Рабочая программа по ООД 011.
рабочая программа по географии (10 класс)

Сэсэг Сандыковна Будаева

Рабочая программа по ООД 11. "География", группа СДМ-160. профессия 23.01.06. "Машинист строительных, дорожных машин"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_sdikh_20-21uch_g.docx65.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение РБ

«Техникум строительства и городского хозяйства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОО 06. ГЕОГРАФИЯ

43.02.08  Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Улан-Удэ

2020г


Одобрено:                                                                         Утверждаю:

Предметно- цикловая комиссия ООД                            Зам. директор по УМР

Председатель_______И.Л.Островская_                          __________Е.Г.Халзанова

 «__»_____________2020 г.                                             «___»__________2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «02»августа2013г. №847 Федерального государственного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности ««Строительство и эксплуатация зданий и сооружений «  в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины География для профессиональных образовательных организаций.

43.02.08  Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Разработчик:  Будаева С.С, преподаватель географии ГАПОУ «Техникум строительства и городского хозяйства»

Рецензенты:

  1. Игнатьева Е.Г.- преподаватель химии ГАПОУ «ТС и ГХ»;
  2. Бабиков В.А. – к.г.н., доцент ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

6.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

17

19

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППССЗ)ГАПОУ  «ТСиГХ» по специальности «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»,  входящей в укрупненную группу  43.00.00 «Сервис и туризм» разработанной в соответствии с ФГОС СПО и федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа составлена для очной и  очно - заочной формам  обучения, с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии СПО.

Учебная дисциплина «География»  является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки»  

2. ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Цели и задачи:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  - развитие познавательных интересов ,интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов ,знаний и умений ,а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая географические карты ,статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернет. для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха. деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения

2.2.  Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

2.3. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

– характеризовать географию рынка труда;

– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

2.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающего 2ч

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

38

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

Лабораторные и практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе:

  1. Индивидуальных проектов

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

3.2Содержание учебной дисциплины

Базовый уровень

Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

3.3.Направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся:

- социальное;

- исследовательское;

- информационное.

Примерные темы индивидуальных исследовательских проектов

  1. Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества
  2. Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.
  3. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.
  4. Особенности формирования современной политической карты мира.
  5. Географическая «модель» современного мирового хозяйства.
  6. Современные функции и проблемы крупных городов.
  7. Организация особо охраняемых природных территорий; их география.
  8. Социально-экономическая характеристика стран Европы.
  9. Социально-экономическая характеристика скандинавских стран.
  10. Социально-экономическая характеристика стран бенилюкса.
  11. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Европы.
  12. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Африки и Азии.
  13. Социально-экономическая характеристика Австралии.
  14. Социально-экономическая характеристика США.
  15. Социально-экономическая характеристика Канады.
  16. Социально-экономическая характеристика Бразилии.
  17. Социально-экономическая характеристика Океании.
  18. «Горячие точки» планеты.
  19. Новейшие изменения политической карты мира.
  20. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
  21. Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
  22. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира
  23. Современные международные миграции населения.
  24. «Мировые» города и их роль в современном развитии мир
  25. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
  26. Международный туризм в различных странах и регионах мира.

Особенности современного экон

4. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины География 54ч

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общая характеристика мира

Тема1.1.Современная политическая карта мира

Содержание учебного материала

4

1.

Политическая карта мира. Группировка стран. Формы правления. Типология стран.

2

1

2.Практическая работа №1

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

2

2

Тема1. 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды.

Содержание учебного материала

4

3.

Взаимодействие человеческого общества и природной среды

Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность

Природно-ресурсный потенциал

2

1

4.Практическаяработа№2

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

 Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

2

3

Тема1. 3. География Населения

Содержание учебного материала

4

5.

Численность населения мира и ее динамика

Половая и возрастная структура населения

Размещение населения по территории земного шара

Городское и сельское население

2

1

6.Практическая работа №3 География население

2

2

Тема 1.4 Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Содержание учебного материала

4

7.

Современные особенности развития мирового хозяйства

Современные особенности развития мирового хозяйства

Отраслевая структура мирового хозяйства

Факторы размещения

2

1

Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4

8.

География отраслей мирового хозяйства

2

2

9.Практическая работа № 4

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

 

2

самостоятельная работа обучающихся

1.Индивидуальный проект

 «Составление проекта международного турист маршрута» «Международные отношения и их влияние на полит.карту мира»-подбор материала,презентации

 «

2

Раздел 2. Региональная  характеристика мира.

