Рабочая программа по географии для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс)

Киреева Лилия Хуснулловна

Рабочая программа по географии для 5 класса УМК под ред. О.И. Климановой и А.И. Алексеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._geografiya_5_klass_2021-22.docx53.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии для обучающихся 5 А,Б,В   классов на 2021-2022 учебный год составлена:

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа от 31.12.2015 № 1576);

на основе программы основного общего образования по географии под редакцией О. И. Климановой, А.И.Алексеева « География. 5-9 классы»

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Курс «География. Землеведение» — пропедевтический курс, целью изучения которого является введение в курс географии. Он дает базовые знания о природе Земли, основных географических закономерностях и взаимосвязях природы и человека.

В ходе реализации рабочей программы по географии в 5 классе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. К важнейшим личностным результатам изучения географии в 5 классе относятся обладание следующими качествами:

  • ответственным отношением к учебе;
  •  опытом участия в социально значимом труде;
  • целостным мировоззрением;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой и других видов деятельности;
  • основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях составлять описания объектов
  •  составлять простой и сложный план
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • оценивать работу одноклассников;
  • выделять  причинно- следственные связи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Предметные результаты. Ученик научится:

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
  • - приводить примеры географических следствий движения Земли;
  • - определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;
  • - называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
  • - объяснять значение понятий: «путь изваряг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
  • - находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • - читать план местности и карту;
  • - производить простейшую съемку местности;
  • - работать с компасом, картой;
  • - классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
  • - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
  • - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • - показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • - приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,
  • «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
  • - называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • - обозначать на контурной карте географические объекты;
  • - называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
  • - приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
  • - объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
  • - измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
  • - описывать погоду своей местности;
  • - вести простейшие наблюдения элементов погоды;
  • - вести полевой дневник.

Критерии определения достижений предметных результатов по итогам письменных проверочных работ (тестов).

Отметка по пятибалльной шкале

Объем правильно выполненных заданий, %

5

90-100

4

64-89

3

50-63

2

Менее 50

 

Перечень обязательных практических работ для обучающихся

 п/п

Практические работы

Глобус как источник географической информации

Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой

Экскурсия в природу

Раздел II

Содержание учебного предмета

Раздел I. Как устроен наш мир

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ 

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета 

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА 

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА 

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе

и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Название темы урока

Кол-во часов

Практические работы

Раздел I. Как устроен наш мир

10

Тема 1. Земля во Вселенной

5

Тема 2. Облик Земли

5

1

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

9

Тема 3. Изображение Земли.

2

Тема 4.История открытия и освоения Земли.

7

1

Раздел III. Как устроена наша планета

16

Тема 5. Литосфера.

5

1

Тема 6. Гидросфера.

3

1

Тема 7. Атмосфера.

3

Тема 8. Биосфера.

4

1

Тема 9. Природа и человек.

1

35

5

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды? 

ТЕМА 8. БИОСФЕРА

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету?

Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?

Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Раздел III

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематическое планирование

Название темы урока

Кол-во часов

Планируемая

дата

Раздел  I. Как устроен наш мир (10ч)

Тема 1. Земля во Вселенной (5ч)

Представление об устройстве мира.

1

01-03.09

Звёзды  и Галактики

1

06-10.09

Солнечная система

1

13-17.09

Луна-спутник Земли.

1

20-24.09

Земля-планета Солнечной системы.

1

27.09-01.10

Тема 2. Облик Земли (5ч)

Облик земного шара.

1

04-08.10

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

1

11-15.10

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

18-22.10

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

1

1-5.11

Обобщение и повторение по «облик Земли»

1

8-12.11

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (9 ч)

Тема 3. Изображение Земли(2ч)

Способы изображения земной поверхности.

1

15-19.11

История географической карты.

1

22-26.11

Тема 4. История открытия и освоения Земли(7ч)

Географические открытия древности.

1

29.11-03.12

Географические открытия Средневековья

1

06-10.12

Великие географические открытия.

1

13-17.12

В поисках Южной Земли

1

20-24.12

Исследование океана и внутренних частей материков

1

10-14.01

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации

1

17- 21.01

Обобщение и повторение знаний по теме  «История открытия и освоения Земли»

1

24-28.01

Раздел III. Как устроена наша планета  (16 ч)

Тема 5. Литосфера (5ч)

Внутреннее строение Земли

1

31.01-04.02

Горные породы и их значение для человека

1

07-11.02

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов

1

14-18.02

Рельеф и его значение для человека

1

21-25.02

Основные формы рельефа

1

28.02-4.03

Тема 6. Гидросфера(3ч)

Мировой круговорот воды.

1

07-11.03

Мировой океан и его части

1

14-18.03

Гидросфера-кровеносная система Земли

1

28.03-1.04

Тема 7. Атмосфера(3ч)

Атмосфера Земли и её значение для человека.

1

04-08.04

Погода

1

11-15.04

Урок - практикум.

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой

1

18-22.04

Тема 8. Биосфера(4ч)

Биосфера - живая оболочка Земли

1

25-29.04

Урок - практикум. Экскурсия  в природу.

1

02-06.05

Обобщение знаний

1

10-13.05

Итоговый контрольный тест

1

16-20.05

Тема 9. Природа и человек(1ч)

Воздействие человека на природу

1

23-27.05

Приложение 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; принтер лазерный.

Информационно-коммуникационные средства:

Электронные презентации для визуализации  восприятия изучаемых объектов природы.

Электронное приложение к учебнику

Для ученика:

  1. В. В. Климанова, Э. В. Ким и др. ; под ред. О. А. Климановой «География. Землеведение. 5—6 класс. Учебник 
  2. География. Начальный курс. 5 класс. Атлас.
  3. География. Начальный курс. 5 класс. Контурные карты.

Для учителя:

  1. А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О.  А.  Климанова. Методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 5—6 класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...