Урок ФГОС по географии в 6 классе Тема: От глобуса к географической карте. Навигация в жизни человека
статья по географии (6 класс)

Елена Рашитовна Зинатуллина

Форма урока: комбинированный с элементами практической работы

 

Цель: создать образ географической карты как источника географической информации

Задачи: систематизировать знания и умения, полученные при изучении предыдущих тем, обобщить представление о модели Земли - глобусе, разнообразии карт, возможностях их использования, формировать умение использовать легенду карты с условными знаками, закрепить основные понятия путем сравнения модели глобуса, плана и карты, выполнить практические задания на основе краеведческого материала 

 

Формирование УДД:

1.Предметные:

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, работа по картам атласа;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации, карт Гугл;

2.Личностные: освоение социальных норм, правил поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.Метапредметные:  

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, определять самооценку;

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

 

Методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа, репродуктивный.

 

Оборудование: компьютер, проектор, мерная мягкая линейка, 3 глобуса, карта мира, четыре конверта с заданием по городам и координатами, картинки городов, топографическая карта, карта мира, атласы на столах, шарик воздушный с градусной сеткой, послание сверток с картой от Птолемея, атлас Стерлитамакого района,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ot_globusa_k_geograficheskoy_karte_.doc528.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Зинатуллина Елена Рашитовна

учитель географии высшей категории

МОБУ СОШ с.Рощинский

Урок ФГОС по географии в 6 классе

Тема: От глобуса к географической карте. Навигация в жизни человека

Форма урока: комбинированный с элементами практической работы

Цель: создать образ географической карты как источника географической информации

Задачи: систематизировать знания и умения, полученные при изучении предыдущих тем, обобщить представление о модели Земли - глобусе, разнообразии карт, возможностях их использования, формировать умение использовать легенду карты с условными знаками, закрепить основные понятия путем сравнения модели глобуса, плана и карты, выполнить практические задания на основе краеведческого материала  

Формирование УДД:

1.Предметные:

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, работа по картам атласа;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации, карт Гугл;

2.Личностные: освоение социальных норм, правил поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.Метапредметные:  

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, определять самооценку;

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

Методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа, репродуктивный.

Оборудование: компьютер, проектор, мерная мягкая линейка, 3 глобуса, карта мира, четыре конверта с заданием по городам и координатами, картинки городов, топографическая карта, карта мира, атласы на столах, шарик воздушный с градусной сеткой, послание сверток с картой от Птолемея, атлас Стерлитамакого района,  

Ход урока:

I. Организационный момент  Психологический настрой - обзор и анализ фото на слайде.

II. Целеполагание. Мотивация к уроку с использованием художественного элемента - картины

- А сейчас, ребята, давайте отвлечёмся от географии. Вы знаете о картинах Васнецова. Вот одна из картин «Витязь на распутье». Каким выглядит этот витязь (грустным, усталым). Почему? А что ему сейчас помогло бы? Если бы у него сейчас была эта географическая вещь, то ему было бы намного легче (географическая карта).

 

Постановка темы и цели урока.

- Итак, тема нашего урока «Географическая карта и навигация в жизни человека». Запишите в тетрадь число и тему. Мы уже так много знаем о карте, что же нового нам даст урок? (история карты, виды, применение).

III. Организация самооценки на уроке.

Сегодня мы работаем с плюсами и минусами. Ставим плюсы по этапам работы на полях в тетради. В конце урока мы их подсчитаем и поставим оценки.

IV. Актуализация знаний по теме: «Глобус», «Географические координаты»

Работа по группам, у каждой группы своё задание.

1)Определение географических координат по карте, определение названий городов.

 - У меня для вас сегодня много сюрпризов. В этих конвертах спрятаны достопримечательности городов, в которых я была. Но прежде чем вы их откроете, нужно определить их названия по координатам. Эти задания для 1 ряда.

 Задания в конвертах:

31 градус северной широты и 32 градуса восточной долготы - КАИР

 56 градусов северной широты 38 градусов восточной долготы - МОСКВА

 48 градусов северной широты 2 градуса восточной долготы - ПАРИЖ

 35 градусов южной широты 149 градусов восточной долготы - КАНБЕРРА

2) Задания по терминологии - вставить необходимые слова

- А для второго ряда у меня задания на слайде. Необходимо вставить пропущенные слова. В тексте даны определения терминов по пройденным темам.

 Задания на слайде:

Экватор - это самая длинная ........

Меридианы указывают направления на ...... и на .........  

Градусная сетка - это меридианы и ......  

Глобус - ........ Земли

Географическая широта имеет значения от 0 до ... градусов

Меридианы соединяют северный и южный ........

3) Задания с использованием глобуса

 Третий ряд будет работать с глобусами. Вам нужно выполнить задания.

