Технология уровневой дифференциации
статья по географии (6, 7, 8, 9 класс)

В данной статье отмечается положительное влияние разноуровневого обучения на усвоение учебного материала разных по уровню подготовки обучающихся, приводятся примеры заданий, которые можно использовать на уроках в 6-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii.odt36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология уровневой дифференциации

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П.Гузик)

Цель:

  • создание условий для проявления познавательной активности учеников;
  • обеспечение достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки по предметам;
  • создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне;
  • обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного обучения.

Дифференциация в обучении открывает перед обучающимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по географии.

При этом особенно важно организовать рациональную работу всех учеников, добиваясь того, чтобы они за короткие промежутки времени изучили большой объём материала.

Эффективному управлению учебной деятельностью обучающихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществить дифференцированный подход в организации их учебной работы.

Общеизвестно, что в классе обучающиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе.

Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно. Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих обучающихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти обучающиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти обучающиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

В третью группу входят обучающиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью.  У них  нет  прилежания, высокой целеустремлённости в учебной деятельности.  Эти  ученики нуждаются  в  том, чтобы  их  деятельность  тщательно  направлялась,


    Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

     Программа «В» обеспечивает овладение обучающимися общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. В эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают применение понятий. Этот уровень увеличивает объём сведений, помогает глубже понять основной материал.

            Выполнение программы «А» поднимает обучающихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Этот уровень позволяет ученику на основе полученных знаний проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

    При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) — заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

   

     Переход к новому материалу осуществляется только после овладения обучающимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях обучающихся.

         Чтобы организовать продуктивную деятельность обучающихся, необходимо осуществлять  на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

    Можно использовать индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех обучающихся  класса, но в них учитываю разный уровень. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий.

    Если в задании необходимо рассчитать коэффициент увлажнения для определённой территории, то более сильному ученику самому необходимо най- ти нужные значения (количество осадков и испаряемость), пользуясь картами атласа. А более слабому даются показатели, которые он подставляет в формулу.

       Вариант повышенной трудности даёт обучающимся минимум информации и совсем не указывает, каким путём идти к его решению.

   Или другой пример — описание природной зоны.

В облегчённом варианте дан текст описания природной зоны с пропусками в нём. Ученику нужно только вставить ключевые слова.

В более усложнённом варианте дано начало описания, закончить его обучающийся должен самостоятельно.

 Возможен вариант, в котором по заданному плану ученик составляет описание самостоятельно от начала и до конца.

 Ученик имеет право на выбор уровня сложности, то есть сам оценивает свои возможности по данной теме.

 В тестовых заданиях вопросы также поделены по уровню сложности:

-первая часть -это выбор ответа и рассчитан на базовый уровень знаний ученика.

-вторая часть -более сложная, здесь необходимо выбрать несколько ответов, найти соответствие, заполнить пропуски. И в третьей части необходимо дать развёрнутый ответ или  решение.

 Обучающийся начинает выполнение с простых заданий, которые не вызывают сложности и так постепенно доходит до заданий третьей части. От объёма выполненных заданий будет зависеть оценка.

   Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с учебником, проведении практических работ.

 Например, после изучения состава и свойств атмосферы закрепление знаний можно провести по вопросам нарастающей трудности:

  1. Из каких газов состоит воздух атмосферы?
  2. Вспомните,какими свойствами  обладает воздух.
  3. Какие приборы и методы применяются для изучения атмосферы?
  4. Решите задачу. Самолёт летит на высоте 7 км, температура за бортом -20 градусов. Самолёт собирается идти на посадку. Какова температура в районе аэродрома?

      Технология уровневой дифференциации даёт возможность учесть познавательные интересы всех обучающихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения.


Обобщающий урок по теме «Население России»

Цели: выявить уровень и качество знаний обучающихся по теме «Население России».

Оборудование: карта «Население России», атласы, пакеты с заданиями.

Ход урока: учитель раздаёт пакет заданий один на группу (в группе по 4-5 человек). Каждый обучающийся отвечает учителю без подготовки, выбрав по желанию не менее пяти вопросов из задания А; трёх вопросов из задания В; один вопрос из задания С.

