Особо охраняемые природные территории
рабочая программа по географии (8 класс)

В  настоящее  время  наблюдается  значительное  воздействие антропогенного фактора на природные сообщества нашей страны и планеты в  целом.  Одним  из  путей  сохранения  биоразнообразия  России  является создание  особо  охраняемых  природных  территорий  (ООПТ),  которые представляют  собой  участки  земли,  водной  поверхности  и  воздушного пространства  над   ними,   где   располагаются   природные   комплексы и объекты,  которые  имеют  особое  природоохранное,  научное,  культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями  органов  государственной  власти  полностью   или   частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. 
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Особо охраняемые природные территории России» (далее – Программа) естественнонаучной  направленности  ознакомительного  уровня  помогает обучающимся  познакомиться  с  системой,  основными  категориями, особенностями  природных  условий,  редкими  и  исчезающими  видами растений и животных ООПТ России. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_osobo_ohr_ob._14-15_ispr.docx329.13 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

Учебный план  

Содержание изучаемого курса

Комплекс организационно-педагогических условий Список литературы  

Приложение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В  настоящее  время  наблюдается  значительное  воздействие антропогенного фактора на природные сообщества нашей страны и планеты в  целом.  Одним  из  путей  сохранения  биоразнообразия  России  является создание  особо  охраняемых  природных  территорий  (ООПТ),  которые представляют  собой  участки  земли,  водной  поверхности  и  воздушного пространства  над   ними,   где   располагаются   природные   комплексы и объекты,  которые  имеют  особое  природоохранное,  научное,  культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями  органов  государственной  власти  полностью   или   частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Особо охраняемые природные территории России» (далее – Программа) естественнонаучной  направленности  ознакомительного  уровня  помогает обучающимся  познакомиться  с  системой,  основными  категориями, особенностями  природных  условий,  редкими  и  исчезающими  видами растений и животных ООПТ России.

Нормативные  основания  и  требования  к  программному обеспечению и результативности дополнительного образования:

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный  закон  от  29.12.2012  №273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации»;
  • Приказ  Министерства  просвещения  Российской  Федерации  от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными приказом Министерством просвещения РФ от 30.09.2020 №533);
  • Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09- 3242  «О  направлении  информации»  вместе  с  «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил  СП  2.4.  3648-20  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к организациям  воспитания  и  обучения,  отдыха  и  оздоровления  детей  и молодежи»;
  • Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил  и  норм  СанПиН  1.2.3685-21  «Гигиенические  нормативы  и требования  к  обеспечению  безопасности  и  (или)  безвредности  для человека факторов среды обитания»

Актуальность Программы

В XXI веке экология занимает важнейшее место в решении большинства глобальных проблем человечества. Наша страна обладает обширной сетью особо охраняемых природных территорий, которые не только способствуют сохранению  редких  и  исчезающих  видов  растений  и  животных,  но  и выполняют  огромную  роль  в  популяризации  экологических  знаний  и формировании экологической культуры.

Новизна Программы заключается в том, что в её основу положено поэтапное  ознакомление  с  особенностями  особо  охраняемых  природных территорий  России.  Реализация  Программы  содействует  формированию у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде.

Педагогическая целесообразность  Программы заключается в том, что она создаёт оптимальные условия для формирования у обучающихся представления  об  экологической  культуре  как  условии  достижения устойчивого  (сбалансированного)  развития  общества  и  природы; содействует их профессиональному самоопределению.

Цель  Программы  –  познакомить  обучающихся  с  основными особенностями особо охраняемых природных территорий России.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Задачи Программы:

Обучающие: 

  • заложить  основы  знаний  об  особо  охраняемых  природных территориях России;
  • заложить основы знаний о категориях особо охраняемых природных территорий России и их особенностях;
  • сформировать навыки работы с интернет-ресурсами.

Развивающие: 

  • развивать интерес к изучению сохранения биоразнообразия нашей страны;
  • развивать  мыслительные,  творческие,  коммуникативные

способности обучающихся;

  • способствовать расширению кругозора и познавательной активности обучающихся;
  • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся в природоохранной деятельности.

Воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к природе своего региона и страны в целом;
  • воспитывать чувство патриотизма через знакомство с уникальностью природы России.

Программа разработана на основе проекта «Особо охраняемые природные территории «Мир заповедной природы» (разработчик – Карпушева Елена Тадеушевна, педагог дополнительного образования, 2012 год).

