РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
календарно-тематическое планирование по географии (6, 7 класс)

Тарасова Александра Александровна

В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_6_-7_klass.docx90.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

143334 Московская область Наро-Фоминский район д. Вышегород д.3, 4 тел. (496)-346-81-37

«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на ШМО учителей гуманитарного цикла и математики

Протокол № 1 от 29 августа 2022г

Руководитель ШМО

_________________ Мамедова А.Н.

на заседании Педагогического совета

Протокол № 1 от 30 августа 2022г

   Врио директора

   МБОУ Вышегородской

   школы-интерната для  

   обучающихся с ОВЗ

   ____________ Демин А.Н.

Приказ № 130 от 30.08.2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету География

в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

для 6, 7 классов

2022-2023 учебный год

Составитель: Тарасова Александра Александровна

Наро-Фоминский городской округ

деревня Вышегород

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

раздел

страница

1.

Пояснительная записка

3-4

2.

Планируемые личностные результаты

4-5

3.

Планирование освоения предметных результатов учебного предмета

5-6

   6, 7 класс

4.

Основное содержание учебного предмета

7

6,7  класс

5.

Календарно-тематическое планирование

10-14

6,7  класс

6.

Материально-техническое обеспечение предмета (курса)

15

Пояснительная записка

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи реализации АООП:

― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

Рабочая программа  учебного предмета «География» составлена в соответствии с основными положениями ФГОС и требованиями АООП ООО  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе «Положения  о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля».

Цель и задачи обучения  курса: 

География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Цель: 

сформировать у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:  

- формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран.

- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф

- овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;

- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «География» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом «МБОУ Вышегородская школа — интернат для обучающихся с ОВЗ» рабочая программа в 6 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю):

34ч. (1 час в неделю) — обязательная часть Учебного плана,

Класс

6 класс

7 класс

Количество часов в неделю

2  часа

2 часа

Итого в год

68  часов

68 часов

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает достижение ими  результатов двух видов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП  включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Планируемые личностные результаты

6 класс

  • воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;  
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
  • совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
  • формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.);
  • совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
  • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
  • развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;
  • воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма, оттенки), при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
  • воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в космос, первые космонавты).
  • воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы);
  • учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
  • при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
  • учить понимать необходимость бережного отношения  и мероприятий по охране водоемов от загрязнения

7 класс

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества;
  • при изучении темы «Народы России» формирование представлений обучающихся о России как многонациональном государстве, разнообразии народов, их традициях, вероисповедовании.
  • Воспитание интернациональных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей.
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
  • совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем;
  • формирование навыка преобразования информации из одного вида в другой (текст в таблицу, схему).
  • формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы.;
  • формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • Воспитывать уважительное отношение к представителям малых коренных народов.
  • Учить детей гордиться богатствами недр страны, его лесными массивами и понимать необходимость их рационального использования.
  • При знакомстве с достопримечательностями городов европейской и азиатской частей России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников.

Планирование освоения предметных результатов учебного предмета

АООП  определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

6 класс

Минимальный уровень:

Обучающиеся должны знать;

Достаточный уровень:

Обучающиеся должны знать;

  • представителям малых коренных народов.
  • Учить детей гордиться богатствами недр страны, его лесными массивами и понимать необходимость их рационального использования.
  • При знакомстве с достопримечательностями городов европейской и азиатской частей России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников предложенных учителем предложений;
  • показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем.
  • что изучает география;
  • горизонт, линию и стороны горизонта;
  • основные формы земной поверхности;
  • виды водоемов, их различия;
  • меры по охране воды от загрязнения;
  • отличие плана от рисунка и географической карты;
  • основные направления на плане, географической карте;
  • условные цвета и основные знаки географической карты;
  • распределение суши и воды на Земле;
  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
  • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
  • ориентироваться на географической карте и глобусе;
  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте

7 класс

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся должны знать:

  • название своего государства, его столицы;
  • названия природных зон России;
  • типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает обучающийся;
  • основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать границы России на физической карте РФ;
  • принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды;
  • правильно вести себя в природе

Обучающиеся должны знать:

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
  • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
  • природные зоны России;
  • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  • хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.
  • правила поведения в природе:
  • названия географических объектов на территории России, указанные в программе.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
  • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе;
  • устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  • делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой учащихся);
  • принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Основное содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета 6 класс (68 часов в год, 2 ч в неделю)

Введение (5 часов) 

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1–5 классах.

