ОГЭ по географии, 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)

Корсакова Виктория Игоревна

ОГЭ по географии, 9 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ

по географии в 9 классе

на 2019-2020 учебный год


Пояснительная записка.

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические

явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения поясного времени;

- чтения карт различного содержания;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

План работы по подготовке к ОГЭ по географии

Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии.

Организация консультаций.

Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2018-2019 году

Консультации еженедельно.

Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ.

октябрь

Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов

Изучение нормативно-правовых документов

Знакомство с демоверсиями.

Знакомство с регламентом.

Индивидуальные консультации еженедельно.

Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии.

ноябрь

Оформление информационного стенда.

Отслеживание изменений в демоверсиях.

Анализ результатов ОГЭ по географии за 2017-2018г.

Знакомство с изменениями в демоверсиях.

Консультации еженедельно.

Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии»

декабрь

Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания).

Работа по заполнению бланков.

Индивидуальные консультации.

Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ.

январь

Подготовка, обновление, пополнение

справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов.

Тренировочные занятия по заполнению бланков.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии.

февраль

Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2017 года.

Изучение нормативно-правовых документов

Консультации. Подготовка к пробному экзамену.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА.

март

Подбор заданий различной сложности.

Изучение нормативно-правовых документов

Участие в пробном экзамене.

Итоги проведения пробного экзамена.

Работа по КИМам.

Консультации.

Информирование родителей о результатах пробного экзамена.

Апрель - май

Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся.

Изучение нормативно-правовых документов

Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.

Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ.

План

проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии

Цели: повторить изученный материал за курсы географии 5-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ. 

Итого 34 часа

График консультаций

Календарное планирование

Источники географической информации:

глобус, географическая карта, план

местности, их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой.

3

сентябрь

Работа по построению профилей рельефа местности

Выполнение заданий из сборника КИМов

4

сентябрь

Географические координаты.

Определение географической широты и долготы.

5

октябрь

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с физическими картой мира и России.

6

октябрь

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Работа с тектонической картой. Выполнение заданий из сборника КИМов.

7

октябрь

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

8

октябрь

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.

9

ноябрь

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные

ресурсы Земли.

Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.

10

ноябрь

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Работа с климатограммами.

11

ноябрь

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

12

ноябрь

Движение литосферных плит. Стихийные природные явления.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

13

декабрь

Природные зоны Земли

Характеристика природных зон Земли. Работа с картой природных зон.

14

декабрь

Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и

путешествия

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

15

декабрь

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

16

17

18

декабрь

Основные черты природы Африки,

Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами материков.

январь

январь

19

февраль

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

20

февраль

Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

21

февраль

Часовые пояса

Решение задач. Работа с картой часовых поясов.

22

февраль

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

23

март

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Климатограмма.

24

март

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

25

март

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с почвенной картой.

26

март

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

27

апрель

Население России. Численность, естественное движение населения

Работа с картой населения России.

28

апрель

Половой и возрастной состав населения.

Размещение населения. Основная полоса расселения.

Работа с картой плотности населения России.

29

апрель

Направления и типы миграции.

Народы и основные религии России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картой народов России.

30

апрель

Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Выполнение заданий из сборника КИМов.

31

май

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

32

май

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картами регионов России.

33

май

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

34

май

Работа над ошибками. Индивидуальные консультации.

Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

150

мин

Новый вариант. Алгоритм решения

1

3-б

Определить тему вопроса, найти ее в атласе 7 класса .

2

3-б

На политико-административной карте РФ определяем субъекты, имеющие выход к государственной границе

3

3-п

Время, на которое необходимо включать уличное освещение, зависит от продолжительности темного времени суток. Летом в РФ день увеличивается, а продолжительность ночи уменьшается при движении с Юга на Север

Осадков больше там, где есть выход к морю и южнее, атлас 8 кл с. 14-15, осадки в сотнях.

Температура зимой понижается к юго-востоку (якутия), увеличивается к западу; а летом температура увеличивается от севера к югу.

