Разработка урока План и карта. Обобщение по теме
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Серых Ольга Николаевна

Обобщающий урок  имеет 9 этапов Урока -рефлекии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока724.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география

Класс:  5  «а»

Дата проведения: 10.03.2022 г.

Автор УМК по географии под  редакцией А.И. Алексеева  «Полярная звезда»

Автор: Серых О.Н. учитель географии 1 квалификационной категории – МОУ Хазанская СОШ

Тема урока:  Обобщающий   урок по теме: «План и карта»

Тип урока: Урок рефлексии 

Цели урока:

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. (другими словами – повторение и закрепление учебного материала)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Формы работы  обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная

Необходимое оборудование: мультимедийная установка,

Структура и ход  урока         

1 этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин);

Цель: включение обучающихся   в деятельность на личностно-значимом уровне

     - Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Сидящие за   одной партой,  посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, поверните голову назад, поприветствуйте   гостей нашего урока,   пожелаем всем успешной работы  на уроке.  

     

(звучит фонограмма песни)

Я не знаю, где встретится

Нам придется с тобой.

Глобус крутится-вертится,

Словно шар голубой …

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Но  таких еще пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету.

Знаю: есть неизвестная

Широта из широт,

Здесь нас дружба чудесная

Неприменно сведет …

И узнаем мы тогда, что смело

Каждый брался за большое дело,

А места, где мы с тобой бывали,

Люди в картах мира отмечали.

Как вы думаете: «Почему  прозвучала эта песня?»

(Ответы детей)

-   Определите  тему урока (ответы  детей)

- Подумайте,  какую цель  каждый поставит  для себя

«хочу»  на уроке  узнать…..

«надо» поработать над вопросами……

«могу» по изученному материалу……

(высказывания детей)

Результативность работы сможете оценить в бланках:

_________________________________________________________________________________

Фамилия имя_________________

Этапы урока

Оценки за выполнения заданий, участие в работе

1 .“Жокей и лошадь

2 .  Блицопрос

3.  Определение  географических объектов

4. Утверждения

5. Выход из затруднения

6.  «Третий-лишний»

7. Соотнесение понятий

8. Из шести тестовых заданий выполнено правильно

9. Игра “Хлопай в ладоши!”    

10. Задачи

11.Творческая работа

итог

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

_______________________________________________________________________

2 этап актуализации и пробного учебного действия (8 мин);

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Сейчас предлагаю  игру “Жокей и лошадь”.    

  Первый ряд –«жокеи»  получают карточки с вопросами, второй ряд - «лошадь»  – получают карточки с правильными ответами.     Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

«жокей»

«лошадь».

Ориентирование

Умение определять   своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов

Азимут

Угол между направлением  на север и  направлением  на любой предмет по ходу часовой стрелки.

План местности

Чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный  в уменьшенном виде, с помощью условных знаков

Масштаб

Величина, показывающая,  во сколько раз расстояния  на плане или карте  уменьшены по сравнению  с реальными расстояниями на местности

Относительная высота

Превышение  по вертикали одной точки  на земной поверхности над другой

Горизонтали

 Лини на карте (плане), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой

 Меридианы

Воображаемые линии на земном шаре,  соединяющие  Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию

Географическая  широта

Расстояние в градусах от экватора  до параллели, проведённой  через заданную точку

Оцените свою работу

Блицопрос

Какой вид масштаба записан:  1:500    (численный)

На нём мы увидим  породы деревьев  (на плане местности)

Прибор   для измерения высот  (нивелир)

Они показывают  направление на запад и восток ( параллели)

Что это?  300 с.ш., 800 з.д.    (географические координаты)

Название нулевого меридиана?   (Гринвичский)

Какова длина параллели в градусах?  (3600 )

Оцените свою работу

-Работаем в парах:  

Определите  географические объекты по их координатам:

Географическая широта

Географическая долгота

10 ю. ш.

780з.д.

410 с. ш.

150 в.д.

40 с. ш.

100 в.д.

7 0 ю. ш.

1050в.д.

190 с.ш.

990 з.д.

Проверьте правильность выполнения задания, оцените свою работу

Географическая широта

Географическая долгота

Название объекта

10 ю. ш.

780з.д.

