Урок географии в 5 классе по теме «Природные зоны Земли»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

Урок географии в 5 классе по теме «Природные зоны Земли»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_5_klasse_prirodnye_zony_zemli.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наш дом – планета Земля. Природные зоны Земли.

Цель: 1. Расширение представлений о рациональном взаимодействии с природой; закрепить знания о природных зонах Земли, о расположении каждой из природных зон на планете, об особенностях растительного и животного мира в них, о причинах распределения растений и животных на суше.

2. Развитие умений показывать на карте основные природные зоны, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем, работать с гербарным материалом.

3. Воспитание экологической культуры, интерес к географическим знаниям

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Форма: урок-практикум.

Оборудование: карта природных зон, глобус, атласы, учебник, карточки для индивидуальной и групповой работы, учебник, ноутбук, интерактивная карта.

Эпиграф: 1. Дерево, трава, цветок и птица

                 Не всегда умеют защититься.

                 Если будут уничтожены они,

                 На планете мы останемся одни.(Д.Родович)

                2. Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места

                 помогает правильно увидеть их в действительности (К.Паустовский).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Клип «Вивальди. Весна»

- Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

- Позвольте объявить о цели своего визита и зачитать обращение к учащимся 5 класса: «Я прибыла в ваш умный класс с целью дать урок природоведения. Я рада приветствовать гостей и счастлива видеть сияющие лица учеников».

- Пусть я волнуюсь, для меня

Урок всегда дается с бою.

Взгляните, дети, на меня,

Я поведу вас за собою!

2. Вступительное слово учителя

 - Наш урок мы посвятим Международному дню Земли.

22 апреля не просто большой, а поистине глобальный праздник – Международный день Матери-Земли. Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, а в 1990 году этот день стал международной акцией. В России его отмечают с 1992 года. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

   День Матери-Земли 22 апреля дает возможность каждому жителю во всех уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.

3. Художественная часть

1.Вертится, крутится шар голубой –

Это Земля, где живем мы с тобой!

2.Синее – реки, моря, океаны…

Горы, равнины, густые туманы.

3.Ну, а зеленый – луга и поля!

Пестрая наша планета – Земля!

4.Белые шапки на полюсе – льдины,

В желтый окрашены зноя пустыни.

5.Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,

И у тебя поместилась в ладошках!

6. Чтобы была счастлива Планета,

Мы с собой возьмем в дорогу Лето.

И чтоб была счастлива Земля,

Все в том Мире и , конечно, я.

7.Счастье я возьму двумя руками,

Подарю то счастье совей маме,

Подарю и папе, и друзьям,

Подарю то счастье здесь и там.

8.Солнце светит опять нам на нашей Планете.

Пусть на целой Земле будут счастливы дети,

Чтобы на Планета несчастья не знала,

Чтобы наша Земля вновь цвела и сияла.

4.Сообщение целей урока

- Урок наш мы продолжим словами известного писателя К.Паустовского «Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности».

- На прошлом уроке мы познакомились с природными зонами Земли. Сегодня мы закрепим наши знания по этой теме. И я надеюсь, что сегодня на уроке вы все получите только хорошие оценки.

- Запишите число, тему урока.

5. Актуализация знаний. Прием «Ассоциативный куст» - 3 мин.

- Сейчас мы с вами вспомним все природные зоны, на которые делится наша Земля.

 - Вам надо заполнить схему «Ассоциативный куст»:

 (на доске)

- таким образом, на Земле выделяют 11 природных зон.

Природные зоны Земли

6. «Пресс-конференция»

5 мин.

- А сейчас проведем «Пресс-конференцию» со «специалистами»  природных зон. «Специалисты» отвечают на вопросы  - «журналисты» задают вопросы

Примерные вопросы:

(см.стр. 134)

1. «Специалист» по природным зонам.

2. «Специалист» по тундре.

3. «Специалист» по тайге.

4. «Специалист» по смешанным и широколиственным лесам

5. «Специалист» по степи и саванне.

6. «Специалист» по пустыни.

7. «Специалист» по влажному тропическому лесу.

Молодцы! Вот мы и вспомнили основные природные зоны Земли.

7.Рассказ-предложение по ключевым словам. Работа в парах. 

2 мин. – на подготовку;

 6 мин. – на рассказ

- А теперь более подробно поговорим о природных зонах,  которые занимают большую часть поверхности Земли. В чем же заключаются их основные особенности?  

