Рабочая программа ОУД.16 География
рабочая программа по географии

Гулякин Андрей Алексеевич

Рабочая программа ОУД.16 География

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_oud.16_geografiya.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 16 ГЕОГРАФИЯ

Специальность:

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений Укрупненная группа специальностей:

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия Уровень подготовки: базовый

2020 г.


Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413) с учетом приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах  освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года №06-259, в соответствии с Примерной программой общеобразовательной дисциплины «География»  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационные номера рецензий 381, 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Организация – разработчик: БУ «Урайский политехнический колледж»

Разработчик: Гулякин Андрей Алексеевич, преподаватель  БУ «Урайский политехнический колледж».

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

Протокол №

от

«

»

20

г.

Руководитель кафедры

/

А.В. Шимова/

подпись

ФИО

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины
  3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  4. Характеристика основных видов учебной деятельности
  5. Контроль и оценка результатов обучения

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413) с учетом приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах  освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года №06-259, в соответствии с Примерной программой общеобразовательной дисциплины «География»  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационные номера рецензий 381, 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Рабочая программа учебной дисциплины «География» представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.

1.1. Профиль освоения образовательной программы – технический. Уровень освоения дисциплины – базовый.

Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины обеспечивается отбором профессионального значимого учебного материала по географии и его структурирования на основе межпредметных связей. По специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», особое внимание уделяется темам: «Взаимодействие человеческого общества и природной среды. «Природные условия и природные ресурсы», «Современные особенности развития мирового хозяйства», «География отраслей первичной сферы мирового хозяйства», «География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства», «География отраслей третичной сферы мирового хозяйства», «География населения и хозяйства Зарубежной Европы», «География населения и хозяйства Зарубежной Азии», «География населения и хозяйства Северной Америки», «География населения и хозяйства Латинской Америки», «Россия на политической карте мира. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда (МГРТ)», «Глобальные проблемы человечества. Роль географии в решении глобальных проблем человечества».

Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине включает в себя самостоятельное изучение учебного материала, систематизацию учебного материала. Результаты самостоятельной работы представляются в следующих формах: конспекты изученного материала, рефераты, доклады, презентации, таблицы, структурно-логические схемы.

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины

Рабочая программа дисциплины «География» обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета по программам подготовки ППССЗ в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

 1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «География» относится к предметной области «Общественные науки» и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.

Дисциплина реализуется в рамках освоения ППССЗ  21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

.

1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; − критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

− креативность мышления, инициативность и находчивость;

• метапредметных:

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

 − осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

• предметных:

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

1.5. Формы промежуточной аттестации

Формами контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом являются дифференцированный зачет в 1 семестре в рамках освоения ППССЗ.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов

ППССЗ

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

-

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего)

18

2.2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «География» по программам подготовки по программам подготовки ППССЗ:

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

Раздел 1. Введение

Тема 1

Введение

Содержание учебного материала

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

Раздел 2. Политическое устройство мира

Тема 2

Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

1

Раздел 3. География мировых природных ресурсов

Тема 3.

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

Взаимодействие человеческого общества и природной среды. Его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

1

Раздел 4. География населения мира

Тема 4

География населения мира

Содержание учебного материала

Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство населения и его типы. Наиболее населенные регионы и страны мира. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Урбанизация. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

1

Раздел 5. Мировое хозяйство

Тема 5

Мировое хозяйство

Содержание учебного материала

Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

2

2

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.

Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

2

1

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

2

2

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

5

Раздел 6. Регионы мира.

Тема 6

Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия как ведущая страна Зарубежной Европы. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Великобритания как ведущая страна Зарубежной Европы. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

1

География населения и хозяйства Зарубежной Азии. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Индия как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

2

География населения и хозяйства Африки. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Африки. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

2

1

География населения и хозяйства Северной Америки. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

2

2

География населения и хозяйства Латинской Америки. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия как ведущая страна Латинской Америки. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Мексика как ведущая страна Латинской Америки. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

2

География населения и хозяйства Австралии и Океании. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

6

Раздел 7. Россия в современном мире

Тема 7

Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

2

2

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда (МГРТ). Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.

География отраслей международной специализации

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

2

Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Тема 8

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Составление таблиц, схем

2

Дифференцированный зачет

2

Всего

54

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете географии.

Оборудование учебного кабинета:

– рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;

– комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, комплекты тестовых заданий);

– наглядные пособия (политическая карта мира, глобус);

– комплект компьютерных презентаций.

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением;

– экран для проектора;

– проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники

  1. Баранчиков, Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО / Е. В. Баранчиков - М.: Академия, 2019. – 320 с.
  2. Петрусюк О.А., Баранчиков  Е.В. География. Практикум: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО/ Петрусюк О.А., Баранчиков  Е.В-М.: Академия 2018г.-224с.

3.2.2. Дополнительные источники

1. Гладкий, Ю. Н. География. Современный мир. 10-11 классы / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина  10-11 класс – М.: Просвещение, 2019. -  272 с.

3.2.3. Интернет-ресурсы

1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.wikipedia.org

2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.faostat3.fao.org

3. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.school-collection.edu.ru

3.2.4. Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:

  1. Учебный план
  2. Рабочую программу
  3. Календарно-тематический план
  4. Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям,  методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
  5. Комплект оценочных средств

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Введение.

1. Источники географической информации

Объяснение междисциплинарных связей географии.

Название традиционных и новых источников

географической информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии.

2. Политическое устройство

мира

Умение показывать на карте различные страны мира.

Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.

Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития.

Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

3. География мировых

  природных ресурсов

Выделять основные проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики.

Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования.

Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны.

Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.

5. Мировое хозяйство

Современные особенности

развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование».

Выделение характерных черт современной научно-технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Выделение характерных черт «зеленой революции»

Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.

Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс,  химических волокон, синтетического каучука,

пиломатериалов, бумаги и тканей.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

6. Регионы мира

География населения

и хозяйства Зарубежной

Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.

Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.

География населения

и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста.

населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.

Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.

География населения

и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки.

Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

География населения

и хозяйства Северной

Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США.

География населения

и хозяйства Латинской

Америки

Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике.

География населения

и хозяйства Австралии

и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

7. Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

8. Географические аспекты

современных  глобальных

проблем человечества

Выделение глобальных проблем человечества.

Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные

пути их решения.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).

Результаты освоения

учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества.

Текущий контроль

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при:

  • фронтальном опросе;
  • тестировании;
  • проверке самостоятельных работ и индивидуальных заданий;
  • проверке заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация

Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме контрольной работы или дифференцированного зачета.

владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем.

сформированность системы комплексных социально-ориентирован-ных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве.

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях.

владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономи-ческих аспектах экологических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая программа факультатива по географии Мир географии 9 класс

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена....