Рабочая программа
рабочая программа по географии (9 класс)

Малушина Ульяна Хайдеровна

Рабочая программа ,9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа242.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2018.

Цель программы:

   Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии.

Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Программа направлена на реализацию следующих целей:

  • формирование у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
  • воспитание у учащихся любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения географии в 9 классе необходимо решение следующих задач:

  • формирование у учащихся географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
  • создание образа своего родного края.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

       География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 часов (1 час в неделю), в 7,8, и 9 классах по 68 часов  (2 часа в неделю).

       В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
  • регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана
  • личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
  • коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

В результате изучения географии ученик должен научиться

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
  • географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение 4 ч

География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.

Раздел 1. Россия на карте мира.

Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.

Практические работы:

№1Характеристика экономико-географического положения России.

№2 Характеристика ЭГП России

Раздел 2. Население России (6ч). 

Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.

Практические работы.

№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

№5. Определение по картам размещения населения.

Раздел 3. Хозяйство России (27ч)

Развитие хозяйства России (3ч).  Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

Межотраслевые комплексы (24ч).

Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.

Практичесая работа.№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.

Практическая работа: № 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.

Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Практические работы:

№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии

№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса.

 Практическая работа:

№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения и типы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.

Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа:

№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Раздел 4. География крупных регионов России (21ч)

Районирование России . Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы.

№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.

№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

Восточный регион (6ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практическая работа.

№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

Раздел 5. Население и хозяйство Калининградской области (8ч).

Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.

Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.

Экономическое районирование округа. Внешние экономические связи округа. Место округа в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей округа.

Раздел 6. Россия в современном мире (2ч). Место России среди стран мира. Международные экономические связи, место в международном экономическом разделении труда.

Объекты Всемирного культурного наследия на территории России.

Раздел7. География своего края. Население и хозяйство Калининградской области. 8 часов. Особенности ЭГП Калининградской области, пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ Влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций . Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Практические работы :

№15. Особенности ЭГП Калининградской области и влияние его на экономическое развитие области.

№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Практические работы

Дата проведения

План

Факт

Введение

4

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1

2

Географическое положение и границы России.

1

№1 Характеристика экономико-географического положения России.

3

Виды и уровни географического положения.

1

№2 Характеристика ЭГП России.

4

Государственная территория России. Тест

1

Население России

6

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

6

Численность и естественный прирост населения.

1

№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

7

Национальный состав населения России. ВПМ.

1

№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

8

Рынок труда, занятость населения России. Миграции населения. ВПМ.

1

9

Городское и сельское население. Расселение населения.

1

№5. Определение по картам размещения населения.

10

Итоговое повторение по теме «Население России»

1

Экономика Российской Федерации

3

11

География основных типов экономики на территории России. ВПМ.

1

12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

13

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

1

География отраслей и межотраслевых комплексов

24

14

Научный комплекс. ВПМ.

1

15

Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития.

1

16

Факторы размещения машиностроения.

1

№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

17

География машиностроения. ВПМ.

1

18

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса.

1

19

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1

20

Топливная промышленность:

нефтяная и газовая

1

21

Топливная промышленность: угольная

1

№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов

22

Электроэнергетика. ВПМ.

1

23

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества: состав и значение. Металлургический комплекс.

1

24

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

1

№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии.

25

Черная металлургия. ВПМ.

1

26

Цветная металлургия. ВПМ.

1

№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

27

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

1

28

Факторы размещения химических предприятий

1

29

Лесная промышленность. ВПМ.

1

№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

30

Состав и значение агропромышленного комплекса.

1

31

Земледелие и животноводство.

1

№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

32

Пищевая и лёгкая промышленность.

1

33

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. ВПМ.

1

34

Сухопутный транспорт

1

35

Водный и другие виды транспорта. ВПМ.

1

36

Связь. Сфера обслуживания.

1

37

Итоговое повторение: География отраслей и межотраслевых комплексов

1

Региональная часть курса

21

38

Экономическое районирование России.

1

39

Общая характеристика Западного макрорегиона.

1

40

Центральная Россия. Состав, природные ресурсы, население.

1

41

Экономика Центральной России

1

42

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. ВПМ.

