Технологическая карта урока 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Вохменцев Андрей Владимирович

Тема "Материки и части света"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_8_klass.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Материки и части света»

Тип урока: изучение нового

Цель урока: создать условия для формирования УУД:

Личностных (самоопределение),  познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные  (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

Задачи: 

  • способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации  через работу с заданиями-определителями, картами атласа;
  • организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
  • актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с  контурными  картами, заданиями в тетради-тренажере;
  • организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;
  • организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
  • учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
  • учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;
  • учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
  • учащиеся умеют корректировать свои действия.

Познавательные:

  • учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;
  • учащиеся владеют навыками смыслового чтения;
  • учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.

Коммуникативные:

  • учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;
  • учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.

Предметные:

  • учащиеся умеют анализировать картосхему «Материки и части света» и сопоставлять границы материков и частей света
  • учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией
  • учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный этап

Актуализация знаний по теме.

Организация вводной беседы.

Создание учебной мотивации.

- Электронное приложение к учебнику:  

слайд 1 (беседа)

- Задания в тетради – тренажере (с.4 зад.1-4; с.5 зад8)

- Электронное приложение к учебнику:

слайд 2 – Представление проблемы в виде картосхемы, организует работу по проблеме

- Ввод темы урока. Организация учащихся в целеполагании. слайд 3.

Рассказ учителя : слайд 4,5

Вспоминают   ранее известные знания по изучаемой теме.

Просмотр слайдов. Участие в беседе и опросе.

- Смотрят и отвечают на вопросы (беседа)

- Отвечают на задания в тетради-тренажере

 ( фронтальный опрос)

- Определение  проблемы и ее актуальности.

- Смотрят и отвечают на вопросы, выдвигают свои версии.

-  Слушают рассказ учителя. Участвуют в целеполагании

Технологический  этап

Организация работы по освоению новых знаний.

Организация работы в парах по выполнению практической работы

Организация работы с текстом и картами атласа

Сопоставление полученный информации и выстраивание логической цепочки.

Практическая работа. Проследить по географическим картам границу частей света (между Европой и Азией):

1. получают маршрутные листы и раздаточный материал приложение 1

2.Задание 1.По предложенному тексту определить географический объект, по которому проходит граница между Европой и Азией

3. организация представления полученных результатов по 1-ому заданию работы в группах.

 Задание 2.

 4. Работа по составлению кроссворда.

организация представления полученных результатов по 2-ому заданию работы в группах.

5. Обобщение. Организация систематизации полученных знаний  и их взаимопроверке

                                   

 Задание 3.

6.  По фрагментам карты определить, какие государства расположены в разных частях света.

Выполнение заданий в парах

Чтение текста, его осмысление, систематизация информации, заполнение таблицы, схемы, составление кроссворда

Организация промежуточной диагностики и  работы с картами

Просмотр слайда 8, обсуждение в парах,

исправление допущенных ошибок

1. знакомятся с их содержанием, задают вопросы по оформлению

2. определяют географический объект, выделяют ключевые слова, которые послужили подсказкой для ответа на задание, заполняют таблицу,

3.называют и показывают определенные части границы между Европой и Азией на карте.

4.составляют кроссворд. Записывают ответы в маршрутный лист.

слайд 6.  Представляют свою работу через проектор на компьютере, показывают их на карте

5. Систематизируют  полученные знания

по схеме«Фишбон».

Самооценивание. Проверяют себя, сопоставляя свои ответы с картой слайд  8.

6. Слайд 9. Анализируют карту и дают ответ с обоснованием, показывают эти государства на карте

Рефлексивный этап

приложение 2.

1.Систематизируют   и  закрепляют полученные знания, выполняя задание «Вычеркни лишнее»

2. Организация обсуждения итогов работы

Домашнее задание.  Выполнить задание №1 на конт. карте, стр 2-3

Для тех, кто хочет узнать больше, будут высланы вопросы «Интеллектуального марафона».Ответы прислать по эл/ почте .

1.Читают текст и выполняют задание

2. заполнение анкеты

3. сдают маршрутные листы и анкету.

Ход урока

Приветствие,  подготовка рабочего места

1.Вводно-мотивационный этап

 Электронное приложение к учебнику  Слайд  1. 

Сопоставьте картосхемы «Материки и части света»:

1. Назовите и покажите на карте материки. Сколько выделяют материков?

2. Назовите и покажите на карте части света. Сколько выделяют частей света? 

Задания в тетради – тренажере (с.4 зад. 1-4; с.5 зад.8)

Слайд  2.

1. Совпадают ли границы материков и частей света?

 2. Посмотрите внимательно на картосхему и подумайте, какую задачу нам предстоит решить  на сегодняшнем уроке?


3.  Как вы считаете, необходимо ли нам знать какие географические объекты находятся, например, в Европе, какие в Азии? Выскажите свое мнение. У кого есть затруднения в ответе на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на стр 11.

 Слайд3.

Например,в Европе существует известная организация «Евросоюз», которая объединяет 28  государств. Они объединились для совместной хозяйственной деятельности. Есть свое правительство – Европейский парламент. Членами Евросоюза могут стать только европейские страны.

Электронное приложение к учебнику   Слайд 4.