4

3-б

Термальные источники и гейзеры приурочены к зонам сейсмической активности и Вулканизма. В Росси это Камчатский край. Самая крупная река Европейской части России – Волга. На стр.

Народы и занятия: политико-административная карта, находим субъекты федерации по титульным народам и соотносим с природной зоной

5

3-б

Климатическая карта: циклон- низкое давление (Н), антициклон- высокое (В)., находим на схеме 4 города и соотносим давление

6

3-б

Потепление-теплый фронт- круглые флажки смотрят на пунсон города, похолодание- острые флажки.

7

4-п

Координаты (широта северная по параллели-горизонтальная линия, долгота по меридиану-вертикальная )

8

5-б

Чем глубже залегает горная порода, тем она старше.

9

4-б

Линейкой измеряем кратчайшее расстояние в см,3,1 см*на 100 м(масштаб в легенде карты) ответ 310

10

4-б

Север на плане вверху, ОТ чего Ставим +, соединяем то что нужно найти в перекрестие. Есть основные и промежуточные направление.

11

6-в

В легенде плана обратите внимание, через сколько проведены горизонтали (5м,2,5м). Определите высоты точек А и В по ближайшей подписанной горизонтали. Соединяем по линейке точки А и В. И смотрим спуск и подъем.

12

15-п

Фруктовый сад: южный склон, близость дороги, отсутствие кустарников и крупной растительности.

Футбольное поле: ровная поверхность, отсутствие кустарников и крупной растительности.

Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон.

Катание на санках: склон, отсутствие кустарников и крупной растительности

13

5-б

1.Если давление изменяется на 10 мм рт ст каждые 100 м, то на 1100м оно изменится на 110 мм (1100/100*10). Если на вешине горы давление 640 мм рт ст, то к подножию оно увеличится на 110 мм . ответ 750

2. температура

Падает с высотой на 0,6 градуса каждые 100 м. узнаем во сколько раз высота горы больше чем 100м и умножим на 0,6 гр. Узнаем как изменялась темп у подножия (вершиы)

3.Доля.

Все---100%

Доля ----Х %

Х= доля/все*100%

14

4-б

Рельеф горный-сход лавины, накладываем физическую карту на административную(ответы даны в субъектах федерации)

15

5 -п

Геоэкология

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:Лесопосадка ,Не распахивать склоны или только поперёк,Оборотное водоснабжение на производстве, Сбор попутного газа,Очистка водоемов,Сортировка мусора и его переработка, Использование вторсырья (металлолом, макулатура, переплав стекла),Закрепление почв растениями,Перевод ТЭС на газ, Использование ГЭС, АЭС, альтернативных источников,Капельный полив растений, Все формы охраны природы, рекультивация терриконов,

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:Осушение болот,Вырубка лесов,Продольная распашка склонов,Истребление редких растений и животных,Загрязнение воздуха, водоемов, поверхности земли,Парниковый эффект,Отходы промышленности: ЦМ, ЧМ, химическая пром-ть, теплоэнергетика ,Выхлопные газы автомобилей,Кислотные дожди,Радиоактивные отходы, подсечно- огневое земледелие, молевой сплав(бревна по рекам), создание терриконов,Вырубка леса в горах, трактор в тундре, карьер в степи, строительство гэс на равнинах, избыточное орошение в засушливых районах.

При антициклоне больше загрязнение, т.к. нет ветра и воздух опускается вниз

Во впадинах застаивается воздух и загрязнение усиливается, т.к.не выветривается.

Метан и СО2- парниковый эффект; окислы серы и азота в серную и азотные кислоты- кислотный дождь(тэс, цветная ме(никель медь- Норильск)

ООПТ: ЗАПОВЕДНИКИ-нет хоз.деятельности человека, ЗАКАЗНИКИ разрешена хоз.деятельность, НАЦ.ПАРКИ-туризм

16

6-п

Анализ таблицы

Определяем север (где цифра с.ш. больше),юг, запад и восток( большая цифра восточной долготы) Читаем высказывания ребят и анализируем таблицу ( закономерность не должна нарушаться).

17

5-П

Определяем север (где цифра с.ш. больше),юг, запад и восток( большая цифра восточной долготы)

Угол падения солнечных лучей уменьшается от экватора к полюсам .

Продолжительность дня летом в с.п. увеличивается к полюсам.

Солнце раньше встает на востоке.

18

5-п

Определяем полушарие (tя tи- с.п.; tя

Разница t больше к полюсу, 0-3 –экваториальные широты, 4-7 субтропики, tя +10- тропики, tя 0,-5 и более-Умеренные , полярные широты.

Если на 1 широте- смотрим осадки. Много- на побережье, мало на континенте, зимой много, летом мало- средиземноморье, летом много, зимой мало – муссонный тип климата( тихоокеанское побережье)

19

5-п

НГ стречают с Востока на Запад

20

5-б

Находим в предложении 1 и 2 ключевые слова, каждому предложению соответствует 1 правильный ответ.

21

5-п

Миграция- перемещение населения. Иммиграция- въезд, эмиграция – выезд.

М. пр.=Им-Эм

Е пр=Р-С, м.б. (-)

О пр= Е пр+ М. пр

22

4- Б

Работаем с таблицей, считаем на калькуляторе.

М. пр.=Им-Эм

Е пр=Р-С, м.б. (-)

О пр= Е пр+ М. пр

23

4-п

Средняя плотность населения: разделить численность населения на площадь

24

4-в

А9,с. 22-23,смотрим на цвет, а не на размер пунсона. Чем светлее цвет, тем меньше плотность населения. В нижнем треугольнике плотность наибольшая

25

5 П

А9,с. 22-23,смотрим на размер пунсона.

26

5-п

В а. 9 класса находим промышленность и накладываем на карту административную.

27

4 б

Работа с текстом и атласами

28

7-б

Работа с текстом и атласами

29

10-в

Работа с текстом и атласами

30

6 -п.

Выделяем ключевые слова в тексте и находим подтверждение в картах атаса. Если Россия, 8-9 класс, если мир, то 7 класс.

Вывод:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задания №13

Географические объекты и явления

I тип.

1. В классе 20 обучающихся. Из них 11 девушек. Определи долю девушек в 9 классе?

Составляем пропорцию:

20 - 100%

11 - Х

(11х100):20=55%

2. Определите долю городского населения в % от общей численности населения Северо-Западного округа, если известно, что численность его населения на 1 января 2013 г. составляла 13 718 994 человек, из которых горожан − 11 498 212. Полученный результат округлите до целого числа.

Пояснение.

Составляем пропорцию:

13718994 - 100%

11498212 - Х

 (11498212 х 100) : 13718994 = 84%

3. Задание 16 № 1214. Используя данные таблицы «Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г.)», определите долю (в %) сельскохозяйственных угодий от общей земельной площади. Полученный результат округлите до целого числа.

 Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г., млн га)

 

Всего земель

1709,8

в том числе:

сельскохозяйственные угодья

220,5

лесные земли

870,8

поверхностные воды, включая болота

225,0

другие земли

393,5

 Пояснение.

Составляем пропорцию:

1709,8 - 100%

220,5 - Х

(220,5х100):1709,8=13%

4. Задание 16 № 1244. Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.

 Пассажирооборот транспорта общего пользования

в России в 2011 г., млрд пассажиро-км

 Пассажирооборот транспорта общего пользования

443,9

в том числе:

железнодорожного

139,7

автомобильного (автобусы)

136,9

воздушного (транспортная авиация)

166,6

 Пояснение.

Составляем пропорцию:

443,9 - 100%

139,7 - Х%

(139,7х100):443,9=31

Выполните задания самостоятельно.

  1. Используя данные таблицы «Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г.)», определите долю (в %) сельскохозяйственных угодий от общей земельной площади. Полученный результат округлите до целого числа.

 

Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г., млн га)

 

Всего земель

1709,8

в том числе:

сельскохозяйственные угодья

220,5

лесные земли

870,8

поверхностные воды, включая болота

225,0

другие земли

393,5

  1. Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.

 

Пассажирооборот транспорта общего пользования

в России в 2011 г., млрд пассажиро-км

 

Пассажирооборот транспорта общего пользования

443,9

в том числе:

железнодорожного

139,7

автомобильного (автобусы)

136,9

воздушного (транспортная авиация)

166,6

  1. Используя данные таблицы, определите долю лиц старше трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Иванова в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.

 

 

Распределение населения г. Иванова по возрастным группам в 2012 г., тыс. человек

 

Численность населения

Всё население

408,8

В том числе в возрасте:

моложе трудоспособного

57,4

из них детей в возрасте 1–6 лет

23,7

в трудоспособном

247,5

старше трудоспособного

103,9

  1. На 1 января 2012 г. в Калининградской области насчитывалось 22 городских населенных пункта, из них 18 городов. Определите удельный вес городов в общем числе городских населённых пунктов. Полученный результат округлите до целого числа.
  2. Площадь территории Российской Федерации составляет 17 098,2 тыс. км2. Площадь территории Центрального ФО — 1687,0 тыс. км2. Определите удельный вес территории Центрального ФО в общей территории страны. Полученный результат округлите до целого числа.

II тип.

5.Задание  Соленость. Соленость воды определяется в промилле - ‰ (тысячная доля числа).

38‰ - это значит, что в 1 литре воды содержится 38 грамм соли. В двух литрах: 38‰ х 2л = 76‰

Выполните задания самостоятельно.

1. Средняя соленость поверхностных вод Средиземного моря составляет З8%о. Определи сколько граммов солей растворено в 2 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г

2. Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в трёх литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г

3. Средняя солёность поверхностных вод Черного моря составляет 18‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 2 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г

4. Средняя соленость вод Атлантического океана в тропических и субтропических широтах составляет 37,25%. Определите, сколько грамм солей растворено в 2 литрах воды. Ответ: ________________________ г

5. Средняя солёность поверхностных вод Белого моря составляет 25 ‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 4 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г

 

 III тип.

7. Задание 16 № 1647. Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

 

http://geo.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/get_file?id=8299

Пояснение.

1)500:100=5

2)0,6*5=3

3)12-3=9

Выполните задания самостоятельно.

1.Температура воздуха на вершине горы в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 5 °С. Определите относительную высоту  точки А на вершине горы (в метрах), если известно, что температура воздуха в точке Б у подножия горы составляет 11 °С, а также, что температура понижается на 0,6 °С на каждые 100 м подъема. Ответ запишите в виде числа.

 

undefined

2. Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет 10 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6 °С на каждые 100 м.  Ответ запишите в виде числа.

 

undefined

3. При подъёме в тропосфере температура воздуха понижается в среднем на 0,6 ºС  на каждые 100 м. Определите, какая температура будет на вершине горы А с абсолютной высотой 2000 м, если у её подножия температура составляет 10 ºС. Ответ запишите в виде числа.

IVтип.

8. Задание Давление. На каждые 10 м атм. давление падает на 1 мм рт. ст. / на каждые 100 м – на 10 мм рт. ст.

  Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на вершине горы высотой 600 метров, если у её подножия его значение составляет 760 мм и известно, что давление изменяется на 1 мм на каждые 10 м. Ответ запишите в виде числа.

Пояснение.

Каждые 10 м давление понижается на 1мм. Следовательно:

760 - (600:10) = 700

Выполните задания самостоятельно.

1. Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на

вершине горы высотой 300 метров, если у её подножия, его значение

составляет 760 мм, и известно, что давление изменяется на 10 мм

на каждые 100 м.Ответ запишите в виде числа. 

2. Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на вершине горы высотой 700 метров, если у её подножия его значение составляет 760 мм и известно, что давление изменяется на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

3. Определите, какое атмосферное давление будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы его значение составляет 750 мм рт.ст., и известно, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м.  Ответ запишите в виде числа.

 

undefined

4. Атмосферное давление на вершине горы, в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 700 мм рт.ст. Определите относительную высоту точки А (в метрах), если известно, что атмосферное давление в точке Б у подножия горы составляет 750 мм, а также, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м.  Ответ запишите в виде числа.

 

undefined

 



Предварительный просмотр:

Задание 16

Выявление эмпирических зависимостейhttps://sites.google.com/site/podgotovkakegeioge/_/rsrc/1428511976101/oge-po-geografii/zadania-28---29/28-29.JPG  

Подробно рассмотрим таблицу. Из первого столбца узнаем, о каких населенных пунктах (пунктах наблюдения) идет речь.

С помощью второго столбца, в котором представлены географические координаты, можем определить расположение городов в направлении с севера на юг с помощью значений широты: самый северный пункт: Сортавала – 610с.ш., далее на юг - Вологда, затем Балахна и Уфа.

С помощью значения долготы можем определить расположение городов в направлении с запада на восток: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа.

Третий столбец содержит информацию о высоте каждого из пунктов над уровнем моря. Выше всех над уровнем моря расположен Волгоград, далее Уфа-Балахна-Сортавала.

Мы можем определить, в каком городе теплее всего в июле, а в каком холоднее всего в январе.

Мы также можем определить количество атмосферных осадков и установить зависимость между долготой пункта и количеством осадков.

Именно зависимости между данными нам предстоит определить в задании 28

https://sites.google.com/site/podgotovkakegeioge/_/rsrc/1428512469599/oge-po-geografii/zadania-28---29/28-29.1.JPG

       Анализ вариантов ответов задания 28:

    Вариант 1 ошибочен: расположение пунктов в направлении СЗ - ЮВ показывают координаты. Получаем последовательность: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Этой последовательности соответствует четвертый столбик, в котором указано количество осадков: 570-568-542-569.

    Вариант 2 для определения истинности требует вычислений амплитуды (разницы) температур. Последовательность пунктов та же: СЗ-ЮВ, т.е. Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Амплитуда распределяется для каждого из городов, соответственно, так: 26,2 - 28,9 - 30,6 - 34,5. Ответ верен. Вычисления выполнять необязательно - можно прикинуть ответ, исходя из значений температур июля и января.

    Вариант 3 ошибочен, т.к. в самом северном пункте температура января выше, чем в южном.

   Вариант 4 ошибочен: в таблице нельзя проследить данную закономерность.

Выполните самостоятельно задания.

Задание №1

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 7 января 2011 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Маша: "Температура воздуха понижается с увеличением высоты местности."

2)

Даша: "Температура воздуха повышается при движении с запада на восток."

3)

Гриша: "Зимой продолжительность дня увеличивается при движении с востока на запад."

4)

Пётр: "Зимой продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север."

Задание №2

Учащиеся  проанализировали  собранные  данные  с  целью  выявления зависимости  между особенностями  климата  и  географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Саша: Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур.

2)

Сергей: Чем выше расположен пункт, тем чаще в нем выпадают атмосферные осадки.

3)

Иван: Чем ближе к Атлантике, тем теплее в июле.

4)

Петр: Чем дальше на северо-запад, тем теплее в январе.

Задание №3

Школьники при подготовке реферата по географии Китая нашли в Интернете данные о средних температурах воздуха в июле и январе и другие климатические показатели, полученные на метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Метеостанции расположены на одной широте. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Даниил: "Чем ближе к Тихому океану расположен пункт, тем июль там более тёплый".

2)

Анастасия: "Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается с уменьшением абсолютной высоты пункта".

3)

Сергей: "Чем западнее расположен пункт, тем январь там более холодный".