Вулк. Котопахи

410 с. ш.

150 в.д.

Вулк.  Везувий

40 с. ш.

100 в.д.

Вулк. Камерун

7 0 ю. ш.

1050в.д.

Вулк. Кракатау

190 с.ш.

990 з.д.

Вулк. Орисабо

-Предлагаю  выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».  (письменно выполняет каждый ученик)

Утверждения

согласен – «+», не согласен – «-».

1

Самая большая величина широты -900 с.ш., 900 ю.ш

2

Самая большая параллель – северный полярный круг

3

Географическая долгота – это расстояние в градусах от экватора  до заданной точки

4

Если именованный масштаб в 1 см 200 м, то численный   1:20000

5

Абсолютная высота  показывает превышение по вертикали одной точки земной поверхности над другой

6

 данный  условный знак обозначает болото

-Сравните свою работу с образцом: если есть ошибки, то подумайте ПОЧЕМУ  они допущены

3 этап локализации индивидуальных затруднений (6-7 мин);

Цель: обсуждение затруднений.

- Какие задание вы выполняли?

- Где возникло затруднение?

- Почему здесь возникло затруднение?

-Подумаете: какие вопросы вызвали затруднение, что нужно доработать. Для этого

 

Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания  применял?

3.  Где возникло затруднение? (место)

4.  Почему оно возникло? (причина)

4 этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (2-3 мин);

Цель: постановка учебной деятельности и способов её реализации  

-  Какую же цель нам надо поставить для  решения  выявленных затруднений?

ответы

-Теперь нам  надо построить план действий  или проект  по выходу из затруднения.

ПРОЕКТ  ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ВЫЗВАВШЕЙ ЗАТРУДНЕНИЕ

Действия, которые можно  предпринять

Ответы детей

предлагаю

1         Прочитать теоретический материал в учебнике

2        Составить план прочитанного текста

3        Рассказать изученный материал соседу по парте

4        Заполнить слепую таблицу

5        Обсудить с товарищами

6        Выписать ключевые слова

7        Рассказать изученный материал классу

8        Выполнить практические задания по теме

  -    Итак, вы определили,  какие у вас есть затруднения, посмотрели,  что  нужно сделать, чтобы устранить   допущенные ошибки, наметили проект действия.  

5 этап реализации построенного проекта (4-5 мин);

Цель: Построение и фиксация нового способа действий при решении задачи, вызвавшей затруднение

- Сейчас предлагаю приступить к работе по реализации вашего проекта.

-Учащиеся, у которых нет  ошибок, могут   помочь другим ребятам или выполнить творческую работу  или задачи.

творческая работа

Задачи

Планета Н имеет  длину   окружности экватора 96 000 км. Рассчитайте,   чему будет равна длина одного меридиана, если выразить его в километрах.

- сколько километров в     1 градусе  меридиана   на этой планете

Чему будет равно расстояние  в километрах от точки А до точки В, расположенных на одном меридиане, если известно, что  в градусах это расстояние равно  400.

6 этап обобщения затруднений во внешней речи (3- 4 мин);

Цель: усвоение учащимися нового способа  действия при решении типовых задач.

-Поднимите руки, кто справился без затруднений

- У кого возникли сложности в работе?................... Почему?..........................

-Давайте обсудим   затруднения;………………………………….

-Выполним задания с пояснением  выбора ответа ……………………  

  «Третий-лишний»

1.  север,  юго-восток, запад  (промежуточная сторона горизонта, другие основные стороны горизонта))

2. абсолютная, линейный,  относительная  ( это вид масштаба, даны высоты)

3. численный, именованный,  начальный (меридиан, даны  виды масштаба)

4.  восточная,  северная, южная (это долгота, даны широты)

Оцените свою работу

Соотнесите

Направление на   восток  

Географические координаты

Величина  меридиана в градусах

900

Широта и долгота точки земной поверхности

Градусная сеть

Меридианы и параллели на карте и глобусе

бергштрих

Сторона горизонта, имеющая азимут  2700

1800

Направление склона  

запад

Направление на   восток  

Географические координаты

Величина  меридиана в градусах

900

Широта и долгота точки земной поверхности

Градусная сеть

Меридианы и параллели на карте и глобусе

бергштрих

Сторона горизонта, имеющая азимут  2700

1800

Направление склона  показывает

запад

Оцените свою работу

7 этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4 мин)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет        

А сейчас я предлагаю  задания для самостоятельной работы, выполнив которые вы осуществите  самопроверку.  На всю работу  даётся   3- 4 минут

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА стр 26 проверьте по слайду

- У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы!

