Технологическая карта по географии,1рок 2,9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Шутова Галина Николаевна

Тема: «Районирование России»

Цели урока:

Образовательные цели:

- выявить функции районирования;

- познакомить с историей районирования России;

- раскрыть особенности районирования в современный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 2

Раздел: Регионы России

Тема: «Районирование России»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- выявить функции районирования;

- познакомить с историей районирования России;

- раскрыть особенности районирования в современный период.

Развивающие цели: 

- продолжить формирование умений работать с информацией.

- Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Основное содержание: 

- районирование;

- функции районирования;

- административно-территориальное деление России;

- федеральные округа;

- географические районы.

Деятельность обучающихся:

- сравнить различные виды районирования.

Ценностный компонент урока: 

- равноправие субъектов Российской Федерации.

Оборудование: учебник: География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2019. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, атлас для 9 класса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Содержатель-ный этап.

Деление государственной территории на части для удобства управления имеется в каждой стране. В России первые попытки разделения территории на районы были предприняты ещё в XVIII в. путём группировки смежных губерний, сходных между собой.

Обычно выделяли Крайний Север Европейской России, лесную, степную и пустынную зоны, на крайнем юге – Кавказские горы. Такое районирование было как природным, так и экономическим, поскольку резко преобладала аграрная экономика.

П. П. Семёнов-Тян-Шанский выделил те же районы, которые существуют и в настоящее время. В XX веке районы выделялись уже с учётом не только однородности природы и сельского хозяйства, но и экономических связей.

В советский период значение районирования страны возросло.

Используя текст на с. 6, определите, почему возросло значение районирования.

С учётом границ экономических районов разрабатывались грандиозные пятилетние планы, что коренным образом преобразовало экономику страны, превратило её из аграрной в индустриальную.

Отдельно выделяли крупные природные регионы – территории, различающиеся между собой по рельефу, климату и типу природных комплексов в целом.

Каковы основные функции районирования?

Что представляют собой географические районы (с. 7)?

Российская Федерация состоит из 85 равноправных субъектов:

- 22 республики,

- 9 краёв,

- 46 областей,

- 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь),

- 1 автономная область (Еврейская),

- 4 автономных округа (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий, Чукотский).

Каждый из субъектов РФ имеет внутреннее административно-территориальное устройство – он состоит из городских округов, муниципальных районов (например, Саратовская область состоит из 38 районов) и поселений.

По указу Президента РФ в нашей стране образованы 9 федеральных округов. Их возглавляют полномочные представители Президента, которые обязаны контролировать соблюдение российского законодательства.

Используя карту учебника «Федеративное устройство России» (с. 228-229), перечислите федеральные округа.

  1. Использовалось для исследовательских и учебных целей;
  2. Использовалось для планирования развития хозяйства.

  1. Упорядочение информации о территории;
  2. Синтез информации для выработки целостного представления о районе и принятия решений;
  3. Создание образа района.

Географические районы – исторически сложившиеся территории, различающиеся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.

Учащиеся работают с картой атласа (с. 2-3) «Административно-территориальное устройство России».

Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Крымский.

3.Закрепление знаний

Задание 5 на с. 11.

Заполните пропуски в предложениях:

«Я живу в Приволжском федеральном округе. В РФ 85 равноправных субъекта Федерации: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения – это Москва, Санкт-Петербург, Севастополь; 1 автономная область,  4 автономных округа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

4.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

5.Домашнее задание.

Записи в тетради.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Отрезок. Длина отрезка». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока.    Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка.   Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.   Оборудование: д...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...