Зависимость рельефа от внешних геологических процессов
план-конспект урока по географии (8 класс)

Яскилка Елена Петровна

Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

8 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

«Зависимость рельефа от внешних геологических процессов»

        

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о зависимости рельефа от внешних геологических процессов;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок «открытия» новых знаний

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Природа. Население: 8 класс: / В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя под общ. ред. В. П.Дронова . – М.: Вентана-Граф, 2019.

Предметные:

- знать и объяснять зависимость рельефа от внешних геологических процессов;

- определять  особенности форм рельефа;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

 

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

 

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Почему платформенные области выражены в рельефе равнинами, а складчатым областям соответствуют горы?

Какие внутренние и внешние рельефообразующие процессы вам уже известны?

Какие формы рельефа образуются в результате их взаимодействия?

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Зависимость рельефа от внешних геологических процессов»

Какие основные вопросы мы  можем рассмотреть?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить, как зависят формы рельефа от внешних  геологических процессов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Работа в группах с дополнительным материалом

Вопросы для каждой группы

Под воздействием каких факторов формируются?

При каких условиях?

Какие формы рельефа образуются? И в чем их особенности?

На каких территориях распространены?

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Дополнить схему

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

 Четырехугольник условно обозначает территорию Восточно-Европейской равнины. Используя легенду, заштрихуйте территории, где распространены формы рельефа, созданные различными внешними процессами.

                 с

                                                            геологическая деятельность ветра

з                                 в             геологическая деятельность текучих                                

                                                                          вод

                                                  геологическая деятельность    

                                                                           покровных оледенений

                 

                 ю

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Заполнить таблицу

Внешние силы, изменяющие рельеф земной поверхности

Процесс

Формы рельефа

Основные районы распространения

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 16, номенклатура рельефа

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Под воздействием каких факторов формируются?

При каких условиях?

Какие формы рельефа образуются? И в чем их особенности?

На каких территориях распространены?



Предварительный просмотр:

 Выветривание

Выветривание – это процесс разрушения и изменения горных пород под влиянием механического и химического воздействия атмосферы, грунтовых и поверхностных вод и организмов.

Горные породы разрушаются при перепадах температур вследствие того, что минералы, из которых они состоят, имеют различные коэффициенты теплового расширения. Со временем в некогда монолитной породе появляется трещины. В них проникает вода, которая при отрицательных температурах замерзает и, превращаясь в лёд, буквально «разрывает» горные породы. Происходит их разрушение, а вместе с этим «сглаживание» форм рельефа. Такие процессы называются физическим выветриванием. Наиболее интенсивно они протекают в горах, где на поверхность выходят твердые монолитные породы. Скорость процессов физического выветривания (около 1 мм в год), казалось бы, очень не велика. Однако за миллионы лет горы снизятся уже на 1 километр. Таким образом, для полного разрушения высочайших гор Земли Гималаев потребовалось бы 10 млн лет. По геологическим меркам это весьма непродолжительный временной промежуток (см. рис. 2).

Физическое выветривание

Рис. 2. Физическое выветривание (Источник)

Над разрушением горных пород трудятся и другие силы – химические. Просачиваясь по трещинам, вода постепенно растворяет горные породы (см. рис. 3).Растворение горных пород

Карстовые формы рельефа

Рис. 3. Растворение горных пород                Рис. 4. Карстовые формы рельефа

Растворяющая способность воды увеличивается при содержании в ней различных газов. Некоторые породы (гранит, песчаник) водой не растворяются, другие (известняк, гипс) растворяются весьма интенсивно. Если вода проникает вдоль трещин в слои растворимых горных пород, то эти трещины расширяются. В тех местах, где водорастворимые породы находятся близко к поверхности, на ней наблюдаются многочисленные провалы, воронки и котловины. Это карстовые формы рельефа (см. рис. 4).

Карст – это процесс растворения горных пород.

Карстовые формы рельефа развиты на Восточно-Европейской равнине, Предуралье, Урале и Кавказе.

Горные породы могут разрушаться и в результате жизнедеятельности живых организмов (растения камнеломки и др.). Это биологическое выветривание.

Одновременно с процессами разрушения идет перенос продуктов разрушения в пониженные участки, таким образом, рельеф сглаживается.

 Оледенение

Рассмотрим, как четвертичное оледенение сформировало современный рельеф нашей страны. Ледники сохранились на сегодняшний день только лишь на арктических островах и на высочайших вершинах России (см. рис. 5).

Ледники в горах КавказаТерритория древних ледников

Рис. 5. Ледники в горах Кавказа                       Рис. 6. Территория древних ледников

Спускаясь по крутым склонам, ледники формируют особый, ледниковый рельеф. Такой рельеф распространен в России и там, где нет современных ледников, – в северных частях Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Это результат древнего оледенения, возникшего в четвертичную эпоху из-за похолодания климата (см. рис. 6).

Крупнейшими центрами оледенения в то время были Скандинавские горы, Полярный Урал, острова Новая Земля, горы полуострова Таймыр. Толщина льда на Скандинавском и Кольском полуостровах достигала 3-х километров.

Оледенение возникало не один раз. Оно надвигалось на территорию наших равнин несколькими волнами. Ученые считают, что было, примерно 3–4 оледенения, которые сменялись межледниковыми эпохами. Последний ледниковый период закончился примерно 10 тысяч лет назад. Наиболее значительным было оледенение на Восточно-Европейской равнине, где южный край ледника достиг 48º–50º с. ш.

К югу количество осадков уменьшалось, поэтому в Западной Сибири оледенение достигло всего лишь 60º с. ш., а восточнее Енисея из за небольшого количества снега было ещё меньше.

В центрах оледенения, откуда двигались древние ледники, широко распространены следы деятельности в виде особых форм рельефа – Бараньих лбов. Это выступы горных пород с царапинами и шрамами на поверхности (склоны, обращенные навстречу движения ледника, пологие, а противоположные – крутые) (см. рис. 7).

Бараний лоб

Рис. 7. Бараний лоб

Под действием собственного веса ледники распространялись далеко от центра своего формирования. По пути своего следования они сглаживали рельеф. Характерный ледниковый рельеф наблюдается в России на территории Кольского полуострова, Тиманского кряжа, республики Карелия. Движущийся ледник соскабливал с поверхности мягкие рыхлые породы и даже крупные, твердые обломки. Вмерзшие в лед глина и твёрдые породы образовывали морену (отложения из обломков горных пород, образованные ледниками при их движении и таянии). Эти породы откладывались в более южных районах, где ледник таял. В результате образовались моренные холмы и даже целые моренные равнины – Валдайская, Смоленско-Московская.

Когда климат в течение длительного времени не менялся, ледник останавливался на месте и вдоль его края накапливались единичные морены. В рельефе они представлены изогнутыми рядами длиной в десятки или иногда даже и в сотни километров, например Северные Увалы на Восточно-Европейской равнине (см. рис. 8).

Образование мореныОбразование зандровых равнин

Рис. 8. Образование морены                                 Рис. 9. Образование зандровых равнин

При таянии ледников образовывались потоки талых вод, которые перемывали морену, поэтому в областях распространения ледниковых холмов и гряд, и особенно вдоль края ледника накапливались водно-ледниковые наносы. Песчаные плоские равнины, возникшие по окраинам тающего ледника, называются – зандровыми (от нем. «зандр» – песок). Примерами зандровых равнин являются Мещерская низменность, Верхневолжская, Вятско-Камская низина (см. рис. 9).

Среди равнинно-низменных холмов широко распространены водно-ледниковые формы рельефа, озы( от шведск. «оз» – гряда). Это узкие гряды, высотой до 30 метров и протяженностью до нескольких десятков километров, по форме напоминающие железнодорожные насыпи. Они сформировались в результате оседания на поверхности рыхлых наносов, образованных протекавшими по поверхности ледников реками (см. рис. 10).

Образование озов

Рис. 10. Образование озов

 Деятельность текучих вод

Вся вода, протекающая по суше, под действием силы тяжести также формирует рельеф. Постоянные водотоки – реки – образуют речные долины. С временными водотоками, образующимися после проливных дождей, связано образование оврагов (см. рис. 11).

ОврагНакопление речных наносов

Рис. 11. Овраг                                                          Рис. 12. Накопление речных наносов

Зарастая, овраг превращается в балку. Наиболее развитую балочно-овражную сеть имеют склоны возвышенностей (Среднерусской, Приволжской и др.). Хорошо разработанные речные долины характерны для рек, протекающих вне границ последних оледенений. Текучие воды не только разрушают горные породы, но и накапливают речные наносы – гальку, гравий, песок и ил (см. рис. 12).

Из них состоят речные поймы, протягивающиеся полосами вдоль русел рек (см. рис. 13).

Строение речной долиныШирина Волги на различных участках

Рис. 13. Строение речной долины                  Рис. 14. Ширина Волги на различных участках

Иногда широта пойм колеблется от 1,5 до 60 км (например, у Волги) и зависит от размеров рек (см. рис. 14).

Вдоль речных долин располагаются традиционные места поселения людей и формируется особый вид хозяйственной деятельности – животноводство на пойменных лугах.

На низменностях, испытывающих медленные тектонические опускания, происходят обширные разливы рек и блуждания их русел. В результате формируются равнины, построенные речными наносами. Наиболее распространен такой рельеф на юге Западной Сибири (см. рис. 15).

Различают два вида эрозии – боковую и донную. Глубинная эрозия направлена на врезание потоков в глубину и преобладает у горных рек и рек плоскогорий, именно поэтому здесь образуются глубокие речные долины с крутыми склонами. Боковая эрозия направлена на размытие берегов и характерна для равнинных рек. Говоря о воздействии воды на рельеф, можно рассмотреть и воздействие моря. При наступлении морей на затопленную сушу, горизонтальными слоями накапливаются осадочные горные породы. Поверхность равнин, с которых море отступило давно, сильно изменена текучими водами, ветром, ледниками (см. рис. 16).

Западная СибирьОтступание моря

Рис. 15. Западная Сибирь                                                       Рис. 16. Отступание моря

Равнины, относительно недавно покинутые морем, имеют относительно плоский рельеф. В России это Прикаспийская низменность, а также многие равнинные участки вдоль берегов Северного Ледовитого океана, часть низменных равнин Предкавказья.

 Деятельность ветра

Деятельность ветра также создает определённые формы рельефа, которые получили название эоловые. Эоловые формы рельефа образуются на открытых пространствах. В таких условиях ветер переносит большое количество песка и пыли. Зачастую небольшой кустик является достаточной преградой, скорость ветра снижается, и песок падает на землю. Так образуется вначале маленькие, а затем большие песчаные холмы – барханы и дюны. В плане бархан имеет форму полумесяца, причем своей выпуклой стороной он обращён к ветру. С изменением направления ветра меняется и ориентация бархана. Формы рельефа, связанные с ветром, распространены главным образом на Прикаспийской низменности (барханы), на Балтийском побережье (дюны) (см. рис. 17).

Останцы – причудливые формы рельефа

Образование бархана

Рис. 17. Образование бархана                    Рис. 18. Останцы – причудливые формы рельефа

Много мелких обломков и песка ветер сдувает с оголённых горных вершин. Многие выносимые им песчинки снова ударяются о скалы и способствуют их разрушению. Можно наблюдать причудливые фигуры выветривания – останцы(см. рис. 18).

С деятельностью ветра связано формирование особых пород – лёсов. Лёс – это рыхлая, пористая, пылеватая порода (см. рис. 19).

 ЛёсТерритории России, покрытые лёсом (показаны желтым цветом)

                                                                               Рис. 20. Территории России, покрытые  

                                                                                              лёсом (показаны желтым цветом)

Рис. 19. Лёс                                                            

Лесом покрыты большие территории в южных частях Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, а также в бассейне реки Лены, где не было древних ледников (см. рис. 20).

Считается, что формирование лёса связано с навеванием пыли и сильными ветрами. На лёсе образуются наиболее плодородные почвы, однако он легко размывается водой и в нем появляются самые глубокие овраги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование рельефа под воздействием геологических процессов

История формирования земной коры. Как внутренние процессы влияют на формирование рельефа. Основные формы рельефа...

Урок. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории..

Целью данного урока яляется изучение особенностей рельефа, как результат геологической истории формирования территории....

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

Цель урока: сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении; познакомиться с понятиями "эра", "период", отрабатывать навыки работы с геологической и...

Конспект урока :"Формирование рельефа под воздействием геологических процессов"

урок "Формирование рельефа под воздействием геологических процессов"...

Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций. Построение и чтение графиков функций.

Презентация "Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций. Построение и чтение графиков функций"...

Технологическая карта урока Географии в 7 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования".

Технологическая карта урока Географии в 6 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования"...