Ситуационная задача "Земля Парадоксов"
план-конспект занятия по географии (7 класс)

Ситуационная задача

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx131.58 КБ

Предварительный просмотр:

Задача «Земля парадоксов!»

Вопрос

Чем объяснить уникальность природы Австралии?

Что повлияло на формирование животного и растительного мира материка?

Каким образом приспособились растения к условиям окружающей среды?

Отметка о выполнении

2-выполнено самостоятельно

1 –выполнено с помощью,

0 – не выполнено

Ознакомление

  1. Прочитайте текст (отрывок из книги «Дети капитана Гранта» Жюль Верна)
  2. Составьте список Парадоксов Растительного и животного мира Австралии описанных в книге  по три примера

«Удивительно, но факт»

Растения

Животные

  1. При помощи Атласа составьте список животных и растений встречающихся в Австралии.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Оцените свою работу

  1. Почему Австралию называют огромным заповедником?
  2. Предположите, что могло повлиять на формирование животного и растительного мира материка?                        Обсудите с одноклассниками

Сформулируйте гипотезы.

Запишите наиболее значимые (не более 2).______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Оцените свою работу

Понимание

  1. Гипотеза _________________________________________________________________________________

Прочитайте текст №1.

Восстановите хронологию  истории формирования материка

______________________-->______________________-->_____________________

           

Сделайте вывод  о влиянии данного факта на формирование  природы Австралии.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Гипотеза ___________________________________________________________________________
  • Подчеркните в списке климатообразующие факторы.

Режим осадков по сезонам года, пояса атмосферного давления, высота поверхности над уровнем моря, постоянные и переменные ветры, географическая широта, годовое количество осадков, угол падения солнечных лучей, океанические течения, средние температуры января и июля.

  • Сравните климат двух природных зон Африки и Австралии.

Заполните таблицу 1.

Сделайте вывод о сходстве или различии климата.

__________________________________________________________________

Сделайте вывод  о влиянии данного факта на формирование  природы Австралии.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Что повлияло на формирование животного и растительного мира материка?

________________________________________________________________________________

Оцените свою работу

  1. Опишите функции листьев у растений.

___________________________________________________________________________

  1. Почему листовая пластина развернута к солнечным лучам?
  2. В каких органах растения может накапливать воду?

______________________________________________________________________________________

Анализ

  1. Прочитайте текст (отрывок из книги «Дети капитана Гранта» Жюль Верна)№2

Найдите в тексте особенность листьев  эвкалипта___________________________________________

С чем это связанно? Обсудите с одноклассниками___________________________________________

Найдите в тексте и выпишите причину  этой особенности ________________________________________

  1. Прочитайте текст 3. Проверьте правильность своих суждений.
  2. Совершите путешествие в удивительный мир органического мира Австралии (презентация 1)

Оцените свою работу. 

Применение

  1. Распределите живые организмы по природным зонам (работа с карточками)Приложение 1.
  2. Найдите ошибки в тексте

 Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикусы) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии Дарлинг с крупным притоком Муррей. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании её лежит древняя складчатость. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, Они выводят детёнышей и яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых. Растительный мир богаче животного.

Синтез

Оформите ориентировочную карту

Особенности климатических условий и органического мира природной зоны саванн.

Оценка

На основе изученного материала ответьте на вопросы поставленные в начале решения задачи?

Результат

Подсчитай балы

12-10 –отлично

9-8-хорошо

7-5-удовлетворительно

Д.З. параграф 28

Исследование «Приспособление живых организмов  Австралии к условиям окружающей среды на примере  …… ».

Текст 1

В соответствии с теорией дрейфа континентов, выдвинутой А. Вегенером, 200 – 250 млн. лет назад континенты, находящиеся в южном полушарии (Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия) и Индия составляли вместе один большой массив суши – Гондвану. Северная Америка, Европа и Азия составляли северный массив суши – Лавразию. А еще раньше эти два суперконтинента представляли собой единый массив – Пангею. После разделения Гондваны и Лавразии на существующие в настоящее время континенты эволюция разных групп животных пошла различными путями. Сумчатые млекопитающие претерпели адаптивную радиацию и достигли большого разнообразия в Австралии и Южной Америки, тогда как более высокоразвитые плацентарные млекопитающие заняли доминирующее положение на других материках, вытеснив живших там сумчатых. Природа создала здесь естественный заповедник, в котором сохранились виды растений и животных близкие тем, что населяли Землю в далеком прошлом и уже исчезли на других материках. Австралия и прилегающие острова давно отделились от других материков.  Хотя Австралия имеет те же природные зоны, что и Южная Африка с Мадагаскаром, кроме областей высотной поясности, но органический мир здесь совершенно иной. Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав растений и животных отличается бедностью и своеобразием. Органический мир долгое время развивался изолированно. До 75% видов растений материка встречаются только в Австралии.

Климат пустынь и саванн Африки и Австралии.

Элементы климата

Африка

Австралия

Пустыни

Климатический пояс

Воздушные массы

температура

я

и

Годовое количество осадков

Саванны

Климатический пояс

 

Воздушные массы

температура

я

и

Годовое количество осадков

Таблица 1. Климат пустынь и саванн Африки и Австралии.

Элементы климата

Африка

Австралия

Пустыни

Климатический пояс

Воздушные массы

температура

я

и

Годовое количество осадков

Саванны

Климатический пояс

 

Воздушные массы

температура

я

и

Годовое количество осадков

Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикусы) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии Дарлинг с крупным притоком Муррей. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании её лежит древняя складчатость. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, Они выводят детёнышей и яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых. Растительный мир богаче животного.

Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикусы) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии Дарлинг с крупным притоком Муррей. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании её лежит древняя складчатость. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, Они выводят детёнышей и яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых. Растительный мир богаче животного.

Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикусы) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии Дарлинг с крупным притоком Муррей. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании её лежит древняя складчатость. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, Они выводят детёнышей и яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых. Растительный мир богаче животного.

Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикусы) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии Дарлинг с крупным притоком Муррей. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании её лежит древняя складчатость. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, Они выводят детёнышей и яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых. Растительный мир богаче животного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"

Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...

Антарктида- материк загадок и парадоксов

Методическая разработка урока по географии материков и океанов по теме « Антарктида» выполнена учителем географии ГБОУ СОШ  № 97  города Москвы Тимофеевой Еленой Алексеевной. Основная ...

«Парадоксы современного мира- вредные привычки»

Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Одним из самых губительных явлений, прямо скаже...

Сравнительный анализ софизмов и парадоксов

Поиск заключенных в софизмах ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики. Софизмы, как и парадоксы, намеренно противоречат здравому смыслу. Софизмы и парадоксы одинако...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...