Рабочая программа по географии для 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс)

Захаркина Елена Станиславовна

Рабочая программа по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz_geografiya_7_klass_2021-22.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина»

РАССМОТРЕНО                                                           СОГЛАСОВАНО

на заседании методического                               Заместитель директора по

объединения                                                         учебно-воспитательной работе

протокол №                                                          Балашова Н.Ф.

от «____» ___________2020г.                                     «____» _________ 2020г.                                                  

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географии

7 КЛАСС

Срок реализации: 1 год

  Разработчик:

учитель высшей квалификационной категории

                                                                 Захаркина Елена Станиславовна

г. Калуга

2021

Пояснительная записка

        Рабочая программа «География» для 7 класса составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2 сб./под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.-224 с.

Учебник; География: 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013-175с.:ил.+Прил.(15с.: ил., карт.).

Цели, задачи преподавания учебного предмета, курса

Цель:создание комплекса условий для максимального развития личности ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Реализовать данную цель помогут следующие задачи:

образовательные

  • Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края.
  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
  • Помочь усвоить правила поведения в природе.                                      

воспитательные:

  • Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

коррекционно-развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Для достижения цели используются:

Принципы:

  • принцип коррекционной направленности в обучении;
  •  принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  • принцип научности и доступности обучения;
  •  принцип систематичности и последовательности в обучении;
  •  принцип наглядности в обучении;
  •  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация
  • Практические – упражнения, работа с контурными картами
  • Методы изложения новых знаний      
  • Методы повторения, закрепления знаний    
  • Методы применения знаний
  • Методы контроля

Занятия провожу  в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • Комбинированный урок

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

2.1. Роль и значимость предмета, курса.

География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащегося со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор ученика об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащегося, помогает знакомить с миром профессий, распространенных в своем регионе.При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащегося: он учится анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащегося.

Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.

        2.2. Преемственность при изучении данного предмета, курса.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.

        Данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 7 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащегося с ограниченными возможностями здоровья

        В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

Курс географии материков и океанов - это второй по счёту школьный курс географии. Учащийся научится ориентироваться на местности, познакомится с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами, узнает о закономерностях развития природы, размещении населения , об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

2.3. Особенности построения курса по конкретному учебно – методическому комплекту.

География: 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020-175с.:ил.+Прил.(15с.: ил., карт.).

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно индивидуального учебного плана МБОУ СОШ п. Пионерский на изучение географии в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа на текущий учебный  год.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

4.1. Описание важности учебного курса

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащегося.  Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей. Они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащегося, помогает ему правильно употреблять новые слова в связной речи.

4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

Программа составлена с учетом особенностей развития данной категории детей. Ведущий педагогический замысел построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика. Для детей, уровень развития которых не позволяет освоить учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися детьми, организовывается обучение в коррекционных классах общеобразовательных учреждениях общего типа.

  1. Содержание учебного курса, предмета

5.1. Наименование разделов учебной программы.

Курс географии в  7 классе представлен следующими разделами:

  • Особенности природы и хозяйства России (5 ч)
  • Природные зоны Росии (1 ч)
  • Зона  арктических пустынь (3 ч.)
  • Зона тундры (4 ч.)
  • Лесная зона (4 ч.)
  • Степи (4 ч.)
  • Полупустыни и пустыни (3 ч.)
  • Субтропики (1 ч.)
  • Высотная поясность в горах (3 ч.)
  • Обобщение пройденного материала (2ч)

ИТОГО: 34 часа в год.

5.2. Перечень изучаемого материала, характеристика основных содержательных линии.

Особенности природы и хозяйства России        

(общая характеристика)

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России, Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Природные зоны России .

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

 Зона тундры

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

 Лесная зона

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок по лесной зоне

Зона степей

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.

Зонам полупустынь и пустынь

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения..Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста). Субтропики Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.). Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.. Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные  связи

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира, охрана растений (естествознание).Города нашей родины (природоведение).Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

6.  Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

6.1. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Программа «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2 сб./под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.-224 с..
  2. Лифанова, Т. М.,   Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 7 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2013.-176 с.: ил.+ Прил. (15 с., ил.)
  3. Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии «Природа России». М. «ВАКО», 2007
  4. Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии «Население и хозяйство России». М. «ВАКО», 2007
  5. Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии «Физическая география». М. «ВАКО», 2004
  6. И.И.Баринова Рекомендации к планированию уроков по курсу «География России. Природа». М. «Дрофа», 2003
  7. Э.М. Раковская Методическое пособие по курсу «География: природа России». М. «Просвещение», 2003
  8. О.А. Бахчиева Начальный курс географии  Методическое пособие М. «Дрофа», 2006
  9. Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004
  10. Н.В. Болотникова География: Уроки-игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2004г

Дополнительная литература:

  1. Кто есть кто в мире. – М.: Олма-Пресс, 2003.
  2. Пивоваров  Г.П  По страницам занимательной географии. -М.: Просвещение, 1990.
  3. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+,2000.
  4. Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+,2000.
  5. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
  6. Пармузин Ю.П. Живая природа. - М.: Просвещение, 1993.
  7. Задачи по географии/Под редакцией А. Наумова. -М., МИРОС,1993.
  8. Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – Л.: Детская литература, 1983.
  9. Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта+
  10. Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. /Автор В.А. Маркин.-М.: ООО Фирма издательство  АСТ, 1998.
  11. Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.
  12. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. - М.: Мысль, 1985.
  13. Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.

6.2. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Сайты Интернет:

  1. География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам)
  2. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
  3. Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
  4. История географии http://traditio.ru/wiki/География
  5. Географические карты http://www.planetolog.ru/
  6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
  7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/
  8. http://www.geo2000.nm.ru/Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии".

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащийся должен знать:

- положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе;

- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

- правила поведения в природе;

- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащийся должен уметь:

- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;

- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

-  правильно вести себя в природе.

- Делать несложные макеты изучаемых природных зон.

Учебно – тематическое планирование учебного предмета, курса

Планирование составлено на основе  программы «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2 сб./под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.-224 с.

Согласно индивидуального учебного  плана для учащегося 7 класса предусмотрено обучение географии в объеме 1 часа  в неделю, согласно годовому учебному графику в  учебном году – 34 учебных недели, всего – 34 ч в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...