Программа внеурочной деятельности «Креативная география»
учебно-методическое пособие по географии

Куратова Лидия Александровна

В рамках программы внеурочной деятельности «Креативная география» реализуется проектная деятельность учащихся, проектным продуктом которой являются «Карты-образы» или «Ассоциативные карты», создающие географический образ выбранной территории и формируются базовые навыки функциональной грамотности.

Результатом  данной программы     внеурочной  деятельности является  созданная    «Карта-образ» определенной территории (Республики Коми, России, экономического или географического района России, страны мира), которая    представляет собой продукт синтеза трех близких по смыслу понятий: географический образ,  географический имидж (имидж территории), символическая (ассоциативная) карта в один единый  ментальный продукт.

В процессе создания карты-образа у обучающихся развиваются такие виды функциональной грамотности, как: читательская грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.  Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. 

Программа «Креативная география» является одним из механизмов реализации Программы развития УУД, обеспечивающим развитие всех групп метапредметных УУД и вносящим вклад в достижение личностных результатов. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvd_kreativnaya_geografiya.docx730.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное         общеобразовательное        учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

(МОУ «ООШ № 8»)

«Ӧкмыс класса 8 № школа» муниципальнӧй велӧдан учреждение

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Креативная география»

Направление программы:   общеинтеллектуальное.

Программа рекомендована учащимся 6-9 класса.

Срок реализации- 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

составлена учителем географии Куратовой Л.А.

г. Сыктывкар, 2021

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………………
  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Креативная география» ………………………………………………………………….
  3. Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «Креативная география» с указанием форм организации и видов деятельности………………………………………………………………….
  4. Тематическое   планирование ……………………………………………….
  5. Список используемой литературы …………………………………………
  6. Список Интернет-источников ………………………………………………
  7. Приложение 1 ………………………………………………………………….
  8. Приложение 2 ………………………………………………………………….

Пояснительная записка

 В рамках программы внеурочной деятельности «Креативная география» реализуется проектная деятельность учащихся, проектным продуктом которой являются «Карты-образы» или «Ассоциативные карты», создающие географический образ выбранной территории и формируются базовые навыки функциональной грамотности.

Результатом  данной программы     внеурочной  деятельности является  созданная    «Карта-образ» определенной территории (Республики Коми, России, экономического или географического района России, страны мира), которая    представляет собой продукт синтеза трех близких по смыслу понятий: географический образ,  географический имидж (имидж территории), символическая (ассоциативная) карта в один единый  ментальный продукт.

В процессе создания карты-образа у обучающихся развиваются такие виды функциональной грамотности, как: читательская грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.  Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования.  

Программа «Креативная география» является одним из механизмов реализации Программы развития УУД, обеспечивающим развитие всех групп метапредметных УУД и вносящим вклад в достижение личностных результатов. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД.

При этом содержание проектной деятельности, связанное с предметом, определяет ее возможности в достижении предметных планируемых результатов. Программа «Креативная география», базирующаяся на основе  имажинальной, или образной географии (Приложение 1),  усиливает вариативную составляющую программы учебного предмета «География», связанную с углубленным изучением отдельных аспектов курса географии с 6 по 9 класс в ходе создания образных карт.

 Цель программы- на основе имажинальной, или образной географии способствовать развитию у обучающихся функциональной грамотности, формировать целостное представления о странах, культуре и традициях народов мира и своей Родины, развивать  способность к творческому мышлению.

Задачи программы:

- формировать умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию (извлечение фактического материала страноведческого характера из различных источников: статей из журналов, газет, словарей, энциклопедий, таблиц, карт, диаграмм и т.д.);

- способствовать формированию у обучающихся целостного представления о крупных регионах и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях;

- развивать  способность к критическому и аналитическому мышлению;

- формировать умение предложить оригинальные идеи, способность совершенствовать свои идеи за счёт их уточнения и добавления новых деталей, умение воплотить свои идеи в жизнь.

- создать условия для получения опыта публичных выступлений (индивидуальная и групповая защита проектов);

          Актуальность составления «образных карт» территорий заключается, во-первых, в ее страноведческом потенциале. Во-вторых, способствует формированию читательской грамотности и навыков креативного мышления.

Читательская грамотность  рассматривается как один из самых важных параметров готовности выпускника школы к жизни в современном обществе и процесс создания образных карт- эффективный инструмент развития навыка смыслового чтения.

Методика составления карты включает последовательную и разнообразную работу с информационными источниками, прежде всего, текстовыми (сбор материалов, выявление образных узлов, создание текстов описания территории).

Название программы «Креативная  география» связано, прежде всего, с желанием развивать у обучающихся навыки креативного мышления.    Под «креативом» сегодня понимают и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности). Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея. Идея воплощается в конкретный проектный продукт- «карту-образ» территории.  Обучающиеся при этом осваивают способы обработки информации, но весьма неожиданные, оригинальные, связанные с синтезом, комбинированием и ассоциациями.

Данная программа способствует овладению обучающимися глобальной компетентностью, позволяет  критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды.

Выбор  образной карты  как формы проектного продукта определяется  еще и тем, что проведенная среди учащихся 6-9 классов  диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / Методика «Ведущий канал восприятия»  показала, что большая часть учащихся данной возрастной категории  (около 40 %)  являются визуалам,   примерно равное количество (32% и 28% соответственно) - аудиалы и кинестетики. Процесс создания карт-образов задействует все каналы получения информации; учащиеся с различными доминирующими каналами восприятия будут успешны в реализации данного проекта.

Практическая значимость создания «карт-образов», или «имиджевых карт» заключается в том, что реализация проектов будет способствовать и профессиональной ориентации будущих выпускников, так как прикладные проекты в сфере имажинальной географии связаны с маркетингом территорий, стран, регионов и мест, разработкой имиджей территорий в рекламе, PR, туристическом бизнесе  (осмысление существующих образов, наглядность самих карт,  анализ изменения образов, понимание принципов управления ими, т.е. создания и культивирования положительных образов и преодоления негативных, способствует развитию туристического потенциала территории), инвестиционной деятельности. Концептуальное развитие имажинальной географии связано с художественными практиками и проектами в сфере литературы, визуальных искусств (кино, видео, живописи и графики), архитектуры.

Так же, осмысление образного пространства Коми поможет при создании  путеводителя по региону. Анализ печатных и Интернет-источников показывает, что опыта  построения подобной карты по республике нет.

Учет результатов освоения курса фиксируется в рамках Портфолио учащегося в виде творческих работ, в том числе подготовленных на основе ИКТ; результатов участия в выставках-презентациях на школьном уровне, участия в конкурсах разного уровня.

          

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Креативная география»

Представленные выше позиции позволяют в качестве результатов освоения курса выдвигать следующие планируемые результаты ООП ООО школы:

 Программа обеспечивает формирование следующих личностных результатов:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Сформированность ответственного отношения к учению;

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров);

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Развитость эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры);

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к художественно-эстетическому отражению природы).

Программа обеспечивает формирование следующих метапредметных результатов:

  1. Работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде графических схем и диаграмм, карт понятий);

Регулятивные УУД:

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4.        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5.        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД:

6.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

7.        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

•        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

•        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

•        резюмировать главную идею текста;

•        преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;

•        критически оценивать содержание и форму текста.

9.        Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

11.        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

12.        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

13.        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Программа обеспечивает формирование следующих предметных результатов:

•        создавать простейшие географические карты различного содержания;

•        моделировать географические объекты и явления;

•        работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

•        воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

Содержание рабочей  программы  курса внеурочной деятельности «Креативная география»  

 с указанием форм организации и видов деятельности

«Креативная география»

     (содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности)

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Познавательные процессы. Интеллект. Особенности человеческого мозга.

Имажинальная география — образная  география, география воображения.

Географический образ, моделирование географических образов, образно-географическое картографирование.

Методика составления образных карт.

Ассоциативная география. Карты-ассоциации.

- Интерактивная беседа;

- Занятие- исследование;

- Практикум

- Находят в текстах требуемую информацию, изучают и анализируют предложенную педагогом «готовую» карту-образ, ассоциативную карту,    выделяют отличительные признаки образных карт, анализируют и обобщают полученную информацию, формулируют выводы.