Древнегреческие ученые выделили только 2 части света (Европа и Азия). Европа – страны к западу от мест поселения греков, Азия - к востоку. После того как древние римляне завоевали южное побережье Средиземного моря, появилось название третей части света - Африка. Европа Азия и Африка - Старый свет.

 В конце 15в. Колумб открыл новые заатлантические земли, они получили название Америка. Хотя Северная и Южная Америка отличаются по природным условиям. Эти земли назвали Новым светом.

В 17-м веке голландские мореплаватели открыли пятую часть света — «Терра Аустралис Инкогнита» («Неизвестную Южную Землю») — Австралию.

         Берегов Антарктиды (то есть «Земли, лежащей напротив Арктики») в начале 19-го века впервые достигли корабли под командованием русских моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и

М. П. Лазарева. Так была открыта шестая часть света.

Вы правильно определили цель урока. Нам предстоит проследить как проходит граница между Европой и Азией и определить страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

В Уральских горах, там, где проходит условная граница между Европой и Азией, установлено несколько обелисков. И бывает так, что туристы, фотографируясь около этих обелисков, стоят одной ногой в Европе, а другой — в Азии. Есть на Урале и две ж/д станции с названиями «Европейская» и «Азиатская». Но это не значит, что граница проходит именно между ними. Вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Задача  непростая, так как граница эта условная, в течение многих лет она менялась. Слайд 5.

Многие взрослые затрудняются ответить на вопросы:

- Кавказ – это Европа или Азия? или что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Какова точная площадь Европы и Азии?

          Оказывается, европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью  даже до километра, потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии, у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы.

Географы решили, что такое положение должно быть исправлено и договорились, как будет проходить между Европой и Азией.  Мы сегодня узнаем их решение.

2.  Технологический этап

Практическая работа. «Проследить по географическим картам границу между Европой и Азией»

Работаем в парах.

Перед вами маршрутные листы.    В них  задания, с помощью которых вы определите по каким географическим объектам проходит эта граница. Узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ                            «Условная граница между Европой и Азией»

Класс 8____                                        ф.и.   1._________________________________

                                                          2._________________________________

Приложение 1. 

1.Прочитайте внимательно текст. Выделите  для себя ключевое слово или фразу, которое поможет вам определить по каким географическим объектам проходит граница. узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.

Название

природного объекта

Ключевое

слово и фраза

Поставьте

 « V » (да),

если уже знали

поставьте «+» , если узнал новое

поставьте « – » , если думал иначе

1.

2.

3.

4.

5.

Промежуточный контроль.  

2.  Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.

Условная граница между Европой и Азией проходит по разным географическим объектам. Для дальнейшего определения границы предлагаю вам составить небольшой кроссворд.

Что бы это значило?

1. Самое мелкое море в мире. Расположено на востоке Европы

2. "Цветное" море. На его берегу расположен город - столица зимней Олимпиады 2014

3. Пролив между Азовским и Черным морем.  На его берегу расположен город-герой Керчь

4. В этом море ловят рыбу жители трёх частей света

5. Один из самых узких проливов в мире. Вместе с проливом Дарданеллы соединяет Чёрное море

    со Средиземным морем

Промежуточный контроль. Слайд 6. Один из учащихся заполняет кроссворд на компьютере, другой показывает этот объект на карте.

3. Систематизация и обобщение знаний. Мы определили основные географические объекты по которым проходит условная граница между Европой и Азией. Давайте систематизируем наши знания. Заполним схему.

Слайд 7. Систематизация знаний. Схема Фишбон. Заполняют самостоятельно.

 Взаимопроверка. Слайд 8.   Проверьте, правильно ли определили границу.

Вывод.  Чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей,  решено

Урал целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.

4.  Оказывается, есть еще один интересный вопрос, связанный с условной границей между Европой и Азией. Наша страна  к этому имеет непосредственное отношение. Кто догадался о чем речь? Правильно есть страны, территории которых лежат в двух частях света.

Слайд 9. Давайте посмотрим на карту и определим, что же это за страны?

 Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.

Не забывайте заполнять таблицу.

- Как вы думаете, мы справились с задачей урока? У кого есть вопросы?

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Собрать маршрутные листы и раздаточный материал.

Выдать текст задания. (выполняется на оценку).

 Приложение 2. Слайд 10.

 Вычеркните лишнее и продолжите текст:

Граница между Европой и Азией -  условная линия. Она проходит от (Карского, Баренцева) моря, по (западному, восточному) склону Уральских гор, на - юге вдоль реки (Урал, Эмба), до Каспийского моря, по северному и северо-западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы., а затем по Кумо – Манычской впадине (севернее, южнее) Кавказских гор до реки Дон, далее по (восточному, западному) берегу Азовского моря к Черному морю через пролив Босфор_______________________________________

_____________________________________________________________________________

Понравился ли вам урок?  Заполнение анкеты

 ЛИСТ САМОАНАЛИЗА

Я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Домашнее задание. Ознакомится с п.2, ответить на вопросы. Выполнить задание 1 на контурной карте стр.1-2. Для тех, кто хочет узнать больше, я вышлю на вашу электронную почту вопросы «Интеллектуального марафона». Ответы должны быть присланы к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...