4)

Вера: "В июле количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток".

Задание №4

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 5 февраля 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Света: "При движении с юга на север увеличивается продолжительность дня."

2)

Маша: "Температура воздуха понижается при движении с запада на восток."

3)

Наташа: "При движении с востока на запад уменьшается высота Солнца над горизонтом."

4)

Пётр: "При движении с севера на юг увеличивается высота Солнца над горизонтом."


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задания № 21

Существенные признаки географических объектов и явлений

ВЫУЧИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Воспроизводство населения — это процесс смены поколений. Математическим показателем воспроизводства является естественный прирост (ЕП) — разница между показателями рождаемости и смертности.

Урбанизация — процесс роста городов, увеличение количества городских жителей, распространение городского образа жизни.

Миграции — перемещения населения. Они бывают внутренними (внутри страны) и внешним (из страны в страну).

Режим реки — это периодические изменения в состоянии реки: половодье, паводки, межень, ледостав, ледоход.

     Паводок — кратковременный подъем уровня воды в реке. Может вызываться ливневыми дождями, резким таянием снега в горах.

 Половодье - это фаза режима реки, характеризующаяся значительным увеличением ее водности. Половодье происходит каждый год в определенный сезон года. Во время половодья уровень воды в реке поднимается, река выходит из берегов, часто затопляя пойму.
   
Меже́нь - низкий уровень воды в рекеозере.

Бассейн реки — это площадь, с которой река собирает воду.

Цуна́ми — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна.

      Климат — многолетний режим погоды. К климату относятся описания времен года, сезонов. 

Погода – состояние атмосферы в данном месте в данное время

 

 Выполните самостоятельно задания.

Задание1.

В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

      1) В январе — октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского — 29%.

3) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

4) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

Задание 2.

В каком из высказываний содержится информация о режиме реки Северной Двины?

     1) Как правило, Северная Двина освобождается ото льда в середине апреля — начале мая. Начало ледостава — в октябре.

2) Территория бассейна Северной Двины расположена в зоне тайги с преобладанием хвойных (еловых и сосновых) лесов.

3) В дельте Северной Двины ежегодно образуются, а затем размываются острова.

4) В среднем течении Северная Двина протекает в обширной долине.

Задание 3.

В каком из высказываний содержится информация об урбанизации в Республике Башкортостан?

     1) Среди регионов Приволжского федерального округа по итогам 2012 г. Республика Башкортостан по уровню рождаемости находилась на пятом месте.

2) В 2012 г. в Республике Башкортостан родилось 54 129 человек, то есть на 6,0% больше, чем в 2011 г.

3) В 2011 г. городское население Республики Башкортостан по сравнению с 2010 г. увеличилось на 6429 человек и составило 2472,3 тыс. человек.

4) В январе 2012 г. численность населения Республики Башкортостан составляла 4 064 245 человек, что меньше, чем в начале 2011 г.

Задание 4.

В каком из высказываний содержится информация о миграциях населения?

       1) В 2010 г. в России насчитывалось 25 городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек.

2) В 2010 г. в Россию на постоянное место жительства прибыло 191 656 человек, выбыло за пределы страны 33 578 человек.

3) В 2010 г. население РФ проживало в 2386 городских населённых пунктах (городах и посёлках городского типа) и 134 тыс. сельских населённых пунктах.

4) В 2010 г. рождаемость в Москве составляла 123 тыс. человек, смертность — 126 тыс. человек, то есть наблюдалась естественная убыль населения 3 тыс. человек.

Задание 5.

В каком из высказываний содержится информация о паводке на реках?

    1) Обильные осадки привели к подъёму воды в малых реках Амурской области. В Зейском районе резко прибыла вода в реке Уркан.

2) Зея отличается высокой водностью: средний годовой расход воды её равен 1800 м3/сек, что соответствует модулю стока 7,7 л/сек · км2.

3) В нижнем течении Зея выходит на равнину, её долина расширяется, а русло делится на многочисленные рукава.

