Исследовательская деятельность как эффективная основа естественнонаучной грамотности школьников.
статья по географии

В связи с введением в современное образование Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования изменились требования к качеству и результатам обучения. Особое внимание уделяется исследовательской деятельности обучения, которая включает в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать  как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность учащихся  - процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых процессов и явлений.

На сегодняшний день весь  образовательный процесс школы распределен по следующим направлениям:

  1. Агрокомпонентное обучение – обучение всех учебных предметов с агрокомпонентными составляющими  (не менее 10% всего объема учебных часов) – с 1 по 11 классы (с 2012 года).
  2. Научно-естественное направление – углубленное обучение естественных предметов – 10 и 11 классы (с 2016 года).
  3. Медицинские классы – обучение по специальной программе медицинского профиля – с 8 по 11 классы (с 2019 года).

Таким образом, работы по повышению естественнонаучной  грамотности школьников ведутся с 1 класса. И особое место в нем занимает исследовательская деятельность школьников. Интерес к исследовательской работе можно прививать как в урочное, так и  внеурочное время. Учебные предметы дают базовые знания, и у учащегося есть возможность самостоятельно расширить и углубить их, а также, возможно, открыть и познать непознанное.

Всю исследовательскую деятельность обучающихся условно можно разделить на несколько групп:

Научно-исследовательская деятельность обучающихся — деятельностъ учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Главным базовым звеном естественнонаучной грамотности в школе является учебный предмет «Окружающий мир» (с 1 по 4 клаассы), где ученик за четыре года обучения получает первоначальные понятия по всем естественным предметам, первым попыткам наблюдения, исследования, логического умозаключения. Дальше расширить и углубить свои знания учащиеся могут в внеаудиторных занятиях «Химия в экспериментах», «Хочу все знать», «Эрудит» и т.д.. В начальных классах ребенок начинает делать первые шаги в  научно-исследовательской деятельности.

В средних и старших звенах учащиеся могут заниматься в занятиях «Химия в экспериментах», «Физика в экспериментах», «Химический лабраторный анализ», «Медицинский и социальный уход», «Решение нестандартных задач по физике», «Физика вокруг нас», «Оказание первой медицинской помощи», «Основы практической медицины». Особое внимание уделяется предпрофильной и профильной  подготовке. Помимо научно-исследовательской деятельности учащиеся охвачены и проектной деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_ann2.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность  как эффективная основа

  естественнонаучной грамотности  школьников.

В связи с введением в современное образование Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования изменились требования к качеству и результатам обучения. Особое внимание уделяется исследовательской деятельности обучения, которая включает в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать  как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность учащихся  - процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых процессов и явлений.

На сегодняшний день весь  образовательный процесс школы распределен по следующим направлениям:

  1. Агрокомпонентное обучение – обучение всех учебных предметов с агрокомпонентными составляющими  (не менее 10% всего объема учебных часов) – с 1 по 11 классы (с 2012 года).
  2. Научно-естественное направление – углубленное обучение естественных предметов – 10 и 11 классы (с 2016 года).
  3. Медицинские классы – обучение по специальной программе медицинского профиля – с 8 по 11 классы (с 2019 года).

Таким образом, работы по повышению естественнонаучной  грамотности школьников ведутся с 1 класса. И особое место в нем занимает исследовательская деятельность школьников. Интерес к исследовательской работе можно прививать как в урочное, так и  внеурочное время. Учебные предметы дают базовые знания, и у учащегося есть возможность самостоятельно расширить и углубить их, а также, возможно, открыть и познать непознанное.

Всю исследовательскую деятельность обучающихся условно можно разделить на несколько групп:

Научно-исследовательская деятельность обучающихся — деятельностъ учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Главным базовым звеном естественнонаучной грамотности в школе является учебный предмет «Окружающий мир» (с 1 по 4 клаассы), где ученик за четыре года обучения получает первоначальные понятия по всем естественным предметам, первым попыткам наблюдения, исследования, логического умозаключения. Дальше расширить и углубить свои знания учащиеся могут в внеаудиторных занятиях «Химия в экспериментах», «Хочу все знать», «Эрудит» и т.д.. В начальных классах ребенок начинает делать первые шаги в  научно-исследовательской деятельности.

В средних и старших звенах учащиеся могут заниматься в занятиях «Химия в экспериментах», «Физика в экспериментах», «Химический лабраторный анализ», «Медицинский и социальный уход», «Решение нестандартных задач по физике», «Физика вокруг нас», «Оказание первой медицинской помощи», «Основы практической медицины». Особое внимание уделяется предпрофильной и профильной  подготовке. Помимо научно-исследовательской деятельности учащиеся охвачены и проектной деятельностью.

Особое место в повышении естественнонаучной грамотности школьников занимает исследовательские проекты классов в агропрофильном обучении. С нынешнего учебного года все классы охвачены в работе агрокластера школы и в летнем лагере труда и отдыха. Это позволит  нашим учащимся получить определённые трудовые навыки в школе, поможет самореализации в самостоятельной жизни. Приобретая профессиональные навыки, выпускник нашей школы будет уверен, что он востребован в постоянно меняющихся современных условиях, сможет в будущем стать настоящим хозяином своей земли.