 - Учащиеся сравнивают виды карт  (общегеографические, тематические) с картами- образами, выделяют положительные и отрицательные стороны различных  видов карт.

- Выделяю ключевые элементы карты-образа.

- Вырабатывают совместно с педагогом алгоритм составления карт-образов.

Извлечение  информации  об изучаемом объекте (объекте картографирования)  из различных источников;

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста;

Критическая оценка и отбор необходимой информации об объекте картографирования;

- Практикум;

 -Мозговой штурм;

 - Круглый стол ( дискуссия, дебаты);

- КТД.

- учащиеся  формируют творческие группы по созданию образных карт ;

 - договариваются о правилах работы группы, разрабатывают план работы группы по разработке карты-образа;

– осуществляют сбор информационных материалов, проводят их отбор и критическую оценку;

- выдвигают идеи;

 - выявляют образные узлы карты;

- создают текстовое описание территории (разработка легенды карты, выработка условных знаков);

Ментальные карты  как основа для создания карт-образов: понятие, технология создания.

Практикум

Составление ментальной карты на основе теоретических материалов по картографируемому объекту:

-  выделяют  ядро ГО и периферию

( причем возможна дифференциация ближней и дальней периферии);

 Ядро составляют наиболее прочные и устойчивые географические образы (ГО), образно-географические доминанты, образы I порядка, а периферию – менее распространенные и более слабые образы, образы II и III порядка.

Составление собственной образной карты в группах, подготовка реквизита

- Творческая мастерская;

- Проектирование (работа творческих групп), рабочие встречи (консультации, обсуждения).

- создание образной карты;

-учащиеся работают по плану работы группы;

-распределяют обязанности;

  - разрабатывают карту-образ по алгоритму.

Извлечение  информации  об изучаемом объекте (объекте картографирования)  из различных источников;

Критическая оценка и отбор необходимой информации об объекте картографирования;

Самостоятельное проектирование

–учащийся осуществляет сбор материалов, проводит их отбор и критическую оценку;

- генерирует  идеи;

 - выявляет образные узлы карты;

- создает текстовое описание территории (разработка легенды карты, выработка условных знаков);

Составление собственной образной карты, подготовка реквизита

Самостоятельное проектирование

- разрабатывает карту-образ по алгоритму;

Представление (защита) образной карты.

Правила подготовки публичного выступления: критерии грамотного изложения текста, наглядность условных знаков (легенды карты);

 культура обращения к слушателям.

Практикум.

Защита карты-образа.

- учащиеся готовят отчет по результатам проектной деятельности и создания проектного продукта – образной карты (России, страны мира).

-изучают и анализируют презентуемую карту;

- оценивают карту –образ по критериям ( организация и проведение выставки-презентации карт с приглашением экспертов-

старшеклассников, педагогов, родителей).

Тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятия

Количест-во часов

Содержание самостоятельной работы учащихся

1

Что такое имажинальная география, или как создавать  карты-образы.

Ассоциативная география.  Карты-ассоциации.

1

Интерактивная беседа,

активное слушание, обмен идеями

2

Работа с различными информационными источниками, критический отбор и анализ информации о Республике Коми

1

Учащиеся в группах обмениваются имеющимися знаниями о Республике Коми, осуществляют поиск информации об уникальных достопримечательностях республики.

3

Составление ментальной карты «Республика Коми»

1

Составляют ментальную карту по материалам занятия (Синтезируют и анализируют всю полученную информацию, осуществляют отбор материала, помещаемого на карту, выявляют образные узлы, создают текстовое описание территории)

4

Практикум. Создание карты-образа Республики Коми

2

Групповая работа. Разновозрастное сотрудничество. Подготовка  реквизита (графические материалы- карандаши, разнообразные мелки, уголь, сангина, пастель, тушь).

Работа может быть выполнена в любой технике : аппликация, ассамбляж, декупаж, коллаж, лепка, макет, моделирование, мозаика, роспись и др.

5

Проведение выставки-презентации «Карта-образ Республики Коми»

1

Защищают созданную в группах карту, готовят текст выступления.

Работа с различными информационными источниками, критический отбор и анализ информации о России

1

Учащиеся самостоятельно актуализируют собственные  знания о России, осуществляют поиск информации об уникальных достопримечательностях страны. Подготовка  реквизита

Составление ментальной карты «Моя Россия»

1

Составляют ментальную карту по материалам занятия (Синтезируют и анализируют всю полученную информацию, осуществляют отбор материала, помещаемого на карту, выявляют образные узлы, создают текстовое описание территории)

Практикум. Создание карты-образа «Моя Россия»

2

Самостоятельная творческая  работа

Проведение выставки-презентации «Карта-образ «Моя Россия»

1

Защищают созданную индивидуально карту, готовят текст выступления.

Работа с различными информационными источниками, критический отбор и анализ информации об одной из стран мира (по выбору учащегося)

1

Учащиеся самостоятельно актуализируют собственные  знания об одной из стран мира, осуществляют поиск информации об уникальных достопримечательностях страны. Подготовка  реквизита

Составление ментальной карты об одной из стран мира (по выбору учащегося)

1

Составляют ментальную карту по материалам занятия (Синтезируют и анализируют всю полученную информацию, осуществляют отбор материала, помещаемого на карту, выявляют образные узлы, создают текстовое описание территории)

Практикум. Создание карты-образа одной из стран мира

2

Самостоятельная творческая  работа

Проведение выставки-презентации «Карта-образ страны»

1-3

Защищают созданную карту, готовят текст выступления.

Список литературы:

  1.   Галумов Э.А. Международный имидж России. М., 2003.
  2. Замятин Д.Н. Гуманитарная география : Пространство и язык географических образов / Д.Н. Замятин ; Рос. акад. наук. Ин-т географии. - СПб. : Алетейя, 2003. - 331 с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-89329-573-0 : 1000
  3. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: предмет изучения и основные направления развития // Общественные науки и современность. 2010. №4.
  4. Замятин Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии. Смоленск, 1999.
  5. Мюллер, Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей / Хорст Мюллер; (пер. с нем. В.В. Мартыновой, М.М. Демина).- Москва: Издательство «Омега –Л», 2007.-126 стр.
  6. Новиков А.М. Географический имидж государства. Имидж государства/региона: современные подходы : новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 /отв. ред. Д.П. Гавра. – СПб.: Роза мира, 2009. – 264 с.
  7. Соян Р.А., Образная карта Тувы;  Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,  Россия.
  8. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности  учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях. Коренева Л.Б.,  МУ ДПО «ЦРО». Сыктывкар, 2017 г.

Список Интернет –источников:

  1. http://okaywall.cc
  2. https://cameralabs.org
  3. https://ulliana-art.livejournal.com
  4. http://squintshawnnell.blogspot.ru
  5. https://yandex.ru
  6. http://rustoria.ru
  7. http://psycabi.net
  8. https://ulliana-art.livejournal.com
  9. https://ngasanova.livejournal.com 
  10. http://geolandya.ucoz.com

Приложение 1

Имажинальная, или образная география — междисциплинарное научное направление в рамках гуманитарной географии. Основоположник гуманитарной географии и одного из ее основных направлений, образной (имажинальной) географии - Замятин Дмитрий Николаевич, современный российский географ, культуролог, эссеист.

Имажинальная география изучает особенности и закономерности формирования географических образов, их структуры, специфику моделирования, способы и типы репрезентации и интерпретации. Синонимы названия «имажинальная география» — образная география, география воображения. Центральное понятие имажинальной географии — географический образ. В качестве содержательной основы имажинальной географии рассматривается моделирование географических образов. Один из базовых методов имажинальной географии — образно-географическое картографирование.

Географический образ — система взаимосвязанных и взаимодействующих знаков, символов, архетипов и стереотипов, ярко, и в то же время достаточно просто характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну). Географический образ — центральное понятие имажинальной географии. Один из методов изучения географических образов — построение образно-географических карт.

