Машиностроительный комплекс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Бадинова Юлия Валерьевна

Конспект урока для подготовки к занятию поможет в работе начинающему педагогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 45.62 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Педагог ___Бадинова Юлия Валерьевна_________________

Предмет ___география___________________Класс  ____9_________________

Тема урока      Машиностроительный комплекс.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Компьютер, проектор

Социально-экономическая карта России. Атласы с комплектами контурных карт по числу учащихся.

1. Организационный момент, включающий:

Цель:

- Настроить учащихся на позитивную и плодотворную работу.

- Вызвать интерес у учащихся к работе на уроке.

- Отследить настроение каждого ученика.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся приветствуют учителя

.

Хлопают в ладоши, запоминают.

Берутся за руки, улыбаются.

Отвечают на вопрос учителя: к работе готовы

У:Добрый день! Я рада нашей встрече. Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. А как наше настроение? Давайте оценим его хлопками в ладоши и послушаем как будет звучать наш общий хлопок, запомним, и сравним с тем, что будет в конце урока.

 

А сейчас возьмите за руки своего соседа по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Итак,  к работе готовы?

У-речь учителя

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цели и задачи:

-проверку знаний учащихся о научном комплексе и его составе

- формулировку определения научного комплекса

-учащиеся должны дать характеристику зависимости факторов размещения и объектов научного комплекса

Формы и методы:

- работа в парах (взаимопроверка )

 - фронтальный опрос

Мотивация:

- в конце урока каждый учащийся получит оценку

- правильные ответы учащиеся фиксируют в карточках (приложение  1), проставляя баллы, что способствует объективному оцениванию

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся поднимают руку и отвечают на вопросы.

- научный комплекс – это комплекс, осуществляющий все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний

- академический сектор, сектор Вузовского образования, предпринимательский сектор, отраслевой сектор, заводской сектор.

Учащиеся отвечают : друг другу по парам и оценивают ответы

У: Дайте определение понятию Научный комплекс.

У: Какие объекты входят в состав научного комплекса?

У:Молодцы.

У: Какие факторы размещения объектов научного комплекса являются ведущими?

Учитель наблюдает  за правильностью ответов и оцениванием

3. Изучение нового учебного материала.

Цели на данном этапе урока:

- Определить значение и роль машиностроительного комплекса России.

- Определить главную задачу МСК.

- Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.

Методы изложения (представления) нового учебного материала:

- словесные, объяснительно-иллюстративные, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, поисковый.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала : смекалка и логика, создание проблемной ситуации

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ученики слушают.

Ребята поднимают руку, формулируют вопросы. Если вопрос сформулирован правильно и по теме, то проставляют баллы в соответствующую графу

  1. Что такое машиностроительный комплекс?
  2. Значение машиностроительного комплекса.
  3. Состав машиностроительного комплекса.
  4. Факторы размещения отраслей машиностроительного комплекса.
  5. Проблемы и перспективы развития комплекса

Учащиеся формулируют цель. Сегодня мы узнаем, состав машиностроительного комплекса, особенности размещения его объектов

Учащиеся записывают в тетрадь понятие машиностроительного комплекса

Ученики: определить их взаимодействие.

Работают в парах

Отвечающие выходят к доске, смотрят на экран и объясняют связи между комплексами

Остальные ребята проверяют правильность выполнения и  сравнивают свои ответы с высказываниями отвечающих.

Учащиеся записывают кластер в тетради.

К доске выходят два ученика, получивших задание на опережение на предыдущем уроке, и зачитывают основные этапы  развития машиностроения в СССР и в России.

Остальные ученики слушают.

Учащиеся ищут информацию в учебнике и формулируют ответы: cтанкостроение, приборостроение, судостроение, автостроение и т.д.

Учащиеся рассматривают таблицу и выполняют задание, записывают функции каждой отрасли:

Выполнившие,  поднимают руку, давая понять, что готовы к ответу.

Ученики отвечают, дополняют ответы товарищей  и проставляют баллы за правильные и полные ответы

Учащиеся выполняют.

Учащиеся работают индивидуально. Отгадывают город, записывают на свой листок название и отмечают на контурной карте.

Ученики выполняют

Обмениваются и подсчитывают.

 Проставляют баллы.

У:-  Ни  на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется  продукцией МСК. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения.

У:- Ребята, в течении двух уроков мы будем знакомиться с машиностроительным комплексом нашей страны.

Открываем тетради и записываем тему урока   «Машиностроительный комплекс».

 

У: - На какие вопросы мы с вами должны ответить, чтобы получить представление об этой отрасли хозяйства? 

Если вопрос сформулирован правильно и по теме, то проставляют баллы в соответствующую графу



У:- Молодцы. Давайте определим какие вопросы  нам предстоит сегодня рассмотреть? Учитель корректирует цель.

запишите

У. - Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Машиностроение имеет огромное значение в хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития ее машиностроения.

У- у вас на партах лежат карточки, на которых написаны разные отрасли хозяйства. Работая в парах, вы должны доказать, что МСК является межотраслевым комплексом. Что вы для этого должны сделать?

Правильно. Выполняем задание, записывая кратко ответы на карточке.

 Учитель следит за правильностью выполнения. Если у некоторых учеников есть затруднения, то направляет их действия.

После выполнения выводит на экран слайд со схемой, которая должна была получиться у каждого ученика

К доске вызывает ту пару учеников, которые быстрее всех справились с заданием.

Учитель анализируя ответы учащихся, обобщает их.

У: - Отраслевой состав машиностроения очень сложен. В его состав входит несколько десятков отраслей. Эти отрасли объединяют в 3 группы. Составляет на доске кластер

  1. Машиностроение (выпуск машин и оборудования)
  2. Металлообработка (изготовление металлических конструкций, ремонт машин и оборудования)
  3. «малая металлургия» (выплавка металла на машиностроительных заводах)

У.- Сейчас  я предлагаю прослушать информацию о становлении и развитии машиностроения в нашей стране.

Молодцы. Спасибо, присаживайтесь на места. Продолжим работу.

У:- Ребята, откройте учебники на стр. 64 рассмотрите  рис. 28 и ответьте на вопрос.  Какой состав имеет машиностроительный комплекс?

У.- Молодцы, а теперь давайте поработаем с таблицей. Посмотрите на экран и дайте характеристику отраслям машиностроения по рядам: 1 ряд - тяжелое машиностроение, 2 ряд – общее и среднее, а 3 ряд- точное машиностроение, задание выполните письменно в тетради. ВремяУчитель следит за работой.

Спрашивает желающих ответить.

Озвучивает количество баллов за правильные ответы.Ответ полный

 Замечательно.

- А сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка для глаз:

  1. Закрываем глаза ладонями, слегка надавим на веки и отпускаем, глаза открываем.
  2. На расстоянии вытянутой руки держим карандаш. Смотрим на кончик карандаша и вдаль, сквозь карандаш. И еще раз.

Молодцы.

  1. А теперь я буду называть географические объекты, а встать из вас, не договариваясь, должно столько человек, сколько этих ГО. Начинаем:

Сколько океанов на Земле, Сколько материков на Земле, Сколько планет в Солнечной системе,

Сколько частей света, Сколько морей омывает Россию.

Молодцы.

У: Приступим к работе с атласами и контурными картами. Сейчас вам будут показаны города, являющиеся центрами машиностроения, а вы должны будете  угадать по достопримечательностям либо по природным объектам,  какой это город, записать название города в своих листах  и отметить его на контурной карте цифрой, а в условных знаках напишите полное название. Всего 8 городов. Я буду обращать ваше внимание по ходу просмотра презентации на моменты смены городов.

Показывает презентацию

После того как все ученики отметили города.

У.- Ребята,  теперь обменяйтесь своими листами с соседом по парте и проверьте правильность ответов.

Показывает следующий слайд с ответами.

У.- За 8 правильных ответов поставьте 8 баллов, за 6-7 ставим 6 баллов, за 4-5 ставим 4 балла, за 2-3 ставим 2 балла.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Приложение №2

Слайд №5

Слайд №6

Учащиеся уже видели фотографии этих городов при изучении темы: Городское и сельское население. Расселение населения.