Задание А. Выберите правильный вариант ответа

Вопросы

Варианты ответов

1. По общей численности населения Россия занимает в мире …

а) третье место;

б) первое место;

в) шестое место;

г) девятое место

2. Основным направлением геополитики при Петре I было …

а) западное;

б) восточное

3. В настоящее время естественное движение населения характеризуется …

а) превышением рождаемости над смертностью;

б) превышением смертности над рождаемостью

4. Особая пестрота национального состава свойственна …

а) Дальнему Востоку;

б) Центральной России;

в) Северному Кавказу

5. Крупнейшая языковая семья в России …

а) индоевропейская;

б) алтайская;

в) кавказская;

г) уральская

6. После распада СССР рождаемость изменялась следующим образом …

а) постоянно снижается;

б) постоянно растёт;

в) не меняется

7. Наименьшая плотность населения характерна для …

а) Европейского Севера;

б) севера Западной Сибири;

в) Урала

8. Ислам исповедуют в основном народы …

а) уральской языковой семьи;

б) кавказской языковой семьи;

в) индоевропейской языковой семьи

9. К городам-миллионерам России относятся …

а) Тверь, Иркутск, Оренбург;

б) Екатеринбург, Самара, Воронеж;

в) Ярославль, Томск, Саратов

10. Городами в России считаются населённые пункты, достигшие людности …

а) 3 000 чел.;

б) 12 000 чел.;

в) 100 000 чел.

Задание В. Дайте определение следующих понятий:

Смертность.

Положительный естественный прирост.

Внутренние миграции.

Демографический кризис.

Задание С. Дайте полный ответ на вопрос:

Какой народ называется титульным? Поясните утверждение «не каждый коренной народ является титульным». Приведите примеры.


Урок-смотр знаний по теме «Атмосфера»

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера».

Задача: отработать умения в построении графиков, решении задач, проверить усвоение обучающимися понятий.

Оборудование: карточки с вопросами и заданиями, карточка контроля знаний для каждого ученика.

Перед проведением смотра знаний учитель распределяет учеников на три группы по уровню успеваемости. Каждая группа получает задание определённой степени сложности.

Задание А.

  1. Придумать к одной из пословиц или поговорок о ветре, осадках, погоде, временах года географическое содержание, изобразить его цветными карандашами на листе бумаги.
  2. Мы часто слышим в повседневной жизни: «Солнце встаёт на востоке и заходит на западе». Так ли это?
  3. Отгадайте загадку:

Заря-зарница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Месяц видел, солнце скрыло.

Объясните, какие особенности природного явления образно подмечены в ней.

Задание В.

Ответить на вопросы:

  1. Что называют атмосферой? Какие слои она имеет? Примерная толщина.
  2. Что называют абсолютной влажностью? В чём она измеряется?
  3. Что такое атмосферное давление? Чему равно нормальное атмосферное давление?
  4. Что такое погода и климат?
  5. Что такое бриз и муссон?
  6. Какой воздух называют насыщенным (ненасыщенным)?
  7. Назовите дни равноденствия. Как освещены полушария?
  8. Что называют туманом, облаком? В чём отличие?
  9. Назовите виды облаков. Что такое облачность?
  10. Что такое относительная влажность? В чём она измеряется?

Задание С.

  1. Построить на листочках график хода температуры воздуха за год по данной таблице.

Январь

-13

Февраль

-17

Март

-8

Апрель

3

Май

9

Июнь

18

Июль

26

Август

22

Сентябрь

12

Октябрь

3

Ноябрь

-9

Декабрь

-17

  1. Постройте «Розу ветров» по имеющимся данным.

С

В

Ю

З

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

5

2

3

0

4

3

1

3


  1. Начертить диаграмму количества осадков в вашем городе (две клетки — 10 мм).

Январь

50 мм

Февраль

53 мм

Март

61 мм

Апрель

48 мм

Май

58 мм

Июнь

44 мм

Июль

69 мм

Август

68 мм

Сентябрь

55 мм

Октябрь

72 мм

Ноябрь

76 мм

Декабрь

80 мм

В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки, анализирует типичные ошибки, допущенные учениками, выдаёт и объясняет домашнее задание.


Урок-путешествие по теме «Южные материки»

Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану; закрепить умение составлять сравнительную характеристику; продолжить контроль знания терминов, применяемых в ходе изучения темы; продолжить работу с контурными и настенными картами; ознакомить с высказываниями учёных, внесших свой вклад в изучение какого-либо материка; закрепить вопросы экологии по изученным материкам.

Оборудование: «Физическая карта мира»; раздаточный материал: таблицы — животный и растительный мир материков, исследователи — даты и фамилии.

Ход урока:

Учитель (ведущий). Сегодня мы всем классом отправляемся в самое большое путешествие по южным материкам. Среди вас есть опытные путешественники, которые не нуждаются в проводниках. Есть путешественники, которым может понадобиться помощь. Поэтому я предлагаю вам разные маршруты-уровни путешествий.

