Функциональная грамотность учимся для жизни.
план-конспект урока по географии (5 класс)

«Функциональная грамотность: учимся для жизни».  Формирование  читательской грамотности и естественнонаучной грамотности.                                                                                              

ФИО, должность и место работы: Шарипова Альфия Асхатовна, учитель географии, МБОУ «Шемяковская ООШ»

Тема

(название)

Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география?

Цель

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии.

Задачи

Формирование функциональной грамотности. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, отвечать на вопросы,  находить и извлекать необходимую информацию;

Ключевые смыслы,

 слоганы

География, наука, Эратосфен

 

Символы

Составление схемы наук о природе

Возраст или класс:

5 класс

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Функциональная грамотность: учимся для жизни» . Выполнила учитель географии МБОУ« Шемяковская ООШ» Шарипова Альфия Асхатовна

Слайд 4

« Географика » Одну из работ, посвященную исследованию Земли, Эратосфен назвал « Географика », снабдив ее составленными им самим картами. Появление этой книги ознаменовало рождение новой науки — географии; Эратосфен же вошел в историю как ее «крестный отец», впервые применивший термин «география».

Слайд 7

Древнее название Современное название Эфиопский океан Эритрейское море Остров Альбион Понт Эвксинский Внутреннее море

Слайд 8

Древнее название Современное название Эфиопский океан Атлантический океан, но не весь а только южные его районы в Северном полушарии. Эритрейское море Красное море Остров Альбион Остров Британия Понт Эвксинский Черное море Внутреннее море Средиземное море

Слайд 9

Название науки Что изучает астрономия Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение физика Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д. химия Наука о веществах и их превращениях геология Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии. география Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание». физическая география Изучает природу земной поверхности биология Наука о живой природе экология Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.



Предварительный просмотр:

«Функциональная грамотность: учимся для жизни».  Формирование  читательской грамотности и естественнонаучной грамотности.                                                                                              

ФИО, должность и место работы: Шарипова Альфия Асхатовна, учитель географии, МБОУ «Шемяковская ООШ»

Тема

(название)

Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география?

Цель

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии.

Задачи

Формирование функциональной грамотности. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, отвечать на вопросы,  находить и извлекать необходимую информацию;

Ключевые смыслы,

 слоганы

География, наука, Эратосфен

Символы

Составление схемы наук о природе

Возраст или класс:

5 класс

Этап и время

Что делают учащиеся?

Что делает педагог?

Как формируется компонент функциональной грамотности?

Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование

1.Организационный момент

Слушают учителя.

Вступительное слово учителя. Знакомит учащихся с учебником,  с правилами подготовке к уроку, требованиями ведения   тетрадей, требованиями к работе с контурными картами.

Таблица с названиями наук и их определениями.

2. Мотивация

Определяют тему раздела, тему урока. Формулируют цель урока. Поиск и извлечение информации. Используя облако слов определяют тему, дают объяснение терминам, заполняют таблицу.

Применение «Облако слов»

1. Используя облако слов ответьте на вопросы.

C:\Users\1\Downloads\ГЕОГРАФИЯЭ523.png

Ориентироваться в содержании сплошного текста, структурировать его, находить требуемую информацию, преобразовывать текст.

2. Умение работать с учебником. Выделять главное.

Презентация , учебник.

3. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Заполнение таблицы. (работа по парам)

1. Работают с текстом учебника. Выделяют главное, отвечают на поставленные вопросы.

1. Задание 1. На маршрутных листах. Используя текст учебника (стр.6), выясните, что означает слово «география», с каким событием связано его появление?

Сравнивают карту в учебники, с картой в атласе. Заполняют таблицу.

Задание 2.

Посмотрите на карту мира из книги Эратосфена. (Учебник страница 7.) Как сейчас называются географические    объекты, обозначенные на этой древней карте? Использовать материал учебника стр. 7 пар. 1 заполнить в таблице пустые ячейки.

Заполняют таблицу.

Древнее название

Современное название

Эфиопский океан

Эритрейское море

Остров Альбион

Понт Эвксинский

Внутреннее море

Еще одной важной особенностью работы с текстами является использования иллюстративного ряда и разнообразных графических объектов: графиков, таблиц, схем, диаграмм, карт и т.п.

Работают с текстом на маршрутном листе.

Задание 3. Прочитать текст,  ответить на вопросы.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное, отвечать на вопросы,  находить и извлекать необходимую информацию;

Маршрутный лист.

4. Закрепление изученного материала.

1. Выполняют тест на маршрутных листах.

2. Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники, составляют гекс.

1. На маршрутных листах выполнить тест.

2. Расположить в правильном порядке шестиугольники.

Практическая работа №1.

Составление схемы наук о природе. Умение представлять  информацию в графической форме (схема). Метод шестиугольника. Критическое мышление – мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. 

5. Рефлексия

Составляют «Синквэйн», отвечают на вопрос.

Составить «Синквэйн» по теме сегодняшнего урока. Игра с мячом ответить на вопрос «Что изучает география?»

6. Домашнее задание.

На маршрутных листах получают задание.

Составить схему наук о природе. На «3» - Параграф 1, вопросы «Проверим знания». На «4» - Параграф 1, « Более сложные вопросы» с.8. На «5» - Создать проект «В чем заслуга Эратосфена»


Маршрутный лист.

Фамилия, имя  _________________________________________________________________

Задание 1. Используя текст учебника (стр.6), выясните, что означает слово «география», с каким событием связано его появление?  Записать в тетрадях.  (1 балл)

Задание 2. Тематический практикум (5 баллов)

Посмотрите на карту мира из книги Эратосфена. (Учебник страница 7.) Как сейчас называются географические    объекты, обозначенные на этой древней карте? Использовать материал учебника стр. 7 пар. 1 заполнить в таблице пустые ячейки. Сравнить карту Эратосфена с картой в атласе.

Древнее название

Современное название

Эфиопский океан

Эритрейское море

Остров Альбион

Понт Эвксинский

Внутреннее море

Задание 3. Прочитать текст,  ответить на вопросы.

… Эратосфен, живший в Александрии, для определения размеров Земли выбрал дугу александрийского меридиана, на который приблизительно попадает город Асуан (в те  времена  Сиена).  Эратосфен  узнал,  что  в Асуане  во время  летнего  солнцестояния   в полдень можно видеть изображение Солнца в глубоких колодцах, т. е. Солнце находится в зените (по вертикали над головой). В то же самое время в Александрии Солнце оказывалось удалённым от зенита на одну пятидесятую часть окружности (рисунок 1). Отклонение светила от вертикали определялось по измерениям тени гномона – древнейшего  астрономического  инструмента,  состоящего  из вертикального   стержня  на горизонтальной площадке (рисунок2).

http://www.ramgeo.ru/pics/history/info/measuring/meas_01_h325.png

C:\Users\316\Desktop\gnomon.gif

Рис. 1

Рис. 2

… В наше время существует особая наука, которая занимается определением величины Земли при помощи точнейших измерений её поверхности. Геодезические работы по измерению Земли проводились и проводятся и в нашей стране. Еще в XIX веке русскими геодезистами была проделана очень точная работа по измерению «русско- скандинавской дуги меридиана» протяжением более 25°, т. е. длиной почти в 3 тыс. км. Её назвали «дугой Струве» в честь основателя Пулковской обсерватории (под Петербургом) Василия Яковлевича Струве, который задумал эту огромную работу и руководил ею.

Пример 1 (уровень 1) (2 балла)

Установите соответствие между термином и его значением: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ТЕРМИН        ЗНАЧЕНИЕТЕРМИНА

А)зенит                1)        древнейший        астрономический Б)геодезия        инструмент

  1. наука, изучающая форму и размеры земнойповерхности
  2. древняя наука о движении Солнца по небеснойсфере
  3. точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

Пример 2 (уровень 2) (2 балла)

Установите соответствие между точкой на рисунке 1 и тем, что она обозначает: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ТОЧКАНАРИСУНКЕ        ЧТООБОЗНАЧАЕТ

А)точкаА        1) город Александрия

Б)точкаС        2) город Асуан

  1. Северный полярныйполюс
  2. точка наэкваторе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

Тест . (3 балла)

1. Кто из учёных древности впервые использовал слово «география»?

А) Пифагор

Б) Аристотель

В) Эратосфен

2. Слово география в переводе с греческого языка означает

А) земледелие       Б) землеописание      В) землеведение    Г) земленаблюдение

3. Из какого города был родом древнегреческий ученый Эратосфен?

 А) Афины           Б) Кирены        В) Дельфы     Г)  Микены

Ответить на вопрос писменно в тетрадях: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто? (2 балла)

13-15 баллов – «5»

10-12 баллов – «4»

7-9 баллов – «3»

Практическая работа №1.

Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.

Оборудование: раздаточный материал с названиями наук и  карточки с определениями этих наук.

Задача:

1)  Сопоставить названия наук и их определения.

2) Провести взаимопроверку и оценить работу групп, проанализировав результаты деятельности.

Образец выполнения:

Название науки  

Что изучает

астрономия

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

химия

Наука о веществах и их превращениях

геология

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

физическая география

Изучает природу земной поверхности

биология

Наука о живой природе

экология

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

laquo;Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?      ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"

Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....