урок "Австралия", 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Долума Снежана Анатольевна

Урок по географии для 7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avstraliya.docx51.54 КБ
Файл prezentatsiya_avstraliya.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: 

Долума Снежана Анатольевна

Класс: 7            Дата: 16.02.2020г.      Предмет: география          

Тема урока 

Обобщающий урок по теме «Австралия – маленький великан».

Тип урока 

Урок-обобщение

Формы работы

Индивидуальная, групповая, работа в парах

Цель урока

Создание целостного образа страны-материка Австралии.

Задачи

Образовательные: повторение пройденной темы, обобщение и создание целостного представления о материке;

Развивающие: развить географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к окружающему миру материков, воспитывать чувство дружбы, товарищества, повысить интерес к изучению географии.

Методы

Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, эвристический

Ресурсы

Физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, учебники, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

Девиз 

География – наука путешествий и открытий.

Основное содержание урока

Австралия - материк и страна, Джеймс Кук, Абель Тасман, река Муррей, озеро Эйр, большой Водораздельный хребет, коалы, страус, ехидна, пустыня Виктория.

Планируемый результат

Предметные

УУД

Знать географическое положение Австралии; уметь определять географические координаты крайних точек, ориентироваться на карте; объяснять термины крики, эндемики; оценивать роль исследования и открытия материка.

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации.

Логические: выделение методов, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

- Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами;

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Межпредметные связи

История, биология, английский язык

Структура и ход урока

№ п/п

Деятельность

учителя

ученика

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Много интересных мест на планете. Я хотела бы вас пригласить в удивительное место. Надеюсь, оно вам понравится, и вы для себя сделаете много открытий.

Приветствие учителя, готовность к уроку

Мотивация и целеполагание

- Сегодня на уроке мы попробуем подняться на «Гору успехов», преодолев на пути препятствия в  каждой станции. Дети, когда вы отправляетесь в поездку, что берете с собой? Багаж. Так и нам сегодня понадобится необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что туда входит? Это наши знания, сообразительность, любознательность и дружба.

-  Ребята посмотрите на картину и ответьте «Что может объединять изображенные на ней животные и названия географических объектов?»  (повесить на доске изображения животных Австралии и прикрепить названия географических объектов – Большая Песчаная пустыня, оз.Эйр, р. Муррей, м.Йорк, Тасманово море – можно распечатать, вырезать и прикрепить магнитами).

Вопросы, помогающие уточнить тему:

- Какие материки вы изучали?

- Знакомство с каким материком у вас было недавно?

( Дети : - С Австралией)

- С чего начинается знакомство с материками, вспомните имена исследователей материка

- знаете ли вы реки и озера

- рельеф, животный и растительный мир? (Слайд 1- тема урока).

- Да, ребята, вы уже знакомы с Австралией, значит сегодня урок закрепления. И назовем тему урока «Обобщение по теме «Австралия –маленький великан»

- Цель урока: повторить и закрепить полученные знания, создание целостного образа материка Австралия.  

- Перед вами маршрутные листы запишите там  тему урока, напишите фамилию, имя, класс

Диалог с учителем

Вспоминают изученный ранее материал, рассматривают картинки животных и написанные на доске названия географических объектов. Диалог с учителем. Определяют тему и формулируют цели урока.

- на доске животные Австралии и объекты, расположенные в данном материке

- изучали Австралию и Африку

- недавно прошли Австралию

- сегодня повторение темы

Записывают тему урока, дату, ФИ.

Интеллектуально- преобразовательная деятельность

- Предлагаю вам отправиться в путешествие, перед вами контурные карты Австралии, все ответы будете заносить в маршрутные листы. Также жетончики, которые лежат у вас на столах,  набираете самостоятельно, при правильном вашем ответе. У каждой команды свой определенный цвет, и на доске магниты показывают местоположение вашей команды (Желтое, синее, зеленое, красное).

