Конспект урока по географии 7 класс "Климат и внутренние воды Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Гладышева Ольга Олеговна

Проводимый урок является  третьим уроком в ходе изучения темы Африка и 18 по КТП. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки и полезными ископаемыми. Главная особенность этой темы выявить особенности и  распределение климатических поясов, особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.

Этот урок преследует цели знакомства с особенностями природы материка Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим  материалом, умения анализа климатограмм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Климат и внутренние воды Африки"757.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Климат и внутренние воды Африки»

Место работы

(полное название общеобразовательной организации по уставу)

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»

Должность

Учитель биологии и географии

Педагогический стаж (полных лет)

15 лет

Квалификационная категория

1 квалификационная категория

УМК

И.В. Душина География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. : учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. Дрофа, 2015.

Аннотация

Урок 18: «Климат и внутренние воды Африки»

Цель урока: формирование знания о климате Африки, о внутренних водах Африки, развитие умения находить причинно-следственные связи между компонентами природы Африки 

Планируемые результаты:

Предметные: давать определение понятия «самум», объяснить влияние климатообразующих факторов на климат Африки, составлять характеристики отдельных климатов по климатической карте Африки; выявлять зависимость питания и режима рек от климата, характера течения – от рельефа; составлять по плану описание рек Африки;

 Личностные:  осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; устанавливать причинно-следственные связи; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Оглавление

Введение

  1.       Организационный момент. 1 минута
  2.        Проверка домашнего задания. 7 минут
  3.         Создание проблемной ситуации.
  4.         Работа по теме урока.  
  5.         Обобщение и систематизация знаний.
  6.           Рефлексия (итог урока).
  7. Домашняя работа.
  8. Выставление и пояснение оценок.
    Введение

Проводимый урок является  третьим уроком в ходе изучения темы Африка и 18 по КТП. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки и полезными ископаемыми. Главная особенность этой темы выявить особенности и  распределение климатических поясов, особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.

Этот урок преследует цели знакомства с особенностями природы материка Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим  материалом, умения анализа климатограмм.


Предмет: география

Класс:7

Урок 18: «Климат и внутренние воды Африки»

Базовый учебник: И.В. Душина География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл: учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. Дрофа, 2015.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока.

Цель урока: формирование знания о климате Африки, о внутренних водах Африки, развитие умения находить причинно-следственные связи между компонентами природы Африки 

Планируемые результаты:

Предметные: давать определение понятия «самум», объяснить влияние климатообразующих факторов на климат Африки, составлять характеристики отдельных климатов по климатической карте Африки; выявлять зависимость питания и режима рек от климата, характера течения – от рельефа; составлять по плану описание рек Африки;

 Личностные:  осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины; Преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; устанавливать причинно-следственные связи; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Организационный момент. 1 минута
  2. Проверка домашнего задания. 7 минут

Ученики разделены на 4 группы, в группах выбран лидер. Учитель раздает каждому ученику проверочную работу по вариантам (4 варианта) каждый выбирает сам для себя работу по баллам, критерии оценивания представлены на слайде. На работу дается 7 минут. Приложение 1.

ХОД УРОКА

Задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 1

Задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 2

1. Часть 5 баллов.  Подпишите на карте:

  1. Горы Атлас, Капские.
  2. Восточно – Африканское плоскогорье
  3. Эфиопское нагорье
  4. пустыню Сахара

1. Часть 5 баллов.  Подпишите на карте:

  1. Горы Атлас, Драконовы.
  2. Эфиопское нагорье
  3.  Восточно – Африканское плоскогорье
  4. пустыню Калахари

2. Часть.

 Выберите верный ответ

  1. Площадь Африки составляет

а) 30,3 тыс. км2 б) 30,3 млн. км2 в) 303 млн. км2

  1. Крайней северной точкой материка является мыс

а) Рас-Хафун  б) Бен - Секка

в) Альмади

3. Пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези

а) Васко да Гама  

б) Давид Ливингстон

в) Н.И. Вавилов

4. Горы Атлас расположены

а) на древней платформе

б) в области новой складчатости

 в) в области древней складчатости

  1. Высочайшая вершина Африки

а) г. Кения б) г. Тубкаль

в) г. Килиманджаро

ИТОГО: 10баллов

2. Часть

Выберите верный ответ

  1. 1. По размерам территории Африка уступает

а) Евразии     б) Северной Америке  

в) Южной Америке

  1. Крайней восточной точкой материка является мыс

а) Рас-Энгела   б) Рас-Хафун  

в) Игольный

  1. Обогнул Южную Африку, открыл морской путь в Индию

а) Васко да Гама   б) Давид Ливингстон

в) В.В. Юнкер

4.  В основании большей части материка лежит

а) область древнейшей складчатости

б) область новой складчатости

в) древняя платформа

5. Наиболее высокими горами являются

а) Капские   б) Драконовы   в) Атлас

ИТОГО: 10баллов

Тестовые задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 3

Тестовые задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 4

  1. Часть 5 баллов.

Подпишите на карте:

  1. Горы Капские, Драконовы.
  2. Восточно – Африканское плоскогорье
  3. Эфиопское нагорье
  4. пустыню Сахара
  1. Часть 5 баллов.

Подпишите на карте:

  1. Горы Атлас, Драконовы.
  2. Эфиопское нагорье
  3. Восточно – Африканское плоскогорье
  4. пустыню Калахари

2. Часть

1. Площадь Африки составляет

а) 30,3 тыс. км2              б) 30,3 млн. км2     в) 303 млн. км2

2 . Крайней южной точкой материка является мыс

а) Игольный     б) Рас-Энгела  

 в) Альмади

3. Высочайшая вершина Африки

а) г. Рас – Дашэн  

 б) г. Тубкаль

в) г. Килиманджаро

4. Первый русский путешественник изучал Белый Нил, описал животных и растения Эфиопии

а) Васко да Гама  

б) Е.П. Ковалевский

в) Н.И. Вавилов

5. В рельефе Африки преобладают

а) низменности  

б) возвышенности и плоскогорья

в) горы

ИТОГО: 10баллов

2.  Часть

1. По размерам территории Африка уступает

а) Южной Америке      б) Евразии

в) Северной Америке  

 2. Крайней западной точкой материка является мыс

а) Рас-Энгела   б) Альмади

 в) Игольный

3. Наиболее низкими горами являются

а) Капские     б) Драконовы     в) Атлас

  1. Русский путешественник исследовал Центральную и Восточную Африку, наблюдал за климатом

а) Васко да Гама   б) Давид Ливингстон

в) В.В. Юнкер

  1. Приподняты на высоту более 1000 м

а) Северная и Южная Африка

б) Южная и Восточная Африка

в) Северная и Западная Африка

ИТОГО: 10баллов

Ключи (Африка)

Вариант I    1. б     2.б     3. б    4.б     5.в  

Вариант II   1. а     2. б    3.а    4.  в    5. в

Вариант III   1.б    2. а   3. г     4. б     5  б.

Вариант IV   1. б    2.б    3. б    4.в      5 б.

        Нормы оценок

        В 1части  за каждый верный ответ ставится 1 балл (максимум 5 баллов).

Во 2 части за каждый верный ответ ставится 1 балл (максимум 5 баллов).

ИТОГО: 10 баллов.

 «5» - 10-9 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6  балл

 III. Создание проблемной ситуации. 2 мин. Чтение учителем стихотворения Н.С. Гумилева:

Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

- На каком материке находится “колдовская страна” Николая Гумилева? (Африка)

- Какую особенность климата Африки отмечает в своем стихотворении поэт? (Африка – самый жаркий материк Земли).

Давайте выясним, почему же Африка стала самым жарким материком? Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента?

IV. Работа по теме урока.  

Знакомство с планом урока.

План урока.

  1. Климатообразующие факторы
  2. Климатические пояса Африки.
  3. Климатограммы.
  4. Классификация внутренних вод.
  5. Строение реки.
  6. Описание реки.

Формулировка новой темы.  Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока: «Климат и внутренние воды Африки».

Цель: дать характеристику климата  Африки.

 Поиск решения

1. - Вспомним климатообразующие факторы.

(Ученики называют 3 фактора, затем вспоминают ранее изученный материал, представленный в виде таблицы, слайд)

1-й фактор. Высота солнца над горизонтом. Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между 2 тропиками.

Два раза в год солнце в этих районах стоит в зените. А его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния.

2. Назовите 2-й фактор. (Подстилающая поверхность).

3. 3 фактор: (Воздушные течения)

2. Климатообразующие факторы повлияли на климат материка. Выясним, в каких климатических поясах лежит Африка. (Работа с атласом стр 12, 25 и картой «Климатические пояса». Демонстрируется слайд, на котором обозначены климатические пояса). Назвать основные и переходные.

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Высота солнца над горизонтом

Чем дальше от экватора, тем …

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Подстилающая поверхность (рельеф)

 

Направление горных хребтов

  

Чем выше, тем…

 

 

Осадки выпадают на наветренных склонах

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег.

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

(пустыня Намиб)

Воздушные течения (пассаты, муссоны)

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

        Вспомнили климатообразующие факторы. Выясним, какие из них в большей степени оказывают влияние на климат Африки.

         Мы продолжаем вертуальное путешествие по Африке и сейчас мы отправимся в заповедные места Африки.

1. группа - Национальный парк Джа;

2 группа - Национальный парк Ишкёль;

3 группа - Национальный парк Мана-Пулс, резерваты Сали и Чеворе;

4 группа - Национальный парк «Дубль – В».

Вы получаете таблицу «Климат Африки» (Приложение 2) ее необходимо заполнить, прочитав в учебнике подзаголовок  «Климат» и воспользовавшись картами атласа и дополнительной информацией. Итогом путешествия - будет определить к какому климатическому поясу относятся предложенные климатограммы.

ФИ

Национальный парк Джа

ФИ

Национальный парк Ишкёль

Климатический пояс

ЭКП

Климатический пояс

СТКП

Средняя температура воздуха января

+25

Средняя температура воздуха января

+8,+10

Средняя температура воздуха июля

+26

Средняя температура воздуха июля

+24

Годовое количество осадков, мм, их режим

3000, весь год

Годовое количество осадков, мм., их режим

700-800, зимой

Характеристика климата

Климат теплицы, душно, влажно, ливни грозы

Характеристика климата

Зима мягкая влажная, лето сухое жаркое

ФИ

Национальный парк

Мана-Пулс, резерваты Сали и Чеворе

ФИ

Национальный парк «Дубль –В»

Климатический пояс

ТКП

Климатический пояс

СЭКП

Средняя температура воздуха января

+ 16 (в Южном полушарии +24)

Средняя температура воздуха января

+24

Средняя температура воздуха июля

+32 (в Южном полушарии +16)

Средняя температура воздуха июля

+28

Годовое количество осадков, мм, их режим

Менее 100

редко

Годовое количество осадков, мм., их режим

1500, летом

Характеристика климата

Жаркая сухая летом, теплая сухая зимой, воздух запыленный, самум.

Характеристика климата

Весь год жарко, лето влажное, зима сухая.

Вывод: На материке Африка отсутствуют холодные климатические пояса.

Определите какому климатическому поясу относятся изображенные климатограммы на слайде.

        Совершенно верно, первая климатограмма относится к субэкваториальному климатическому поясу северного полушария, а вторая субэкваториальному климатическому поясу южного полушария. Почему в одном и том же климатическом поясе осадки выпадают в разные месяца? Верно, в южном полушарии летние месяцы - это те, котором в северном полушарии соответствуют зимние месяца.

Физминутка.

Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

- Молодцы!

Цель: познакомиться с внутренними водами Африки и особенностями их режима.

        Далее нам предстоит, посмотреть каким образом климат влияет на внутренние воды Африки.

Давайте вспомним из курса с 6 класса строение реки,  ученики поочереди выходит к доске распределить части реки к рисунку, объясняя термины. Приложение 3.