Затем учитель делит обучающихся на группы по уровню успеваемости.

Уровень А.

  1. Географический диктант.

Заранее раздаются: 1) чистые листочки; 2) сигнальные карточки.

На доске пишется: 1-2 ошибки - «4»; 3 ошибки - «3».

  1. Второй по величине материк мира. (Африка.)
  2. Материк, пересекающий все меридианы Земли. (Антарктида.)
  3. Южная часть этого материка — мыс Горн. (Южная Америка.)
  4. Восточная часть этого материка омывается Индийским океаном. (Африка.)
  5. Этот материк не имеет государственных границ. (Антарктида.)
  6. Восточная часть материка омывается самым большим океаном Земли. (Австралия.)

Ребята меняются листочками. Проверяют все вместе друг у друга и сами ставят оценки, ориентируясь на записи на доске.

Учитель. 1) Поднимите красные карточки, кто выполнил работу на «5»; 2) Синие карточки — кто на «4».

После этого обучающиеся передают листочки на учительский стол.

  1. Кто такой? Что такое?

Обучающиеся получают карточки и объясняют написанные на них понятия.


  1. Амазонская …                                                          1. Колибри …
  2. Анаконда …                                                              2.Ленивец …
  3. Муравьед …                                                              3. Тукан …
  4. Мулаты …                                                                 4. Пигмеи …
  5. Кенгуру …                                                                 5. Бразильское …
  6. Лианы …                                                                   6. Виктория …

  1. Найди ошибку, или третий лишний.

В Африке есть:

  1. горы: Драконовы, Атласовы, Анды;
  2. много озёр: Титикака, Танганьика, Чад;
  3. много рек: Муррей, Конго, Нил;
  4. разнообразный животный мир: слоны, львы, пингвины.

Уровень В.

  1. «Имена и годы».

Работа на доске, где заранее вывешивают фамилии исследователей и отдельно годы исследования. Расставить их так, чтобы они соответствовали фамилиям.

Учитель. Посмотрите внимательно на доску. Всё ли здесь верно? Если нет, то докажите и поставьте правильно.

Это задание может выполнять либо один ученик, либо кто-то по желанию обучающихся из класса по очереди.

Правильно:

1770 г.     Дж. Кук

1498 г.     Васко да Гама

1492 г.     Х. Колумб

1819 г.     М.П. Лазарев

  1. «Самое-самое...».

Ученикам предлагается продолжить фразу, заранее написанную на доске:

Африка — это самый …

Антарктида — это самый …

Австралия — это самый …

Южная Америка — это самый …


  1. «Путевые заметки».

Путешественники всегда вели дневники, а, следовательно, эти люди должны быть грамотными, а вы?

Вызывается один ученик к доске, где написаны слова.

Задание. 1) Произнесите правильно слова. 2) Поясните значения этих слов.

Итак, предлагаются следующие слова:

Оазис — это …

Пампа — это …

Крики — это …

Сельва — это …

Вади — это …

  1. «Чудеса Земли».

Цель: установить, о чём говорят записи на стенде.

Работу выполняют так: 1) учитель показывает на запись; 2) ученики поясняют, что это за чудо.

1054 — высота Анхеля;

+58 — самая высокая температура Земли;

Сахара — самая большая пустыня;

Анды — медный пояс. Горы Южной Америки;

-89 — самая низкая температура Земли;

Атакама — самая сухая пустыня Земли;

5140 — высота Антарктиды;

Конго — самая полноводная река Африки, дважды пересекающая экватор.

Уровень С.

  1. Сравнение.

а) сравните рельеф Южной Америки и Австралии;

б) сравните рельеф Южной Америки и Африки.

  1. Работа с раздаточным материалом.

Карточки с заданиями

  1. Объяснить причину засушливости северной части Африки (назвать не менее трёх причин).

  1. Почему Южная Америка — самый влажный материк? Как изменился бы климат Южной Америки, если бы горы Анды располагались вдоль восточного побережья?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология уровневой дифференциации

В статье описывается опыт применения технологии уровневой дифференциации как средства обучения детей в одном классе с разными способносями ....

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.Такой подход к обучению предложила детям в 7-ом «Б» классе. С 7-ого клас­са (второе полугодие) они начали сдавать зачеты по теории и отдель...

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Технология уровневой дифференциации

Материал содержит рекомендации по использованию разноуровневой дифференциации. Данная технология обучения основана на педагогической системе, которая отличается четким выделением микроцелей и результа...

Технология уровневой дифференциации

В методической разработке приводится теоретический материал и разработки уроков...