4) Амурская область обладает значительными ресурсами поверхностных и подземных вод. Здесь много рек длиной свыше 10 км.

Задание 6.

В каком из следующих высказываний содержится информация о климате территории? 

1) До конца текущей недели в Красноярском крае сохранятся сильные морозы.

2) Лето в Якутске жаркое, а зима, напротив, очень морозная, малоснежная.

3) В ближайшие дни атлантический циклон принесёт потепление и осадки в Уральский регион.

4) Прошедшие на этой неделе в Москве снегопады стали одними из самых сильных за эту зиму.

Задание 7.

В каком из высказываний содержится информация о бассейне реки Амур?

      1) Амур образуется слиянием двух рек: Шилка и Аргунь.

2) Длина реки от места слияния двух рек до впадения в Амурский лиман −2824 км.

3) Большая часть (54%) площади водосбора Амура находится на территории России, 44% — на территории Китая, и 2% — на территории Монголии.

4) На Амуре и его притоках наводнения наблюдаются ежегодно, а порой и несколько раз в году.

Задание 8.

В каком из перечисленных высказываний о реке Кубань содержится информация о режиме реки?

    1) В верховьях Кубань — типично горная река, в среднем и нижнем течении — равнинная. Скорость течения реки колеблется от 2–2,5 м/сек в верховьях до 0,3–0,5 м/сек в низовьях.

2) Летний паводок на реке Кубань многоводнее весеннего, что объясняется усиленным таянием летом ледников Главного Кавказского хребта.

3) Для реки Кубань типична большая извилистость русла в среднем и нижнем течении.

4) Река Кубань берёт начало со склонов Эльбруса и впадает в Азовское море. В своих низовьях Кубань образует большую дельту.



Предварительный просмотр:

Задание 25

Разные территории Земли: анализ карт

Города-миллионеры России:

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Новосибирск
  4. Екатеринбург
  5. Нижний Новгород
  6. Казань
  7. Челябинск
  8. Омск
  9. Самара  
  10. Ростов-на-Дону
  11. Уфа  
  12. Красноярск
  13. Пермь  
  14. Воронеж
  15. Волгоград

8-9 класс Атлас  с. 22, Размещение населения.

С помощью условных знаков — пунсонов (кружочки)  определяется численность населения каждого из городов и устанавливается правильная последовательность в порядке увеличения (уменьшения).

Задание.Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения (от наименьшего к наибольшему!!!)численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

 1) Норильск

2) Новосибирск

3) Тюмень

Ответ: 132

8-9 класс Атлас  с. 22, Размещение населения.

На физической карте высота над уровнем моря показана цветом. Характеристики высот можно увидеть на шкале высот.

Задание. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения их высот над уровнем моря. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 А) Архангельск

Б) Ижевск

В) Горно-Алтайск

Пояснение.

В подобных заданиях проверяется сформированность умения читать карту с помощью условных знаков. На физической карте высота над уровнем моря показана цветом. Характеристики высот можно увидеть на шкале высот.

 Имеем:

А) Архангельск — 0−200 м;

Б) Ижевск — 200−500 м;

В) Горно-Алтайск — 500−1000 м.

Выполните самостоятельно задания.

1. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Казань

Б) Черкесск

В) Владивосток

2. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Нижний Новгород

Б) Краснодар

В) Нарьян-Мар

3. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Екатеринбург

Б) Новокузнецк

В) Сыктывкар

4. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Уфа

Б) Хабаровск

В) Йошкар-Ола

5. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Абакан

Б) Самара

В) Хабаровск

6. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Южно-Сахалинск

Б) Ульяновск

В) Омск

7. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Майкоп

Б) Тюмень

В) Пермь

8. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Благовещенск

Б) Санкт-Петербург

В) Саратов

9. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Братск

Б) Хабаровск

В) Самара

10. Задание  

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) Новосибирск

Б) Великий Новгород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...