(цвет маршрутных листов одинакового цвета с магнитами команд).

- На доске карта путешествия. На карте изображены пункты по которым предстоит сегодняшнее путешествие: 

1.залив «Сомнений» (индивидуальная работа, взаимопроверка)

2. мыс «Исторический» (групповая работа)

3. полуостров «Эрудит» (групповая)

4. остров «Коралл» (видеофильм)

5. пик «Успеха» (индивидуальная работа)

(вокруг карты Австралии – станции)

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности

1.Залив «Сомнений». 

- Чтобы успешно пройти 1 препятствие, вы ребята должны определить название объекта и нанести его на контурные карты, которые есть у каждого на маршрутных листах (работают парами, один определяет, другой подписывает, 2 жетона в конце). 

      «Наш корабль пришвартовался у самого крупного города Австралии (Сидней). Пересев на вертолет мы пролетели над самыми высокими хребтами  материка (Большой Водораздельный хребет). Через несколько часов полёта вертолёт приземлился на самой высокой точке этих гор (г. Косцюшко, 2228м). У подножия гор нас ждали могучие вездеходы, на которых мы должны совершить путешествие до самой низкой точки над уровнем моря Австралии (озеро Эйр-Норт), затем по самой большой пустыне материка (Большая песчаная). В общем пересекли мы Австралию от самой северной точки материка (м. Йорк) до самой южной (м. Саут-Ист-Пойнт), от самой западной точки (м. Стип-Пойнт), до самой восточной точки (м. Байрон). Переезжая от мыса к мысу, мы пересекли самую длинную реку материка и её приток (Муррей-Дарлинг), откуда добрались до столицы страны  (г. Канберра).

- Кто нашел ответы, поднимаем руки и читаем полное предложение.

- Проверим, посмотрите на экран

- Все справились с заданием?

(Напечатать на презентации Слайд 2 - провести взаимопроверку, у кого больше верных ответов, получают жетоны)

-  Ребята, под названиями станций есть задание для капитана команды. Давайте пригласим капитана 1 команды. Снимите название станции, покажите всем и зачитайте слово. Какое понятие вам попалось? Вспомните, что это? Если верно, получаете 1 жетон. 

        Улуру – самый большой монолит в мире высотой 348м и 9 км в обхвате, национальный парк.

- Жетон, магниты

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы

    Передвинуть магниты на следующее задание.

Знакомятся с маршрутными листами, готовятся к путешествию.

Диалог с учителем. Работа с заданиями

Работают с контурными картами, определяют объекты и подписывают на карте.

Выходит на карту один ученик, чтобы показать объекты на большой физической карте Австралии

 

Проводят взаимопроверку отмеченных объектов на контурных картах, получают жетоны те, у кого больше верных ответов.

Выходит капитан 1 команды, зачитывает слово и отвечает

2. Мыс «Исторический»

- Молодцы! Теперь  дальше отправляемся в путешествие, но до нас здесь кто-то уже побывал. Давайте вспомним путешественников, которые были до нас.

- посмотрите на 2ое задание, предлагаю вам вспомнить имена путешественников и исследователей, которым относятся перечисленные заслуги.

  1. В 1606г – достиг неизменного пустынного побережья залива Карпентария. (Виллем Янсзон, голландец)
  2. В 1606г – открыл пролив на севере между Австралией и островом Новая Гвинея. (Торрес, испанец, Торресов пролив)
  3. 1642-1644 гг. - открыл северные и северо-западные берега материка, доказал, что Австралия – единый  материк, его именем назван остров. (Абель Тасман, голландец, о. Тасмания)
  4. 1769-1770 гг.  – открыл восточное побережье, Большой Барьерный риф. Окончательное доказательство самостоятельности материка. (Джеймс Кук, англичанин)
  5. 1839-1841 гг. – открыл самое большое озеро, хребет Флиндерс, равнины Налларбор. (Джон Эйр, англичанин, озеро Эйр)
  6. 1871-1872 гг. – исследование о. Новая Гвинея. (Миклухо-Маклай Н, Россия)

- Квадратный жетон

- кто ответил верно, получите жетоны

- теперь пригласим капитана 2-ой команды, посмотрим, как справится с заданием. Возьмите название 2-ой станции, прочитайте слово. Какое понятие у вас?