Термины и понятия:

1. Внутренние воды - воды, находящиеся на территории какого либо материка: реки, озера, болота, ледники, водохранилища и другие.

2. Дельта - форма устья реки; низменность, сложенная речными наносами и расчленённая сетью протоков и рукавов. Чаще всего имеет форму треугольника (название связано с начертанием заглавной буквы греческого алфавита   - дельта)

3.Внутренний сток (бессточный бассейн) - бассейны рек и озёр, не имеющих связи с океаном через речные системы.

            4. Половодье – ежегодно повторяющийся период высокой воды в реке.

            5.  Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.   

           6.  Межень – период низкого уровня воды в реке.

           7.  Исток – место начала реки

           8. Устье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.

           9. Речная система – главная река со всеми своими притоками

        10.  Бассейн реки – территория, с которой река собирает свои воды.

Найди на карте крупные реки и озера материка. Прочти подзаголовок в учебнике «Внутренние воды» Задание. (3 мин). Приложение 4.

1. Назови реки  берущие начало  в Эфиопском нагорье_______________________

Восточно-Африканском плоскогорье _______________________________________ Капских и Драконовых горах _____________________________________________.

2. Назови реки, относящиеся к бассейну Тихого океана ________________________

к бассейну Атлантического океана _________________________________________

к бассейну внутреннего стока _____________________________________________

Обобщение учителем. Континентальный водораздел проходит по Восточно-Африканскому плоскогорью, Эфиопскому нагорью. Сток с большей части Африки направлен в Атлантический океан (включая Средиземное море).

К бассейну Индийского океана относится только 18% стока  Африки.

Следующее место куда мы отправимся в путешествие - это реки Африки. Опишите в группах согласно, плана реку (Приложение 5) и воспользовавшись дополнительной информацией (Приложение 6).

Название реки

исток

устье

Приток

(л), (п)

Направление,

Протяженность (км.)

Характер течения

режим

питание

Нил

Конго

Замбези

Нигер

Вывод: В тех местах Африки, где осадков выпадает мало, внутренние воды используются для орошения. Особенно важны в этом отношении реки Нил, Нигер, Замбези. По берегам Нила почти через всю Сахару тянется оазис с плодородными землями, орошаемыми нильскими водами. Реки Африки богаты гидроэнергией.

V. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин.

Цель: Закрепить полученные знания.

Ответы подпишите на контурной карте. Взаимоконтроль

1. Самая длинная река Африканского континента? (Нил)
2. Какая река дважды пересекает экватор?
 (Конго)
3. На какой реке находится водопад Виктория? 
(Замбези)
4. Какое озеро называют кочующим? 
(Чад)
5. Какие озёра Африки родственники нашего Байкала?
(Танганьика, Ньяса)
6. Правый приток реки Конго. 
(Река Убанги)
7. Древние египтяне называли её "священной рекой”, обожествляли её. 
(Нил)
8. В этой строчке из стихотворения К.И. Чуковского есть название ещё одной африканской реки."И сел на орла Айболит И одно только слово твердит –  …, …, …”
 (Лимпопо)
9. Назовите озеро котловина которого находится в  пологом прогибе платформы. 
(Виктория)
10. Какая река впадает в Гвинейский залив? 
(Нигер)
11. Какая река впадает  в озеро Чад?
 (Шари)

VI. Рефлексия (итог урока).  3 мин. И в конце урока оценим свою работу.

Шесть шляп. 3 мин. Обмен мнениями в классе

Выставление оценок за работу на уроке. 1 мин. Оценки будут выставлены на следующий урок после полной проверки работ.

Домашнее задание: 1 мин. парагр 18, 19 прочитать,  ответить на вопросы 1-3, 5 устно, Составить в группах буклеты для турагентства о внутренних водах Африки, защитить на следующем уроке.