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной

программе направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;  
  • профессиональную ориентацию обучающихся;  
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;  
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;  
  • формирование общей культуры обучающихся;  
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Категория обучающихся

Работа ведётся в разновозрастных группах, которые комплектуются из обучающихся 14–15 лет.

Разнообразие содержания Программы предполагает использование разных форм, методов и средств обучения.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов составляет 34 часа.

Формы и режим занятий

Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа за учебный год. Программа  включает  в  себя  лекционные  и  практические  занятия: беседы,  диспуты,  защиты  проектов,  лекции,  семинары,  просмотры видеофильмов.

Планируемые результаты освоения Программы По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать: 

  • основные  категории  особо  охраняемых  природных  территорий России:  государственные  природные  заповедники,  в  том  числе биосферные  заповедники,  национальные  парки,  природные  парки, государственные  природные  заказники,  памятники  природы, дендрологические парки и ботанические сады;
  • отличительные особенности основных категорий ООПТ;

По итогам реализации Программы обучающиеся будут уметь: 

  • применять  теоретические  знания  при  составлении  характеристик отдельных ООПТ (по выбору);
  • пользоваться экологической терминологией;
  • определять  особенности  природных  условий  отдельных  ООПТ (по выбору);
  • выявлять  охранный  статус  представителей  растительного и животного мира на основе анализа интернет-ресурсов;
  • самостоятельно работать  с  источниками  дополнительной литературы.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

 

№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие «Экология. Охранные статусы видов растений и животных». Цели И задачи Программы

1

1

2

Особо охраняемые природные территории России

16

4

12

Текущий контроль. Выполнение практических заданий

2.1

Особенности ООПТ России

1

1

2.2

Заповедники

5

1

4

2.3

Национальные и природные парки

5

1

4

2.4

Заказники

5

1

4

3

ООПТ Мурманской области

10

4

6

Текущий контроль. Выполнение практических заданий

3.1

Особенности ООПТ Мурманской области

1

1

1

3.2

Природные парки Мурманской области

3

1

2

3.3

Заказники Мурманской области  

3

1

2

3.4

Памятники природы Мурманской области

2

1

1

4

Охрана окружающей среды. Итоговая аттестация

5 2

1

4

Итоговая аттестация. Зачёт в форме проектной работы

ИТОГО:

34

10

24


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1. Вводное занятие «Экология. Охранные статусы видов растений и животных». Цели и задачи Программы

Теория. Введение в Программу. Формы и методы деятельности. План

работы.

Раздел 2. Особо охраняемые природные территории России Тема 2.1. Особенности ООПТ России

Теория.  Определение  ООПТ,  история  развития  ООПТ  России, характерные особенности и роль охраняемых территорий. Красная книга России.

Тема 2.2. Заповедники

Теория.  Представление  об  особо  охраняемых  территориях  – заповедниках, их основные задачи и роль в охране окружающей среды.

Практика.    Составление     описания     отдельного     заповедника (по выбору). Выполнение практических заданий по теме «Заповедники».

Тема 2.3. Национальные и природные парки

Теория.  Представление  об  особо  охраняемых  территориях  – национальных и природных парках, их основных задачах и роли в охране окружающей среды.

Практика.     Выполнение     практических      заданий      по      теме «Национальные и природные парки». Тестирование по теме «Национальные и природные парки».

Тема 2.4. Заказники

Теория.  Представление  об  особо  охраняемых  территориях  – заказниках, их основные задачи и роль в охране окружающей среды.

Практика. Составление описания отдельного заказника (по выбору). Выполнение практических заданий по теме «Заказники».

        Раздел 3.ООПТ Мурманской области

Тема  3.1.  Особенности ООПТ Мурманской области

Теория. Определение ООПТ, история развития ООПТ Мурманской области, характерные особенности и роль охраняемых территорий. Красная книга Мурманской области.

Практика. Выполнение практических заданий по теме «Особенности ООПТ Мурманской области».

Тема 3.2. Природные парки Мурманской области

Теория.  Представление  об  особо  охраняемых  территориях Мурманской  области–  природных  парках,  их  основные  задачи  и  роль  в охране  окружающей среды.

Практика.  Выполнение  практических  заданий  по  теме «Природные  парки  Мурманской области».  

Тема 3.3. Заказники Мурманской области

Теория.  Представление  об  особо  охраняемых  территориях Мурманской области –заказниках, их основных задачах и роли в охране окружающей среды.

Практика. Виртуальная экскурсия «Заказники Мурманской области». Тема 3.4. Памятники природы Мурманской области  

 Теория.  Представление  об  особо  охраняемых  территориях Мурманской области – памятниках природы, их основных задачах и роли в охране окружающей среды.

Практика. Выполнение  практических  заданий  по  теме «Памятники природы  Мурманской области».  

Раздел 4. Охрана окружающей среды. Итоговая аттестация Теория.  Рациональное  природопользование.  Международные

организации по охране окружающей среды.

Практика. Итоговая аттестация. Зачёт в форме проектной работы по одному из ООПТ России.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль служит для определения результативности освоения Программы обучающимися. Текущий контроль проводится по окончании изучения каждого раздела Программы –выполнение обучающимися практических заданий. Итоговый контроль проходит в конце учебного года – в форме зачёта.

Формы проведения аттестации:

  • выполнение практических заданий;
  • тестирование;
  • зачётная работа.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  УСЛОВИЙ  

При  реализации  Программы  в  учебном  процессе  используются методические  пособия,  дидактические  материалы,  фото-  и видеоматериалы,  журналы  и  книги,  материалы  на  электронных носителях.

При проведении занятий используются:

  • словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы,

консультации;

  • наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты,

видео;

  • исследовательские методы обучения – выполнение

обучающимися определённых исследовательских заданий.

Усвоение  материала  контролируется  при  помощи  опросов, тестирования, выполнения практических заданий.

Заключительное занятие проводится в форме проектной работы.

Материально-технические условия реализации Программы Программа  реализуется  в  аудитории  образовательной

организации с применением технических средств обучения:

  • компьютера;
  • интерактивной доски;
  • физические карты материков и океанов
  • политические карты мира
  • атласы и контурные карты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране

окружающей среды».

Список литературы, используемой при написании программы

  1. Горбатовский В. В. Охраняемые животные, растения и грибы

России: Библиографический справочник. – М.: МПР России, 2007.

  1. Гудым  А. Ю.  Роль особо  охраняемых  природных  территорий

в эколого-образовательной среде: [экотуризм] / А. Ю. Гудым // Образование. Наука. Научные кадры. – 2012. – № 4.

  1. Иванов А. Н., Чижова В. П. Охраняемые природные территории:

Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

  1. Категории  и  критерии  Красного  списка  МСОП  (Всемирный

союз охраны природы) / Комиссия по выживанию видов МСОП. – 2000.

  1. Корбут, В. В. Виртуальные экологические маршруты и тропы

в  природно-культурных  геосистемах  и  экологическое  воспитание  /  В.  В. Корбут, Н. И. Тульская, М. В. Цекина //Арктика и Север. – 2014. – № 14.

  1. Максаковский Н. В. Национальные парки в урбанизированных

районах России.

  1. Рябинин  Л.  С.  Экологическая  культура  населения  /  Л.  С.

Рябинин, С. Г. Маюров // Юный учёный. – 2016. – № 2.

  1. Тюменцева Е. Ю. Экологическое образование и воспитание как

фактор устойчивого развития общества / Е. Ю. Тюменцева, В. Л. Штабнова, Э. В. Васильева. – Омск: ОГИС, 2014.

  1. Шестаков А. С. Программа работы по охраняемым природным

территориям Конвенции о биологическом разнообразии. Комментарии для практического применения в регионах России / А. С. Шестаков; Всемирный

фонд дикой природы (WWF). – М., 2009.

Штильмарк Ф. Р.  Природные заповедники  России  как социально- общественный феномен. – М., 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Особо охраняемая природная территория "ЖемчужИна"

Учащимися Юбилейной средней школы Баргузинского района Республики Бурятия создан проект "ЖемчужИна" как особо охраняемая природная территория. Активное участие в создании и реализации проекта принимае...

Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах и...

Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории

Проведение комплексного эколого-географического исследования ручья, определение основных физико-химических свойств природной воды....

Презентация: Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории

Проведение комплексного эколого-географического исследования ручьяопределение основных физико-химических свойств природной воды....

Статья "Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Шимановского района как средство экологического образования учащихся

Данный доклад содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОБУ СОШ №3 города Шимановска....

Методическая разработка "Особо охраняемые природные территории России"

Час экологии "Заказник Польновский" проведён в рамках Международной акции "Марш парков-2011". Цели мероприятия:Экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры обучающихся.Формирова...