          Новая Голландия - долгое время и весь новый материк называли Новой Голландией и лишь потом переименовали его в Австралию. Однако голландцы пробыли там недолго. После стычки с коренным населением они предпочли удалиться, но открытый ими берег все же считался голландским.

- Жетон, магниты

 Все члены команды работают с учебником,  находят фамилии путешественников, которые записаны на листе бумаги у каждого ученика, рассказывают партнёру по плечу. Отвечают и получают жетоны.

Выходит капитан 2-ой команды, зачитывает слово и отвечает

3. Полуостров «Эрудит»

А теперь наш путь лежит

Через полуостров Эрудит

Если много вы читаете,

Значит все вы отгадаете.

- Каждой команде выдаю карточку с заданиями, у всех команд задания разные.

1.команда – Геоморфологи  

2 команда – Гидрологи

3 команда – Зоогеографы

4 команда – Этнографы и Страноведы  

1 группа. Карточка-задание геоморфологам.

Геоморфология- наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа. Полученные данные геоморфологи используют при поиске полезных ископаемых (атлас, Тектоническая карта мира, стр. 4-5)

1.Что лежит в основании материка?

2. Какие формы рельефа будут преобладать на поверхности материка? (соотнести Тектоническую карту с Физической картой)

 3. Почему отсутствуют вулканы и не происходят землетрясения?

4. Какими полезными ископаемыми богата Австралия?

 2группа. Карточка-задание гидрологам.

Гидрология-наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, озёр, болот, подземных и других вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного их использования.

1.Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озёр?

2.Что такое «крики»?

3. Главные источники питания рек материка.

3. Самая большая речная система Австралии и крупнейшее озеро?  (соленое или пресное).

4. Какую роль играет в хозяйстве Большой Артезианский бассейн?

3 группа. Карточка-задание зоогеографам.

Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерность их размещения.

1. В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?

2. Что такое «эндемики»?

3.Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.

4. Какое животное, завезенное в Австралию  из Европы, стало, её национальным бедствием?

4 группа. Карточка-задание этнографам и страноведам.

Этнографы - учёные изучающие жизнь, быт, традиции, обычаи народов, племён.

1.Расскажите об Австралийском Союзе.

2. Как сформировалось современное население материка?

3. Коренное население и их охотничье оружие?

4. Почему об экономике Австралии говорят, что она едет на овце?

           - Одновременно, пока работают и думают участники команд, прошу выйти по 1 члену, чтобы поработать с картой у доски.

Написать названия объектов по теме задания.

1) Написать крупные формы рельефа. Жетон

2) Реки и озера. Жетон 

3) Животный и растительный мир. Жетон

4) Коренные жители, страна, крупные города, что выращивают, что разводят, что добывают. Жетон 

- теперь пригласим капитана 3-ой команды, посмотрим, как справится с заданием. Возьмите название 3-ой станции, прочитайте слово. Какое понятие у вас? Жетоны командам 

- «kanguroo» - кенгуру, Джеймс Кук прибыв в Австралию и увидев крупное, передвигающееся прыжками, незнакомое ему животное, обратился к одному из аборигенов с вопросом «что это?», однако тот, не понимая английской речи Кука, ответил ему на своём родном языке: «не понимаю». Как гласит миф, эта фраза, которая якобы звучит как «кенгуру». 

- Жетон, передвинуть магниты

Четыре ученика в команде анализируют вопрос и по очереди по кругу отвечают по одному разу друг другу. Сверяют свои предположения с учебником. Отвечают вслух  на вопрос. Выслушивают задание и инструкции.