Задания по глобусу

1)Какая параллель длинее: 20 или 40?

2)Где находится северный полюс?

3)Место, где бывает полярная ночь?

4)Место, где солнце бывает в зените?

5)Отметьте самую длинную параллель?

 - Проверяем. Второй ряд, первый и третий ряд.

  Кто хорошо работал, оцените себя и поставьте плюс, если все сделали легко.

V. Изучение новой темы

  1. Беседа «От глобуса к географической карте».

- Глобус - модель Земли, поэтому работать с ней легко. Мы может изобразить движение Земли вокруг Солнца, даже изобразить ночь и день. А можно раскрутить и с закрытыми глазами ткнуть пальцем и выбрать место для путешествия, главное, чтоб Антарктиду не показать. У меня в руках воздушный шар, он также напоминает нам Землю. Но если его сдуть и растянуть, то изображение Земли у нас получится уже в плоскости. Вот так от изображения на глобусе мы можем перейти на изображение географической карты. Целая технология метода построения картографических проекций позволяет на простом, плоском листе бумаги получить чёткое представление о форме, размерах и положении объекта. Но на карте будет много искажений. Для того, чтобы изобразить проекцию на географической карте, нужно перенести градусную сетку, потом материки, реки, моря и т.д. Давайте попробуем доказать это. Параллели на карте закругляются, меридианы разной длины, формы материков искажены. При создании карт применяют самые разнообразные проекции. Точки земной поверхности проектируют на плоскости, конусы, цилиндры, многоугольники или сразу же на поверхности нескольких совмещенных фигур. При этом Земля принимает самый разнообразный вид. Карта - она ведь плоская. Кажется простой лист бумаги, раскрашенный разными цветами. Так и хочется приподнять край и заглянуть, где именно стоит огромная черепаха, и каково живётся тем трём слонам, что в древности держали плоскую Землю? Здесь все по другому. Вроде бы островок в нескольких сантиметрах от нас, а на самом деле лететь до него несколько часов. Кажется, что море - это всего лишь лужа, а на деле берегов противоположных не увидишь. А вот это коричневое пятно - не след от растаявшего шоколада — это знаменитый Эверест. Самая высокая гора в мире.

2)Терминология - работа с учебником - географическая карта

- Давайте познакомимся с определением географической карты. Мальчики у нас продумывают определение самостоятельно. А девочки читают в учебнике.

- Что такое географическая карта? (это изображение плоскости Земли в масштабе с помощью условных знаков). Запишите определение в тетрадь.

  1. Мозговой штурм - ситуация «Туристы»

- К доске выходят 3 человека. Первому туристу мы вручаем план местности, второму - глобус, третьему туристу - мы дадим географическую карту. И всем путешественникам небольшую сумку.  Задание: мы отправляем вас в Каир, найдите его на карте и упакуйте дорожную сумку.

- Итак, почему не получается найти этот город? (не удобно, и нет города)

- А на глобусе есть этот город? Но глобус не лезет в сумку.

- Каким способом легче найти? (карта)

- Стоит отметить, что если карты несут прямую помощь людям, то глобус, представляет собой модель Земли, он как сувенир наглядного макета нашей планеты.  Получается, что карту очень удобно брать в путешествие. Она поместится даже в кармане.

  1. Беседа «История карт»

- Изучить географию без учебников трудно, а без карты невозможно. Так считали и древние люди. У меня здесь послание от Клавдия Птолемея. Как вы думаете, что это? (карта). А кем он был? (отец картографии, древнегреческий астроном, географ, математик, астролог, жил в Александрии).

- Древнейшей является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Древние географические карты имели и другие существенные недостатки. Они искривляли изображение. Меридианы впервые появились на карте Эратосфена в III веке до н. э., но они были проведены через разные расстояния. Ученый не только измерил размеры Земли, но и использовал для изображения на карте цилиндрическую проекцию. В Древнем Китае тоже создавали географические карты. В эпоху Великих Географических открытий на картах мира появились изображения Америки и Австралии, Атлантического и Тихого океанов. Ошибки на картах часто оборачивались трагедией для мореплавателей. 

- Чертеж Земли московской, наше царство из края в край.

Вот видишь: тут Москва, тут Новгород, тут Астрахань.

Вот море, вот пермские дремучие леса, а вот Сибирь

- В этом фрагменте сын Бориса Годунова рисует карту. Какой страны? (Русское государство)

  1. Работа с текстом учебника «Виды карт»

- Карты существуют давно, какие карты есть в вашем атласе? Назовите. Давайте, узнаем из учебника, какие бывают карты (стр. 93 - 94).

