Использование дискуссий на уроках географии
статья по географии

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в  обучении, развитии и воспитании будущего специалиста. Дискуссия  (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.Дискуссия- диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных и производственных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнение, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

Дискуссия - спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже  в  науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т.д. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель - не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_diskussiy_na_urokah_geografii.docx250.88 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из наиболее эффективных форм помогающей подрастающему поколению в поиске новых знаний является дискуссия.

Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В дискуссионном уроке должен присутствовать характерный признак - конфликт, при котором каждый участник защищает свою позицию. Дискуссии способствуют развитию у учащихся основных коммуникативных умений. В целом, дискуссия является такой формой занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, при этом они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается их интерес к предмету.

 По характеру проведения выделяют следующие типы дискуссий:        1. Направленная дискуссия. При ней ход обсуждения полностью определяется и осуществляется ведущим, обычно учителем. Такой тип дискуссии проводится при изучении новой темы и не требует необходимости острого столкновения мнений, эмоционального дискуссионного спора.

2. Свободная дискуссия. Проводится при минимальном участии ведущего. На обсуждение выносятся острые проблемные вопросы, и участники дискуссии в основном сами ведут обсуждение.

3. Комбинированная. Определяется как комбинация направленной и свободной дискуссии. В практике работы чаще проводится именно данный тип дискуссии.

Например:

Темы учебных дискуссий в курсах школьной географии

6 класс: «Общая география»

1.     Будет ли преувеличением утверждать, что география – одна из

важнейших наук в современном мире?

2. Чей вклад в географическое познание Земли весомее: Х. Колумба или Ф.Магеллана?

3. Карта – язык географии.

4. План важнее карты.

5. Облик земной коры - результат внутренних процессов.

6. У природы нет плохой погоды .

7. Климат – результат солнечного освещения Земли.

8. Жить в умеренном поясе лучше, чем в тропическом.

9. Человек меняет климат.

10. Нужно ли наблюдать за погодой?

11. Ведет ли НТП к «гибели» гидросферы?

12. Вода – источник жизни человека.

13. За воду нужно платить.

14. Почва – продукт растительного мира?

15. Экологические проблемы неизбежны.

16. Жить в городе лучше, чем в селе.

17. Могу ли я участвовать в охране окружающей среды?

11 класс: Тема урока: «Глобальные проблемы человечества»

 Проблемы для дискуссии: (Вопросы для обсуждения)

 1) Сформулируйте географические аспекты энергетической и сырьевой проблем человечества. Каковы возможные пути их решения?

2) Используя материалы учебника и ваши знания по географии, сформулируйте вашу точку зрения на тему «проблемы здоровья и долголетия человека».

3) Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека. Информатизация и глобализация – благо для современного мира.

          Одним из видов подготовки к дискуссии является прием «Обсуждение

вполголоса». Методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Учитель знакомит с общими принципами дискуссии: равноправные субъект – субъектные отношения; позиция «Я – хороший, ты – хороший»; позиция «Поймите меня правильно»; истина превыше всего; краткость – сестра таланта; уважение и дружелюбие при высказываниях и с общими правилами поведения в дискуссии: я критикую идеи, а не людей; моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению; я выслушиваю мнение каждого, даже если я ним не согласен; я сначала выясняю все идеи и факты относящиеся к обеим позициям; я стараюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему; я изменяю точку зрения под воздействием убедительных аргументов

Технология школьной дискуссии заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг,диагностика,преобразование,изменениеустановок,стимулирование творчества и др.

При организации дискуссии на уроке обычно ставится несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. В результате дискуссии могут быть достигнуты и такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, теоретическая интерпретация вопроса. Большинство учителей придерживаются мнения, что вовлекать в эту

форму работы можно учащихся старших классов. Проведению дискуссии предшествует подготовительная работа учителя по развитию навыков дискуссионной культуры учащихся. Это могут быть групповые игры-тренинги по развитию навыков понимания.

Таким образом, дискуссии способствуют развитию у учащихся основных коммуникативных умений. В целом, дискуссия является такой формой занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, при этом они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается их интерес к истории. В старшем звене школы наиболее эффективными будут групповые дискуссии, в результате которых будет сформулирована общая позиция по рассматриваемой проблеме. Именно такая форма урока позволяет школьникам не только развить определенные коммуникативные умения, но и способствует более глубокому усвоению учебного материала.

Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты.

Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...

Статья "Использование дискуссий на уроках истории"

Лев Николаевич Толстой однажды сказал: «Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти». Я полностью согласна со словами великого писателя и пед...