Список используемых источников:

  1. http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
  2. http://knowledge.allbest.ru
  3. http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs
  4. https://www.factruz.ru/world_ocean/zambezi-river.htm
  5. https://otvet.mail.ru/question/31918578
  6. https://otherreferats.allbest.ru/history/00221648_0.html
  7. https://www.factruz.ru/world_ocean/niger-river.htm
  8. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/06/09/test-po-teme-afrika
  9. https://uchitelya.com/georgrafiya/81170-test-relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki-7-klass.html
  10. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-geografii-klimat-vnutrennie-vodi-afriki-klass-908482.html
  11. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/01/11/konspekt-uroka-geografii-v-7-klasse-s-uchetom-trebovaniy-fgos
  12. А.И. Крылов, Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе
  13. Ким Э.В.,  Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.

Приложение 3.

Задание «Внутренние воды». (2 мин)

1. Назови реки  берущие начало  в Эфиопском нагорье_________________________________

Восточно-Африканском плоскогорье _______________________________________ Капских и Драконовых горах __________________________________________.

Задание «Внутренние воды». (2 мин)

2. Назови реки, относящиеся к бассейну Тихого океана _________________________________

к бассейну Атлантического океана _________________________________________

к бассейну внутреннего стока __________________________________________

Приложение 4

1. Внутренние воды

2. Дельта

3.Внутренний сток (бессточный бассейн

4. Половодье .

5.  Паводок 

6.  Межень 

7.  Исток 

 8. Устье 

 9. Речная система 

  10.  Бассейн реки 

Приложение 1

Задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 1

Задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 2

1. Часть 5 баллов.  Подпишите на карте:

  1. Горы Атлас, Капские.
  2. Восточно – Африканское плоскогорье
  3. Эфиопское нагорье
  4. пустыню Сахара

1. Часть 5 баллов.  Подпишите на карте:

  1. Горы Атлас, Драконовы.
  2. Эфиопское нагорье
  3.  Восточно – Африканское плоскогорье
  4. пустыню Калахари

2. Часть.

 Выберите верный ответ

  1. Площадь Африки составляет

а) 30,3 тыс. км2 б) 30,3 млн. км2 в) 303 млн. км2

  1. Крайней северной точкой материка является мыс

а) Рас-Хафун  б) Рас-Энгела

в) Альмади

3. Пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези

а) Васко да Гама  

б) Давид Ливингстон

в) Н.И. Вавилов

4. Горы Атлас расположены

а) на древней платформе

б) в области новой складчатости

 в) в области древней складчатости

  1. Высочайшая вершина Африки

а) г. Кения б) г. Тубкаль

в) г. Килиманджаро

ИТОГО: 10баллов

2. Часть

Выберите верный ответ

  1. 1. По размерам территории Африка уступает

а) Евразии     б) Северной Америке  

в) Южной Америке

  1. Крайней восточной точкой материка является мыс

а) Рас-Энгела   б) Рас-Хафун  

в) Игольный

  1. Обогнул Южную Африку, открыл морской путь в Индию

а) Васко да Гама   б) Давид Ливингстон

в) В.В. Юнкер

4.  В основании большей части материка лежит

а) область древнейшей складчатости

б) область новой складчатости

в) древняя платформа

5. Наиболее высокими горами являются

а) Капские   б) Драконовы   в) Атлас

ИТОГО: 10баллов

Тестовые задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 3

Тестовые задания по теме: «Африка» (7 класс) Вариант 4

  1. Часть 5 баллов.

Подпишите на карте:

  1. Горы Капские, Драконовы.
  2. Восточно – Африканское плоскогорье
  3. Эфиопское нагорье
  4. пустыню Сахара
  1. Часть 5 баллов.