1

43

Северо-Западный район.

1

44

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. ВПМ.

1

45

Население и хозяйство Европейского Севера.

1

46

Европейский Юг – Северный Кавказ.

Географическое положение, природные

условия и ресурсы. ВПМ.

1

47

Население и хозяйство Европейского Юга.

1

№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.

48

Поволжье. Географическое положение. Население

1

49

Хозяйство Поволжья. ВПМ.

1

50

Урал. Географическое положение. Население.

1

51

Хозяйство Урала. ВПМ.

1

№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

52

Итоговое повторение по Западному макрорегиону.

53

Восточный макрорегион. Общая характеристика. ВПМ.

1

54

Западная Сибирь.

1

55

Восточная Сибирь.

1

№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

56

Дальний Восток.

1

57

Итоговое повторение по Восточному макрорегиону.

1

58

Обобщающее занятие по курсу « Население и хозяйство России».

1

Россия в современном мире

2

59

Россия в современном мире

1

60

Объекты мирового и культурного наследия России. ВПМ.

1

География своего края. Население и хозяйство Калининградской области

8

     61

Административно-территориальное устройство Калининградской области

1

№15. Особенности ЭГП Калининградской области и влияние его на экономическое развитие области.

62

Природно-ресурсный

потенциал области

1

63

Население Калининградской области.

1

64

Промышленность области.

География транспорта

1

№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области

65

АПК области

1

66

География транспорта

1

67

Итоговый урок: экономическое развитие Калининградской области. ВПМ.

1

68

Итоговый урок.

1

Тематическое планирование по курсу «Географический мир»

(20 часов)

Пояснительная записка

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Программа «Географический мир» рассчитан на 20 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.

Цель курса: заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Формы и методы проведения занятий

С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

          Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.

        В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

  • картографические элементы, факты;
  • номенклатуру;
  • основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
  • особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

  • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
  • определять различия в поясном времени различных территорий;
  • анализировать статистический материал;
  • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
  • читать карты  различного содержания;
  • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
  • описывать географическое положение;
  • определять тип объекта согласно классификации;
  • сравнивать свойства географических объектов;
  • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

Ожидаемые результаты:

Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение учебной мотивации обучающихся.
  • Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
  • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс

 Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение   итоговых тренировочных работ.

 2. Тематическое планирование курса

Название темы курса

Дата план

Количество часов

Форма проведения

Форма контроля

Источники географических знаний.

2

1.

Источники географических знаний.

1

Семинар

2.

Выдающиеся географические открытия и исследования

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

Природа Земли и человек.

6

3.

Форма и размеры Земли, движение Земли.

1

Практикум

Картосхема

4.

Земная кора и литосфера.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

5.

Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

1

Практикум

Картосхема

6.

Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат.

1

Семинар

Доклады учащихся

7.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

8.

Географическая оболочка Земли.

1

Семинар

Доклады учащихся

Материки, океаны, народы и страны

5

9.

Современный облик планеты Земля.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

10.

Соотношение суши и океана на Земле.

1

Практикум

Обобщающая таблица

11.

Население Земли.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

12.

Материки и страны.

1

Практикум

Обобщающая таблица

13.

Многообразие стран.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

Природопользование и геоэкология.

3

14.

Влияние хозяйственной деятельности на природу.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

15.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

География России

17

16.

Особенности географического положения.

1

Практикум

Обобщающая таблица

17.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

18.

Внутренние воды и водные ресурсы.

1

Семинар

Доклады учащихся

19.

Итоговое обобщение.

1

Решение демонстрационных версий КИМ.

Варианты КИМ

20.

Решение тренировочных работ.

1

Решение демонстрационных версий КИМ.

Варианты КИМ

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  Технические средства обучения:

  1) Компьютер.

  2) Видеопроектор.

  Информационно-коммуникативные средства:

Оснащение кабинета географии включает

оборудование, рабочие места для учащихся и учителя,

мультимедийнные средства обучения,

учебно-методическую литературу для учителя и учащихся

справочные материалы,

пособия на информационных носителях компакт-диски,

устройство для хранения учебного оборудования,

печатные пособия карты,

таблицы, портреты,коллекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...