Тема 2.1. Зарубежная Европа

Содержание учебного материала

4

10.

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной

Европы.

2

1

11.Практическая работа№5Региональная география стран мира.Зарубежная Европа

2

3

Тема 2.2. Зарубежная Азия

Содержание учебного материала

4

2

12.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии

13.Практическая работа №6Региональная география стран мира. Зарубежная Азия

2

3

Тема 2.3.  Африка

Содержание учебного материала

4

14.

Особенности географического положения региона.

 природно-ресурсного потенциал, населения и хозяйства.

2

1

15.Практическая работа №7Региональная география стран мира.Африка

2

3

Тема 2.4.  Северная Америка

Латинская Америка

Содержание учебного материала

6

16.

Место и роль Северной Америки в мире.

Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

2

2

17.Практическая работа №8 Региональная география стран Латинской  Америки и Северной Америка

2

2

Раздел 3 Глобальные проблемы человечества8

Тема3.1 Глобальные проблемы человечества

Содержание учебного материала

4

18.Практическая работа №9Географические аспекты современных  глобальных проблем

2

2

итого

38

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя,

- рабочее место студента,

- комплект карт,

- информационные стенды,

- УМК

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор.

5.2. Рекомендуемая литература

Для студентов

  1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплексдля образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015
  2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11классы. — М.: 2012
  3. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10–11 классы.— М.: 2011
  4. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная географиямира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012

Для преподавателей

  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗФедеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17мая 2012 г. № 413
  2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесенииизменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
  3. Рекомендации по организации получения среднего общего образованияв пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
  4. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплексдля образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015
  5. География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
  6. География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство«Школьная пресса»
  7. География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
  8. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11классы. — М.: 2012
  9. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальнаягеография мира. — М.: 2011

Справочники, энциклопедии

  1. Африка: энциклопедический справочник. Т 1,2 / Гл. ред. А. Громыко.— М.: 1987Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Осипов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. идр. – М.: 2011
  2. Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
  3. Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение(Компакт-диск). — М.: 2004
  4. Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
  5. Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004

Интернет-ресурсы

  1. www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США
  2. www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычнойуниверсальной интернет-энциклопедии
  3. www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной ипродовольственной организации при ООН (ФАО)
  4. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
  5. www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
  6. http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации

5.3. Особенности реализации дисциплины для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) осуществляется преподавателем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции и с ОВЗ по слуху предусматривается сопровождение лекций и практических занятий мультимедийными средствами, дидактическими  материалами.

Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения, а также предусмотрена возможность разработки аудиоматериалов.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может осуществляться как в аудитории, так и дистанционно с использованием возможностей электронной образовательной среды (образовательного портала) и электронной почты.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может производиться по утвержденному индивидуальному графику с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, Предусматривается проведение индивидуальных консультаций (в том числе консультирование посредством электронной почты), предоставление дополнительных учебно-методических материалов (в зависимости от диагноза).

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Особенности оценки личностных результатов

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.

Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде обобщенных  данных. Любое использование данных, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется преподавателем (куратором) преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.

Особенности оценки метапредметных результатов

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения и защиты обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеурочной деятельности.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по дисциплине «География».

Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации,  а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.

Результаты освоения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностных:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • креативность мышления, инициативность и находчивость;
  • Оценка выполненных практических работ

  • Оценка ответов на контрольные вопросы

  • Опрос по индивидуальным заданиям

  • Анализ и оценка результатов своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности)

  • Анализ и оценка результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

Метапредметных:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;
  • готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

  • Оценка выполненных презентаций
  •  Оценка выполненных индивидуальных проектов
  • Оценка рефератов, докладов и сообщений
  • Оценка решения ситуационных задач;

Предметных:

  •  понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
  •  определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  •  сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
  •  сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
  •  выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
  •  раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
  •  выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  •  выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
  •  описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
  •  решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
  •  оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
  •  объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
  • характеризовать географию рынка труда;
  •  рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
  •  анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  •  характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
  •  определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
  •  оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
  •  оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
  • – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
  •  объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
  • Проверочные работы по темам;
  • Тестирование;
  • Оценка устного опроса во время аудиторных занятий;
  • Контрольная работа;
  • зачет;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...