Подпишите на карте:

  1. Горы Атлас, Драконовы.
  2. Эфиопское нагорье
  3. Восточно – Африканское плоскогорье
  4. пустыню Калахари

2. Часть

1. Площадь Африки составляет

а) 30,3 тыс. км2              б) 30,3 млн. км2     в) 303 млн. км2

2 . Крайней южной точкой материка является мыс

а) Игольный     б) Рас-Энгела  

 в) Альмади

3. Высочайшая вершина Африки

а) г. Рас – Дашэн  

 б) г. Тубкаль

в) г. Килиманджаро

4. Первый русский путешественник изучал Белый Нил, описал животных и растения Эфиопии

а) Васко да Гама  

б) Е.П. Ковалевский

в) Н.И. Вавилов

5. В рельефе Африки преобладают

а) низменности  

б) возвышенности и плоскогорья

в) горы

ИТОГО: 10баллов

2.  Часть

1. По размерам территории Африка уступает

а) Южной Америке      б) Евразии

в) Северной Америке  

 2. Крайней западной точкой материка является мыс

а) Рас-Энгела   б) Альмади

 в) Игольный

3. Наиболее низкими горами являются

а) Капские     б) Драконовы     в) Атлас

  1. Русский путешественник исследовал Центральную и Восточную Африку, наблюдал за климатом

а) Васко да Гама   б) Давид Ливингстон

в) В.В. Юнкер

  1. Приподняты на высоту более 1000 м

а) Северная и Южная Африка

б) Южная и Восточная Африка

в) Северная и Западная Африка

ИТОГО: 10баллов


Приложение 2

ФИ

Национальный парк Джа

ФИ

Национальный парк Ишкёль

Климатический пояс

Климатический пояс

Средняя температура воздуха января

Средняя температура воздуха января

Средняя температура воздуха июля

Средняя температура воздуха июля

Годовое количество осадков, мм, их режим

Годовое количество осадков, мм., их режим

Характеристика климата

Характеристика климата

ФИ

Национальный парк

Мана-Пулс, резерваты Сали и Чеворе

ФИ

Национальный парк «Дубль –В»

Климатический пояс

Климатический пояс

Средняя температура воздуха января

Средняя температура воздуха января

Средняя температура воздуха июля

Средняя температура воздуха июля

Годовое количество осадков, мм, их режим

Годовое количество осадков, мм., их режим

Характеристика климата

Характеристика климата

Приложение 5.

Номер группы ____

Название реки

исток

устье

Приток

(л), (п)

Направление,

Протяженность (км.)

Характер течения

режим

питание

Нил

 

Конго

Замбези

Нигер


Приложение 6.

Дополнительный материал:

Река НИЛ

Нил (египетское название - Эль-Бахр) - одна из величайших рек мира. Длина - 6671км, площадь бассейна - около 3 млн км2. На территории бассейна расположены Руанда, Танзания, Уганда, Судан, Египет. Исток - на Восточно-Африканском плоскогорье (р. Рукарара, приток р. Кагера). Нил - единственная река Северной Африки, которая проходит через Сахару и доносит свои воды до Средиземного моря, являясь источником жизни в безводной пустыне. Постоянный водоток Нила существует за счёт осадков, выпадающих в более южных областях и питающих его истоки. Белый Нил, начинаясь в экваториальном поясе, получает питание от круглогодичных дождей. В верховьях уровень его очень высок и довольно постоянен, так как он ещё регулируется озёрами. Однако в пределах Верхне-Нильской котловины (Сэдд) большое количество воды теряется на испарение, и в питании Нила ниже Хартума более важное значение имеет Голубой Нил, который несёт обильные воды после летних дождей, выпадающих на Абиссинском нагорье. Наибольший расход на нижнем Ниле в этот период примерно в 5 раз превышает расход в межень.

Нил в нижнем течении разливается, затопляя всю долину. Притоки Нила, стекающие с Абиссинского нагорья, приносят большое количество ила, оседающего во время разлива. Это регулярное удобрение играет огромную роль в земледелии Египта.

Река КОНГО.

Конго — река в Центральной Африке, самая полноводная и вторая по длине река Африки, вторая по водности в мире после Амазонки. Открыта в 1482 году португальским мореплавателем Диего Каном. Единственная крупная река пересекающая экватор два раза.

