Разработка урока по теме Хождение за три моря
методическая разработка по географии (5 класс)

Акопова Валентина Владимировна

Тема: Хождение за три моря.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: Формирование представлений учащихся о путешествии А.Никитина в Индию о его вкладе в изучение  регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

Задачи:

1.Образовательные: рассмотреть причины и особенности путешествия А. Никитина, познакомить учащихся с жизнью и деятельностью  путешественника и раскрыть его роль в формировании представления об Индии на Руси.

2.Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.  Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

3. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать    творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hozhdenie_za_tri_morya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Конспект урока по географии

5 класс

«Хождение за три моря»

                                                                                                 

                                                                                                Учитель географии

                                                                                                                                       МБОУ СОШ № 3

                                                                                                                                       Акопова Валентина Владимировна

Технологическая карта урока географии

Предмет: география.

Класс: 5 «А»  класс МБОУ СОШ № 3 им. С. В. Корневой

Уровень образования: основное общее образование.

Учитель: Акопова В. В.

Тема: Хождение за три моря.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: Формирование представлений учащихся о путешествии А.Никитина в Индию о его вкладе в изучение  регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

Задачи:

1.Образовательные: рассмотреть причины и особенности путешествия А. Никитина, познакомить учащихся с жизнью и деятельностью  путешественника и раскрыть его роль в формировании представления об Индии на Руси.

2.Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.  Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

3. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать    творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.

Планируемые  результаты обучения: 

Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с текстом для исследования.

Предметные:  называть и показывать географические объекты; знать исторические названия морей;

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, с текстом учебника и с дополнительным материалом, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: Формирование умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные УУД: Формирование способности сопереживания; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Ключевые слова: Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Чёрное море, Смоленск, «Хождение за три моря».

Ресурсы: учебник, атлас, контурная карта, презентация.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                           Каргинов Т. М.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые

УУД

Организационный момент.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют

себя ученики, готовность рабочего места,

создает ситуацию успеха

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и искать! (слайд 1)

Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний.

Мы с вами продолжаем изучать путешественников.

Вспомните: 1. Назовите имена первых европейцев на краю Азии.

2.Зачем европейцы искали путь в Китай?

3. Что европейских купцов привлекало в Китае?

4. В каком году началось их путешествие?

5. Из какого города купцы начали свое путешествие?

6. Как звали китайского хана?

7. Сколько лет прожил в Китае Марко Поло?

8. Что позволило Марко Поло и хану свободно общаться?

9. Почему Марко Поло оказался в тюрьме?

10. Как назывался китайский корабль?

11. Как называлась книга Марко Поло? (ВЗАИМОКОНТРОЛЬ)   (слайд 2, 3)

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Уметь слушать других.

Оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Выделять из множества несколько объектов, имеющих общие свойства.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                    Каргинов Т. М.

Создание проблемной ситуации.

Видеофрагмент из кинофильма "Старик Хоттабыч", в котором Волька, воспользовавшись подсказками старика Хоттабыча, рассказывает о месторасположении Индии.

- Согласны ли вы с ответом главного героя фильма. Опишите географическое положение Индии, пользуясь картой.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о морском путешествии в Азию, а было еще и сухопутное, и совершил его наш соотечественник. И звали его Афанасий Никитин.  (слайд 4)

Погружение в проблему: Как вы думаете, Афанасий Никитин-первый учёный-географ Руси или предприимчивый купец?  (Слайд 5)   Запись на доске.

Какая будет тема урока?   (слайд 6) Запись на доске

Цели урока!!!! (слайд 8)

  • Кто такой Афанасий Никитин?
  • Какие три моря пересек Афанасий Никитин во время своего путешествия?
  • Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию?

Нет, не согласны.

Индия находится в Северном полушарии на полуострове Индостан. Напоминает треугольник, который омывается Индийским океаном и его частями: Аравийским морем - на западе и Бенгальским заливом – на востоке.

Анализируют и формулируют тему урока. Записывают в тетради. Пытаются разобрать слово «Хождение».

(слайд 7)

Записывают в тетради, значение слова.

Строить логическое рассуждение, грамотно высказывать свои мысли, выражать собственное мнение, принимать участие в обсуждении,

вырабатывать общее решение.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                  Каргинов Т. М.

•Результаты путешествия Афанасия Никитина в Индию?

Работа по формирование новых знаний.

Групповая работа. По ходу ответов детей, просмотр презентации.

 Вопросы в слайде.

1 ряд – (слайд 9,10)

2 ряд – (слайд       )

3 ряд – (слайд       )

А теперь поработаем с атласом и контурной картой. Возьмите, пожалуйста, в руки карандаши и отметьте маршрут А. Никитина. (слайд   )

Смотрят презентацию, имеют представление об историческом прошлом Твери,

знают маршрут путешествия А. Никитина, знают историческую ценность путешествия, знают о значимости имени А. Никитина в современном мире.

Работа в контурной карте.

Уметь

сотрудничать, уважать чужое мнение, договариваться.

Уметь выделять нужную 

информацию, анализировать ее, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Физминутка

Ролик

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                      Каргинов Т. М.

Первичное закрепление изучаемого материала

Сегодня мы с вами говорили о русском путешественнике Афанасии Никитине. Теперь для вас не составит труда ответить на вопросы теста, который называется "Хождение за три моря".

1. Афанасий Никитин родился в…

а) Москве   б) Смоленске         в) Твери

2.Афанасий Никитин по профессии был

а) военным  б) ученым  в) купцом

3.В странствиях Афанасий Никитин провел

а) 3 года б) 6 лет  в) 7 лет

4.В каком городе похоронен Афанасий Никитин?

а) в Москве  б) в Астрахани   в) в Смоленске

5.Из записей Афанасия Никитина была составлена книга, которая называется

а) «Путешествие за три моря»

б) «Хождение за три моря»

в) «Хождение в Индию»

6. Памятник купцу Афанасию Никитину поставлен в городе:

а) Твери;      б) Смоленске;      в) в Индии.  (слайд )

Выполняют тест.

Взаимопроверка. (обмениваются выполненными тестовыми заданиями)

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                               Каргинов Т. М.

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

После выполнения задания проходит взаимопроверка

Шесть правильных ответов – оценка «5»

пять правильных ответов – оценка «4»

Четыре правильных ответа – оценка «3»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Ребята, достигли мы сегодня на уроке те цели, которые ставили вначале урока?

Что нового узнали? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поведение итогов урока с использованием записей на доске, в ходе этого устанавливается связь между целью деятельности учеников и ее результатом.

Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: "Нет страны, подобной Русской земле! (слайд  )

Осуществляют процедуру взаимопроверки и взаимооценки учебной деятельности и своих товарищей на уроке.

Обобщать материал, формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Уметь оценивать результат своей и коллективной деятельности.

Домашнее задание.

П. 11, решение кроссворда.

Урок соответствует современным требованиям.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                  Каргинов Т. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Урок на тему: "Хождение за три моря" по географии 5 класс

В данной разработке присутствует конспект по теме "Хождение за три моря", презентация к уроку и маршрутный лист...

Презентация к уроку по теме "Хождение за 3 моря"

Презентация содержит в себе материалы к уроку по новой теме, а также тест по изученной на предыдущем уроке теме...

технологическая карта урока географии в 5 классе по теме "Хождение за три моря" (УМК Домогацких)

Данный урок разработан с учетом ФГОС. Использованы педагогические технологии: технология развития критического мышления учащихся через чтение и письмо. Формы работы на уроке: парная и в минигруппах....