 Оцените себя.

8 этап включения в систему знаний и повторения. (3-4 минут)

Цель: Повторение и закрепление

Игра “Хлопай в ладоши!”    Я зачитываю утверждение. Если оно верное, ученики хлопают один раз, если нет – не хлопать в ладоши. Если неверно, то  нужно дать  правильный ответ.

Утверждения:

1.     масштаб 1:200 крупнее, чем 1: 20 000

2.     Мурманск   -   690 с  с.ш. . 1300 в.д.

         Магадан -  600 с  с.ш. . 1500 в.д.

- Магадан   расположен севернее

- Магадан расположен восточнее

3. Северо- запад это основная сторона горизонта

4.  Наша страна имеет  только северную широту

5. Чем больше уменьшение, тем крупнее масштаб

6. В 10 меридиана  111 км

7. Длина  всех параллелей в    км одинаковая

8. Азимут на юг  - составляет 2200

9. Горизонтали  - условные линии на плане и карте, соединяющие точки с одинаковой относительной высотой

10. Полюс – это точка на земной поверхности, через которую проходит  воображаемая  ось.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

9 этап рефлексии деятельности  на уроке (2 мин)

  Цель: осознание обучающимися своей и всего класса учебной деятельности

-    Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

-  Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?

- Продолжите   одно из высказываний:

1.        сегодня я узнал…

2.        было интересно…

3.        было трудно…

4.        я выполнял задания…

5.        я понял, что…

6.        теперь я могу…

7.        я почувствовал, что…

8.        я приобрел…

9.        я научился…

10.        у меня получилось …

11.        я смог…

12.        я попробую…

13.        меня удивило…

14.        урок дал мне для жизни…

15.        мне захотелось…

 

- Подведём  итоги работы  на уроке ( по бланку)

             Домашнее задание:

Повторить тему “План и карта”, подготовиться к контрольному тестированию.

Используемая литература

1.Агеева И.Д. «Весёлая география на уроках и праздниках»,  «ТЦ Сфера», М., 2005

2.Алексеев А.И,  Николина В.В.,  Липкина Е.К. Учебник. География 5-6 классы,  серия «Полярная звезда», «Просвещение», 2021

3. Николина В.В. «Поурочные разработки», 5-6 классы, «Просвещение», 2016

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

«жокей»

«лошадь».

Ориентирование

Умение определять   своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов

Азимут

Угол между направлением  на север и  направлением  на любой предмет по ходу часовой стрелки.

План местности

Чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный  в уменьшенном виде, с помощью условных знаков

Масштаб

Величина, показывающая,  во сколько раз расстояния  на плане или карте  уменьшены по сравнению  с реальными расстояниями на местности

Относительная высота

Превышение  по вертикали одной точки  на земной поверхности над другой

Горизонтали

 Линии на карте (плане), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой

 Меридианы

Воображаемые линии на земном шаре,  соединяющие  Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию

Географическая  широта

Расстояние в градусах от экватора  до параллели, проведённой  через заданную точку

Направление на   восток  

Географические координаты

Величина  меридиана в градусах

900

Широта и долгота точки земной поверхности

Градусная сеть

Меридианы и параллели на карте и глобусе

бергштрих

Сторона горизонта, имеющая азимут  2700

1800

Направление склона  показывает

запад

Фамилия,  имя_______________________

Допиши ответы

Какой вид масштаба записан:  1:500    

На нём мы увидим  породы деревьев  

Прибор   для измерения высот  

Они показывают  направление на запад и восток

Что это?  300 с.ш., 800 з.д.    

Название нулевого меридиана?  

Какова длина параллели в градусах?  

О

  «Третий-лишний»  ( в каждой строке подчеркни лишнее слово, ответь почему)

1.  север,  юго-восток, запад

2. абсолютная, линейный,  относительная

3. численный, именованный,  начальный

4.  восточная,  северная, южная

ОТВЕТЬ

Утверждения

согласен – «+», не согласен – «-».

1

Самая большая величина широты -900 с.ш., 900 ю.ш

2

Самая большая параллель – северный полярный круг

3

Географическая долгота – это расстояние в градусах от экватора  до заданной точки

4

Если именованный масштаб в 1 см 200 м, то численный   1:20000

5

Абсолютная высота  показывает превышение по вертикали одной точки земной поверхности над другой

НАЙДИТЕ НА КАРТЕ

Географическая широта

Географическая долгота

Название объекта

10 ю. ш.

780з.д.

410 с. ш.

150 в.д.

40 с. ш.

100 в.д.

7 0 ю. ш.

1050в.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обобщающий урок по теме: «План и карта»

Слайд 3

Определите для себя цели урока «хочу» на уроке узнать….. «надо» поработать над вопросами…… «могу по изученному материалу……

Слайд 4

БЛИЦ-ОПРОС Назовите вид масштаба : 1:500. На нём мы увидим породы деревьев. Прибор для измерения высот. Они показывают направление на запад и восток. Что это? 30 с.ш., 80 з.д. Название нулевого меридиана? Какова длина параллели в градусах?

Слайд 5

Определение географических объектов по их координатам: 1. влк. Котопахи 2. влк. Везувий 3. влк. Камерун 4. влк. Кракатау 5. влк. Орисабо

Слайд 6

Согласен, не согласен № Утверждения согласен – «+», не согласен – «-». 1 Самая большая величина широты -90 0 с.ш., 90 0 ю.ш + 2 Самая большая параллель – северный полярный круг - 3 Географическая долгота – это расстояние в градусах от экватора до заданной точки - 4 Если именованный масштаб в 1 см 200 м, то численный 1:20 000 + 5 Абсолютная высота показывает превышение по вертикали одной точки земной поверхности над другой - 6 данный условный знак обозначает болото - 7 С Ю. Направление от озера до оврага показывает на северо- восток -

Слайд 7

Построение проекта для решения проблемы, вызвавшей затруднение Прочитать теоретический материал в учебнике Рассказать изученный материал соседу по парте 3 Обсудить с товарищами 4 Выписать ключевые слова 5 Рассказать изученный материал классу 6 Выполнить практические задания по теме

Слайд 8

«Третий-лишний» 1. север, юго-восток, запад 2. абсолютная, линейный, относительная 3. численный, именованный, начальный 4. восточная, северная, южная

Слайд 9

Соотнесите Направление на восток Географические координаты Величина меридиана в градусах 90 0 Широта и долгота точки земной поверхности градусная сеть Меридианы и параллели на карте и глобусе бергштрих Сторона горизонта, имеющая азимут 270 0 180 0 Направление склона показывает запад

Слайд 10

40. А 41. Б 42. А 43. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ 44 . ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ 45. А 46. Д Ответы на тесовые задания

Слайд 11

Географические задачи Планета Н имеет длину окружности экватора 96 000 км. Рассчитайте, чему будет равна длина одного меридиана, если выразить его в километрах. Сколько километров в 1 градусе меридиана на этой планете? Чему будет равно расстояние в километрах от точки А до точки В, расположенных на одном меридиане, если известно, что в градусах это расстояние равно 40?

Слайд 12

Утверждения: Мурманск - 69 с. ш. 130 в.д. Магадан - 60 с. ш. 150 в.д.

Слайд 13

Продолжите высказывания сегодня я узнал (а)… было интересно… было трудно… я выполнял(а) задания… я понял(а), что… теперь я могу… я почувствовал(а), что… я приобрел(а)… я научился… у меня получилось … я смог(ла)… я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для интерактивной доски Обобщение по теме "Закон Ома.Напряжение.Сила тока.Сопротивление"

Урок по физике в 8 классе по теме : «Элементы цепи. Сила тока. Напряжение. Сопротивление», разработан для интерактивной доски SMART  Board .В уроке показано, как можно эффективно использова...

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...

Разработка урока "План и карта"

Обобщающее повторение по теме"План и карта".Урок-путешествие....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....

Разработка урока План и карта. Обобщение по теме

Обобщающий урок имеет 9 этапов урока-рефлексии...