Рабочая программа курса За страницами учебника географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс)
Аннотация
к элективному курсу «За страницами учебника географии»
Общая характеристика курса
Школьное географическое образование является важной составляющей развития личности. Уникальность географии обусловлена тем, что она рассматривает процессы, объекты и явления как природного, так и социального происхождения, их взаимообусловленность и взаимосвязь, формирует у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей. Вклад географии в выполнение социального заказа общества выражается в формировании качеств личности. Это означает, что основой современного географического образования является принцип личностно ориентированного обучения, где в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса выступает ученик с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления учебного материала. А в качестве конечного результата обучения рассматривается не столько сумма приобретенных географических знаний, сколько умение их использовать для развития интеллектуальных и эмоционально-ценностных качеств личности и формирования отношения к окружающему миру. В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету.
Элективный курс является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу «География» для учащихся, позволяя более качественно готовиться к олимпиадам.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Выполнение требований стандарта школьного географического образования направлено, прежде всего, на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии. Известно, что современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом уровней усвоения знаний (простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях). Дети не одинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Учитывая это, необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят: перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации, видение новой функции объекта, альтернативы решения проблемы; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др.
Работа с одарёнными и мотивированными детьми строится по принципам дифференциации и индивидуализации процесса обучения. При организации работы с одарёнными детьми речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления их творческой активности. Акценты целей: Выявление одарённых детей – интеллектуального ресурса страны. Выращивание способностей одарённых детей. Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка. Социальная защита нестандартных одарённых детей. Создание условий для проявления способностей ребёнка. Помощь ребёнку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу. Предоставление ребёнку возможности реализовать себя в выбранной области. Дать ребёнку испытать чувство вовлечённости в задачу, уверенность в себе, удовлетворённость от творчества.
Предметные олимпиады школьников являются составляющей системы общего образования и неотъемлемой частью работы с одаренными детьми. Начиная готовить ученика к олимпиаде, всегда встаешь перед проблемой: с чего начать, что не забыть. Конечно, определенный опыт подготовки у каждого учителя есть. Для подготовки ученика к олимпиаде требуется большая подготовленность, прежде всего самого учителя.
Во-первых, учитель должен уметь заинтересовать ученика своим предметом уже на начальном этапе. Во-вторых, у учителя должен быть богатейший материал для подготовки ученика. Задания для олимпиады подразумевают межпредметные связи. Они выходят за рамки школьной программы, позволяют осуществить поиск ответов в различных источниках и информации. Сложность заданий постепенно увеличивается, что способствует интеллектуальному развитию. В-третьих, личность учителя должна встать инструментом его работы, его творчества, которые преобразуют все, чем он соприкасается. Но этот инструмент должен звучать в унисон с миром ребенка, с миром его интересов. В-четвертых, учитель должен не только знать свой предмет, давать знания по программе, но и иметь широкий кругозор, всегда быть в курсе событий. Главное – создать мотивацию знать больше, выполнить работу лучше, потому что без этого желания самого учащегося ничего не сможет сделать даже самый лучший учитель. И именно олимпиадное движение в мотивации учащихся приобретает сегодня особое значение, потому что быть олимпиадником – значит входить в своеобразный клуб, доступ в который может получить далеко не каждый – это право нужно заслужить. Олимпиадное движение содействует развитию интеллектуальной и творческой инициативы, формированию познавательных навыков, расширению и актуализации знаний, формированию развивающего образовательного пространства, самореализации и повышению личностного статуса учащегося в глазах ровесников и педагогов. Сами учащиеся отмечают, что главные качества олимпиадника – это умение упорно работать не жалея себя, желание победить, здоровый азарт, вера в свои силы и иммунитет к «звёздной» болезни. При работе с одаренными детьми выделяют несколько наиболее важных моментов их подготовки к олимпиаде:
1) максимальная самостоятельность ученика;
2) активность знаний;
3) анализ результатов прошедших олимпиад;
4) необходимый минимум;
4) принцип «ненасилия над психикой»;
5) «последние наставления».
Описание места курса в учебном плане:
Элективный курс «За страницами учебника географии» предназначен для учащихся 7 –ИЖЗ класса, желающих изучать географию на более углублённом уровне, готовиться к олимпиадам и конкурсам по предмету. В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 1748 программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 часа в неделю. 60% времени отведено на практические занятия, т.к. данный курс является практикоориентированным.
Форма контроля:
Зачет по полугодиям
Ресурсы для подготовки к занятиям:
Интернет-ресурсы:
1. Московская олимпиада школьников по географии // http://mosgeo.olimpiada.ru/tasks
2. Олимпиада Пермского государственного национального исследовательского университета «Юные таланты» // http://olymp.psu.ru/disciplines/geography/олимпиадыпрошлых-лет/
Статистическая и иная справочная информация в Интернете для составления заданий:
1. «Демоскоп» (демографические данные) // URL: http://demoscope.ru/weekly/pril.php
2. Бюро цензов США // URL: http://www.census.gov/population/international/data/
3. Всероссийская перепись населения 2010 г. // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.
4. География. Географический портал // URL: http://www.geo2000.nm.ru/
5. Геологическая служба США // URL: https://www.usgs.gov/
6. Климатограммы по всему миру // URL: http://www. klimadiagramme.de
7. Международное энергетическое агентство // URL: http://www.iea.org
8. Организация ООН по промышленному развитию // URL: http://www.unido.org
9. Вулканы мира // URL: http://esgeo.ru/
10. Всемирный фонд дикой природы // URL: http://www.wwf.ru/
11. Погода и климат // URL: http:// www.pogodaiklimat.ru
12. Половозрастные пирамиды // URL: http://populationpyramid.net/
13. Половозрастные пирамиды и образование // URL: http://www.sciencemag.org/site/special/population/1206964-lutz-f1.xhtml
14. Рекорды России // URL: http://ruxpert.ru/Рекорды_России
15. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социальноэкономические показатели // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm
16. Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО // URL: http://whc.unesco.org/en/list
17. Справочник Центрального разведывательного управления США (The World Factbook) // URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html
18. Чудеса природы // URL: http://nature.worldstreasure.com
19. Экосистемы мира и физическая география // URL: http://www.ecosystema.ru/
20. Материалы по гидрологии, метеорологии и экологии // URL: http://abratsev.ru/
21. Журнал «Экология и жизнь» // URL: http://www.ecolife.ru/
22. Примечательные места мира // URL: http://www.geographer.ru/
23. Портал «Ойкумена» // URL: http://world.geo-site.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shk_za_stranitsami_uchebnika_geografii_7_klassy.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«За страницами учебника географии»
- Содержание курса
1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Практика. Игры.
2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.
3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно-территориальные комплексы. Природно-хозяйственные зоны. Многэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.
II. Планируемые результаты освоения элективного курса «За страницами учебника географии»
Личностными результатами обучения курса является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение данного курса обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
2) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
3) формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
4) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
–умения организовывать свою деятельность, определять её цели изадачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
III.Тематическое планирование:
№ п./п. | Раздел | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Земля во вселенной | 15 |
3 | Природа и население России | 11 |
4 | Хозяйство и районы России | 7 |
ИТОГО: | 34 |
IV. Поурочное планирование:
№ п/п | Название раздела и темы | Всего часов | ||
1 | ||||
1 | Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Игры. | 1 | ||
15 | ||||
2 | Солнечная система. Решение практических задач. | 1 | ||
3 | Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач. | 1 | ||
4 | План и карта. Занятия по тестам. | 1 | ||
5 | Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте. | 1 | ||
6 | Великие географические открытия. Решение практических задач. | 1 | ||
7 | Внутреннее строение Земли. Решение практических задач. | 1 | ||
8 | Рельеф Земли. Занятия по тестам. | 1 | ||
9 | Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам. | 1 | ||
10 | Вода – «кровеносная система Земли». Земля во Вселенной. Брейн-ринг. | 1 | ||
11 | Население мира. Решение практических задач. | 1 | ||
12 | Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач. | 1 | ||
13 | Материки, океаны, страны. Европа. Азия. Занятия по тестам. | 1 | ||
14 | Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам. | 1 | ||
15 | Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам. | 1 | ||
16 | Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. | 1 | ||
11 | ||||
17 | Пространство России. Границы. Решение практических задач. | 1 | ||
18 | Часовые пояса. Решение практических задач. | 1 | ||
19 | История исследования России. Защита творческих работ. | 1 | ||
20 | Формы рельефа и геологическое летоисчисление. Работа по карте. | 1 | ||
21 | Богатство недр России. Занятия по тестам. | 1 | ||
22 | Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны Решение практических задач. Работа по карте. | 1 | ||
23 | Внутренние воды России. Почвы. Решение практических задач. | 1 | ||
24 | Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам. | 1 | ||
25 | Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт. | 1 | ||
26 | Население России. Состав населения. Естественное движение и миграция. Занятия по тестам. | 1 | ||
27 | Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Плотность населения. Города миллионеры. Занятия по тестам. | 1 | ||
7 | ||||
28 | Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Решение интерактивного кроссворда. Занятия по тестам. | 1 | ||
29 | Отрасли и межотраслевые комплексы. Топливно – энергетический комплекс. Игра. | 1 | ||
30 | Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам. | 1 | ||
31 | Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам. | 1 | ||
32 | Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам. | 1 | ||
33 | Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. | 1 | ||
34 | Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. Итоговое задание. | 1 | ||
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс "За страницами учебника географии" 6класс
Данный курс предназначен для внеурочной деятельности учащихся 6 классов. Цель курса: обобщить и систематизировать знания по основам географического образования учащихся. Данный курс формирует у учащих...
Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.
Программа курса по математике для 6 класса. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной пр...
Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс
Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,...
Рабочая программа спецкурса "За страницами учебника географии". 6 класс.
Программа разработана с учетом всех требований ФГОС и направлена на активизацию познавательного интереса учащихся к географии.В программе расписаны планируемые предметные, метапредме...
Рабочая программа факультатива ,, За страницами учебника математики\'\' . 5 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями.на тот период времени....
Программа курса "За страницами учебника математики"
История развития математики Как люди научились считать. Развитие арифметики и алгебры. Первые цифры. Древнеримская нумерация. Различные системы счисления. Метрическая система. Числовые вели...
Авторская рабочая программа кружка «За страницами учебника математики» 7 класс
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...