Рабочая программа кружка "Памятники природы"
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)

Бырыкина Надежда Мукитовна

Программа кружка "Памятники природы" рассчитана на учащихся 5 - 7-х классов, которые испытывают интерес к географии, экологии, краеведению. Курс насыщен элементами занимательности, с другой стороны способствует более глубокому погружению в материал.  Данная программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю). Программа кружка имеет большое значение в формировании личности учащихся, воспитание гражданственности, патриотизма, любви к окружающей природе страны и своей малой родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_pamyatniki_prirody.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Памятники природы»

Пояснительная записка

        Программа кружка "Памятники природы" рассчитана на учащихся 5, 6-х классов, которые испытывают интерес к географии, экологии, краеведению. Курс насыщен элементами занимательности, с другой стороны способствует более глубокому погружению в материал.

        Данная программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю). Программа кружка имеет большое значение в формировании личности учащихся, воспитание гражданственности, патриотизма, любви к окружающей природе страны и своей малой родине. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлено на совершенствование интеллектуального и духовного развития, экологическому воспитанию. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, преданность, целеустремленность.

Памятники природы (тип особо охраняемых природных территорий) — единственные в своём роде, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение кругозора учащихся в области географии;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

- расширение и углубление знаний краеведческого характера.

Задачи и основные идеи курса:

- формировать у учащихся представление об охраняемых объектах своей страны и края;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать умение работать в группе;

- совершенствовать ораторское мастерство.

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о памятниках природы России и своей малой Родины (Саратовской области),

приобретут практические навыки и умения:

-  работы с картой,

- работы со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

Основные методы обучения:

•        Практические

•        Рассказ педагога и рассказы детей

•        Беседы

•        Конкурсы, викторины

Планируемые результаты освоения программы

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

Метапредметные результаты

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Содержание программы

Раздел 1. Введение (1 ч.)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. Понятие памятники природы.  Уровни охраны: местного, регионального, федерального, всемирного значения.  Режим охраны. Классификация природных памятников: гидрологические, геологические, ботанические, зоологические, гидрогеологические, комплексные.

Раздел 3. Памятники природы России (9 ч.)

Знакомство с памятниками природы России Всемирного природного наследия: Девственные леса Коми (территории Печорско-Илычского заповедника и национального парка Югыд Ва); Вулканы Камчатки (территория Кроноцкого заповедника, федерального заказника Южно-Камчатский и областных природных парков); Озеро Байкал (территория трех заповедников — Баргузинского, Байкальского и Байкало-Ленского, национальных парков Прибайкальский, Забайкальский, Тункинский и заказника Кабанский); Алтай — Золотые горы (заповедники Алтайский, Катунский, природный парк Гора Белуха, Телецкое озеро); Западный Кавказ  (территории Тебердинского и Кавказского заповедников, Сочинского национального парка); Центральный Сихотэ-Алинь (Сихотэ-Алиньский биосферный заповедник и др.); Убсунурская котловина» (трансграничный объект на территории российского заповедника в России и Монголии); Остров Врангеля, Ленские столбы; Куршская коса; Плато Путорана,  Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 4. Памятники природы Саратовской области (16 ч.)

Знакомство с памятниками природы Саратовской области: Моховое болото (Новобурасский район); Дьяковский лес (Краснокутский район); Утёс Степана Разина (Красноармейский район);  Синие горы (Озинский район); Змеёвы горы (Воскресенский район),    комплексный памятник природы «Кудеярова пещера» (Новобурасский район); Меловые склоны с растениями-кальциефилами у г. Вольска, Байрачный лес (Ивантеевский район), Вязовская вековая дубрава (Татищевский район);  

Урочища: Гора Беленькая (Хвалынский нац. Парк), Сосняки (Петровский район); Затон (Аткарский район), Чернавские купола (Ивантеевский район), Дубрава и Мастерное (Калининский район), урочища Вольского района (Гремучий дол, Кутейников дол, Мухин дол, Поповая шишка,  Серебряков дол, Сосновый бор), урочища Духовницкого района (Большие сосняки, Малые сосняки, Остролукские сосняки)

Тюльпанные степи (2 в Фёдоровском районе, Пугачёвский район); Урочище Дурман гора (Красноармейский район), Финайкинская (Александрово-Гайский район),  

Культюки: Александрово-Гайские;  Гнилой, Лыткин, Маняхин, Жучков, Горелый  (Новоузенский район),

        Лиманы: "Тамбовский" (Фёдоровский район), Глубокий, Крутой (Александрово-Гайский район), Заря, Большой, Крутой, Урусов (Новоузенский район),

Приусадебные парки: Лисичкинский приусадебный парк с прилегающей дубравой и  Старолопуховский (Аткарский район), Летяжевский (Аркадакский район), Владыкинский (Ртищевский район), Карамышкинский (Татищевский район),  Царевщинский (Балтайский район), Сергиевский (Калининский район)

Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Раздел 5. Памятники природы города Саратова (6 ч.)

Городской парк «Липки», Городской парк КиО им. Горького, Роща бархата амурского, Сосна Веймутова, Тополь белый, Тополь канадский, Уксусное дерево, Саратовские родники («Малиновый», «Татарский», Источник-бювет).

Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "Природа родного края"

Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...

Рабочая программа «География. Природа и люди» 6 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Алексеев А. И.,Николина В. В., Липкина Е. К. – М.: Просвещение, 2010), в соответствии с федеральным...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...

Рабочая программа по "Природе и экологии Красноярского края" 6 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Природа и  экологии Красноярского края» (5, 6, 7, 8, 9 классы) (Из приложения к письму Агентства образования Админ...

Рабочая программа по "Природе и экологии Красноярского края" 7 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Природа и  экологии Красноярского края» (5, 6, 7, 8, 9 классы) (Из приложения к письму Агентства образования Админ...

Рабочая программа по "Природе и экологии Красноярского края" 8 класс

Ра бочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Природа и  экологии Красноярского края» (5, 6, 7, 8, 9 классы) (Из приложения к письму Агентства образования Адми...

Рабочая программа "Мир природы и человека"

laquo;Мир природы и человека» в специальных образовательных учреждениях VIII видаявляется начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтиче...