Урок географии в 6 классе "Волны в океане"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Римма Алексеевна Белькович

Этот материал может пригодиться для учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volny_v_okeane_geografiya_6_klass.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

География 6 класс

Тема урока: Волны в Океане

Цель урока: ознакомление с основными видами волн и причинами их возникновения

Оборудование: рисунки « Ветровые волны», «Цунами», « Приливы и отливы», физическая карта полушарий, поддон  с водой, план урока на доске, видеофрагмент « Волны в океане», запись шума волн.

 

Ход урока:

1 Этап. Организационный момент.

2 Этап. Проверка домашнего задания( задание разных форм и уровня) по теме: Свойства океанических вод.

Обучающимся предлагается задание.

1задание.

Дополните предложения.

  1. Количество минеральных веществ, в граммах, растворённых в 1 л. ( 1 кг.) воды______________( солёность)
  2. Знак обозначения солёности__________( %, промилле)
  3. Выписать море с солёностью 42%: Лаптевых, Охотское, Красное, Балтийское, Аравийское____________________( Красное)
  4. В какой области поверхность океана имеет самую высокую температуру_______  ( экватор)
  5. При какой температуре вода в океанах замерзает? _________( - 2 С)

2 задание. Выполнить тестовое задание.

1. Какие вещества составляют более 85 % от всех растворённых в океанической воде веществ?

  А. кремний и фосфор

  Б. серебро и золото

  В. натрий и хлор*

  Г. калий и магний

  1. Количество минеральных  веществ ( в граммах), растворённых в 1 литре воды

   А. плотность

   Б. солёность*

         В. растворимость

         Г. расход

  1. Как температура замерзания воды  зависит от её солёности?

  А. чем меньше солёность, тем ниже температура замерзания

  Б. чем больше солёность, тем выше температура замерзания

  В. Чем больше солёность, тем ниже  температура замерзания*

  Г. практически не зависит

  1. Какое количество минеральных веществ содержится в 1 литре воды Балтийского и Красного морей, если их солёность соответственно 6 промилле и 42 промилле?

 А. 0,6 г. и 0, 42 г.

 Б. 6 г. и 42 г.*

 В. 60 г. и 420 г.

 Г. 60 г. и 42 г.

5.Сколько в океанической воде в , среднем , растворено различных веществ

А. 100 г.

Б. 55 г.

В. 10 г.

Г. 35 г.*

3 задание  Исправьте ошибки в тексте.

 1) Океаническая вода замерзает при температуре  - 4 гр.С ( - 2 гр.С). 2) С глубиной температура  воды в океане остаётся неизменной. ( падает)  3) Единица измерения солёности проценты. ( промилле)

4) Кроме солёности морская вода обладает свойством замерзания.  ( температурой)     5) Испарение в Красном море меньше, чем в Балтийском. ( в Красном море солёность больше, чем в Балтийском)

  1. Этап . Изучение нового материала:

ВОЛНЫ В ОКЕАНЕ

Деятельность учителя                   Деятельность обучающихся

                             

                                                                                          - пытаются сформулировать тему и  

                                                                                          цель урока.

                                                                                   - записывают тему урока в тетрадь.                                                                      

Чтение стихотворения:  

Движение разное воды в океане

Приливы, отливы, волны , цунами

Сегодня вы ответить должны

Как образуются они.

- Какую тему мы изучаем сегодня?

- Какая перед нами стоит цель?

Называет тему урока: Волны в океане.

Знакомит с планом работы на доске.

ПЛАН.

  1. Ветровые волны, строение волны, причины возникновения.
  2. Цунами, причины возникновения.
  3. Приливы и отливы, их возникновение.
  4. Загрязнение вод океана.

Момент ролевой игры. Входит Незнайка.

- Здравствуйте! Узнали меня? Я- Незнайка, но  мне так  надоело, что все зовут Незнайкой.

Я хочу учиться, ребята, возьмите меня к вам в класс. Слышал я, что бывают отливы, приливы, цунами, а что это такое, я не знаю. Помогите мне пожалуйста как можно больше узнать об этом.

- Ребята возьмём незнайку к нам учится?

- Да!

- Проходи, садись.

1. Ветровые волны.

- приходилось ли вам наблюдать на                                            Обучающиеся слушают

поверхности воды волны?                                                            запись шума волн

Сейчас давайте закроем газа и  попробуем

очутиться на берегу моря

Эксперимент.

 Учитель наливает воду в ёмкость и просит одного ученика подуть на неё.

На поверхности воды образовались небольшие  волны, которые напоминают морские, только во много  раз меньше.

                                                                                                  Обучающиеся делают вывод о

                                                                                                  причине возникновения волн.

Рассматривается строение волны, работа с учебником выполняется задание обучающимися.

                                               

                                                                                               Ответы записывают в тетр.  

                                                                                     

  1. Что имеет каждая волна? ( подошву, гребень)
  2. Расстояние между двумя соседними гребнями? ( Длина волны)
  3.  Расстояние от подошвы до гребня? (высота волны)
  4. Какова обычная высота волн? (4 м.)
  5.  Назовите максимальную высоту волн? (12м.)
  6. Выясните  и подтвердите примерами, движение воды в ветровых волнах горизонтальное или вертикальное?  ( движение воды по вертикали; пример с лодкой или мячом на воде)

 

- движение воды вертикальное, почему тогда на берег, где находился Робинзон Крузо, выбросило сундук с плотницким материалом?                                  

Веками длиться этот бой.

Стоят упрямо берега,

Но разрушает их прибой-

Нептуна ветряный слуга.                                            Обучающиеся определяют, что это  

                                                                                         прибой

       

                                                                                         Краткое сообщение о прибое

Сообщение обучающегося.

 Можно иногда наблюдать, как ветер дует в одну сторону, а волны все к берегу. Так возникает прибой. У пологого берега от трения воды о дно движение её в нижней части  волны замедляется, гребень наклоняется в перёд и опрокидывается. На берег набегает пенистый водяной вал. Навстречу ему стекает вода предыдущей волны. Происходит постоянное перемещение песка, гальки и др. наносов. В шторм могут перемещаться камни массой в несколько тонн.

Встречая на пути крутые берега или сооружения, защищая  берега от размыва, волны с силой ударяются о них. При этом вода выбрасывается вверх  на высоту до 60 метров. Известен случай когда волна забросила обломок скалы в 60 кг. На крышу маяка высотой 28 метров.

- с каким видом волн мы познакомились? Назовите причину их образования.

2. Цунами.

                                                             Ученик читает подготовленное

стихотворение( собственного сочинения)

                                                                                                       А по морю гуляет цунами

Словно хищник матёрый рычит.

                                                                                              И не знает никто на планете

Сколько может всего натворить.

                                                                                                   Человек, ты над нею не властен

                                                                                         И не можешь её покорить

                                                                                          Можешь только смириться

                                                                                           И  бессилие  своё покорить.

Краткое  сообщение обучающегося.

Причиной цунами являются извержения вулканов и подводные землетрясения. Коварство цунами состоит в том, что будучи в открытом океане  ничтожными по высоте (30- 60м.), докатившись до мелководья, они стремительно растут, достигая20- 30 м.

Обычно за первой волной приходит вторая, а иногда и несколько волн сразу.

Скорость распространения цунами 700 -800км/ ч.  Обладает большой разрушительной силой и способна погубить людей.

- Какие волны называют цунами?                                

- Причины их образования?

- Чем они опасны?

3. Приливы и отливы.

Для знакомства с приливами и отливами

отправимся на берег Белого моря .

Ветра нет, поверхность воды спокойная

а, уровень моря изменяется 2 раза в сутки:

 то поднимается, то опускается.

Что же такое происходит?

Краткое сообщении ученика.

В приливах  заключено большое количество энергии: примерно в 3 раза больше, чем во всех реках планеты. В нашей стране даёт ток приливная электростанция (ПЭС), которая построена в одном из заливов Кольского полуострова. Во время прилива уровень воды в заливе повышается на несколько метров. Во время отлива вода из залива устремляется в море. Главная причина образования приливов и отливов – движение Луны. Её притяжение- гравитация- главная сила, лишающая воду покоя.

.

  1. Загрязнение вод Океана.

Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду на людей.

Чёрные расплывчатые пятна

На крутой разгневанной волне.

-На кого океан таит обиду в глубине?

Обучающиеся слушают, отвечают на вопрос.

Сказка о «нефтяной рыбке»

                                                                                      на новый лад

 рассказывает обучающий.

….забросил старик  первый раз невод в море, пришёл невод с рваным ботинком, пластиковыми бутылками и прочим мусором.

Второй раз закинул невод, пришёл невод и изношенной шиной и кучей склянок.

В третий раз закинул старик невод и поймал рыбку, которая говорила человеческим голосом:- « Кинь меня в аквариум с чистой водицею, старче, в нефтяных плёнках  нет нам житья. Не хочу быть рыбкою нефтяной, а хочу быть рыбкой простой…»

Обсуждение вопросов охраны океана.

- Как очищают воды от загрязнения?

- Как спасти океан  и его обитателей от  влияния человека?

-Дорогой Незнайка! Что ты узнал сегодня нового  на уроке?

Незнайка отвечает, что изучали на уроке.

  1. . Этап. Закрепление изученного.

Каждому обучающемуся раздаются карточки с заданиями. Поставьте «минус» или «плюс»

Характеристика

Приливы

Цунами

Прибой

1. Образуется под влиянием фаз луны.

2. Периодически повторяются.

3. Образуются в результате землетрясений.

4.Обладает разрушительным действием

( бедствием)

5.Образуется в сейсмических активных зонах.

6. образуется только у берегов.

Обобщающее лото для закрепления изученного.

( Раздаются карточки с вопросами и ответами, начинает тот задавать вопрос у  кого *, следующий ученик на карточке ищет ответ и  задаёт следующий вопрос и так по цепочке.)

1. * Волны, вызванные действием ветра.

Прибой

2. Как называется явление, когда у берегов скорость волн убывает, высота их возрастает. Волны опрокидываются на берег.

Цунами

  1. Волны с огромной разрушительной силой, вызываемые подводными землетрясениями и извержениями вулканов.

Приливы и отливы

  1. Как называется явление, когда водные массы  морей и океанов притягиваются луной ив меньшей степени солнцем.

Ветровые волны

  1. Расстояние между двумя соседними гребнями.

Высота волны

  1. Расстояние о т подошвы до гребня.

________________________________________________________________

Длина волны

  1. Что имеется у каждой волны?

  1. Какая электростанция сооружена в одном из заливов Кольского полуострова.

_____________________________________________________________

        Гребень, подошва

5 Этап.  Итог урока.

Оценка урока ( вопросник для обучающихся)

Ставится « да» или « нет»

   

                                                                                            1. Комфортно ли чувствовал(а) себя

на уроке_________

2. Понравился урок______________

3. Какие моменты урока запомнились___________________

_______________________________________________

4. Хотелось бы вам ещё раз провести такой урок__________

5. Оценка за урок себе________________

6. Оценка за урок учителю______________

   

Домашнее задание.

1. Учебник

2. Составить кроссворд.

3. Подготовить доклад или сообщение по заданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс

В презентации  дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....

Конспект урока географии по теме "Тихий океан" ( 7 класс)

познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хоз. использованием...

Урок географии по теме "Тихий океан" 7 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ "ТИХИЙ ОКЕАН".Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы.Развивать умение работать с различными источниками...

Презентация к уроку географии 5 класс "Мировой океан и его части"

Данный материал содержит информацию о Мировом океане: свойствах воды и его частях....

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

Презентация к уроку географии по теме: "Мировой океан и его части"

Презентация подготовлена к уроку в 6 классе, для неслышащих детей....

Урок географии в 7 классе "Океания".

Океа́ния — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольшихостровов и атоллов в центральной и юго-западной частях...