Следующим этапом развития  исследовательской работы школы должна стать проектно-исследовательская деятельность с привлечением научных руководителей из институтов естественного профиля.

Успех исследования во многом зависит от его организации. Организация исследовательской деятельности учащихся состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и заключительный. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу. Здесь необходимы мотивация к исследовательской деятельности, выбор соответствующей и интересной, близкой, увлекательной ребенку темы. Это залог хорошей работы.

Основной этап исследовательской работы включает постановку цели и задачи исследования, сбора данных, изучение и обработка литературы, фиксацию полученных данных, обсуждение, сравнение результатов работы, наблюдений, опытов, оформление результатов исследования, подготовку иллюстрированного материала, выводы и практическую значимость работы.

Заключительный этап это представление доклада перед аудиторией, обсуждение работы, предложения, советы, корректировка недочетов, само выступление в мероприятиях.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности, успешности, результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Не обязательно успешное участие на улусном, региональном, республиканских уровнях, маленькой победой для начинающего исследователя будет и успешное участие с докладом в классе и школе.   Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Здесь можно оценить степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли,  практическое использование универсальных учебных действий,  количество новой информации использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации, уровень сложности и степень владения использованными методиками,  осмысление проблемы проекта и  цели проекта или исследования и т.д.

Особый вклад, особенно в начальных классах, для успешной исследовательской деятельности ребенка, вносят родители. Зачастую исследовательская деятельность начинается дома, со своего участка, огорода, окружения. В любом явлении, будь то физической, будь то химической, можно разглядеть проблему, актуализировать и провести исследовательскую работу.

Результативность проведенной работы.

Успешное участие учеников в научно-практических конференциях показывает правильность направления начатой работы, развитие исследовательской деятельности в школе,  творческих, интеллектуальных, познавательных способностей учащихся. За 2 года наши учащиеся успешно участвовали в различных научно-практических конференциях.

2019-2020 учебный год

  1. НПК «Шаг в будущее» Перевалов Слава, Васильева Валя, 10 класс «Лекарственные формы», улусный этап -1 место, региональный этап – 3 место, республиканский этап – участие.
  2. Улусный конкурс «Начинающий фермер», Еремисов Кеша, Спиридонов Сахамин, Афанасьев Денис, проект «Из отходов в доходы», 3 место.
  3. Гран Главы МР «Верхневилюйский улус (район)» конкурс детских инициатив, Ильин Кеша, 10 класс, Егоров Симон, 8 класс, проект «Мобильный медицинский отряд», грант в сумме 10 т.р.
  4. 1 Всероссийский медицинский образовательный форум для школьников «Моя профессия – врач», участие медицинских классов в данном форуме, Ильин Кеша, 10 класс, Егоров Симон, 8 класс, проект «Мобильный медицинский отряд», номинация «За практическую значимость».

2020-2021 учебный год

  1. НПК «Шаг в будущее» Егоров Симон, 9 класс, «Исследование меда» улусный этап, 1 место, республиканский этап, участие; Евсюкова Василина, 8 класс, «Определение витамина С в ягодных культурах Верхневилюйского улуса», улусный этап, 2 место, республиканский этап, 3 место, Андреева Уля «Изготовление украшений с применением кристалла и эпоксидной смолы»  (совместно с учителем технологии Михайловой Е.В.», улусный этап, 2  место
  2. Улусный конкурс «Начинающий фермер», Петрова Илона, Саввинова Снежана, Еремисов Кеша, 9 класс, проект «Гидропонный зеленый корм для КРС», 1 место.
  3. Республиканский этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост-2021», Корякин Айаал, 8 класс, «Знакомство с приемами зимнего маршрутного учета (ЗМУ) по следам животных в окрестностях с.Верхневилюйск», Евсюкова Василина, 8 класс, «Определение витамина С в ягодных культурах Верхневилюйского улуса», участие.
  4. Республиканские соревнования «Агроскиллс», конкурс компетенций, Евсюкова Василина, 8 класс, десятка лучших.
  5. Региональный этап Чугуновских чтений Егоров Симон, 9 класс, «Исследование меда», 2 место.

Наряду с участием моих учащихся в конференциях, привлекла к исследовательской работе и своих детей. Так, мой старший сын Альберт Александров с темой «Есть ли на территории Верхневилюйского улуса цеолит?» успешно участвовал в Чугуновских чтениях, 2м, Ларионовских чтениях, 3м, «Шаг в будущее», 2м. Младший сын Павел Александров исследовательской занялся еще в детском саду, занимал 1м в улусном конкурсе «Юный исследователь», сейчас по направлению будущей профессии ведет исследование поп состоянию здоровья своих одноклассников.  Дочка Алина готовится делать первые шаги, начала делать мини-иследовательскую работу в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образован...

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса

В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выра- жение в ориентации процесса обучения на развитие личности обуча...

Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса

В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаем...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...