Конспект "Электротехника" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Корниенко Марина Александровна

Технологическая карта урока по географии для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_9_klass.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Учитель:    Корниенко М.А.

Класс: 9

Тема

Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанций. Единая энергосистема страны. Перспективы развития.

Цель

 Выявить значение электроэнергетики для экономики нашей страны, изучить закономерности территориального размещения

электростанций, их преимущества и недостатки.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России.

Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся через работу с географической картами, умения работать в группе, умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду, возможности прогноза и предупреждения опасных антропогенных воздействий человека на природу.

УУД

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Личностные УУД:
  осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять роль и значение электроэнергетики в экономике страны;

- выделять типы электростанций, их особенности;

- выявлять закономерности размещения электростанций;

- работать с разными источниками знаний

.Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Тип урока

Комбинированный урок

Форма проведения урока 

Групповая, индивидуальная, эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации

Основные понятия:

электроэнергетика, ГЭС, ТЭС, АЭС, ЛЭП, альтернативные источники энергии.

Оборудование

Учебник География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.- 344 с.: ил., карт.- (Инновационная школа).; Атлас 9 класс издательство «Дрофа»
 https://www.youtube.com/watch?v=z0gqTB0KJI8&t=3s ;  https://www.youtube.com/watch?v=46XmhS20SPE;  https://www.youtube.com/watch?v=WKrQzI64MZc&t=1s;  http://julia-pirogova.blogspot.com/ ; https://vk.com/im?sel=277549989&z=video-199819555_456239567%2F8b2353c4cb9a3fa17c%2Fpl_post_-199819555_6472; https://onlinetestpad.com/qosqity2g2jq6
ноутбук, интерактивная доска 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся

Первичное усвоение новых знаний

Здравствуйте, ребята!  

На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь.  

Скоро вам предстоит сдавать экзамены. Одни ждут экзаменов с нетерпением и

азартом,  другие  –  со  страхом  и  обреченностью,  третьи  –  с  надеждой  на  удачу  и

везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.

«Хорошая  подготовка  –  это  половина  победы»,  -  говорил  великий  писатель

Мигель де Сааведра.  

  Скоро вам предстоит сдавать экзамены. Одни ждут экзаменов с нетерпением и азартом,  другие  –  со  страхом  и  обреченностью,  третьи  –  с  надеждой  наудачу  и везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.
«Хорошая  подготовка  –  это  половина  победы»,  -  говорил  великий  писатель Мигель де Сааведра.
  Ответьте  на  вопрос:  Хорошая  подготовка  к  экзаменам  –  что  это  значит  для  вас?

Ответьте  на  вопрос:  Хорошая  подготовка  к  экзаменам  –  что  это  значит  для  вас?  

(устные ответы учащихся)

Я думаю, что ваши ответы близки к моим.  

•  собирать и анализировать географическую информацию;

•  хорошо ориентироваться на карте;

•  читать климатограмму, графики, диаграммы;

•  пользоваться статистической информацией;

•  решать элементарные географические задачи;

•  делать прогнозы на основе исходной информации;

•  сопоставлять факты из разных курсов географии;

•  применять географические знания на практике, в разных обстоятельствах.

Согласны ли вы со мной?












Каждый урок мы с вами шаг за шагом приближаемся к успешной сдаче ОГЭ.

Последние уроки мы с вами посвятили изучению темы «Хозяйство России».  
Скажите, без какого комплекса невозможно функционирование ни одного производства в стране?
Какая промышленность входит состав ТЭК?


Предлагаю отметить на контурной карте крупные угольные бассейны России и названия субъектов в которых они расположены (Таймырский, Печорский, Канско-Ачинский, Южно - Уральский, Тунгусский, Ленский, Донецкий, Кузнецкий, Зырянский, Иркутский)  (
 http://julia-pirogova.blogspot.com/).
На сайте On lain Test Pad для вас приготовлены задания по Топливно - Энергетическому Комплексу (
https://onlinetestpad.com/qosqity2g2jq6).
Пока учащиеся выполняют задания, мы с вами поработаем  с нашей постоянной рубрикой «Минутка ОГЭ». У вас на столах лежат задания. Прочитайте вопрос и дайте мне на них ответы. (Приложение 1)

Вся        наша        сегодняшняя жизнь        связана с  одним очень важным экономическим, научным и общехозяйственным явлением.  Это  то,  с  чего  начинается  наше утро,

то без чего вы  не  свяжетесь  по телефону или  интернету, то, без чего не  работали   бы фабрики и заводы, то,  без чего трудно представить современную жизнь.
Продуктом какой промышленности  является электричество?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Какие задачи мы с вами определим на наш урок?

 Задачи: Выявить значение электроэнергетики для экономики нашей страны, изучить закономерности территориального размещения  электростанций, их преимущества и недостатки.

Ребята, скажите мне, пожалуйста,  с какой целью мы с вами изучаем данную тему? Где могут пригодиться полученные вами знания на сегодняшнем уроке?


Давайте вместе попробуем определить, что такое «электроэнергетика».
Метод «ключевого слова». Чтобы дать определение мы выделяем ключевое слово и добавляем к нему существенные признаки (2или 3)

Россия в настоящее время по производству электроэнергии занимает  4 место в мире.
Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения. Ведущими являются ТЭС, ГЭС, АЭС.
Я предлагаю вам, просмотреть видеоролик об одном из видов электростанции. По ходу работы заполнить свою часть предлагаемой вам  таблицы, выбрать представителя от группы и поделиться с нами своим результатом. Недостающую информацию вы найдете в учебнике на стр. 129  (109).


Тип электростанций

Преимущества

Недостатки

Факторы размещения

Крупнейшие электростанции

ТЭС

ГЭС

АЭС

Альтернативные

Приветствуют учителя
ответы учащихся
•  собирать и анализировать географическую информацию; •  хорошо ориентироваться на карте;

 •  пользоваться статистической информацией;

•  решать элементарные географические задачи;

 •  делать прогнозы на основе исходной информации;

•  сопоставлять факты из разных курсов географии;

 •  применять географические знания на практике, в разных обстоятельствах

Отвечают на вопросы.
ТЭК

Нефтяная  и  газовая промышленность.
Угольная промышленность.
2 ученика работают с контурной картой.


3 ученика работают в режиме онлайн

Электричество.





Электроэнергетика.
Электроэнергетика. Типы электростанций.

Тему урока учащиеся записывают в тетрадь.



Учащиеся предлагают задачи урока.


Предлагают свои варианты ответа.
Учащиеся предлагают свои варианты и вместе с учителем формулируют это понятие
Электроэнергетика – отрасль, занимающаяся выработкой энергии и доставкой её до потребителя по линиям электропередач (ЛЭП) Записывают определение в рабочие тетради.

Слушают учителя.



Просматривают ролики об одном из видов электростанции.  Заполняют таблицу, готовят сообщение по своему материалу.

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

Познавательные:       поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регулятивные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регулятивные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

Физминутка.

Выполняют физические упражнения

  Первичная проверка понимания.

После самостоятельной работы учащиеся представляют свою работу. Один ученик от группы защищает работу.
2 ученика наносят с использованием условных знаков (магниты) на карте (школьная доска) размещение крупнейших электростанций.
Магниты разного цвета (синий – ГЭС; красный – ТЭС, черный - АЭС)



Соединяет красной нитью на доске размещенные электростанции.
Как Вы думаете, зачем я соединила электростанции?







Способы передачи электроэнергии. Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередач (ЛЭП) высокого  напряжения (500-800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России. ЕЭС России состоит из 69 региональных энергосистем.
Для чего создают энергосистемы?










Когда запасы традиционных источников энергии, таких как нефть, газ и уголь, неумолимо уменьшаются и их стоимость достаточно высока, а использование приводит к образованию парникового эффекта на планете, все большее количество стран в своей энергетической политике, обращают свои взоры в сторону альтернативных источников энергии.
Альтернативные источники энергии – это экологически чистые, возобновляемые ресурсы, при преобразовании которых, человек получает электрическую и тепловую энергию, используемую для своих нужд. К таким источникам относятся энергия ветра и солнца, тепло поверхности земли, а также биотопливо, получаемое из биологической массы животного и растительного происхождения.
Предлагаю вам послушать сообщение, которые заранее подготовили ребята об альтернативных видах электроэнергетики.


Европейские страны все больше пропагандируют отказ от традиционных видов топлива и переход на альтернативные источники энергии. Это связано, прежде всего, с таким фактором, как стремление к сокращению выбросов вредных газов в атмосферу. Именно стремление к увеличению доли альтернативной энергетики в Европе привело к тому, что установка солнечных и ветряных электростанций субсидируется правительствами стран, а идея экологически чистого топлива активно пропагандируется не только внутри Европы, но и за ее пределами, и навязывается многим развивающимся странам.
Во многих странах Европы более 50% энергии уже поступает из возобновляемых источников, но и у зеленой энергетики есть обратная сторона.
Что вы знаете об энергетическом кризисе Европы?


Каковы причины возникновения дефицита энергии?

За 3 квартала этого года оптовая цена на природный газ увеличилась в 4 раза! А это отопление и электричество, которое производится и с помощью газа. Следствием этого стал рост цен на электроэнергию. Например, стоимость электроэнергии с начала года возросла:
на 140 процентов в Германии;
на 340 процентов в Италии;
на 425 процентов в Испании.
Цену на энергоносители неплохо двигают вверх и налоги с различными сборами, которые в структуре цены доходят до 70%.
Как вы думаете, какие шаги принимают страны Европейского союза?
Отметьте, пожалуйста, на карте альтернативные  источники энергии.

Каждая группа представляет

свою работу. Рассматривают

итоги самостоятельной работы,

оценивают их.

Учащиеся предлагают свои

варианты, вместе с учителем

формулируют понятие

транспортировки (передачи)

электроэнергии.

Варианты ответов учащихся с целью передачи электроэнергии Её цель:
1. Надёжное обеспечение электроэнергией.
2. Покрытие «пиковых» нагрузок.
3. Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум электропотребления, а на другой вечер и пик электропотребления).











Учащиеся рассказывают сообщения о солнечной и ветровой энергии.












Учащиеся отвечают на вопросы, вступают в диспут.










Все учащиеся выполняют работу в своих контурных картах. Один учащийся отмечает их на доске.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативные:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Первичное закрепление нового материала.





Предлагаю вам выполнить задание. У вас на столах лежат фишки соответствующих цветов (синие, красные, черные), я вам называю характеристику электростанции, вы поднимаете карточку соответствующего цвета.
1. Топливом для этих электростанций является ядерное топливо (АЭС).
2. Около 65% вырабатываемой в стране электроэнергии дают этот вид электростанций (ТЭС)
3. Строительство данной электростанции занимает оного времени и средств, но после запуска эксплуатации  не требует больших затрат (ГЭС).
4. Топливом для данных электростанций является уголь (ТЭС).
5. К какому виду электростанций относятся Сургутская, Рефтинская, Костромская ГРЭС? (ТЭС).
6. Самая мощная в стране электростанция – Саяно-Шушенская (ГЭС).
7. Волго- Камский каскад вырабатывает 25% энергии.  (ГЭС).
8. В нашей стране сейчас действуют 10 станций работающих н а ядерном топливе. Назовите вид электростанции (АЭС).

Учащиеся показывают фишки.










Познавательные:  применение методов информационного поиска,  воспроизводить по памяти информацию  необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  
Познавательные: анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Подведение итога урок, рефлексия















Каковы перспективы электроэнергетики?









Скоро российскую энергетику ждут изменения: в ближайшие пару лет начнут запускать климатические проекты. Например, в 2023 по всей стране введут углеродную отчётность для промышленных предприятий. https://vk.com/im?sel=277549989&z=video-199819555_456239567%2F8b2353c4cb9a3fa17c%2Fpl_post_-199819555_6472 .

У вас на столах лежат листы самооценки. В начале урока мы с вами определили задачи на наш урок. Пожалуйста, заполните их.
«+» если поставленные задачи были достигнуты
«+,-» если достигнуты, но не полностью
«-» если задачи были не решены  совсем.

Варианты ответов учащихся
1. Применять энергосберегающие технологии в экономике.
2. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистого топлива.
3.Строить мини ГЭС.







Заполняют листы самооценки.

Коммуникативные: адекватно отображать свои чувства, мысли.

Регулятивные:

оценивать правильно выполнения действий, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Домашнее задание

Обязательное: П.20 ,  к. к.  стр.  2-3. Нанести крупные электростанции
Вариативное:
стр 135 «От теории к практике» задания 2,3;
Подготовить сообщение об альтернативных источниках электроэнергии

Записывают домашнее задание.

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.



Приложение 1


1. В каких двух регионах России производится добыча природного газа? Назовите  цифры, под которыми указаны эти регионы. 

1) Псковская область

2) Алтайский край

3) Астраханская область

4) Ямало-Ненецкий АО

5) Костромская область


2. В каких двух регионах России производится добыча нефти? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Приморский край

2) Республика Татарстан

3) Ханты-Мансийский АО — Югра

4) Белгородская область

5) Республика Карелия


3. В каких двух регионах России угледобывающая промышленность является одной из основных отраслей хозяйства?
1) Краснодарский край
2) Республика Коми
3) Кемеровская область
4) Астраханская область
5) Республика Карелия


1. В каких двух регионах России производится добыча природного газа? Назовите  цифры, под которыми указаны эти регионы. 

1) Псковская область

2) Алтайский край

3) Астраханская область

4) Ямало-Ненецкий АО

5) Костромская область


2. В каких двух регионах России производится добыча нефти? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Приморский край

2) Республика Татарстан

3) Ханты-Мансийский АО — Югра

4) Белгородская область

5) Республика Карелия


3. В каких двух регионах России угледобывающая промышленность является одной из основных отраслей хозяйства?
1) Краснодарский край
2) Республика Коми
3) Кемеровская область
4) Астраханская область
5) Республика Карелия






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....