Урок географии 8 класс.Реки России.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Курищенко Татьяна Альбертовна

Урок разработан для учеников 8 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Реки России

Цели: Формирование представлений о распределении рек по территории страны, о главных речных системах.

Задачи УУД:

Предметные:

- давать определения терминов, понятий по теме урока;

- выявлять и называть особенности бассейнов стока;

- читать и анализировать тематические карты;

- описывать бассейны стока;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- давать характеристику рек.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, находить главное, делить текст на части;

- обобщать и формулировать выводы, определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения, выявлять особенности объектов;

- устанавливать причинно- следственные связи, сопоставлять источники информации;

- составлять характеристику явлений и объектов.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- самостоятельно исправлять ошибки;

- оценивать способ достижения цели.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- создавать устные и письменные речи.

Личностные:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки различных ситуаций, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- понимать эмоциональное состояние других людей:

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурная карта, проектор.

УМК: учебник географии 8 класс, , атлас, контурная карта

Ход урока

  1. Оргмомент: Приветствие, подготовка к уроку.

«Вода! у  тебя  нет  ни цвета, ни  вкуса, ни запаха  тебя невозможно описать,  тобой наслаждаются,  не ведая, что ты такое!                                                                                     Нельзя сказать, то ты необходима для жизни:  ты сама жизнь.                                                                                                                  Ты наполняешь нас радостью,  которую не объяснишь нашими чувствами…                                                              Ты самое большое богатство на свете»

II Изучение новой темы:

Сформулируйте, пожалуйста, какова цель нашего урока. Какие задачи мы будем решать.  Актуализация знаний.

Какие виды внутренних вод вы знаете?

– Какие из них созданы человеком?

Вспомните:

Пользуясь текстом учебника параграфа  , ответьте устно н вопросы.

1. Назовите крупнейшие реки России.

2. К каким океаническим бассейнам относятся реки России?

3. Что значит бассейн внутреннего стока?

4. Какая река России самая длинная и в бассейн, какого океана она несет свои воды?

5. Какая река нашей страны самая полноводная?

К каким океанам относятся реки России? А Волга?

На доске. Тихий-Атлантический-Северный Ледовитый –Внутренний сток. 4 учащ.

Остальные в контурной карте.

Работа с контурными картами и атласами.

Задание: нанести на контурную карту реки (Волга, , Дон, Нева, , Печора, Северная Двина, Кубань, Терек, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Енисей, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея). Используйте атлас.

Физкультминутка.!!!!!!!!!!

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.

 Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. ( С) Они малопригодны для судоходства.

– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

Реки издавна служили транспортными путями. Но река – это не только дорога, но и энергия. У реки, кроме длины, ширины и глубины есть еще одно измерение – высота, с которой речные воды падают в море или озеро. Это высота измеряется превышением истока реки над устьем и называется

ПАДЕНИЕМ– это разница высот между истоком и устьем в метрах.                                

Н = Н1 – Н2, где

Н1 – абсолютная высота истока

Н2 – абсолютная высота устья.

III. Решение задач на определение падения реки (СЛАЙДЫ)

№ 1

Определить падение реки Волги.

Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м

Устье – Каспийское море – (– 28 м)

300 – (– 28) = 328 м.

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)) I = Н : L, где

I – уклон;

H – падение;

L – длина.

Решение задач на определение уклона рек

№ 1

Определить уклон реки Ангары.

Падение = 380 м = 38000 см

Длина реки 1826 км

Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

Далее рассматриваются  понятия:

- годовой сток

- питание рек

- режим рек: весеннее половодье, паводок, летнее половодье, межень.

Виды питания: снеговое, ледниковое, дождевое, подземное, смешанное.

Что такое режим рек? (Изменение уровня воды в реке).

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке.

Межень – самый низкий уровень воды в реке.

Ледостав – замерзание рек.

Ледоход – вскрытие рек ото льда.

Половодье – самый низкий уровень воды в реке.

А как вы думаете, почему Россию называют «страной больших рек». Вот на этот вопрос, вы мне ответите после изучения темы. Попробуйте найти ответ на этот вопрос во время изучения темы.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа.

IY. Оценивание.

Оценки получат за самостоятельную работу.

Y.Рефлексия.

1. Достигли ли вы заданных целей?

2. Оцените свою работу на уроке. Все ли у вас получилось.

3. Что было трудным. Что мешало достижению целей?

YI. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод. (Урок географии в 8-м классе)

Цели и задачи урока: 

  • рассмотреть значение воды в жизни человека;
  • оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
  • закрепить знания о водных ресурсах России (понятия, типы вод).

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • компьютерный класс с интерактивной доской;
  • материалы Приложений для работы с интерактивной доской.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала. 

  1. План изучения:
  2. Водные ресурсы и их использование.
  3. Водный кадастр.
  4. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
  5. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
  6. Стихийные явления.

Водные ресурсы и их использование.

Потребление воды человеком в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И хотя вода покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится к возобновимым ресурсам, она становится все более дефицитным природным продуктом.

Водные ресурсы - это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.

Значение рек:

А) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3. Для производства 1 т сахара расходуется 100мводы, 1 т бумаги - 900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3воды. 

Б) Вода рек - это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной зоне России 10 - 19 вв. (Слайд №5)

В) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.

Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток влаги.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами

Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.

  • Покажите крупные реки Сибири.
  • Какая река является самой полноводной в России? (Енисей)

Водный кадастр.

Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.

В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.

На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири - 100000 м3 в год, т.е. в 12 раз больше. В южных районах ( земледельческих) России дефицит воды, т.к. большая часть воды идет на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны ( это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.

  • Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового).

Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища.

  • В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.)

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается много воды - в среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Вода, используемая для водоснабжения человека и его хозяйства, возвращается в гидросферу не в полном объеме и не всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за счет испарения с орошаемых полей и поверхностей искусственных водоемов, из-за несовершенных промышленных технологий и утечек из водопроводов. Антропогенное воздействие уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани, Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли.

Итак, человек влияет на водные ресурсы.

- Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.

Использование воды

водопользование

водопотребление

Рыбное хозяйство

Промышленность

Гидроэнергетика

Сельское хозяйство

Речной транспорт

Коммунальное хозяйство (вода в квартире, полив улиц)

Купание в реке

 

Рыбалка на берегу с удочкой

 

Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество

В результате потребления воды становится меньше, т.е. уменьшается ее количество, но и меняется качество воды из-за стоков.

  • Приведите примеры ухудшения качества воды.

А) сплав древесины (молевой) - часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами. 

Б) загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.е. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни и даже города. 

Охрана вод, система обратного водоснабжения.

Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян?

Ребята называют ответы, учитель постепенно открывает шторку для проверки.

- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.

- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Стихийные явления.

Вода может приносить человеку много бедствий.

Это стихийные явления:

наводнения, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни.

40 % всех стихийных бедствий приходится на наводнения. .

На каких реках чаще бывают наводнения? Почему?

(На реках Северного стока. Весной в верховьях рек, находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит их берегов.)

Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена). Вспомнить наводнение в Ленске. Во время муссонных дождей наводнения бывают и на реках Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя селиться, особенно на низменных участках.

Сели - грязекаменные потоки случаются на Кавказе, в горах юга Сибири. Причина возникновения селей - сильные ливни или быстрое таяние снега, наличие большого количества рыхлых грунтов в верховьях горных долин, сведение лесов на склонах гор.

Меры борьбы с селями:

  • облесение склонов
  • террасирование склонов
  • создание в руслах горных рек специальных плотин - селесборников.

3. Закрепление.

Тесты. Выполнить и прислать мне на личный номер(указав фамилию).

Вариант 1(ряд)

1. Россия - богатейшая по водным ресурсам страна. По величине годового стока всех рек она уступает только Бразилии. Самой полноводной рекой России является:

а) Лена;

б) Волга;

в) Енисей;

г) Обь.

2. Разница абсолютных высот истока реки и ее устья называется:

а) уклон реки;

б) падение реки;

в) межень реки;

г) режим реки.

3. Выберите единственное правильное сочетание:

а) Амур  Берингово море;

б) Волга  Азовское море;

в) Лена  Море Лаптевых;

г) Обь  Баренцево море.

4. Озеро, расположенное в пределах Прикаспийской низменности:

а) Белое;

б) Баскунчак;

в) Кроноцкое;

г) Онежское.

5. Горные ледники питают многие реки, изменяют рельеф. В России они образуются в горах:

а) Алтай;

б) Южный Урал;

в) Бырранга;

г) Кавказ.

6. Установите соответствие между озером и территорией, где оно расположено.

Озера:                                                       Территория:

1. Онежское;                                             а) горные районы юга Сибири;

2. Байкал;                                                  б) на границе с Китаем;

3. Чудское;                                                в) на полуострове Таймыр;

4. Ханка;                                                    г) на полуострове Камчатка;

5. Таймыр;                                                 д) на территории Карелии;

6. Кроноцкое.                                            е) на границе с Эстонией.

7. Выберите верные утверждения:

а) Болота - важный источник питания рек и озер.

б) Река Печора относится к территории внутреннего стока.

в) Геокринология решает вопросы строительства в районах российского Севера.

г) Многолетняя мерзлота распространена почти на 2/3 территории России.

д) Ладожское и Онежское озера имеют тектоническое происхождение.

ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ.

е) Рыбинское водохранилище расположено на реке Дон.

Вариант 2(ряд)

1. Наша страна располагает огромными ресурсами речного стока. Однако большая их часть сосредоточена в бассейнах:

а) Тихого океана;

б) Черного моря;

в) Каспийского моря;

г) Северного Ледовитого океана;

д) Балтийского моря.