Длина Конго 4 700 км, судоходна на 1 600 км. Площадь бассейна 3 680 тысяч км². В отличие от других тропических рек, отличается достаточно ровным водным режимом, по причине перемежающихся сезонов дождей в разных частях бассейна. В зависимости от времени года, расход воды в устье может изменяться от 23 000 м³/сек до 75 000 м³/сек, средний расход составляет около 42 000 м³/сек. Впадает в Атлантический океан широким (11 км) и глубоким руслом. Глубины на этом участке составляют 230 м и более, что делает Конго наиболее глубокой рекой в мире.

Конго вытекает под именем Чамбези между озёрами Ньяса и Танганьика на высоте 1590 метров над уровнем моря, протекает озеро Бангвеулу и под именем Луапуды — озеро Моеро, соединяется с Луалабой и Лукугой. Как в верхнем, так и в нижнем течении образует много порогов и водопадов (водопады Стэнли и целый ряд водопадов Ливингстона) . Притоки справа: Арувими, Руби, Монгалла, Мобанги (Уэлле) , Саага-Мамбере, Ликуала-Леколи, Алима, Лефини; слева: Ломами, Лулонго, Икелемба, Руки, Кассаи с Санкуру и Куанго, Луалаба.
Исследовалась в 1871—1872 Давидом Ливингстоном; Генри Мортон Стэнли исследовал в 1876—1877 Конго от Ниангве вниз по течению; Кассаи исследовал Виссман в 1885.

Река НИГЕР

Река Нигер находится в Западной Африке. Её длина равна 4180 км, что соответствует 14 месту среди самых длинных рек мира. В Африке она занимает 3 место после Нила и Конго. Площадь бассейна достигает 2 млн. 118 кв. км. Водный поток начинает свой путь в Гвинейском нагорье (юго-восток Гвинеи), а заканчивает вГвинейском заливе Атлантического океана.

Эта африканская река примечательна своим необычным водным путём. Он имеет форму бумеранга, и на протяжении 2,5 тысяч лет сбивал с толку всех географов. Исток Нигера находится всего в 240 км от атлантического побережья. Казалось бы, вода должна течь в сторону солёного водоёма, как поступают все уважающие себя реки мира. Однако в противоречии с законами геологии наша героиня течёт не к океану, а от него.

Река Нигер

Её воды текут на северо-восток до Сахары, а затем поворачивают на юго-восток в 20 км от древнего города Тимбукту. Только после этого река устремляется в сторону атлантического побережья. А ведь это 3940 лишних километров. Цифра внушительная и требует объяснения.

Многие специалисты считают, что в древние времена, когда ещё не было Сахары, в этих местах текли 2 реки. Их путь начинался в северных районах Африки, а впадали реки в большое озеро возле Тимбукту. Уже из него вытекал единый поток, который и нёс свои воды в Гвинейский залив. Его условно называют Нижним Нигером.

Сахара начала образовываться около 5 тысяч лет тому назад. Соответственно, пропали реки и их истоки. Исчезло и озеро, а вместо него появилась новая река, образовавшаяся из небольших речушек и рек Западной Африки. Именно она и стала началом Нижнего Нигера с истоком у побережья Атлантики. То есть виной всему великая пустыня, которая кардинально изменила всю Северную и Центральную Африку.

Своё начало река Нигер берёт в Средней Гвинее. Здесь находится плато Фута-Джаллон в административной провинции Лабе. Его высота над уровнем моря составляет 1530 метров. Сам же исток располагается на высоте 745 метров над уровнем моря. Несколько ручьёв объединяются вместе и образуют речку, которая несёт свои воды на северо-восток по узкой долине, зажатой с обеих сторон горами.

На территории Мали долина расширяется. Между городами Ба-Мако и Сегу становится более полноводной и спокойной. Далее, вплоть до Тимбукту, водный поток распадается на несколько рукавов и несёт свои воды по заболоченной равнинной местности со множеством проток и маленьких озёр. Именно в этом районе в древности находилось озеро, в которое впадали реки с севера.