С опорой на ключевые слова, составить рассказ о природной зоне

 Работа в парах.

1.Северные области Евразии, Северной Америки, на островах, мало тепла, почва, многолетняя мерзлота, лишайники, мхи, карликовые деревья, грызуны, лемминги, белая куропатка, белая сова, северный олень, песец.

2.Южные тундры, холодные зимы, хвойные деревья, лиственница, кедровая сосна, ель, пихта, таежные леса, глухарь, кедровка, лнтяга, соболь.

3.Много тепла, нет многолетней мерзлоты, теплолюбивые лиственные деревья, дуб, клен, липа, разнообразные кустарники, травы, грибы.

4.Много тепла, влаги недостаточно, на всех материках, кроме Антарктиды, обширны в Евразии, в Африке, травянистые равнины, разнообразные насекомые, крупные животные, в африканской саванне, антилопы, зебры, хищники, известный хищник, лев.

5.Засушливые районы Земли, на всех материках, кроме Антарктиды, приспособились, немногие организмы, в пустынях Средней Азии, саксаул, песочная осока, верблюжья колючка, обитают насекомые, жуки-чернотелки, кобылки, пресмыкающиеся, ящерица-круглоголовка, варан, песчаный удавчик, кобра, млекопитающие, джейран, тушканчики, песчанки.

6.Линии опоясывающие земной шар, Северный тропик, Южный тропик, по обе стороны от экватора, круглый год, очень тепло, обильные дожди, благоприятны для растений и животных, самое богатое видами природное сообщество Земли.

8.Индивидуальная работа.

Клип

«В мире животных»

- А теперь пришло время проверить ваши знания о типичных представителях этих природных зон.

1.Карточки-задания:

1) Распределить типичных представителей животного и растительного мира по природным зонам.

2) Вставить пропущенные слова в тексте. (Х.Гузель)

Взаимопроверка по ключу.

9.Географический терминологический диктант

1) Самое большое разнообразие видов;

2) Преобладание травянистых растений;

3)Обилие мхов, лишайников, карликовых деревьев;

4)Множество хвойных растений немногих видов;

5)Наиболее засушливые участки Земли;

6) Растут теплолюбивые растения

Ключ к проверке:

1-власжный тропический лес

2- степи и саванны

3-тундра

4-тайга

5-пустыни

6- смешанные и широколиственные леса

10. Игра «Третий лишний»

1. Составить задания (2 ученика) (сильные).

2. Назвать организм. В каких природных зонах они обитают. (см. стр. 134).

1. Самостоятельная работа

2.Работа с учебником

11.Домашнее задание.

1. Составить рекламу по одной из природных зон.

2. Подобрать иллюстративный материал к разным природным зонам.

Запись домашнего задания в дневники.

12.Оценки за урок

С комментированием.

13.Заключение.

- Наш урок, посвященный Международному Дню Земли, подходит к завершению. День Земли напоминает нам, живущим на планете, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение природы и быть ответственным за состояние окружающей среды вокруг себя.

- В этот день все человечество должно вспомнить, что Земля – это наш общий дом, который надо держать в порядке.

14. Итоги урока.

Клип «Красная книга».

Лист самооценки

1.Северные области Евразии, Северной Америки, на островах, мало тепла, почва, многолетняя мерзлота, лишайники, мхи, карликовые деревья, грызуны, лемминги, белая куропатка, белая сова, северный олень, песец.

2.Южные тундры, холодные зимы, хвойные деревья, лиственница, кедровая сосна, ель, пихта, таежные леса, глухарь, кедровка, летяга, соболь.

3.Много тепла, нет многолетней мерзлоты, теплолюбивые лиственные деревья, дуб, клен, липа, разнообразные кустарники, травы, грибы.

4.Много тепла, влаги недостаточно, на всех материках, кроме Антарктиды, обширны в Евразии, в Африке, травянистые равнины, разнообразные насекомые, крупные животные, в африканской саванне, антилопы, зебры, хищники, известный хищник, лев.

5.Засушливые районы Земли, на всех материках, кроме Антарктиды, приспособились, немногие организмы, в пустынях Средней Азии, саксаул, песочная осока, верблюжья колючка, обитают насекомые, жуки-чернотелки, кобылки, пресмыкающиеся, ящерица-круглоголовка, варан, песчаный удавчик, кобра, млекопитающие, джейран, тушканчики, песчанки.

