую оболочку мы изучили уже в этом году? (Гидросфера)

-Что такое гидросфера? (водная оболочка нашей планеты)

Что составляет самую большую часть гидросферы? (мировой океан)

-Какие океаны вы знаете? Назовите их и покажите на карте. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

-Посмотрите, какой эпиграф у нашего урока (Слайд 2) : 

«Мы живем на дне  большого океана».

Как вы думаете, о каком океане идет речь?

-Воздушный океан огромен! Он имеет вес и прижимает все к земле. Можно сказать, что люди находятся в плену воздушного океана!

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

Находят и показывают океаны на физической карте мира

Делятся своими предположениями

3.  Сообщение темы и целей урока

Конкретизирует тему и цель урока :

  «Состав и строение атмосферы».

Цель: узнать, какая оболочка называется атмосферой, изучить состав, строение  и значение атмосферы (Слайд 3)

Формулируют тему и цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь

4. Изучение нового материала

Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности:

-Итак, мы с вами должны выяснить, что такое атмосфера?

Какие у вас возникают ассоциации при слове «атмосфера»?

-Атмосфера – это воздушная оболочка Земли!

Atmos- «пар», sphaira-«сфера»  (греч.) (Слайд 4)

             «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

            Он невидимый, но всё же, без него мы жить не можем»

   -Вот как выглядит эта оболочка из космоса. (Слайд 5)

Что такое воздух? Это то, что постоянно нас окружает. Мы вдыхаем его, он поднимает вверх воздушные шары, парапланы и мыльные пузыри, надувает паруса и колышет траву. От него не спрятаться, он повсюду. Так из чего же состоит воздух? Чтобы ответить на мой вопрос, предлагаю выполнить задание: заполните таблицу «Состав атмосферы», пользуясь текстом параграфа с.126 и раздаточным материалом (заготовки на партах у каждого – Приложение 1, Приложение 2).

- Проверим, что у нас получилось! (Слайд 6) . Таблички можно вложить и вклеить себе в тетради!

- Итак, мы знаем, что такое атмосфера и каков ее состав и значение. Теперь нам предстоит узнать, почему атмосферу называют слоеным пирогом!

С.125-127 учебника: пользуясь иллюстрацией и текстом, изобразите схему «Строение атмосферы». Отразите:

  • порядок слоев, начиная с самого нижнего
  • название слоев
  • верхнюю границу слоев (км)
  • температуру воздуха.

- Атмосфера простирается до высоты 2000-3000км. Она действительно напоминает слоеный пирог, нижние части которого плотнее верхних.

- Какой слой называют «кухней погоды»? Почему?

 (Слайд 7)

Обсуждают  варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор о решении или несогласии с мнением других.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Заполняют таблицу

        

Выполняют задание в тетради.

        

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос, приводят аргументы.

 Физминутка

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

-Появившись миллионы лет назад, постепенно меняя свой состав, атмосфера вращается вместе с планетой. Атмосфера защищает Землю от  губительных излучений и метеоритов, предохраняет все живое от смертельных морозов и экстремальной жары. Благодаря ей, тепло и влага могут поступать из одних районов планеты в другие.  

- Чем же еще уникальна и удивительна воздушная оболочка нашей планеты?

Показывает презентацию «Интересные атмосферные явления».

Расширяют кругозор, пополняют знания о значении атмосферы.

Смотрят презентацию, записывая в тетради названия необычных явлений.

5. Рефлексия.

Подводит итоги, оценивает работу учащихся на уроке

Отвечают на вопросы.

Составляют синквейн «Атмосфера»

Домашнее задание (Слайд 8)

П. 38, вопросы. Выучить состав и строение атмосферы. Уметь объяснять значение атмосферы.

Приложение 1.

Таблица «Состав атмосферы».

Состав воздуха

Количество, %

Значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Чем мы дышим?

В воздухе, которым мы дышим, больше всего азота – 78%. В переводе с греческого -  «безжизненный». Он входит в состав белков, является одним из главных элементов почвенного питания растений. Кислорода в воздухе только пятая часть. Кислород необходим для дыхания, разложения органического вещества, гниения и горения. Название этого газообразного химического элемента было образовано способом кальки с латинского охуgenium, где оху означает кислый, a genium является производным от genus — «род». Углекислого газа в воздухе – 0, 03%. Он является источником воздушного питания растений: зеленые растения при помощи света создают в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды органическое вещество. В воздухе содержатся и другие газы, например, криптон, аргон, ксенон, неон, гелий, водород, озон. ОзонНемецкое происхождение: Ozon (пахнуть, издавать запахи). Озоновый слой — защитный. Жесткие ультрафиолетовые лучи обладают высокой биологической активностью: они убивают бактерии многих видов, губительны для живых организмов и растений. Считают, что жизнь на Земле смогла развиваться только тогда, когда возник достаточно мощный озоновый «щит», предохраняющий ее от губительного действия ультрафиолетовой радиации Солнца. В воздухе есть и водяной пар, частички веществ, бактерии, пыльца и кристаллики льда.

Источники:

1. А. И. Алексеев. Учебник географии 5-6 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение 2015.

2. В.В. Николина. Е.К. Липкина. Поурочные разработки 5-6 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение.2012

3. С.С. Мирнова. Атмосфера. Все о воздушном океане Земли. М.: Эксмо, 2013  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...