Слайд№7-14:

по 3-5 фотографий каждого города на одном слайде

Слайд№ 15

4. Закрепление учебного материала:

Цели и задачи:

•        Проверить знания учащихся путём анализа умений работать с тематическими картами

        Формы и методы достижения поставленных целей: письменная работа с фронтальным опросом.

• Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

Нет ошибок – 5(отлично):

1-2 ошибки - 4 (хорошо)

3-5 ошибок – 3 (удовлетворительно)

Если ученик не усвоил новый материал, учитель предлагает дополнительное задание на дом. Отрицательная оценка не ставится.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работают индивидуально, кто выполнил - поднимает руку.

ученики выходят к доске, зачитывают и показывают города

Ученики считают баллы и выставляют себе оценки.

Выполняют

Оценивают результат и какой же он 

У. - Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 2, в которых перечислены города. Определите по тематическим картам города, в которых присутствуют предприятия: 1 вариант – тяжелое машиностроение, 2 вариант- точное приборостроение.

Спрашивает тех, кто первым выполнил задание, а затем еще по 2 человека с варианта, отдавая предпочтение более слабым ученикам.  Вызывает к доске, просит показать на социально-экономической карте России записанные города.

У.- Предлагаю вам оценить вашу работу на уроке , для этого мы  посчитаем наши баллы и выставим оценки за урок. Если у вас 14 и более жетонов, то вы ставите себе оценку 5, от 10 до 13- отметка 4, если вы заработали более 7 , но менее 10, то ваша оценка 3, но не расстраивайтесь, сегодня не всё для вас сложилось, на следующем уроке постараетесь и обязательно получите оценку выше.

Рефлексия.

-Ребята, а сейчас я хочу вас попросить похлопать в ладоши и сравнить наш общий хлопок с хлопком в начале урока.

А теперь , у вас на партах лежат листочки разных цветов. Я прошу взять зеленый листочек – всё понятно, интересно, пригодится в жизни ,    желтый – интересно, но не всё понял, красный –  обычный урок, ничего особенного. Давайте прикрепим наши листочки к дереву и посмотрим, какого цвета больше.

Приложение №3

  1. Задание на дом:

Цели и задачи:

•        Выполнить домашнее задание с использованием полученных знаний, определить в ходе выполнения, что непонятно.

 •        Закрепить знания, полученные на уроке, при выполнении домашнего задания.

Выяснить что для учащихся оказалось непонятным

Критерии успешного выполнения Д.з обязательно ответить на вопрос в конце параграфа, если

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают задание в дневники.

Задание на дом

  • для всех учащихся: П . 14, читать и отвечать на вопросы
  • Проанализировать карты ресурсов и предположить: КАКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЛИЯЛИ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: по желанию

СОСТАВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ О ЛЮБОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ РОССИИ

Слайд №16

Приложение 1

Фамилия Имя

Д/задание

МСК, межкомплексные связи

Хар-ка отраслей

Отгадай город

Сумма

Оценка

Приложение 2

Докажите, что МСК является межотраслевым комплексом.

        

Приложение 2

Из списка городов выберите те, где есть предприятия:

 1 вариант - тяжелого машиностроения,

2 вариант - точного приборостроения.

Воронеж, Ульяновск,   Коломна, Москва, Екатеринбург, Дмитров,  Владимир, Челябинск, Рязань, Пенза, Санкт-Петербург, Новгород,  Псков, Тихвин, Краснодар, Новосибирск, Омск, Барнаул,  Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск ,Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме; "Машиностроительный комплекс России"

Презентация включающая в себя несколько определений по теме и непосредственно заданий по вариантам....

Машиностроительный комплекс 9 класс

1.  Хозяйственное значение комплекса2. Состав и структура комплекса3. Основные проблемы развития4. Факторы размещения5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей компле...

Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".

Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...

Тест на тему машиностроительный комплекс России.

Тест  на  тему  Машиностроительный  комплекс России. 9кл....

поурочный план 9 класс. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения.

В 9 кл. интресная тема Машиностроительный комплекс, где изучается роль, значение, и перспективы машиностроения. В современном мире этот комплекс приобретает важную роль в жизни каждого гражданина Росс...

презентация "машиностроительный комплекс"

для наглядности  материала...