- Навигационные морские карты предназначены для обеспечения безопасного плавания судна. На таких картах подробно отражены рельеф морского дна, характер берега и вся навигационная обстановка в районе, описываемом данной картой. Выбор масштаба морских навигационных карт обусловлен удалением от берега трасс следования судов. Навигационные морские карты подразделяются на общие и специальные. Общие карты подразделяют на генеральные, путевые, частные карты и планы. 
- Также в старших классах мы более подробно познакомимся с картами материков и океанов, стран. По содержанию карты бывают: тематические и общегеографические. Примеры тематических: политические, климатические, почвенные, тектонические.
От названия темы, которую объясняет карта. Атласов и карт насчитывается большое количество. У нас в школе есть атлас Стерлитамакского района.  

  1. Работа по карте России. Условные знаки.

- Давайте посмотрим карту России. Что мы на ней видим? (реки, озера, равнины, горы) как вы догадались,что это горы и равнины? (по условным знакам).  Условные знаки бывают линейными, площадными и точечными.

- Определите на физической карте России названия объектов, обозначенных линейными условным знаками (дороги, реки, границы). А площадными знаками? (озера, моря) и точечными? (города, вершины гор).

- На карте в отличии от плана местности зеленым цветом показаны равнины и низменности.

- Определите, какой географический объект изображен на карте зеленым цветом. (равнины и низменности), а теперь посмотрите условные знаки. Познакомимся со шкалой глубин и высот поподробнее. А что изображено коричневым цветом? Приведите примеры.

- В чем отличие объектов зеленого цвета на географической карте от топографической карты, плана местности?

6) Групповая работа по карте России (три группы)

- найдите самые высокие горы в России

- по какому меридиану протянулись Уральские горы

- назовите самую большую равнину в России

- какой город южнее: Москва или Воронеж

- какой город восточнее Владивосток или Екатеринбург

Отчеты по группам.

 

7) Беседа «Навигация в жизни»

- В наше время определить географические координаты позволяет глобальная система позиционирования (GPS), которая основывается на работе 24 космических спутников и пяти наземных станций. Мы также можем пользоваться этим арсеналом. Как? (в машине есть навигаторы, в телефонах). В нашей местности часто используют систему 2ГИС.

8) Ознакомление с сервиса «Карты Googl», виртуальная экскурсия на Эйфелеву Башню в Париже и работа по снимку села Рощинский.

- Этот сервис представляет собой набор приложений, построенных на основе платного картографического сервиса и технологии, предоставляемых компанией Google. Созданы они в 2005 году. Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки планеты Земля.

8)Работа по снимкам Гугл Мапс

- Рассмотрите внимательно снимок нашего села.

- Найдите свой дом

- В какой части села находится школа? (у нас даже есть улицы Северная и Западная)

- В какой части села живет директор школы?

9)Видео «Навигатор»

- Давайте посмотрим видео настройки маршрута Рощинский - Стерлитамак.

V. Рефлексия

- Ну, а теперь давайте приготовим наши пальцы. И подведем итоги.

 Мизинец сегодня отвечал за мыслительную процесс - поэтому спросим себя,  а много ли мы сегодня узнали? Что узнали? Тогда загибаем.

  Безымянный палец - самый близкий к цели. Он отвечал сегодня за умения. Скажите, чему вы сегодня научились?

  Средний палец - очень хотел получить оценку, посчитаем наши плюсы. У кого пять, четыре, три. Поставьте оценку в тетрадку.

  Указательный научился работать по карте - кто умеет работать с картами, загибаем

  А большой палец у нас сегодня отвечал за настроение, какое у нас было сегодня настроение. Давайте покажем.

VI. Домашнеее задание.

- Проложите маршрут от школы до дома по навигатору 2ГИС.

- Придумайте, задания по карте Гугл Мапс

- Придумайте задания по географической карте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии в 6 классе по теме "Географическая карта"

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Географическая карта"...

Технологическая карта урока биологии в 7 классе на тему "Роль насекомых в природе и в жизни человека"

"Табигатьтә һәм кеше тормышында бөҗәкләрнең роле" темасына 7 класста  үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе...

Презентация "Глобус и географическая карта"

Презентация "Глобус и географическая карта" предназначена к учебнику география 5 кл. Домогацких Е. М....

Урок биологии в 7 классе на тему: «Значение червей в природных экосистемах и жизни человека»

Урок биологии в 7 классе  на тему: «Значение червей в природных экосистемах и жизни человека».Цель урока: сформировать знания о роли червей в природных экосистемах, в жизни человека; ...

Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"

Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...

План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с  многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...

Урок для 7 класса «Царство Грибы. Представители, особенности строения, значение в природе и жизни человека»

Урок биологии в 7 классе по теме"Грибы" Может быть использован как учебное пособие для занятий в начальной школе на уроках окружающий мир. Открытый урок с элементами лабораторной работы...