6.Линии, опоясывающие земной шар, Северный тропик, Южный тропик, по обе стороны от экватора, круглый год, очень тепло, обильные дожди, благоприятны для растений и животных, самое богатое видами природное сообщество Земли.

Пользуясь текстом учебника, вставить пропущенные слова.

Среди природных ___________ Земли можно выделить несколько основных, тех, которые занимают ________________ часть ее поверхности. Их __________________________ на планете зависит от ___________________, главным образом от распределения _______________ и __________________.

В северных областях ____________________ и _________________________________ и многих прилегающих к ним островах расположена __________________.

Южнее _________________, там, где еще очень холодные _____________, раскинулась ______________.

К югу от ______________, где больше тепла и совсем нет многолетней мерзлоты, растут теплолюбивые лиственные деревья – раскинулись _______________ и __________________ леса.

Ключ

Название природной зоны

Номер типичного растения и животного

1.

Тундра

2, 3,13;

5, 15

2.

Тайга

4, 7, 8, 13; 7, 9,

3.

Смешанные и широколиственные леса

5, 9, 12;

6, 16

4.

Степи и саванны

6;

8, 10, 11,

5.

Пустыни

10, 11;

3, 12, 13, 14,

6.

Влажный тропический лес

1;

1, 2, 4,  

Название природной зоны

Номер типичного растения и животного

Типичные растения

Типичные животные

1.

Тундра

1.Орхидея

2.Мхи

3.Лишайники

4.Сосна

5.Дуб

6.Акация

7.Лиственница

8.Ель

9.Клен

10.Саксаул

11.Верблюжья колючка

12.Липа

13.Карликовые деревья

13.Пихта

1.Тукан

2.Ягуар

3.Жуки-чернотелки

4.Ленивец

5.Грызуны

6.Жук-олень

7.Соболь

8.Лев

9.Глухарь

10.Антилопа

11.Зебра

12.Кобра

13.Варан

14.Джейран

15.Лемминг

16.Кабан

2.

Тайга

3.

Смешанные и широколиственные леса

4.

Степи и саванны

5.

Пустыни

6.

Влажный тропический лес

Заполнить кластеры:

Тундра

Растения

Животные

Тайга

Растения

Животные

Смешанные и широколиственные леса

Растения

Животные

Степи и саванны

Растения

Животные

Пустыни

Растения

Животные

Влажный тропический лес

Растения

Животные

Фамилия, имя

Мне было на уроке (отметить)

Тему урока (отметить)

Своей работой на уроке я (отметить)

Моя оценка за урок

Интересно

Я понял

Доволен

Не интересно

Не понял

Не очень доволен

Скучно

Что не понятно?

Не доволен

Фамилия, имя

Мне было на уроке (отметить)

Тему урока (отметить)

Своей работой на уроке я (отметить)

Моя оценка за урок

Интересно

Я понял

Доволен

Не интересно

Не понял

Не очень доволен

Скучно

Что не понятно?

Не доволен

Фамилия, имя

Мне было на уроке (отметить)

Тему урока (отметить)

Своей работой на уроке я (отметить)

Моя оценка за урок

Интересно

Я понял

Доволен

Не интересно

Не понял

Не очень доволен

Скучно

Что не понятно?

Не доволен

Фамилия, имя

Мне было на уроке (отметить)

Тему урока (отметить)

Своей работой на уроке я (отметить)

Моя оценка за урок

Интересно

Я понял

Доволен

Не интересно

Не понял

Не очень доволен

Скучно

Что не понятно?

Не доволен

Арктические и антарктические пустыни

Саванны, редколесья и кустарники

Тундра и лесотундра

Жестколиственные вечнозеленые леса и кустарники

Тайга

Переменно-влажные леса

Смешанные и широколиственные леса

Области высотной поясности

Лесостепи и степи

Наземно-воздушная среда

Полупустыни и пустыни

Водная среда

Влажные экваториальные  леса

Почвенная среда

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии в 6 классе: "Путешествие по природным зонам Земли"

Конспект урока в 6 классе по теме: "Природные зоны Земли". Проводится, согласно программы, в конце учебного года. Урок построен на основе игровых технологий....

Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"

Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...

Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"

Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"...

План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира

Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...