2. Наиболее низкий уровень воды в реке называется:

а) замерзание;

б) межень;

в) паводок;

г) уклон.

3. Выберите единственное правильное сочетание:

а) Дон  Черное море;

б) Волга  Каспийское море;

в) Енисей  Море Лаптевых;

г) Лена  Карское море.

4. Болота занимают свыше 10% территории России. Наиболее заболоченные районы страны - это:

а) Алтай;

б) Западно-Сибирская равнина;

в) Прибайкалье;

г) Подмосковье;

д) Северо-запад Русской равнины.

5. Установите соответствие между рекой и ее водохранилищем:

1. Енисей;                     а) Братское;

2. Волга;                       б) Куйбышевское;

3. Ангара;                     в) Цимлянское;

4. Дон.                           г) Красноярское.

6. Озера - это источники не только пресной воды. Назовите озера, на которых ведется добыча соли:

а) Эльтон;

б) Псковское;

в) Курильское;

г) Баскунчак;

д) Байкал.

7. Выберите верные утверждения:

а) Подземные воды бывают пресными и минеральными.

б) Город Норильск построен в суровом климате, в условиях многолетней мерзлоты.

в) Река Урал несет свои воды в Волгу.

г) Для большинства рек России характерен паводочный режим.

д) Ангара - единственная река, вытекающая из озера Байкал.

е) Постоянные ветра с Финского залива приводят к частым наводнениям на реке Неве.

Вариант 3(ряд)

1. К внутренним водам относят не только природные, но и рукотворные хранилища воды. Выберите созданные человеком водоемы:

а) озеро;

б) пруд;

в) подземные воды;

г) гейзер

д) водохранилище;

е) канал;

ж) ледник;

з) колодец.

2. Количество воды, проходящей через русло реки за определенный промежуток времени, - это:

а) бассейн реки;

б) речной сток;

в) устье;

г) падение реки.

3. Большая часть российских рек впадает в океаны. Есть также внутренняя бессточная область. Распределите названные реки по бассейнам:

1. Тихого океана;                        а) Волга;                 б) Амур;

2. Атлантического;                      в) Лена;                  г) Дон;

3. Северного Ледовитого;          д) Печора;              е) Иртыш;

4. Бессточная область.               ж) Кубань;             з) Колыма;

                                                      и) Камчатка;         к) Урал;

                                                      л) Ока.

4. Водными ресурсами наиболее обеспечена территория:

а) Южный Урал;

б) Дальний Восток;

в) республика Калмыкия;

г) Астраханская область.

5. Распределите озера по происхождению их озерных котловин:

1. Ледниковое;                         а) Псковское;

2. Вулканическое.                    б) Онежское;

                                                  в) Кроноцкое;

                                                  г) Ладожское;

                                                  д) Курильское.

6. На территории России многолетняя мерзлота образовалась благодаря:

а) особым свойствам грунтовых вод;

б) особым природным зонам;

в) суровому климату;

г) деятельности человека.

7. Выберите из предложенных верные утверждения:

а) Обь с притоком Иртыш - самая протяженная река России.

б) Летнее половодье наблюдается на реках Кольского полуострова.

в) В болотах сосредоточено около 80 % запасов торфа страны.

г) Истоками Енисея являются два рукава: Большой и Малый Енисей.

д) В Татарском проливе расположен исток Амура.

4. Вывод.

Наша страна необычайно богата разными видами пресных вод: реками и озерами, подземными водами и ледниками. В настоящее время в ряде районов страны сложилась тревожная ситуация, связанная с нехваткой воды или ухудшением ее качества. Необходимо вести постоянную борьбу с загрязнением и истощением вод. Уже сейчас затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимают первое место среди всех расходов человечества на охрану природы, и суммарная стоимость пресной воды намного больше стоимости любого другого вида используемого сырья

5. Домашнее задание.

Параграф 18, вопрос № 4 после  (Исстари считалось, что на Руси человек жил с рекой душа в душу. Она приучала к порядку и общежитию, воспитывала предприимчивость, привычку к артельному (коллективному) действию. Приведите свои доводы в пользу этого утверждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии Тема: Климат России

Проверка знаний по теме Климат в России. Урок с использованием ИКТ...

урок географии "Черная металлургия России"

урок геогрфии с использоанием ИКТ...

Урок 8 класса «Реки Липецкой области»

По территорий Липецкой области протекает 125 рек длинной 10 км и более и 214 речек длинной менее 10 км. По территории Липецкой области протекают 2 реки с человеческими образами: Волга-матушка и Дон-ба...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Урок географии по теме "Россия на карте часовых поясов". 7-й класс

Формы проведения урока:·         повторение терминологии;·         практическая работа по определению разницы в поясном ...

Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ

Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....

Урок географии «Численность населения России»

Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем...