Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "По материкам и странам" 7-8 классы
рабочая программа по географии (7, 8 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Удивительный мир материков, с которым знакомит программа учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 28.08.2019г

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от 31.08.2019г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Относовской СОШ  

от 31.08.2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«По материкам и странам»

7-8 классы

Составитель: Сюрина Г.А.,

учитель географии

Относово

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «По материкам и странам» для учащихся 7 и  8 классов, составлена на основании документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;

- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ;

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015);

- Санитарно-эпидемиологическими   правилами  и нормативами  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные  в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 « Относовская средняя общеобразовательная школа» ;

- Образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Относовская средняя общеобразовательная  школа ».

 

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во  внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.  Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Программа внеурочной деятельности “По материкам и странам” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся7 и  8 классов  в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе изучения материков и стран по программе 7 класса.

Цель изучения курса «По материкам и странам» - воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;

формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета;

развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения;

обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.

Курс «По материкам и странам» рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

В соответствии с ФГОС, личностными результатами  обучения внеурочной деятельности «По материкам и странам» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «По материкам и странам» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-  выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении  управлять своей познавательной деятельностью;

- умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «По материкам и странам» являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

№п/п

Краткая характеристика содержания

Формы организации и виды деятельности

1.

Мы открываем Африку.

Континент, расправляющий плечи. Путешествие по самым удивительным и загадочным местам материка, знакомство с жителями континента, бытом редких племен, их особенностями.

Совершить виртуальные экскурсии к водопаду Виктория, побывать в пустынях Намиб и Калахари, преодолеть пески пустыни  Сахары, побывать в зеленых дебрях Мадагаскара.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

2.

Из истории Австралии.

Как открывали материк. Кто такие аборигены и как они охотятся с помощью бумеранга. Что или кто является удивительным символом материка, и кто является верхолазом самых высоких деревьев – эвкалиптов. Как изменился берег, на котором 150 лет назад высадился Миклухо Маклай.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

3.

Южная Америка: второе открытие.

Эльдорадо нового света. Затерянный мир нашей планеты – Амазония; почему ее называют зеленым адом и что ждет эту территорию в будущем. Удивительный мир Патагонии. Жизнь на уровне каменного века. Бразилия с карнавалом и без карнавала. Исполинский горный барьер и удивительное озеро Титикака.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

4.

Путешествие по Северной Америке.

Как открывали Америку. Индейцы США – отверженные, но не сломленные. Удивительные места материка: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо, огненное дыхание Эль-Чичона, озерный край Канады.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

5.

Ледяной континент.

Открытие материка, роль в этом русских мореплавателей – исследователей. Открытие южного полюса. Сколько на самом деле полюсов на Антарктиде и как они называются. Стоковые ветры. Лето в Антарктиде. Пингвины. Оазисы Антарктиды.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

6.

Евразия – материк контрастов.

Вода и камень – лед и пламень. Великие исследователи Евразии. Имена русских исследователей на карте Евразии. Составление маршрутов путешествий по уникальным местам материка. Посещение пустыни Гоби, пройти горной дорогой Гималаев, посетить Великую Китайскую равнину и пройти по Великой Китайской стене, побывать в лесах Калимантана и на родине гиббонов, а также совершить виртуальные путешествия в другие места.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

7.

Защита проектов.

Виды деятельности: защита творческого проекта. Подведение итогов работы за год.

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Мы открываем Африку

8

2.

Из истории Австралии

5

3.

Южная Америка: второе открытие

5

4.

Путешествие по Северной Америке

5

5.

Ледяной континент

2

6.

Евразия – материк контрастов

8

7.

Защита проектов

1

5. Календарно-тематическое планирование курса

                            внеурочной   деятельности

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

             Мы открываем Африку                                      8

1

Джины не в духе.

1

3.09

2

Между песками и океаном.

1

10.09

3

Среди пигмеев бамбуки

1

17.09

4

«Ковер дъявола»

1

24.09

5

Нефритовое море

1

1.10

6

Последнее прибежище горных горилл

1

8.10

7

Калахари – вечная обитель бушменов

1

15.10

8

В зеленых дебрях Мадагаскара

1

22.10

Из истории Австралии

5

9

Аборигены Австралии

1

29.10

10

Удивительный символ Австралии

1

5.11

11

Верхолазы эвкалиптовых крон

1

12.11

12

Съеденный остров

1

19.11

13

На берегу Маклая через 150 лет

1

26.11

Южная Америка: второе открытие

5

14

Затерянный мир нашей планеты: Амазония – зеленый ад. Что ждет его?

1

3.12

15

Живущие в каменном веке

1

10.12

16

«Карманные динозавры»

1

17.12

17

Патагония

1

14.01

18

Пампа. Сыны пампы.

1

21.01

Путешествие по Северной Америке

5

19

Озерный край Канады. Судьба Великих Американских озер

1

28.01

20

Ниагарский водопад

1

4.02

21

Йеллоустонский национальный парк

1

11.02

22

По пустыням Америки. Долина Смерти

1

18.02

23

Царство кактусов

1

25.02

Ледяной континент

2

24

Открытие Южного полюса

1

3.03

25

Все полюса Антарктиды, сколько их?

1

10.03

Евразия – материк контрастов

8

26

Пересекая тысячи озер

1

17.03

27

Через Альпы и Карпаты

1

24.03

28

Бурная история Везувия

1

31.03

29

В краю фиников

1

7.04

30

Почти на экваторе

1

14.04

31

В лесах Калимантана

1

21.04

32

Поездка на Кракатау

1

28.04

33

Великая Китайская стена

1

5.05

Защита проектов

1

12.05

34

Защита выбранных проектов

1

19.05

6. Учебно – методическое   и материально-техническое   обеспечение

  1. Второв П.П. Дроздов Н.Н. Биогеография материков. Пособие для учителя      М.  Просвещение 1984
  2. Караваев А.П. У карты мира: Бразилия    М. Мысль 1998
  3. Смирнова Н.П. По материкам и океанам: Австралия, Антарктида

       М.   Просвещение 1991

  1. Смирнова Н.П. По материкам и странам: Южная и Северная Америка

       М. Просвещение 1991

  1. Смирнова Н.П.  По материкам и странам: Евразия  

       М.  Просвещение  1987

  1. Смирнова Т.А. Хрестоматия по географии материков и океанов: пособие для учителя  М.  Просвещение 1988
  2. География:  Все для учителя географии

                 Сайт:http://geo.1september.ru

  1.  География:   Энциклопедическая библиотека.

                Сайт:http://megacollection.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "Занимательный английский"

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность      школьников. Методический конструктор: пособие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку в 5 классе. Данная образовательная программа предполагает обучение французскому языку  в 5х классах по УМК «Синяя птица» («L’oiseau...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение «Рукодельница» для 5 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для занятий с девочками 5 класса в рамках предмета "Технология". ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...