За Тимбукту река опять образует единое русло и течёт в восточном направлении вдоль южной границы Сахары. Длина этого пути составляет примерно 320 км. Воды достигают селения Буреем и резко поворачивают на юго-восток. Недалеко от города Айору пересекают государственную границу и оказываются в Нигере. На реке находится столица государства Ниамей с населением 1 млн. 60 тыс. человек. Город располагается на обоих берегах, на высоте 207 метров над уровнем моря.

Далее река образует государственную границу между Нигером и Бенином, а после этого втекает на территорию Нигерии. Здесь, ниже города Елва, начинается Северо-Гвинейская возвышенность. Водный поток принимает в себя множество притоков. Возле города Локоджа в Нигер впадает самый крупный приток – река Бенуэ (длина 1400 км).

После этого водный поток расширяется вширь до 3 км, а его глубина доходит до 25-30 метров. Именно от Локоджа течение устремляется строго на юг. Дельта начинается за городом Асаба в 180 км от океанского побережья. Её площадь составляет 24 тыс. кв. км. Состоит она из множества рукавов. Самый длинный из них – Нун. Но морские суда заходят в реку по самому глубокому рукаву, носящему название "Форкадос".

Для дельты характерна приливная волна. Это когда морской прилив заставляет речную воду двигаться в обратную сторону. При этом образуется высокая волна. На Форкадосе она доходит до 2 метров и поднимается вверх на 100 км. Подобный эффект наблюдается также в дельтах таких рек как Амазонка и Инд.

Река ЗАМБЕЗИ

Река Замбези имеет длину 2574 км (по некоторым источникам 2693 км). Это 4 место в Африке после НилаКонго и Нигера и 31 место среди самых длинных рек планеты. Своё начало водный поток берёт на северо-западе Замбии. Протекает через страны: Замбия, Ангола, Мозамбик. Проходит по государственной границе, отделяя Замбию от Ботсваны, Намибии и Зимбабве. Таким образом, с рекой связано непосредственно 6 государств. Свой путь водный поток заканчивает в Мозамбикском проливе Индийского океана.

Исток реки находится на высоте 1543 метра над уровнем моря в страшных чёрных болотах Дамбо (водно-болотные угодья). Здесь живут колдуны, использующие труд зомби. Место это одно из самых жутких и загадочных на планете. Сюда боятся заглядывать не только европейцы, но и коренные жители страны.

От истока речка движется на север, а затем поворачивает на юго-запад и пересекает границу с Анголой. Возле города Казомбо река меняет направление с юго-восточного на южное и течёт среди вечно-зелёных лесов. Ровный рельеф русла заканчивается после города Лумбала. Появляются пороги и перекаты. В таком состоянии водный поток приближается к границе с Замбией.

Недалеко от города Карипанде находится самый отвесный порожистый участок, который называется водопадом Чавума по имени города, расположенного в приграничной полосе на территории Замбии. Водопад небольшой. Вода падает с высоты всего лишь нескольких метров.

Оставив позади водопад и город Чавума, река Замбези вновь оказывается на территории Замбии. Здесь она принимает в себя один из крупнейших притоков реку Кабомпо. Затем начинается пойма Баротсе. Это плоское равнинное плато на высоте 1000 метров над уровнем моря с небольшим уклоном на юг. Заканчивается оно возле города Монгу. В этих местах в сезон дождей река растекается в ширину на 25 км.

Далее водный поток принимает в себя реку Луанджингу и постепенно поворачивает на юго-восток. В восточном направлении река начинает течь на границе с Намибией. Русло в этих местах широкое и мелкое, а течение медленное. Вода неуклонно движется к границе Центрального африканского плато, на которой находится знаменитый на весь мир водопад Виктория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по географии в 7 классе "Народы Африки"

конспект урока для 7 класса "Народы Африки"....

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные  результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб...

Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....

Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....

Урок по географии по теме "Внутренние воды. Реки России"

Урок по теме "Внутренние воды. Реки России" с использованием технологической карты конструирования урока 8 класс....

Конспект урока по теме: Климат и внутренние воды Австралии", 7 класс

Цель: продолжить формировать новые и углубить известные из начального курса физической географии 6 класса общие климатологические понятия. Продолжить учиться работать с различными источниками географи...