 Образно-географическая карта (или карта географических образов) — графическая модель географических образов какой-либо территории или акватории (места, ландшафта, местности, реки, населенного пункта, города, региона, страны, континента и т. д.). Она может рассматриваться и как графическое отображение структурной модели какого-либо географического образа, а также репрезентировать образно-географическое пространство вербальных текстов (письменных, визуальных, картографических), например, художественных произведений или стенограмм политических переговоров. По таким параметрам, как отношение к традиционным картографическим правилам и проекциям и дистанция между картографируемым объектом и его изображением, образно-географические карты близки к ментальным (когнитивным) картам.

Образные карты составляются по следующей методике:

- сбор материалов;

- выявление образных узлов;

- создание текстов описания территории;

- создание образной карты.

При создании подобной карты выделяются ядро и периферия, причем возможна дифференциация ближней и дальней периферии. Ядро составляют наиболее прочные и устойчивые географические образы, образно-географические доминанты, образы I порядка, а периферию – менее распространенные и более слабые образы, образы II и III порядка. Чем больше связей имеет образ, тем более он значим. Соответственно, чем меньше связей, тем менее известен образ. (Приложение 1).

Близким по смыслу к понятию географического образа является понятие географического имиджа (имиджа территории). Под образом (имиджем) территории понимает «символически выраженное представление о своеобразии и специфике (возможно уникальности) региона, его репутации, сформировавшейся в общественном мнении». В научной литературе представлены различные подходы к описанию характеристик географических образов. Общая модель внешнего имиджа государства, предложенная Э.А. Галумовым, включает в себя различные «образы государства»: политико-географический, природно-ресурсный, цивилизационно-культурный, социоментальный, производственно-экономический и национально-ценностный.

При структурировании положительных образов государства и приоритетов их формирования Галумов предлагает воспользоваться общеизвестной последовательностью знакомства с некоторой «terra incognita». Последовательность вопросов, задаваемых при желании познакомиться с новой страной, определяет очередность продвижения образа страны в наше сознание. Очередность постановки интересующих вопросов в целом такова:

1.   Где находится страна?

2.   Что в ней интересного: в плане культурно-исторических достопримечательностей? В плане природных достопримечательностей?

3.   Каков народ страны (ментальность, духовные ценности и т.д.)?

4.   Что в стране производят (умеют делать)?

5.   Каковы устремления народа?

При ответе на эти вопросы Э. Галумов предлагает выстроить следующую последовательность образного восприятия государства:

В первую очередь в массовое сознание проецируется политико-географический образ страны, представляющий собой концентрацию ведущих географических знаков, символов и черт страны в политическом отношении. Данный образ идентифицирует государство с некоторой частью мира (света) и в определенном окружении государств. Например, СССР представлялся как одна шестая часть суши, Россия – как Восточная Европа или Евразия, европейские страны – Западная Европа или Старый Свет.

Во-вторых, на сформированный политико-географический образ наносится привлекательный и характерный только для данной страны природно-ресурсный образ в виде красочного, но емкого природного пейзажа. Природно-ресурсный образ – это концентрация ведущих признаков и символов национальных ресурсных богатств в природном, ландшафтном или климатическом отношении. В массовом сознании этот образ идентифицирует государство с некоторыми, присущими ему символами природы. (Япония – Страна восходящего солнца, Канада – страна кленового листа). Кроме того, данный образ фиксирует животное или растение, ареал обитания которых преимущественно находится в этой стране и традиционно используется в символике. Так, Россия – это страна медведей, США – белых орлов, Япония – сакуры и т.д.

В-третьих, полученный своеобразный природно-географический портрет «оцивилизовывается» посредством цивилизационно-культурного образа в виде национального культурного символа, составляющего историческое наследие страны и узнаваемого во всем мире. Этот образ должен идентифицировать государство и его народ с культурно-историческим наследием мировой значимости. При этом желательно, отмечает Галумов, чтобы культурно-исторический символ был внесен в реестр ООН (памятников культуры мировой цивилизации). В России к таким памятникам относится кремлевский архитектурный ансамбль, в США – статуя Свободы, в Китае – Великая стена, в Египте – пирамиды и т.д.