Один ученик работает у доски с картой Австралии

Выходит капитан 3-ой команды, зачитывает слово и отвечает

Физминутка

- А теперь, ребята, встаньте, сделаем передышку, подтянемся вверх, выпрямим спинки, наберем в грудь морского воздуха, посмотрим налево, посмотрим направо, посмотрим за линию горизонта, не видна ли там Земля!

- Молодцы! Теперь дальше отправляемся в путешествие. 

4.  Остров «Коралловый»

Просмотр фильма о Большом Барьерном рифе (Слайд 4).

- Внимание вопрос: «Какие климатические условия Австралии  способствовали образованию и  росту кораллов, известковых построек?» 

- Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути.

Ответ: (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)

- теперь пригласим капитана 4-ой команды, посмотрим, как справится с заданием. Возьмите название 4-ой станции, прочитайте слово. Какое понятие у вас?

- Атолл

- Жетон, магниты

Просматривают фильм,   анализируют и делают вывод, как образовался Большой Барьерный риф.

От каждой команды выступают по результатам работы.

Выходит капитан 4-ой команды, зачитывает слово и отвечает

Диагностика качества освоения материала  

 5.Блиц-турнир «Пик Успеха» (индивидуальная работа)

И осталось нам ребята
На “Пик успеха” взойти,
А для этого нам надо

“Блиц – турнир” провести.

- Поднимаем руки и отвечаем на вопросы, за каждый ответ не забываем взять жетоны

Найдите главную мысль в каждом абзаце, запишите её в колонке напротив

Текст

Главная мысль

  1. Площадь (в тыс. кв. км):

 Евразии – 54900

Африка – 30320

Северная Америка – 24250

Южная Америка – 17830

Антарктида – 14110

Австралия – 7687

Самый маленький материк

2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков

Самый сухой материк

3. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.

Самый удаленный материк

4. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.

Самый низкий материк

5. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения

Самый спокойный, древний  материк

6.  75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь

Самый эндемичный, удивительный  материк

Активная самостоятельная работа в команде– составление схемы в тетрадях. «Самый, самое, самая». Работают в паре –называют  друг другу австралийских «великанов».  Благодарят друг друга за представленную информацию и занимают свои места.

Итог урока. Выставление оценок  

 - Молодцы! Мы сумели достичь цель урока, которую озвучили в начале урока? (закрепит знания ….)

Давайте теперь посчитаем количество набранных вами жетонов. Прошу каждого отметить сумму жетонов в маршрутных листах. Капитаны команд, напишите на своих листочках также сумму командных жетонов. Посмотрим сколько получилось, поставьте себе оценки. В нашей игре побеждает команда ….. (синих желтых, зеленых, красных).

- - С чем мы познакомились и чему научились на уроке?

Ответ

а) выявили особенности физико-географического положения Австралии;

б) нанесли особенности ГП на контурную карту:

в) узнали, как происходило открытие и исследование материка.

г) животный и растительный мир, рифы.

- Выполнены цели и задачи?

Формулируют выводы по теме и цели урока. Сдают работы учителю. Благодарят друг друга за работу в парах и в группе. Оцениваю свои знания.

Дом.зад.

Напишите 5 интересных фактов об Австралии

Внимательно слушают условие дом./задания, записывают.

Рефлексия

На доске гора Успеха с человеком.

 - Вот и закончилось наше путешествие, мы снова столкнулись с этим материком Австралией. Давайте вернемся к началу урока и покажите свой уровень знаний об Австралии на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли? Возьмите 1 жетон, расположите на том уровне горы, где, по вашему мнению, сейчас ваш уровень знаний по теме нашего урока. У всех на самой вершине, поэтому

магниты всех команд поднимаем на вершину горы.

Итак, друзья, пришла пора проститься.

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться.

И никогда не унывать.

 - Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы. Спасибо всем за активную работу!!!