Ориентирование на местности (5 часов) 

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. 

Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Формы поверхности Земли (4 часа)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

Вода на Земле (10 часов) 

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.

Река, ее части. Горные и равнинные реки.

Использование рек.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Практические работы

Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов.                                              

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

План и карта (10 часов)

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Практические работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (достаточный уровень).

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов с опорой на таблицу условных знаков (достаточный уровень).

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.

Земной шар (14 часов) 

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.

Освоение космоса.

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Практические работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

Работа с контурами материков (картонными, ламинированными).

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление иллюстраций или контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Карта России (19 часов)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Работа с контурными картами.

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности,

плоскогорья.

Работа с контурными картами.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Работа с контурными картами.

Река Волга.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Реки Сибири: Обь, Енисей.

Реки Лена и Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

Крупные города России (по выбору учителя).

Работа с контурными картами.

Наш край на физической карте России.

Повторение начального курса физической географии (2 часа)

Наша страна. Москва – столица нашей Родины. Города. Наша местность. Вода, полезные ископаемые

Практические работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Основное содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета 7 класс (68 часов в год, 2 ч в неделю)

Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.

         На уроках учащиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).

         При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.

        Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на  федеральные округа.

Особенности природы и хозяйства России

(общая характеристика) (11 часов)

Географическое положение России на карте мира.

Европейская и азиатская части России.

Административное деление России.

Разнообразие рельефа.

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

Климат России.

Водные  ресурсы России, их использование.

Население России. Народы России.

Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли.

Сельское  хозяйство, его отрасли.

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

Природные зоны России. (56 ч.)

Размещение природных зон на территории  России.

Карта природных зон  России (2 ч)

Зона арктических пустынь (5 ч)

Положение на карте.

Климат.

Растительный и животный мир.

Население и его основные занятия.

Северный морской путь.

Зона тундры (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры.

Растительный мир.

Животный мир  тундры.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города: Мурманск,  Нарьян-Мар, Воркута,  Норильск, Анадырь.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (18 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Реки, озера, каналы.

Растительный мир. Хвойные леса (тайга ).

Смешанные и лиственные леса.

Животный мир.

Пушные звери.

Значение леса.

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Города Центральной России.

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск,  Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Обобщающий урок по лесной зоне.

Зона степей ( 8 ч)

Положение на карте. Рельеф.  Полезные ископаемые. Реки.

Растительный мир.

Животный мир .

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск,

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград,  Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.

Охрана природы зоны степей.

 Зона полупустынь и пустынь (7 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Реки.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные  занятия.

Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков (3 ч)

Положение на карте.

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты  Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. Города южного  берега Крыма (ЯлтаАлупка, АлуштаСудак и Коктебель).

Высотная поясность в горах (5 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Города и экологические проблемы Урала.

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Обобщающий урок по географии России ( 1 ч)

Практические работы

Работа с физической картой и картой природных зон России.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п\п

Наименование разделов и тем

Сроки прохождения

программы

плановые

фактические

Введение 5 ч

1

1

Введение. Что изучает география.

06.09.22

2

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

07.09.22

3

3

Явления природы.

13.09.22

4

4

Географические сведения о вашей местности и труде населения.

14.09.22

5

5

Экскурсия

20.09.22

Ориентирование на местности - 5 часов.

Географические сведения о вашей местности и труде населения.

комбинированный урок

6

1

Горизонт. Линия горизонта.

   21.09.22

7

2

Стороны горизонта. Практическая работа: Зарисовка линии, сторон горизонта.

27.09.22

8

3

Компас и правила пользования им. Практическая работа: Схематическая зарисовка компаса.

28.09.22

9

4

Ориентирование по местным признакам природы.

04.10.22

10

5

Ориентирование на местности  экскурсия

05.10.22

Формы поверхности Земли – 4 часа.

11

1

Равнины, холмы.

18.10.22

12

2

Рельеф местности – экскурсия.

Практическая работа: Зарисовка различных форм земной поверхности

19.10.22

13

3

Овраги, их образование.

25.10.22

14

4

Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. 

26.10.22

Вода на Земле - 10 часов.

15

1

Вода в природе.

01.11.22

16

2

Родник, его образование.

02.11.22

17

3

 Колодец, водопровод.

08.11.22

18

4

Части реки. Равнинные и горные реки.  Практическая работа: Зарисовка «Части реки»

09.11.22

19

5

Использование  реки.

15.11.22

20

6

Озёра, водохранилища, пруды.

16.11.22

21

7

Болота, их осушение

29.11.22

22

8

Океаны и моря.

30.11.22

23

9

Острова и полуострова.

06.12.22

24

10

Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. 

07.12.22

Острова и полуострова.

План и карта – 9 часов.

25

1

Рисунок и план предмета.

13.12.22

26

2

План и масштаб

14.12.22

27

3

План класса.

20.12.22

28

4

  План школьного участка.

21.12.22

29

5

Условные знаки плана местности.

27.12.22

30

6

План и географическая карта.

28.12.22

31

7

Условные цвета физической карты.

10.01.23

32

8

Условные знаки физической карты.

11.01.23

33

9

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

17.01.23

Земной шар – 14 часов.

34

1

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

18.01.23

35

2

Планеты.

24.01.23

36

3

Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса.

25.01.23

37

4

Глобус – модель земного шара

31.01.23

38

5

Практическая работа: Изготовление из пластилина модели земного шара.

01.02.23

39

6

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.

07.02.23

40

7

Океаны на глобусе и карте полушарий.

08.02.23

41

8

Материки на глобусе и карте полушарий

14.02.22

42

9

Первые кругосветные путешествия.

15.02.23

43

10

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

28.02.23

44

11

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

01.03.23

45

12

Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные.

07.03.23

46

13

Природа тропического пояса.

08.03.23

47

14

Природа умеренных и полярных поясов.

14.03.23

Карта России – 19 часов.

48

1

Географическое положение России на карте.

15.03.23

49

2

Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.

21.03.23

50

3

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана

22.03.23

51

4

Моря Тихого и  Атлантического океанов.

28.03.23

52

5

Острова и полуострова России.

29.03.23

53

6

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья

11.04.23

54

7

Работа с контурными картами

12.04.23

55

8

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Крымские горы

18.04.23

56

9

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

19.04.23

57

10

Работа с контурными картами

25.04.23

58

11

Реки: Волга с Окой и Камой.

26.04.23

59

12

Реки: Дон, Днепр, Урал

02.05.23

60

13

Реки Сибири: Обь, Енисей

03.05.23

61

14

Реки: Лена и Амур

09.05.23

62

15

Озера России

10.05.23

63

16

Работа с контурными картами  Озёра России.  

16.05.23

64

17

Московская область на карте России.

17.05.23

65

18

Крупные города России.

23.05.23

66

19

Столица России – Москва

24.05.23

Повторение – 2 часа

67

1

Повторение начального курса физической географии

24.05.23

68

2

Повторение начального курса физической географии

24.05.2

7 класс

Календарно-тематическое планирование по предмету география

№ п/п

№ по разделу

Наименование разделов и тем

Сроки прохождения программы

Плановые

Фактические

Особенности природы и хозяйства России-11ч

1

1

Географическое положение России на карте мира.

02.09.22

2

2

Европейская и Азиатская части России.

06.09.22

3

3

Административное деление России

09.09.22

4

4

Разнообразие рельефа.

13.09.22

5

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

16.09.22

6

6

 Климат России

20.09.22

7

7

Водные ресурсы России, их использование

23.09.22

8

8

Население России. Народы России.

27.09.22

9

9

Промышленность-основа хозяйства, ее отрасли.

30.09.22

10

10

Сельское хозяйство, его отрасли

04.10.22

11

11

Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России.

07.10.22

Природные зоны России 2 ч

  12

1

Размещение природных зон на территории России

18.10.22

13

2

Карта природных зон России

21.10.22

Зона Арктических пустынь- 5ч.

14

1

Положение на карте.

25.10.22

15

2

Климат.

28.10.22

16

3

Растительный и животный мир

01.11.22

17

4

Население и его основное занятие.

04.11.22

18

5

Северный морской путь.

08.11.22

Зона тундры- 8 часов

19

1

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые

11.11.22

20

2

Климат. Водоемы тундры.

15.11.22

21

3

Растительный мир тундры

18.11.22

22

4

Животный мир тундры

29.11.22

23

5

Хозяйство. Население и его основное занятие

02.12.22

24

6

Города тундры: Мурманск,

Нарьян-Мар

06.12.22

25

7

Города Тундры: Салехард, Норильск, Анадырь.