В-четвертых, на гармоничный природно-цивилизационно-культурный фон накладывается социоментальный образ народа в виде в целом положительного персонажа. Галумов определяет данный образ как концентрацию ведущих социальных признаков, символов, черт народа в ментальном отношении. Социально-ментальный образ идентифицирует народ с характерными, наиболее типичными социально-психологическими признаками. Например, немцы – точны и аккуратны, американцы – деловиты, русские – мечтательны и изобретательны и т.д.

В-пятых, положительность социоментального образа подкрепляется результатами труда народа в виде производственно-экономического образа как символа благополучия, могущества и влиятельности государства. Данный образ обозначен исследователем как концентрация ведущих экономических символов, знаков, возможностей страны в научном, промышленном и ином производственном отношении; как символ благополучия, могущества и влиятельности государства. Производственно-экономический образ приписывает государству экономическую нишу в мировом экономическом разделении. Таким образом, Япония – это видео-, аудио- и автотехнологии; США – доллар, кока-кола, Голливуд и др.; Франция – мода, вино, сыр; Россия – космос, стрелковое оружие, Большой театр.

Завершает череду перечисленных образов национально-ценностный образ страны образ – концентрация ведущих знаков и символов, выражающих государственные интересы, цели и устремления в национально-идейном отношении. Национально-ценностный образ указывает на приоритетную национальную цель, смысл бытия, идентифицирует государство и его народ с историческими ценностями, предлагаемыми миру и последовательно отстаиваемыми государством на мировой арене. Так, в США это свобода и независимость, в Европе – цивилизованность, в Азии – уважение традиций и т.д.

Символические, или ассоциативные карты  играют такую же роль, как и агитационные плакаты, то есть являются инструментом пропаганды. Различные образы (животных, людей) используются  в картографии, чтобы олицетворять не страну, а воплощенный образ. В пропагандистской картографии изображения служат не для передачи объективной географической информации, а для формирования конкретного мнения относительно какой-то страны.  Сами по себе карты могут содержать совершенно разные, порой уникальные сведения. Ассоциация (от лат. аssociatio — соединение) — некая закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые известны и находятся в памяти. Ассоциативная география — это метод, позволяющий найти известные, понятные обучающемуся объекты и явления в окружающей его жизни и проиллюстрировать с их помощью новый географический материал, географические объекты, явления и закономерности  (Приложение 2).

Пример образно-географической карты (г. Касимов, Рязанская область)

Пример 1: Словник касимовского лексикона (г. Касимов)

Мещера, Ока, Касимовское царство, Касим, Оленин-Волгарь, Оленина-д’Альгейм, Гагин, Пастернак, Гусь-Железный, «поповка» (гармонь), вырковская игрушка, Уткины, Балакирев, колокольчики, Качков, дом Алянчиковых, Терпигорев, Матрена Анемнясевская, Вельяминов-Зернов, дом Баркова, старая мечеть, Успенский овраг, Добрыня Никитич, Куприн.

ЗНАКОВЫЕ МЕСТА г. КАСИМОВА

1) Дом с ротондой (Алянчиковых), краеведческий музей. Смысл: создание простора, обзора, кругозора в пространстве Касимова.

2) Старая мечеть, минарет. Смысл: сакральная вертикаль востока, Азии; вторжение Азии.

3) Дом Барковых на набережной. Смысл: декорация касимовского пространства; купеческий ампир создает иллюзию «окского Петербурга»

4) Успенский овраг. Смысл: одомашнивание пространства Касимова, построение уюта внутри города.

5) Ильинская церковь на Старом Посаде. Смысл: расширение Касимовского пространства видом на Оку, превращение Оки в городскую собственность (напротив Советской площади Ока просто течет равнодушно мимо)

6) Татарское кладбище. Смысл: ощущение раскрытости, степной беззащитности пространства города.

7) Текие (мавзолей) Авган-Мухаммеда. Смысл: нарастание границы города, уход Касимова из Мещеры (за пределы Мещеры), появление образа страны в контексте города.

http://3.bp.blogspot.com/_5S58-773neA/S3RaOGjw8wI/AAAAAAAAANQ/NV-OYkjoYwk/S600/x_cdedda6f.jpg

        

        

        

http://rustoria.ru/images/content/w1000/df/dffc9402673c2b831129c7521b212e8a?r=15123712641595212837


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...

Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...