 

  1. Аборигены – это… (коренные жители)
  2. Бумеранг – это… (оружие в виде искривленной палки)
  3. Канберра – это… (столица)
  4. Крики – это… (временно пересыхающие реки)
  5. Торренс – это… (соленое озеро на юге Австралии)
  6. Косцюшко – это… (гора, самая высокая точка материка)
  7. Скрэб – это… (заросли кустарников)
  8. Брус – это… (гора)
  9. Йорк – это… (северный мыс)
  10. Брисбен – это… (город)
  11. Эму – это… (страус)
  12. Улуру – это… (национальный парк)
  13. Что такое атолл (Коралловый остров)
  14. Одичавшие собаки Австралии (Динго)
  15. Питается эвкалиптами (Коала)
  16. Залив у северного побережья материка (Карпентария)
  17. Пролив, отделяющий о. Тасмания от материка (Бассов)
  18. Восточный мыс материка (Байрон)
  19. Полуостров, омывающий Арафурским морем (Арнемленд)
  20. Моря, омывающие Австралию (Арафурское, Тиморское, Коралловое, Тасманово)
  21. Залив на юге материка (Большой Австралийский)
  22. Австралийские горы на востоке (Большой водораздельный хребет)
  23. Крупнейшую речную систему (Муррей и Дарлинг)
  24. Крупнейшее озеро (Эйр)
  25. Австралийские пустыни (Большая песчаная, Большая пустыня Виктория)
  26. Как называется и где находится самый большой в мире коралловый риф (Большой барьерный риф у северо-восточных берегов Австралии)
  27. Кто открыл и исследовал восточное побережье Австралии (Джеймс Кук)
  28. Как называется первое поселение на юго-востоке материка, возникшее как колония каторжников (Сидней)
  29. Чем возмещается недостаток поверхностных вод? (Большими запасами подземных вод)
  30. Какие природные зоны занимают большую часть Австралии? (Зоны саванн и тропических пустынь)
  31. Как называют знаменитую породу австралийских овец? (Мериносы)
  32. Какие с/х культуры выращивают на прибрежных равнинах субэкваториальной и тропической частей страны? (Бананы, ананасы, сахарный тростник)
  33.  Самое распространенное дерево? (Эвкалипт)
  34. Высочайшая точка материка? (гора Косцюшко)
  35. Именем какого путешественника назван остров на юге материка? (Абель Тасман)
  36. Чем занята наибольшая часть материка? (Пустыни)
  37. Есть ли в Австралии вулканы? (Нет)
  38. Какое государство занимает целый материк? (Австралийский Союз)
  39. Какое животное питается термитами? (Ехидна)
  40. Какие животные изображены на государственном гербе Австралии? (Страус Эму, кенгуру).

Задание 4. Игра «Знаешь ли ты карту?»

  1. Что севернее – Тасманово море или Тиморское ?
  2. Где расположен залив Карпентария – с севера от материка или с юга?
  3. Где находится Новая Зеландия – с запада или с востока от Австралии?
  4. Что состоит из двух островов – Новая Гвинея или Новая Зеландия?
  5. Какое море отделяет Австралию от Новой Гвинеи - Арафурское или Тиморское?
  6. Какой пролив отделяет Тасманию от материка?
  7. Назовите залив к югу от материка.
  8. Какие архипелаги к востоку от Австралии имеют отношение к Великобритании?
  9. Назовите самое большое и глубокое море у берегов Австралии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Австралия – маленький великан» Долума Снежана Анатольевна учитель географии МБОУ СОШ №1 г.Кызыла

Слайд 2

м. ЙОРК БОЛЬШАЯ ПЕСЧАНАЯ ПУТЫНЯ м. Стип-Пойнт Оз.ЭЙР м. БАЙРОН Сидней КАНБЕРРА г. Косцюшко м.Саут-Ист-Пойнт Дарлинг Муррей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....