09.12.22

26

8

Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры

13.12.22

Лесная  зона - 18 часов

27

1

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

16.12.22

28

2

Климат.

20.12.22

29

3

Реки, озера, каналы.

23.12.22

30

4

  Растительный мир. Хвойные леса.(Тайга)

27.12.22

31

5

Смешанные и лиственные леса

30.12.22

32

6

Животный мир лесной зоны

10.01.23

33

7

Пушные звери

13.01.23

34

8

Значение леса

17.01.23

35

9

Промышленность и с/х Центральной России.

20.01.23

36

10

Города Центральной России.

24.01.23

37

11

Особенности развития хозяйства Северо-западной России

27.01.23

38

12

Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск

31.01.23

39

13

Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград.

03.02.23

40

14

Западная Сибирь

07.02.23

41

15

Восточная Сибирь

10.02.23

42

16

Дальний Восток

14.02.23

43

17

Заповедники. Заказники лесной зоны. Охрана леса.

17.02.23

44

18

Обобщающий урок по лесной зоне

28.02.23

Зона Степей -8 часа

45

1

 Положение на карте. Рельеф и полезные

ископаемые. Реки.

03.03.23

46

2

Растительный мир

07.03.23

47

3

Животный мир

10.03.23

48

4

Хозяйство. Население и его основные занятия.

14.03.23

49

5

Города степной и лесостепной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.

17.03.23

50

6

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

21.03.23

51

7

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар

24.03.23

52

8

Охрана природы зоны степей

28.03.23

          Зона полупустынь и пустынь-7 ч

53

1

 Положение на карте. Рельеф, полезные ископаемые.

31.03.23

54

2

Климат.  Реки.

11.04.23

55

3

Растительный мир

14.04.23

56

4

Животный мир.

18.04.23

57

5

Хозяйство. Основные занятия населения.

21.04.23

58

6

Города зон полупустынь и пустынь

25.04.23

59

7

Обобщающий урок по зоне пустынь и полупустынь

28.04.23

Зона Субтропиков – 3 часа

60

1

Положение на карте.

02.05.23

61

2

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия.

05.05.23

62

3

Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.

Ялта, Алушта

09.05.23

Высотная поясность в горах- 6 часов

63

1

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

12.05.23

64

2

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

16.05.23

65

3

Города и экологические проблемы Урала

19.05.23

66

4

Алтайские горы. Хозяйство.  Население и его основные занятия. Города.

23.05.23

67

5

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

26.05.23

68

6

Обобщающий урок по географии России

26.05.23

Материально-техническое обеспечение учебного предмета География

Особое значение при изучении тем разделов приобретают уроки с использованием ЭСО, практические работы, экскурсии, уроки с использованием игровых моментов и ситуаций, так как способствуют формированию у учащихся с нарушением интеллекта новых знаний и связи зрительного образа и слова. Перечисленные формы учебных занятий позволяют эффективно организовать учебный процесс, осуществляемый в коррекционной школе.

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные и печатные пособия, раздаточный материал

Учебно-дидактический материал для учащихся

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы // Под редакцией. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. М. «Просвещение» 2018

Лифанова Т.М. Соломина Е.Н. М. Приложение к учебнику по географии 6 класс. М.: Просвещение, 2020

Атласы 6,7  класс

Физическая карта России, Природных зон России, Карта полушарий

Энциклопедия «Красная книга России» Энциклопедия «Мир животных» Энциклопедия «Растительный мир в картинках»

«Мир природы» (познавательные материалы об окружающем мире- воздух, превращения воды).

- Гербарий

- Основные группы растений    

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска, микроскоп, презентации

3.

Демонстрационные пособия

Наглядные пособия

 «Полезные ископаемые».

 Почвы.

.Коллекции металлов - Чугун и сталь».

«Коллекция стройматериалов»

Демонстрационная коллекция «Полезные ископаемые к курсу природоведения»

«Известняки»

«Гранит».

Топливо

Торф -

Набор удобрений

Основные виды промышленного сырья».

Учебно-методическое обеспечение.

          Рабочая программа  составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 2020года под редакцией И.М.Бгажноковой.

Учебник

Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина «География» - 6 класс, М., «Просвещение»,2020 год.

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География", Москва "Просвещение"2020г

Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина «География» - 7 класс, М., «Просвещение»,2021 год.

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  приложение к учебнику "География", Москва "Просвещение"2021 г

Лист изменений и дополнений в рабочую программу

№ п/п

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...